Существуют два типа идиотизма. Первый –  человек лезет с советом или анализом, когда у него не спрашивают. Второй – когда подсказывающему соседу о необходимости залатать крышу говорят, что он ничего не понимает в уникальной архитектуре разваливающегося на части строения. По традиции Св. Павла, сегодня я запишу себя в идиоты первой категории. Просто потому, что со стороны иногда действительно виднее. Тем более, речь идет о нынешних процессах и долгосрочных перспективах УПЦ МП.

Вчерашнее отправление протоиерея Георгия Коваленко стало признаком цементирования – дай Бог, краткосрочной – реакционной стратегии развития УПЦ МП . Это уже не симптом; это – диагноз. С «неладно что-то в Датском королевстве» УПЦ МП прочно шагнула на в пространство условного «какая-то в державе датской гниль».  Рубикон перейден.

Сказать, что УПЦ МП оказалась в деликатном положении в украинских реалиях Майдана и особенно Пост-Майдана – ничего не сказать. Перспектива быть воспринятой обществом в качестве пятой колонны в часто агрессивном и естественном в условиях войны всплеска патриотизма опасна. Для конфессии, не доминирующей в стране в похожей ситуации всегда есть рад альтернатив. Одна из них – путь архиепископа Николая (Касаткина); вторая – позиция коптов во время конфликтов с «христианскими» государствами; третья – выбор большинства сирийских христиан в Арабо-Византийских войнах. Бывает, конфессия выбирает путь христиан Сасанидской Империи времен Сапора Второго, жаловавшегося: «Они живут с нами, но верны Цезарю.» Церкви со статусом УПЦ МП с ее количеством верных в таких условиях пространство для маневра предельно ограничено. Ее выбор траектории выжидания - опасен. То, что это вызовет существенные потери как в нынешних реалиях, так и в ближайшем будущем, полагаю, было прекрасно понятно церковным стратегам. Но, боюсь, и в расчете на исправление кривой дуги в дальней перспективе они могут серьезно просчитаться.  Христианская история знает немало примеров, когда подобный расчёт шаг за шагом вел к полной потере и статуса-кво, и территорий, и юрисдикции.

К тому же, стратегия выжидания на практике приняла черты пророссийской позиции в глазах возрождающейся украинской общественности. Часто -- по вине неуклюжих архиереев. Но какая церковь – такие и архиереи. Знаковые акты а-ля «не встал во время заседания Рады» даром не проходят. За них приходится платить. И платить дорого…

В подобной ситуации нет ценнее ресурса, чем достойные кадры. Люди, могущие и желающие быть адвокатами церкви пред общественностью. То есть, к которым прислушиваются  противники с другой стороны экклезиальных окопов. Те, кто интеллектом, образованием и образом жизни сохранил уважение секулярного общества. В УПЦ МП таких людей предельно мало. До вчерашнего дня протоиерей Георгий Коваленко все-еще был первым в этом списке.

При немного иных реалиях подобный шаг можно было бы понять. В конце концов, в разгар карнавала, раздав народу десятую долю казны и пообещав сделать то же через год, король может снять голову популистскому лидеру, одному из любимцев бывшего правителя. Это не делается во время голода с зарождающимся бунтом.

 К тому же, один из главных признаков мудрого руководителя – умение найти применение «неудобным», но ценным кадрам. Выбрасывающие на свалку талант, способность и калибр часто оказываются там же сами. Способность инкорпорировать сложный, но ценный человеческий материал в структуру организации для предельного максимума отдачи – качество, отличающее руководителя от управителя. Это если даже не упоминать об апостольской ответственности и долге епископа пасти вверенное «стадо» и печтись о его благосостоянии.

Mutatis mutandis, даже без военных действий на Востоке и аннексии Крыма, УПЦ МП живет на одолженном времени и кредите. Скандалы с автопарками и коттеджами иерархов, к тому же принадлежащим к разным враждующим фракциям внутри самой церкви, выглядят по крайней мере дико в украинском социально-экономическом контексте для христиан вне этого региона. Если украинское общество пока допускает мысль, что православный иерарх – это тот же олигарх, только с панагией, у нас подобный образ жизни присущ разве что шарлатанам, паразитирующим на малообразованной части нео-протестантов. В условиях глобализации и стратегической европейской перспективы Украины, негласный общественный договор и терпение не будет продолжатся вечно.

 К этому добавляется дремучее невежество клира. Имея лучшие ресурсы из всех возможных «конкурентов» в Украине за период последней независимости, УПЦ МП не создала даже относительно удовлетворительной системы церковного образования. Просмотр учебных материалов в украинских семинариях, подконтрольных этой церкви, отвечает на никак не проходящее удивление автором этого материала отсутствием базовых богословских знаний хорошего числа православных священников. Без преуменьшений, их образовательный уровень – «Библейская Школа» без какой-либо аккредитации при конгрегации протестантских фундаменталистов в США. Встретив исключение из правила, быстро узнаешь, что его «носитель» или получил хорошее обучение в светских структурах, или долго и упорно занимался самообразованием. При этом архимандрит Кирилл (Говорун), пытавшийся изменить ситуацию, сам оказался за бортом – как структур своей церкви, так и страны. Зато на Западе, если спросить в академических богословских кругах, слышали ли они об украинских теологах, его имя упомянут первым. Часто – и последним.

Разбрасывание малочисленными, чудом выжившими на «верхах» УПЦ МП кадрами – плачевное, неграмотное и контрпродуктивное разгильдяйство по минимуму, расхищение вверенного наследия по максимуму.  Но гораздо опасней поворот к православному фундаментализму, нашедшему своего лидера в лице Предстоятеля. Недавнее заявление митрополита Онуфрия (Березовского) о возможном отказе Московского Патриархата от участия в проведении «Всеправославного Собора» важно своей аргументацией о «закрытии» института Вселенских Соборов и недопустимости признания догматического развития Православной Церкви.

 Предоставив право православным самим определять, что же есть «православие», невозможно не отметить каскад логических выводов от поворота в сторону православного фундаментализма УПЦ МП.  Изоляция и тупик – не самый худший из вариантов. Непонимание реалий глобализационных процессов, вера в беспредельную энерцию украинского общества чреваты крахом. Может, не сегодня, но точно -- через два десятка лет. Монах всегда может спрятаться в келье и представить, что он живет в одном мировоззренческом пространстве с Каппадокийскими отцами. Но «вправить» такую систему координат поколению, выросшему на айфоне и всеведущем гугле просто невозможно. Церковь, пытающуюся ответить на вызов постмодернизма и постструктурализма методами протопопа Аввакума или 12 статей царицы Софьи ждет одно -- утрата релевантности. «Если же соль потеряла силу, то чем сделаешь ее соленою?» Госпожа История знает немало примеров – и некоторые из них разыгрывались совсем рядом с украинскими землями – когда при достижении критической точки кажущиеся незыблемыми церковные структуры рушились за несколько лет, несколько месяцев, а то и несколько недель. Время остановить запущенный маховик краха у УПЦ МП еще есть. Вопрос состоит – не прошла ли эта организация свою точку невозврата? Христос обещал – врата ада не одолеют Церковь; Он ничего не говорил об Ее ныне тяжело болеющей части, УПЦ МП…

Разумеется, это – рассуждения со стороны,  к тому же в рамках упомянутого выше идиотизма автора. Впрочем, к тем двум категориям нужно отнести и третью. Идиотизмом может быть при усилии поправимое, но не устраняемое попущение.

Baznica.info

Теги: