Расширенные тезисы выступления Тараса Дятлика на круглом столе “Церковь в условиях войны”, который состоялся 20 сентября на базе Ассоциации “Духовное возрождение” (г. Ирпень, Киевская область).

Тезис 1. Евангельские учебные заведения Украины и России наравне с Церковью несут ответственность за то, каким образом прихожане и служители евангельских общин реагировали или не реагировали на мировоззренческие и ценностные вызовы в условиях общественно-протестного движения “Майдан”, аннексии Крыма и гибридной войны в Восточной Украине.


К состоянию кризиса, в котором сейчас находится евангельская церковь в России и Украине, богословские учебные заведения имеют самое непосредственное отношение. Богословские семинарии, библейские колледжи, школы, институты и курсы, христианские университеты, начиная с 1989 г., ответственно (в положительном значении) заявляют, что готовят пасторов, проповедников, преподавателей воскресной школы и других служителей для поместных церквей. Сейчас мы, как евангельская церковь, пожинаем то, чему в течение 25 лет учили и чему не учили наших студентов; пожинаем как положительные, так и отрицательные последствия. Сотни и тысячи выпускников наших богословских вузов сегодня – пасторы, проповедники, душепопечители, преподаватели, как в воскресных школах, так и в семинариях, руководители христианских организаций, церковных групп и союзов.

Богословские учебные заведения – это органическая часть Церкви. Из-за органических связей между Церковью и Семинарией (как профессионального проявления духовных даров «учительства», «слова мудрости», «слова знания»), состояние Церкви всегда отражается на Семинарии, как и состояние Семинарии всегда зеркально отражает состояние Церкви. Потому что Церковь – первична, а Семинария – вторична, как одно из проявлений жизни Церкви.

Поэтому весь спектр реакций евангельской церкви Украины и России на общественно-политический кризис в Украине зеркально отразился в преподавателях и студентах, руководителях и выпускниках Семинарии: от полного абстрагирования и игнорирования реальности через утверждение “мы дети не сего двора” до активного участия в операциях боевых подразделений, как со стороны Украины (для защиты своего народа), так и со стороны России (для продвижения “Русского мира” на территории другого суверенного государства с границами, в свое время юридически закрепленными и признанными международным сообществом, в том числе, Россией).

Таким образом, евангельские учебные заведения несут ответственность за нынешнее состояние Церкви после 25 лет образовательно-просветительской деятельности. С одной стороны, например, за молитвенную палатку на Майдане, где круглосуточно совершались молитвы о мире в стране, о властях и политиках, о Церкви; за печать и раздачу Евангелий всем, искавшим Слова Божьего и утешения; за горячую еду и теплую одежду; за проповеди о мире и Благой Вести со сцены; за призывы к ненасилию и миротворчеству; за сердце, которое было способно сострадать и страдать вместе с народом, а не с насильственной власть; за продолжение молитв о мире в Восточной Украине на центральных площадях нашей страны по воскресеньям до сегодняшнего дня.

Эти люди осознали, что социально-политический кризис допустил Бог по Своей суверенной воле, и спрашивали Его: “Господи, что повелишь мне делать, чтобы исполнить волю Твою здесь и сейчас? Как мы можем быть Твоими свидетелями и в таких обстоятельствах, служа к миру Твоему, миру не показному, но настоящему?”

Эти люди много лет молились о пробуждении Украины, чтобы украинский народ снова испытал жажду в Боге, пробудился к Богоисканию. Потому что они понимали, что конечное решение в любой социальной, экономической или политической ситуации (инициировать или допустить) остается всегда за Богом. Потому что они осознавали, что социальные и политические потрясения сегодня допустил Суверенный Правитель Вселенной, Архитектор истории, чтобы мы, как Его дети, проснулись от духовного сна, от гонки внутрицерковных программ и внутрицерковных служений, и вышли на улицу за пределы наших общин вдохнуть свежий воздух Божьей весны, Божьего пробуждения, услышали пение небес, ощутили на коже своей души теплый согревающий луч солнца Божьей благодати… Многие из этих верующих были и остаются в самые темные ночи и в самые безнадежные дни с народом, служа ему солью и светом Христа, не брезгуя гражданской позицией народа.

С другой стороны, евангельские учебные заведения наравне с евангельской церковью несут ответственность и за нравственно-идеологическую поддержку, а в ряде случаев и за непосредственное участие своих выпускников в таких движениях насилия как “титушки” и “Оплот”, террористических организациях “ДНР”, “ЛНР”, “Русская православная армия” и “Новороссия”. Обычно сострадание этой группы христиан проявляется в такой любви к насильнику, которая не есть в своей сущности христианской любовью, потому что оправдывает и защищает мировоззренческо-ценностные категории насилия. Любовь Христа не имела ничего общено с насилием, но, тем не менее, имела смелость называть вещи своими именами, как в отношении Ирода, так и Пилата, как в отношении фарисеев, саддукеев и книжников, так и Синедриона, как в отношении народа, так и Своих учеников…

Мы все вместе – академические деканы и преподаватели богословских учебных заведений наравне с пасторами и служителями поместных церквей – несем ответственность за то, как русско-украинская евангельская церковь реагирует или не реагирует на социально-политический кризис в Украине, со всеми положительными и отрицательными последствиями нашей реакции; за то, насколько мы видим и реализуем, или не замечаем и не хотим видеть возможностей для осуществления миссии Церкви в сложившихся обстоятельствах.

Тезис 2. Евангельские учебные заведения Украины и России утратили мировоззрение и ценности как основной плацдарм образовательно-просветительской деятельности.


Основная битва на уровне духовного мира, а также на уровне идеологий, культуры, экономики, политики, образования всегда была, есть и будет вестись в мозгах человека, т.е. на уровне его мировоззрения и ценностей. Мировоззрение и ценности на сегодняшний день – это утраченное измерение богословского образования ввиду его основного фокуса на делании и практике, которые являются лишь видимым отражением внутреннего мировосприятия и мышления человека.

Мировоззрение и ценности человека определяют его отношение к природе и обществу, к другому человеку; они отвечают на вопросы об окружающей реальности, о том, как познать и ощутить эту реальность, как ее оценить, для чего стоит жить в этой реальности; они направляют волю человека к действию. Если изменяются мировоззрение и ценности человека в отношении Бога, окружающего мира, общества, себя и другого, т.е. ближнего, то изменяется личность и характер человека. Именно поэтому в евангельском христианстве начало настоящего пути с Богом называется «рождение Свыше», т.е. радикальное изменение мировоззрения и ценностей в отношении Бога, себя и окружающего мира.

Христианское мировоззрение и ценности, находящиеся в гармонии с ценностями Царства, нам нужны для того, чтобы

  • объяснять свою жизнь, поступки и решения;
  • понимать и объяснять реальность вокруг нас;
  • оценивать и соединять свой христианский жизненный опыт в единое целое;
  • созидать и развивать отношения как в рамках поместной общины, так и в рамках общества, частью которого мы являемся на земле;
  • объяснять проблемы зла и добра, совести человека и его ответственности в грядущей жизни за свое мышление и поступки на земле.

Любые идеологические мировоззренческие и ценностные критерии, которые не соответствуют христианскому мировоззрению и ценностям, приведут нас в миссиологический тупик, в состояние размытости в восприятии окружающего мира и происходящего. Люди с размытыми ценностями повторяют, как правило, что «правды – две, а Истина одна». Это ложная предпосылка, приводящая, в конечном итоге, к разделению личности, разрушающая его целостное мировосприятие другого и других. Когда Христос воскрес и стража за деньги утверждала обратное, это не было две правды, правда была одна – Христос воскрес, и Истина Одна – Христос. Любовь и милость Христа несовместимы с насилием во имя защиты традиционных христианских ценностей. Поэтому любое оправдание проявлений насилия революционной необходимостью противоречит одной единственной, а не двум правдам: христианские ценности не утверждаются насилием, грабежом, воровством, пытками, убийствами, клеветой, какой бы революционной необходимостью это ни оправдывалось.

У христиан (независимо от того в какой стране они проживают и на каком языке разговаривают), поддерживающих “ДНР”, “ЛНР” и “Новороссию”, состоялся мировоззренческий и ценностный коллапс, то, о чем я уже писал ранее. Осуждая национализм, пропагандируют империализм. Выступая за целостность России, пропагандируют и поддерживают разделение Украины. Идею радикальной федерализации России считают экстремизмом (например, вопрос отделения Сибири), но в то же время федерализацию Украины считают стремлением к свободе. Считая Порошенко нелегитимным президентом Украины, в то же время считают Ельцина и его преемника легитимными президентами России (после ГКЧП). Считают Запад и Америку злом, но в то же время не гнушаются ездить туда за деньгами для служения. Оправдывая насилие “…НР-овцев” в Украине революционными обстоятельствами, осуждают насилие в Чечне и других кавказских республиках, на Ближнем Востоке. Территорию России считают “богоданной”, а Украину – искусственным образованием. Если цитируешь российского классика, то ты любитель всего светлого и доброго, если украинского времен расстрелянного Возрождения – ты “бандеровец” мыкающий на “мове”. Если русский одевает национальную рубашку, то он патриот, если украинец одевает свою сорочку, то он националист. Далеко не полный список…

Отравляющий яд религиозно-националистического империализма идеологии «Русского мира» медленно и, в большинстве случаев, незаметно вползает через мировоззренческие и ценностные трещины христианских лидеров и служителей в христианские общины, вызывая неосознанный восторг идеологией «Русского мира» и «Третьего Рима». На крови русского народа, на зверских убийствах лучших представителей русского народа и других народов, на смертях миллионов невинных людей верными носителями духа и учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина строилась Советская империя. На чьей крови строится империя «Русского мира»? Согласно какому мировоззрению и ценностям? По Христу?

«Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда», отвечал Иисус представителю Рима. Царство Христово не имело ничего общего с Первым Римом, как и со Вторым Римом в Константинополе, как и с Третьим Римом в Москве. Потому что Рим, Константинополь и Москва от мира сего, а Царство Христа – нет, не отсюда. Царство Христово не имело ничего общего с насильственными кровопролитными завоеваниями «христианских империй» – Священной Римской, Священной Византийской и Священной Российской. Дух Царства Христа – положить свою душу за ближнего с любовью ко врагу, даже если он язычник-анимист, а не отправлять своего ближнего убивать своих же братьев с ненавистью ко врагу. Дух Царства Христа – это дух Истины, засвидетельствованный кровью мучеников за Христа, а не кровью убитых и замученных во имя расширения власти и влияния “Священной N-ной христианской империи”…

Тезис 3. Выпускники и преподаватели евангельских богословских учебных заведений поступают, как научены были?


В Евангелии читаем, что стража у гроба Христа Спасителя взяла деньги и напрочь забыла о том, что воочию видела воскресение Распятого на Кресте. Более того, деньги настолько прочно закрыли им ценности и очевидное, что свидетели превратились в лжесвидетелей по своему добровольному выбору в обмен на деньги: «Христос не воскрес, но ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». И это лжесвидетельство с вариациями пронеслось до сего дня не только среди Иудеев, но и среди многих христианствующих: «я не против Христа, но мы с Ним идем в Его Царство параллельными путями; я не против Христа, но не со всем из Его учения могу согласиться; я не против Христа, но не нужно так радикально мыслить; я не против Христа, но сами логично подумайте…»

3.1. Чему мы учим и чему не учим наших студентов в отношении власти, которая, по сути, научила стражу у гроба Христа Спасителя лгать за определенные преференции: материальные ценности и чувство безопасности в обмен на компромисс со своей совестью и одной единственной правдой, а не двумя правдами (ибо Христос воскрес!)? Повиновение власти не всегда есть повиновение Богу, как и неповиновение власти не всегда есть неповиновение Богу. Седрах, Мисах и Авденаго не есть пример непослушания власти, они – воодушевляющий пример послушания Богу, что впоследствии признал сам царь Навуходоносор. Даниил не есть пример непослушания власти, но он – пример послушания Богу. Петр и апостолы, после того как Синедрион запретил им учить об Имени Христа, не есть пример непослушания религиозной власти, но пример послушания Христу, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5:29).

3.2. Чему мы учим и чему не учим наших студентов в богословских вузах в отношении политики и идеологии («различение духов»), всегда будет иметь последствия и влияние на евангельскую церковь, в частности, на понимание миссии Церкви в окружающей действительности. Если мы, как преподаватели, не обладаем когнитивными инструментами для формулирования критериев Царства Божьего, если мы не способны отличить критерии любой националистической идеологии от критериев Царства Божьего, будем ли мы способны научить этому своих слушателей?

Каждая идеология выражает конкретные интересы определенной нации или социальной группы, и предлагает конкретные критерии личностного самосознания, социального сознания, и оценки окружающей социальной среды, которые ложатся в основу внутреннего государственного управления и внешних международных отношений. Если определенная идеология строится без учета Десяти Заповедей и не на основании ценностей Христа, изложенных в Нагорной Проповеди, она будет разрушать, а не созидать личность, нацию и страну, а также разрушать, а не созидать межличностные (ты должен быть таким как я, или ты – мне не ближний!) и межнациональные отношения (вы должны быть такими как мы, или вы – наши враги!).

Такая идеология является недостижимым мифом, потому что она в другом усматривает не ближнего (согласно ценностям Христа), а врага, что ведет и обязательно приводит не к господству мира (шалома) и примирения с ближним, а исключительно к господству постоянного состояния подозрительности и лжи, вражды и войны, подпитываемых непосредственно господствующей направляющей идеологией и переписыванием истории. (Наилучшее определение и описание этим явлениям дал Джордж Оруэлл в своем романе “1984”).

Учили ли мы студентов и будущих служителей поместных церквей в нашем контексте, что носителем ценностей Христа есть не русская нация (при всем к ней уважении, как и к другим нациям) или геополитическое образование, претендующее на «Русский мир»? Учили ли мы их, что носителем ценностей Христа является исключительно Тело Христово, Церковь, независимо от гендера, расы, нации и страны? Религиозно-националистическая империалистическая идеология настолько прочно застилает глаза многих евангельских христиан и служителей на понимание миссии Церкви, что свидетели постепенно превращаются в лжесвидетелей: обвиняя в национализме, пропагандируют религиозный националистический империализм по своему добровольному выбору. Обвиняя других христиан в участии в политике, сами пылают политическим огнем идеологии «Русского мира». Утверждая, что они граждане Небесного Иерусалима, оправдывают отсутствие сострадания к христианам, которые страдают от действий террористических организаций a-la «Русская православная армия» (не имеющая ничего общего со зрелым Православием). Осуждая за теплые вещи и горячие обеды, подаваемые украинской армии, эти пасторы и преподаватели определенных богословских вузов молятся о снисхождении Святого Духа, например, на Гиркина, чтобы он лишил жизни наибольшего количества «укро-фашистов» в «Новороссии».

3.3. Чему мы учили своих студентов о русско-украинском мессианском комплексе евангельских христиан (чему я часто лично был свидетелем среди многих служителей церкви), который уже разрушает евангельское единство так называемого «русско-украинского евангельского христианства»?

Мы слишком высоко возомнили о своей восточно-славянской духовности и мессианском призвании, о чистоте своей доктрины и веры, о правильности богослужебной практики, особенно в форме проведения собраний. Мы предались духовной гордости в отношении того, что пережили безбожный советский режим, и вознесли свою духовность выше духовности других христианских цивилизаций. Дух русско-украинского евангельского мессианского комплекса (не русско-украинского евангельского христианства, а именно его мессианского комплекса) – это одно из проявлений религиозно-националистической имперской идеологии «Русского мира», только в более мягком варианте в контексте евангельской церкви.

И мы передавали этот дух мессианского комплекса нашим студентам, которые шли служить в наши поместные церкви и формировали соответствующее отношение к евангельскому движению в англо-американском и европейском мире, а также превозношение над ним. Осуждая легализацию абортов и однополых браков на Западе, мы не слышали крика не рождённых младенцев в наших селах и городах, где мы призваны осуществлять миссию Церкви; осуждая проявление насилия в американских церквах, не были способны защитить девушек из наших церквей от насилия церковных “служителей”, тщательно скрывая эти факты, чтобы якобы не бросить тень на свою власть или поместную общину. Двойные стандарты в отношении Запада не мешали и до сих пор еще не мешают многим хулить упадничество западной цивилизации, западных евангельских церквей и их богословие (эмигрантские в том числе) за отступление от Бога, и в то же время просить у них деньги, превознося свою цивилизацию и себя в чистоте и верности «евангельскому» учению. Дух Царства Божьего также несовместим с духом русско-украинского мессианского комплекса по тем же причинам, что и “священные” империи.

Чему мы учили или не учили наших студентов в течение 25 лет, тогда еще будущих, а теперь уже и настоящих служителей наших поместных церквей, которые посредством проповеди и учительства формируют мировоззрение и ценности слушателей и прихожан евангельских общин? Осознаем ли мы, – руководители, деканы и преподаватели евангельских семинарий, – свою ответственность перед Богом, Церковью и обществом за то, чему мы учили, чему учим сегодня, и чему собираемся учить в этом и следующем учебном году в наших богословских предметах? Будем ли мы способны остановиться на какое-то время, расспросить и разузнать, где путь древний, путь ценностей Царства Божьего, и вернуться на него в мировоззренческо-ценностном измерении?

Тезис 4. Ну и что? Четыре задачи практического богословия должны лечь в основу богословских программ для подготовки христианских служителей евангельских церквей, чтобы вернуть мировоззрение и ценности как утраченное измерение богословского образования.


Одно из самых слабых мест наших богословских программ – отсутствие целостного осмысленного богословского взгляда на Церковь и христианское служение в самых разных его проявлениях.

На каждом этапе христианской зрелости человек нуждается в том, чтобы его направляли посредством наставничества относительно того, что происходит вокруг, почему или зачем это происходит, что должно происходить на самом деле, и как нам достичь поставленных целей или исправить то, что идет не так. Путь к христианской зрелости можно определить в три основных этапа.

  1. Человек пришел в христианскую общину и задается вопросом «Кто они?». Это период адаптации и познания мировоззрения и ценностей социальной группы, христианской общины.
  2. На втором этапе человек уже начинает задаваться вопросом «Кто я?». Т.е. происходит индивидуализация, познание себя, своего мировоззрения и ценностей, своих особенностей по сравнению с мировоззрением и ценностями христианской общины.
  3. «Кто мы?» Это начало периода интеграции, когда человек начинает осознавать себя по-настоящему одним из равноправных членов христианской общины и задается вопросами о том, как я могу наилучшим образом применить себя в социальной группе с учетом их и моих особенностей, талантов и потребностей?

На каждом этапе на пути к христианской зрелости, в том числе, и в процессе богословского образования, человек нуждается в ответах на четыре вопроса практического богословия:

  1. Что происходит во мне и вокруг меня?
  2. Почему или зачем это происходит?
  3. Что должно происходить во мне или вокруг меня?
  4. Как мне реагировать и ответить на то, что происходит во мне или вокруг меня?

Каждый богословский предмет (будь то систематика, история Церкви, миссиология, библеистика и др.) нам необходимо снабдить инструментарием, чтобы студент уже в богословском вузе учился отвечать на различные задачи и вызовы в своем характере и в окружающей духовной и социально-политической среде.

  1. Описательная задача – это способность и навыки видеть и слушать, наблюдать и определять, что делает Бог, что происходит с человеком в эпизоде, ситуации и контексте. Быть с Богом и быть с человеком. Это способность и навыки собрать информацию, чтобы распознать и определить принципы и динамику происходящего в определенном эпизоде, ситуации и контексте.
  2. Толковательная задача – это способность и навыки мудро истолковывать, что делает Бог и что делает человек в эпизоде, ситуации и контексте в пространстве и времени; направлять другого к Божьей премудрости; постараться максимально понять и изъяснить принципы и динамику происходящего в определенном эпизоде, ситуации и контексте.
  3. Нормативная задача – это способность и навыки рассудить, что ожидает Бог от человека в эпизоде, ситуации и контексте; помочь другому понять Божью волю (норму), чтобы подчиниться ей в определенных обстоятельствах. С помощью Библии и богословия истолковать определенные эпизоды, ситуации и контекст, чтобы определить, что должно происходить: Богоугодная этика и Богоугодное действие.
  4. Практическая задача – это преображающее лидерство в том, что и как человеку необходимо изменить и поступить, чтобы исполнить Божье призвание в Теле Христовом в определенном эпизоде, ситуации и контексте; чтобы Богоугодно ответить на вызовы характера и внешних обстоятельств в соответствии с нормативной Богоугодной этикой и Богоугодным действием.

Эти четыре задачи практического богословия, как инструментарий на пути к христианской зрелости от адаптации через индивидуализацию к интеграции, не смогут реализоваться, если преподаватели и студенты сами не будут развивать в себе миропонимание, навыки и практику.

Поэтому нам необходимо уже сегодня, во-первых, развивать библейско-богословские концепции и знания: понимание Бога, человека, мироздания, природы, общества, призвания человека, Церкви и т.п. Во-вторых, развивать существующие и приобретать новые навыки применения концепций с учетом таланта и духовного дара, развивать новые способы решения практических задач и вызовов в пространстве и времени с учетом эпизода, ситуации и контекста. И в-третьих, концепции и навыки не принесут особой пользы и необходимых изменений, если преподаватель и студент не будут последовательно и осознанно применять библейско-богословские концепции и знания, а также приобретенные и развитые навыки в процессе осуществления личностного призвания в контексте миссии Церкви.

Таким образом, сегодня самый большой вызов для преподавателя богословского вуза в Украине и России – помочь исполнять служение Христа как священник, мудрец, пророк и лидер-слуга (четыре задачи практического богословия), под водительством Духа Святого приобретая и усовершенствуя библейско-богословские знания, развивая практические навыки с учетом талантов и духовных даров, и последовательно исполняя свое призвание и направляя другого к исполнению его призвания в категориях мировоззрения и ценностей Царства Божьего, и миссии Церкви.

Социальные и политические потрясения еще не раз поднимут волну протестов в наших странах, как в Украине, так и в России. Но мое искреннее желание и молитва, чтобы мы не повторяли ошибок тех церковных лидеров в прошлом, которые, к примеру, осуждали первых миссионеров внешней миссии. Они были достойны нашей духовной и молитвенной поддержки, они были достойны поддержки, а не осуждения. Прошлого нам не изменить, но что будем делать сегодня и завтра в Украине и России мы, евангельские христиане? Будем ли мы свидетелями Христа, солью и светом для народа, независимо от его гражданской позиции? Ответ за каждым из нас перед Богом. Молимся. Солим. Светим.

Об авторе

Тарас Дятлик – бакалавр богословия от Донецкого христианского университета (1997), магистр богословия от Evangelische Theologische Faculteit (Leuven, Belgium) со специализацией в текстологии греческого Нового Завета (2005). В настоящее время докторант богословия (PhD) в ETF со специализацией в славянской текстологии Нового Завета. С 2008 г. работает координатором Исследовательского центра ЕААА.

 

Dyatlik.net

Фото Facebook

Теги: