2 сентября 2016 г. представитель Главного управления морально-психологического обеспечения Вооруженных сил Украины капитан первого ранга Андрей Коренько сообщил, что в начале 2015 года начальник Генштаба обратился через Совет пастырской опеки Минобороны к главам Церквей с просьбой подобрать священнослужителей для организации работы с личным составом войск в районах проведения АТО. По его словам, представители различных конфессий выделили в зону АТО от 90 до 100 человек, которые находятся там от ротации к ротации. Заявок на аккредитацию от представителей церквей Московского Патриархата не поступало, сообщил офицер.

Другой представитель Минобороны — Руслан Коханчук, старший офицер отдела по работе с общественными и религиозными организациями и шефских связей департамента социальной и гуманитарной политики Минобороны Украины — собрал данные о 591 капеллане (штатных и нештатных), которые с начала войны побывали в зоне АТО. Среди них оказалось только 9 священников УПЦ (МП).

УПЦ оставила эти заявления без комментариев, а спустя более чем полгода, 11 апреля 2017 г., официальный сайт этой конфессии выступил с сообщением о дискриминации верующих УПЦ при назначении капелланов подведомственным органом Минобороны — Генеральным штабом ВСУ. При этом говорится о "тенденции предоставления приоритета в назначении капелланами" в пользу других конфессий — УПЦ Киевского Патриархата, УАПЦ, УГКЦ и протестантов.

По словам главы отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина (Маркевича), отдел располагает информацией о давлении на должностных лиц в воинских частях, ответственных за введение капелланства.

Когда из воинских частей приходит просьба в Минобороны о назначение капелланом священника УПЦ, известны случаи, когда в Генеральном штабе реагируют на это негативно. "У нас есть факты того, что в военной части выбрали нашего священника, послали запрос, а в ответ получили просьбу «сверху» убедить военных изменить свое решение в пользу другой более «патриотической» конфессии, — отметил митрополит Августин. — Хотелось бы узнать, помимо прочего, каким методом эти люди определяют степень патриотизма…".

Митрополит подчеркивает прямое нарушение конституционных прав военнослужащих, которые являются верующими УПЦ. При этом сайт конфессии напоминает слова министра обороны С. Полторака во время последней встречи с главой военного отдела УПЦ, что сами военные должны выбирать для себя капеллана. "Но, видимо в Генеральном штабе другое видение", — пишет сайт.

"Несмотря на желание военных на местах, больше половины официальных назначений на должности капелланов получили в «УПЦ КП», треть предоставили греко-католикам, другая треть — за УАПЦ, протестантскими деноминациями и в конце концов УПЦ", - продолжает сайт.

Зам. председателя военного отдела УПЦ архимандрит Лука (Винарчук) рассказал об отдельных случаях, когда из Генштаба приходили указания на изменение заявок, в которых был запрос на назначение в воинскую часть капелланом священника УПЦ. Более того, он рассказал, что в воинских частях часто отдают предпочтение священникам канонической Церкви, поскольку многих из них знают давно и знают, как истинных пастырей:

"Бывает такое, что солдат пишет в анкете, что относится к «УПЦ КП», но во время голосования за кандидата на должность капеллана, поднимает руку за нашего священника. И это не удивительно, потому что «Киевский патриархат» только недавно появился в частях. Не секрет, что значительная часть храмов строились нашими священниками, они многих крестили, венчали, открыли мир веры солдатам. И сегодня, даже если кто-то боится или не хочет писать, что принадлежит к нашей Церкви, потому, что ее обозначили, как «Московский патриархат», то они, зная священника, как настоящего доброго пастыря, хотят, чтобы он продолжал свое служение".

На данный момент военный отдел УПЦ  собирает данные о том, в скольких частях командиры желали бы видеть священников УПЦ (МП) на штатных должностях. После чего направит обращение в Генштаб с просьбой предоставить разъяснения относительно несоответствия полученных данных с фактическими назначениями.

В ответном заявлении Министерство обороны, не вдаваясь в подробности, опровергло информацию о дискриминации по религиозным признакам при отборе и назначении священников на должности штатных капелланов.

Разногласия между руководством Вооруженных сил Украины и УПЦ связаны, видимо, с тем, что обе стороны не готовы к безоговорочному сотрудничеству. Военных настораживает регулярное участие официальных структур УПЦ в сотрудничестве с оккупационными войсками РФ на территории Украины, а руководство УПЦ не поддерживает проведение АТО, призывая обе стороны "гражданской войны" прекратить военные действия. По словам управделами УПЦ митрополита Антния (Паканича), "победить в войне, где друг против друга сражаются вчерашние родственники и друзья, можно только одним способом — перестать воевать".

Буквально на днях, в связи с созданием в Вооруженных силах Службы военного духовенства, основные украинские конфессии выступили с обращением к военнослужащим, в котором заверили их в поддержке, молитве и "готовности работать во имя поддержания их высокого духа и уверенности в победе". Подписи представителей УПЦ (МП) в документе нет.

Теги: