Коптская община в Лёвене использует огромное здание бывшего римско-католического храма, судя по архитектуре, первой трети прошлого века.


Я опоздал к началу минут на 15-20 и попал, кажется, на «Трисвятое». Еще до того, как я вошел в основную часть храма, в своеобразном коридорчике я заметил несколько пар обуви. Однако большая часть прихожан оставалась обутой. В храме еще «с католических времен» стоят скамейки.


В наших, православных, инструкциях «Как вести себя в храме» есть замечание, что мужчины в храме занимают преимущественно правою часть, а женщины – левую. Правда, у нас я четкого «полового» разделения» почти никогда не наблюдал. У коптов оно четко заметно, но  с точностью до наоборот: мужчины слева от центрального прохода, женщины справа. В описаниях коптских храмов XIX века упоминается даже о наличии перегородки между обеими половинами.


На столиках за спинками скамеек часто были видны сборники молитв (замеченные мной были надписаны по-арабски), по которым можно следить за богослужением. Также в храме был проектор с экраном, куда выводились тексты богослужения на трех языках – нидерландском, коптском и, вероятно, арабском (тут я не силен, могу только арабскую графику отметить, а на самом деле здесь могла быть транслитерация арабскими буквами коптского текста). В коптском богослужении можно ориентироваться по многочисленным греческим пассажам. Коптское письмо составлено на основании греческого алфавита, поэтому коптские греческие надписи выглядят вполне по-гречески. А вот в собственно коптских надписях встречаются специфические буквы, и без специальной подготовки читать их практически невозможно. Богослужение происходило преимущественно на коптском языке – поскольку мне иногда удавалось сопоставить услышанное с коптским текстом на экране (я на слух не отличаю коптский от арабского). На каком языке звучла двадцатиминутная проповедь, я так и не понял.


Об особенностях коптской литургии можно почитать, как минимум, на Википедии. Не хочу ее дублировать, поэтому остановлюсь только на собственных замечаниях.


В основном порядок литургии похож на наш: чтение Писания, ектении, Символ веры, евхаристический канон, «Отче наш», причастие, благодарственные молитвы. Ектений, как мне показалось, у коптов гораздо меньше.


У коптов нет тайных молитв, все молитвы, которые у нас священник тихо читает за закрытыми дверьми алтаря, у коптов не просто читаются полногласно, но и выводятся, как было отмечено, на экран.


Хористы – исключительно мужчины – располагаются на клиросах по обе стороны от Царских врат. Врата эти, кстати, без дверей, а катапетасма на протяжении всей литургии оставалась открытой. Хористы были облачены в белые стихари и красные орари. Орари были надеты так, как носят и наши иподиаконы, единственное отличие заключалось в том, что у наших концы ораря перекрещиваются в районе солнечного сплетения, а у коптов заправляются под среднюю часть ораря параллельно друг другу.


Облачения священника мне описать сложнее. так как они мало похожи на наши.  Отмечу только наличие у священника своеобразного капюшона, благодаря которому его голова все время оставалась покрытой. Богослужебное одеяние священника сегодня было белым.


После «Возлюбим друг друга» верующие (как и у католиков) пожимают друг другу руки или обнимаю друг друга. Рукопожатие необычное: протягиваются обе ладони, между которыми оказывается правая рука партнера, после пожатия каждый целует свои сложенные ладони.

Иконостас похож на наш, но стилистика изображения икон - совершенно другая.

Коптская литургия в Лёвене

В богослужении используются металлические ударные инструменты. Я слышал их дважды – в момент долгого исполнения «Трисвятого» и во время причастия.


Причащение верующих происходит раздельно – сначала Телом, а потом Кровью. Все хористы получали причастие в алтаре из рук стоящего у престола священника – как у нас причащаются клирики.


Перед причастием Телом по храму пустили корзинку, в которой были специальные платочки, которые либо просто расшиты крестами, или на них проштампованы надписи или иконы. Платочки использовались для того, чтобы прикрыть себе рот после причастия. Потом все платочки были собраны одной из прихожанок.


Для причастия прихожан священник вышел из алтаря в основную часть храма, но не остался на аналое, а спустился в самый низ, чтобы быть на одном уровне с верующими.


Причастников было очень много. Из примерно двухсот человек в храме – около половины. К причастию подходили стачала родители с маленькими детьми, потом мужчины, вслед за ними – женщины.


Причастие Телом происходило примерно как у католиков, т. е. священник влагает частичку освященного хлеба в уста верующих. У коптов, как и у нас, используется квасной хлеб.


На причастие Кровью священник второй раз вышел из алтаря. а верующие вновь выстроились в очередь. И если хористов священник причащал в алтаре из ковшика, то верующих теперь – лжицей.


Благодарственная часть после причащения была короче чем у нас – без заамвонной молитвы. Однако священник прошелся по центральному проходу и окропил всех водой из прозрачного стеклянного кувшина. Интересно, что вместо кропила он использовал собственную руку.


Сразу после окропления практически все женщины, которые до сих пор находились в храме с покрытой головой, поснимали платки.


В заключение вместо целования креста священник раздал, тут же отламывая их, небольшие кусочки хлебных лепешек, похожих на наш лаваш.


А еще у одной из женщин на правом запястье я увидел татуировку в виде креста, что в условиях гонения христиан в современном Египте является подлинным исповедничеством.

Для маленьких детей в притворе храма создан специальный детский уголок-крещальня.


Как выглядит архиерейское служение у коптов можно посмотреть в фотоальбоме, а здесь - освящение храма

Коптский храм Лёвена снаружи

Коптская литургия в Лёвене

Іllyabey.livejournal.com, 30 апреля 2017

Теги: