Только что обнародованные данные украинского Центра Разумкова впервые показали двукратное численное превосходство верующих УПЦ КП над УПЦ (МП): 26,5% против 12% среди всех опрошенных.
Кроме того, к римо-католикам себя причислили 1,0% украинцев, к греко-католикам – 7,8%, к УАПЦ - 1,1%, протестантами себя считают 0,8%, исповедуют иудаизм 1,3%, ислам – 0,2%, буддизм –0,1%, индуизм – 0,1%, язычество – около 0%, просто христианами себя считают 7,0%, другие религии исповедуют 0,4%, не относят себя ни к каким религиозным вероисповеданиям – 12,6%, отказались отвечать 0,6% респондентов.
Киевский Патриархат доминирует над Московским во всех регионах, кроме Юга Украины, где их позиции на одном уровне, по 22,1% последователей. Почти половина респондентов Востока и Юга идентифицируют себя просто православными, 47 и 50% соответственно.
В вопросе о перспективах украинского православия почти треть граждан (29,2%) считает, что надо сплотиться вокруг Киевского Патриархата. Интересно, что 14% процентов верных УПЦ (МП) тоже поддерживают эту идею. Каждый пятый украинец поддерживает идею объединения всех в единую поместную Церковь. Опять же, более 15% последователей УПЦ (МП) тоже поддерживают этот тезис. И только 7,7% опрошенных считают, что УПЦ (МП) должно оставаться неотъемлемой частью РПЦ. Таких почти треть в самой УПЦ (МП) и почти 10% среди «просто православных».
63% опрошенных доверяют Церкви, хотя это и диссонирует с данными о моральном авторитете Церкви. С таким ее статусом соглашаются только 42%, при почти 39% не согласных с таким мнением. Моральный авторитет в Церкви видит абсолютное большинство украинский в западных регионах страны (68,2%). При этом же больше половины жителей Востока (52,9%) и Юга (54,4%) страны не считают Церковь моральным авторитетом.
Значительная часть опрошенных (15-20%) показала отрицательное отношение к евангелических и харизматических церквей, ислама и иудаизма. Однако снизилось количество опрошенных, которые считают, что в Украине упал уровень свободы совести. При этом только 15% считают, что власть относится ко всем Церквам одинаково. В обществе наблюдается все более активный запрос на социальное служение Церкви.
Исследование было проведено социологической службой Центра Разумкова с 3-9 марта 2017 года во всех регионах Украины кроме оккупированных территорий (Крым и отдельные районы Донбасса). Опрошено 2016 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.
В УПЦ отказываются верить обнародованным данным. 23 мая, накануне публикации результатов опроса, заместитель главы Отдела внешних церковных связей УПЦ (МП) протоиерей Николай Данилевич опубликовал в Фейсбуке заметку "Возможны очередные информационные вбросы против УПЦ". В ней отмечалось: "Поступила информация о том, что в ближайшие дни готовится очередной информационный вброс против УПЦ. В частности, планируется показать, что якобы УПЦ не является самой большой Церковью страны, что она якобы теряет своих прихожан, это структура, которая якобы несет опасность для государства, и именно поэтому ее (Церковь) надо поставить под полный контроль... Это делают определенные силы для того, чтобы обезопасить себя от возможных обвинений со стороны международных институтов в дискриминации крупнейшей религиозной организации Украины".
Между тем похожие результаты ранее получали другие социологические службы. Так, в 2015 году Фонд «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» совместно с социологической службой «Ukrainian Sociology Service» опубликовал результаты исследований, согласно которым большинство населения Украины относит себя преимущественно к Киевскому Патриархату - 44%; тогда как к УПЦ (Московского Патриархата) отнесли себя только 21%. В 2016 году похожие результаты повторились при опросе, проведенном социологической службой Центра Разумкова: число сторонников УПЦ КП ощутимо превышало число верующих УПЦ (МП): среди всех опрошенных 25% против 15% соответственно; среди тех, кто отнес себя к последователям православия, - 38% против 23%.
Похоже, что в УПЦ и РПЦ не собираются принимать во внимание эти данные. Сайты УПЦ и РПЦ обходят их молчанием, а иерархи РПЦ, включая Патриарха Кирилла, продолжают причислять "большинство православного населения Украины" к верующим Московского Патриархата.
Теги:
Проблема в том, что многими экспертами и журналистами сознательно преувеличивается значение данных соцопросов, которые являются лишь одной из характеристик состояния религиозной среды. В определенные периоды времени данные соцопросов могут в значительной степени зависеть от общественного мнения, а поэтому не совсем точно отражать реальную расстановку сил в православной среде. Насколько легко манипулировать общественным мнением, думаю рассказывать нет необходимости (см. работы П. Бурдье). Это все прекрасно знают украинские религиоведы, которые до 2014г. в своих исследованиях кроме соцопросов использовали еще и данные государственной статистики (количество религ. организаций, кол-во священнослужителей, монастырей, духовных учебных заведений ). Чем можно пояснить такую забывчивость? Возможно причина кроется в том, что за три года после Евромайдана и начала военно-политического конфликта на Донбассе картина по этим параметрам практически не изменилась: УПЦ (МП) по-прежнему располагает в несколько раз большим числом религиозных организаций, священнослужителей, монастырей и учебных заведений, чем УПЦ КП. К этому следует добавить тот факт, что в украинских СМИ ( особенно на нескольких телеканалах) уже теперь проводится беспрецендентная камнания психологического давления на прихожан этой церкви. Поэтому не все из них хотят публично афишировать свои церковные предпочтения, выбирая категорию «просто православный» во время проведения подобных социологических исследований. Также можно говорить о различиях в методиках проведения соцопросов, которые порой дают диаметрально противоположный результат. Таким образом, кратковременное влияние общественного мнения может значительно искажать реальную картину расстановку сил в украинском православии через использование соцопросов. Поэтому чтобы делать определенные выводы в этом вопросе обязательно следует сопоставить их с данными государственной статистики, которая значительно лучше отражает фактическое состояние дел в религиозной экономике.