Ровно семьдесят лет назад 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, ставшая самым жестоким и кровопролитным военным столкновением за всю историю человечества. Военные события 1939 года оказали заметное влияние и на жизнь Православной Церкви в российско-украинско-польском пограничье. Начавшиеся в 1939 году очередной передел территорий и новое распределение сил в регионе повлекли за собой существенные перемены в церковной жизни.

Четвертый раздел Польши

23 августа 1939 года в Москве был подписан советско-германский пакт о ненападении, вошедший в историю как «пакт Молотова-Риббентропа». К этому документу прилагался секретный протокол, который предусматривал, что «в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана». Это «территориально-политическое переустройство» началось уже через неделю после подписания пакта. 1 сентября 1939 года Германия без объявления войны напала на Польшу. 3 сентября Англия и Франция объявили войну Германии. Началась Вторая мировая война.
Советский Союз в первые две недели войны сохранял нейтралитет. Лишь 17 сентября, когда немцы уже стояли под Варшавой, советское правительство направило ноту польскому послу в Москве. В ней говорилось, что фактически польское государство перестало существовать, а потому утратили силу все его договоренности с Советским Союзом. Красная Армия получила приказ пересечь советско-польскую границу и занять области Западной Украины и Западной Белоруссии. В ночь с 17 на 18 сентября польское правительство покинуло Варшаву. 28 сентября в Москве был подписан новый советско-германский договор о дружбе и границе, вносивший коррективы в августовские соглашения о территориальном разделе Польши. Взамен за включение в СССР Литвы Германия получила Люблинское воеводство и часть Варшавского воеводства.
Сегодня эти события порой называют четвертым разделом Польши (по аналогии с тремя ее разделами XVIII века). Фактически Польское государство оказалось расчлененным на три части. Западные, часть центральных и северные районы Польши были непосредственно включены в состав Германии. Это была территория в 92 000 кв. км с населением 10 миллионов человек. Из остальных районов, оккупированных немецкой армией, было создано Генерал-губернаторство с центром в Кракове. Оно охватывало территорию в 95 743 кв. км с населением 10,6 миллионов человек. В национальном отношении 9 миллионов жителей Генерал-губернаторства составляли поляки, 950 000 –евреи, 80 000 – немцы. Украинцев здесь было, по разным оценкам, от 570 до 744 тысяч человек, а русских от 15 до 45 тысяч. Из украинцев половина была православными, а половина греко-католиками.
Территории к востоку от рек Западный Буг и Сан вошли в состав Советского Союза и были присоединены к Украинской и Белорусской советским республикам. В результате СССР увеличил свою территорию на 196 000 кв. км, а население — на 13 миллионов человек.

Польская автокефалия: быть или не быть?

Одной из проблем православной Церкви в Польше в 1920-30-е годы была проблема ее канонического статуса. После распада Российской империи и возрождения польского государства в его состав вошли украинские, белорусские и литовские земли, на которых значительная часть населения исповедовала православие. Приходы на этой территории принадлежали юридикции Московского патриархата. Однако польское правительство начинает активно добиваться отделения церковной организации на территории Польши от Русской православной Церкви.

Вторая мировая и судьбы польского православия
Решить эту проблему удалось с помощью Константинопольского патриархата. 13 ноября 1924 года за три дня до своей кончины Константинопольский патриарх Григорий VII (на фото) подписал Патриарший и Синодальный Томос о признании православной Церкви в Польше автокефальной.
Хотя Томос патриарха Григория не был признан Русской Церковью, все же с 1924 года Польская Церковь живет как автокефальная. Важно отметить, что и Русская православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) считала деяние Константинопольского Ппатриарха незаконным и потому воздерживалась от официальных контактов с Польской Церковью.
К 1939 году во II Речи Посполитой проживало 4,2 млн. человек православного вероисповедания, таким образом, православные составляли 16,8% от общего населения страны. В основном это были украинцы, белорусы и русские, сосредоточенные в восточных регионах. После оккупации Польши подавляющее большинство православного населения оказалось на территориях, отошедших к Советскому Союзу. Это более 1 500 приходов с 3,9 миллионов верующих. В зоне германской оккупации осталась лишь Варшавско-Холмская епархия с 300 тысячами верующих, из которых 250 тысяч составляли украинцы Холмщины.
Таким образом, бывшие польские территории с преобладавшим православным населением оказались теперь в составе СССР. Располагавшиеся здесь православные епархии уже осенью 1939 года были включены в состав Русской православной Церкви. Это были Виленская, Волынская, Полесская и большая часть Гродненской епархии. Из 10 архиереев Польской православной Церкви на территории Генерал-губернаторства остались лишь двое — митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) и викарий Варшавско-Холмской епархии епископ Люблинский Тимофей (Шрёттер).

Вторая мировая и судьбы польского православия
 В первый день войны митрополит Дионисий (на фото) издал послание к своей пастве, в котором призвал православных граждан встать на защиту Речи Посполитой. Поэтому сразу же после прихода в Варшаву немецких войск он был взят под арест. Епископ Тимофей, хотя и был по национальности немцем, также был отстранен от всех дел. Он уехал в Яблочинский монастырь — единственный православный монастырь, оказавшийся на территории Генерал-губернаторства.
Во главе Берлинской православной епархии стоял в то время архиепископ Серафим (Ляде). Его паству составляли в основном русские эмигранты, проживавшие в Германии. Он принадлежал юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ в Сремских Карловцах.

Вторая мировая и судьбы польского православия
10 ноября 1939 года архиепископ Серафим (на фото) прибыл в Варшаву, где встретился с митрополитом Дионисием. Фактически польская Церковь прекратила свое существование, поскольку в военных условиях была не способна к самостоятельному (автокефальному) бытию. Уже после отъезда архиепископа Серафима из Варшавы митрополит Дионисий отправил ему письмо, в котором признавал невозможность дальнейшего существования Польской Церкви и предлагал архиепископу Серафиму принять Варшавско-Холмскую епархию в свое управление. Тем не менее, официальной отмены автокефалии не последовало. И потому канонический статус Польской Церкви оставался неопределенным.

Польская Церковь с «українською вимовою»

В германских политических кругах существовало тогда два проекта устройства церковной жизни в Польше. Имперское министерство церковных дел, стремившееся к унификации всех православных общин на завоеванных территориях, полагало, что автокефалия должна быть упразднена, а Варшавско-Холмская епархия подчинена архиепископу Серафиму. Следует отметить, что подобную линию это министерство проводило и в отношении других оккупированных территорий. В течение 1939-42 гг. архиепископу Серафиму были подчинены православные общины в Чехии, Словакии, Венгрии, Люксембурге, Бельгии.
Однако Министерство иностранных дел и внешнеполитическая служба НСДАП полагали, что нельзя допускать объединения всего православного населения на оккупированных территориях (особенно к востоку от Германии) в единую наднациональную церковную структуру. Внешнеполитические ведомства считали, что для Германии выгоднее поддерживать стремление местных национальных общин к самостоятельности. То есть, проще говоря, МИД выступал за максимальное раздробление православной Церкви на враждующие друг с другом группировки. Исходя из этого было признано целесообразным сохранить автокефалию Польской Церкви, однако придать ей не русский, а украинский характер.
Как следствие, в начале 1940 года между Министерством церковных дел и внешнеполитическими ведомствами было заключено компромиссное соглашение. Архиепископ Серафим получил право общего надзора за церковной жизнью в Генерал-губернаторстве, но при этом за Польской православной Церковью был сохранен автокефальный статус. Также владыка Серафим обязывался всячески поддерживать украинизацию церковной жизни в Польше.
Было признано, что польская автокефалия является важным инструментом внешней политики Третьего рейха. При этом подчеркивалось, что в Польше должны быть разделены сферы интересов русского и украинского православия. «Было бы идеальным, если бы в Польше могла возникнуть автокефальная Украинская Церковь», — говорилось в документе, датированном январем 1940 года.
В сентябре 1940 года управление Церковью в Генерал-губернаторстве было возвращено митрополиту Дионисию. Церковь в Генерал-губернаторстве была разделена на три епархии — Варшавскую, Холмско-Подляшскую и Краковско-Лемковскую. На Варшавской кафедре был оставлен митрополит Дионисий.

Вторая мировая и судьбы польского православия Епископом Холмским стал известный украинский национальный деятель профессор (на фото) Иван Огиенко. Он принял монашество с именем Иларион и 2 ноября 1940 года был рукоположен во епископа. В тот же день митрополит Дионисий возвел его в санархиепископа. 9 февраля 1941 года состоялась еще одна хиротония. Во епископа Краковского и Подляшского был рукоположен архимандрит Палладий (Выдыбида-Руденко). Так что оба новых архиерея в Генерал-губернаторстве были украинцами. После этого начался процесс украинизации церковной жизни. Немецкая администрация рассматривала украинизацию как стратегически важную задачу. Готовилась война с Советским Союзом, поэтому поддержка украинского национального движения должна была привлечь украинцев на сторону Третьего рейха.
В варшавском кафедральном соборе святой Марии Магдалины в верхнем храме стали совершаться богослужения на украинском языке. В духовной консистории делопроизводство велось также по-украински. Началась публикация богослужебной и популярной церковной литературы на украинском языке. При этом архиепископ Иларион не настаивал на обязательности украинского богослужения, а лишь рекомендовал совершать службы по-церковнославянски с украинским произношением («українською вимовою»).
После нападения немцев на Советский Союз стало очевидно, что амбиции митрополита Дионисия не совпадают с планами Третьего рейха. Варшавский митрополит рассчитывал на то, что по мере завоевания украинских территорий он сможет распространить на них свою каноническую власть. Более того, митрополит Дионисий надеялся, что в случае взятия немцами Москвы он сможет претендовать на пост Московского патриарха. Однако в 1941 году после начала Великой Отечественной войны немецкие власти запретили как митрополиту Дионисию, так и архиепископу Илариону вмешиваться в церковные дела на территории Рейхс-комиссариата Украина. Тем не менее, существуют данные о том, что немецкое командование все же рассматривало митрополита Дионисия как одного из кандидатов на пост главы Русской Церкви в случае падения Москвы. По некоторым сведениям, в Варшавской синодальной типографии были даже напечатаны канцелярские бланки с титулом «Смиренный Дионисий, Патриарх Московский и всея Руси». Они хранились в нераспечатанных пакетах в канцелярии Варшавской консистории, а затем были уничтожены.
Вместе с отступлением немцев в 1943-1944 годах эвакуирова¬лись и епископы «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ). В результате в первой половине 1944 года большинство из них оказалось в Варшаве. В этой ситуации как митрополит Дионисий, так и архиепископ (с 16 мая 1944 года — митрополит) Иларион (Огиенко) стали стремиться к тому, чтобы возглавить УАПЦ. Немецкие власти поддерживали кандидатуру Илариона. Митрополит Дионисий предпринял попытку перехватить инициативу. 8 апреля 1944 года в Варшаве большинством автокефальных архиереев он был тайно избран патриархом Украинской Церкви. Но немецкие власти, узнав об этом, запретили Дионисию пользоваться титулом патриарха. Это осложнило положение митрополита. К тому же он постепенно минимизировал контакты с  немецокй администрацией, понимая неотвратимость падения Германии.
После ухода немецких войск из Польши и постепенного вхождения польского государства в сферу интересов Советского Союза проект масштабной украинизации церковной жизни в Польше, конечно же, канул в Лету. Фигура митрополита Дионисия в качестве главы Польской православной Церкви оказалась мало привлекательной как для новой польской власти, так и для Советского Союза. В результате в 1947 году польское правительство приняло решение о заключении митрополита под домашний арест, а в апреле 1948 года последовало официальное распоряжение о непризнании Дионисия Предстоятелем православной Церкви в Польше. В мае 1951 года ему было предписано оставить Варшаву. До 1958 года он проживал в городе Сосновец близ Катовице. В 1958 году власти позволили ему вновь вернуться в столицу, где митрополит и скончался в марте 1960 года.
Украинское автокефальное движение после Второй мировой войны полностью переместилось в эмиграцию. Митрополит Иларион (Огиенко) с 1947 года проживал в Канаде, где возглавлял непризнанную «Украинскую Греко-Православную Церковь». Архиепископ Палладий (Выдыбида-Руденко) с 1950 года жил в США. Здесь он стал одним из основателей «Украинской Автокефальной Православной Церкви в эмиграции», которая в 1954 году вошла в состав Константинопольского патриархата.

Теги: