Первую часть статьи можно прочесть здесь

Второй период

В 1917 году в Малороссии, известной под именем «Украина», вместе с изменением политической системы в России, появились стремления к воссозданию церковной жизни, независимой от всероссийской Церкви. Точные и достоверные сведения об этом церковном движении мы находим в подробном изложении, направленном во Вселенскую Патриархию, тогдашнего Патриаршего представителя в Москве архимандрита Василия Димопулоса, который, между прочим, пишет следующее: «Это церковное движение, которое началось и было сосредоточено в Киеве, впоследствии распространилось и в другие места. Предводители созданной в начале 1918 года Всеукраинской церковной рады добивались официального восстановления попранных прав украинского народа в церковных вопросах, настаивали на необходимости проведения богослужений и совершения проповеди на украинском языке, и, наконец, требовали учредить Автокефальную Церковь в Украине».


Вследствие этого движения по инициативе находящейся в Украине российской иерархии в Киеве в 1918 году был созван Всеукраинский Собор для обсуждения возникшего положения. Собор категорически отверг предложение об автокефалии (9 июля 1918 года) и выступил с предложением о предоставлении Украинской Церкви автономного статуса в духовной зависимости от Патриарха Тихона, что и было одобрено Всероссийским собором (7\20 сентября 1918 года). Однако, много пронационально настроенных клириков и мирян, не удовлетворившись вышеупомянутыми решениями, прекратили общение и связь со своей канонической (российской) иерархией и создали в Киеве и на Подоле независимые приходы, которые позже включила в свою юрисдикцию Всеукраинская церковная рада.


В начале 1919 года руководство Украинской Республики приняло решение об отделении Церкви от государства, тем самым оставив свободным поле деятельности для Всеукраинской церковной рады. Последняя приступила к замещению раннее удаленных из своих кафедр епископов – митрополита Киевского Антония, его викария и представителя епископа Чигиринского Никодима, архиепископа Волынского Евлогия и других, во главе которых был поставлен посланный для этого экзарх Патриарха Тихона и управляющий Киевской митрополией митрополит Гродненский Михаил, – областными церковными радами, поскольку никто из русских епископов автономистов не сочувствовал планам националистов, за исключением только находившегося на покое архиепископа Алексия. Но и тот вскоре умер, примирившись с русской Церковью.


Между тем, часть националистов увеличилась до того, что 5 мая 1920 года в Киеве была созвана многочисленная «Всеукраинская православная церковная рада», которая провозгласила автокефалию Украинской Церкви, юрисдикция которой распространялась на проживающий по всему миру украинский православный народ. Вместе с тем, взяв на себя права высшего управления Церковью, рада созвала 20 октября 1921 года в Киеве «всеукраинский собор», который действительно состоялся и подтвердил автокефалию, а также использование материнского украинского языка в Божественной литургии, в других богослужебных чинопоследованиях и в проповеди.

а) Группа самосвятов. 
Однако, явной была необходимость в епископах. Всеукраинский Собор, не сумевший привлечь на свою сторону хотя бы несколько из канонических украинских епископов, которые не одобряли получение автокефалии таким способом, посчитал, что несмотря на категорические определения священных канонов, можно отбросить архиерейскую преемственность и самим учредить собственную для украинцев иерархию. Сказано – сделано. Собор не только избрал епископов, но и вынес решение об их рукоположении. 10\23 сентября 1921 года в захваченном кафедральном соборе Святой Софии Киевской, бывший протоиерей Нестор Шараевский, лишенный за церковные преступления священнического сана, совместно с другими пресвитерами и диаконами, а также при участии мирян, среди которых были и женщины, провозгласил епископом через возложение рук также отлученного за церковные преступления бывшего протоиерея Василия Липковского (на то время женатого) с титулом «Митрополит Киевский и всея Украины». На следующий день тот рукоположил во епископы самого Нестора Шараевского. Впоследствии они оба приступили к рукоположению псевдоепископов, псевдосвященников и псевдодиаконов, так что эта антиканоническая церковная группировка, известная под именем «самосвятов», насчитывала 30 псевдоепископов и около 2 тысяч приходов. Причиной их широкого распространения является, прежде всего, введение национального украинского языка в богослужение и проповедь, поставление в иерархию исключительно украинцев, а также допущение женатого епископства, второбрачия и троебрачия для духовенства, и наконец, отрицание монашества.

Вышеупомянутый саморукоположенный в епископскую степень и присвоивший себе титул «Митрополита Киевского и всея Украины» Василий Липковский неоднократно обращался ко Вселенскому Патриарху с просьбой об общении и благословении. Он оправдывал свое и других неоправданное саморукоположение практикой, якобы «согласной с древними обычаями Александрийской Церкви, существовавшей со времен апостола Марка до императора Ираклия и согласной с канонами святого Ипполита». Конечно же, лишним будет говорить о том, что никакого ответа из Вселенской Патриархии они не получили.


  б) «Идеологическая христианская Церковь». Отколовшаяся в 1925 году часть самосвятов решила основать Церковь с вышеприведенным названием. Однако, осознав нереальность своих идей, они впоследствии присоединились к Российской православной Церкви.


  в) «Братская Объединенная Украинская Церковь». Малочисленная группировка, стремившаяся к реализации программы объединения всех украинцев. Однако, господствовавшие там идеи удалили и ее от Православной Церкви.


  г) «Тихоновская Церковь». Патриарший экзарх и Гродненский митрополит Михаил, оставив патриарха Тихона, признал основанное в Москве «Высшее церковное управление» и принял титул «Митрополит Киевский и всея Украины». С тех пор тихоновская Церковь в Украине разделилась на две части, - митрополита Иоанникия и митрополита Григория, после того как те оставили ряды тихоновской Церкви. Группа митрополита Иоанникия под названием «Епископское собрание» вела борьбу против тихоновцев. Именно этот факт заставил Местоблюстителя митрополита Крутицкого и Коломенского Петра отправить Иоанникия на покой.


  д) «Священный Синод Украинской Православной Церкви». Эта группа возникла следующим образом. Давно уже наблюдавшееся в Украине движение за автокефалию не оставило безучастными и канонических епархиальных украинских архиереев. Самовольное деяние «самосвятов» стимулировало интерес и действия епископов за автокефалию Украинской Церкви. Это подтверждается решениями Синода епископов, состоявшегося в сентябре 1921 года. Архиереи перестали поминать имя патриарха Тихона и высказались за автокефалию, заявив при этом, что ее провозглашение относится к компетенции Всеукраинского Собора. Такой Всеукраинский Собор с участием епископов и представителей от клира и мирян, состоявшийся в Харькове в феврале 1923 года, занялся устройством Украинской Православной Церкви на автокефальных началах. Посланная в начале 1924 года в Москву делегация, состоящая из одного епископа и двух протоиереев, просила на это благословения патриарха Тихона. Однако, его ответ был не таким, каким его ожидали в Киеве. В отличие от него, антитихоновская (синодальная) группировка благосклонно смотрела на проавтокефальные движения украинских епископов. Собравшееся в Харькове в ноябре 1924 года «всеукраинское предсоборное совещание» под председательством бывшего епископа Балтийского, потом архиепископа Каменец-Подольского, а впоследствии Митрополита Харьковского и всей Украины Пимена решил созвать 17 мая 1925 года второй Всеукраинский Православный Поместный Собор для того, чтобы «умиротворить церковное положение в Украине, решить вопрос об автокефалии Украинской Церкви, оградить ее вселенское православие, укрепить ее связь со Всесвятейшим Вселенским Патриархом и другими Святейшими Восточными Патриархами и приготовиться к участию в будущем Вселенском Соборе».


Действительно, собравшийся вышеупомянутый Поместный Собор на своем заседании 21 мая 1925 года провозгласил автокефалию Украинской Церкви, которая позже, а именно 6 октября 1925 года, была благословлена Московским Поместным Собором. Этот собор был созван самой большой антитихоновской группой под руководством митрополита Ленинградского (Петроградского) Вениамина. Эта группа, вначале сотрудничавшая с церковными образованиями разного толка и различных взглядов, впоследствии прекратила все связи с самыми крайними из них – с «Живой Церковью» протоиерея Красницкого и с «Апостольской Церковью» архиепископа Антония. После этого она, приняв вышеупомянутое синодальное название, стремилась примириться с тихоновцами. Особенно это проявилось после смерти приснопамятного Патриарха Московского Тихона. В частности, сразу после печального события – отшествия ко Господу Патриарха Тихона, эта группа 11 апреля 1925 года обратилась с посланием ко всем иерархам и клирикам, включая и самих тихоновцев, призывая их к сотрудничеству с целью нахождения способа примирения и взаимного мирного сосуществования. Немногим позже, а именно 11 июля 1925 года, эта группа обратилась с другим посланием «к архиереям, пребывающим вне ее юрисдикции», сообщая о созыве в том же году «Поместного Собора Православной Церкви в России». В программе Собора одним из первых стоял вопрос умиротворения Русской Православной Церкви. При этом подчеркивалось, что и «Священный Синод и самозваные «сторонники Древней Церкви», оставаясь верными православной вере, в равной мере являются ответственными за тот большой ущерб, который несет Церковь Христова из-за существующих разделений». В конце послания содержится увещание, чтобы «решение всех спорных вопросов и недоразумений, а также вопрос восстановления церковного устройства, приемлемого для всех православных русских, все возложили на Поместный Собор».


В ответ на это, Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр издал 28 июля 1925 года послание, в котором назвал созываемый Собор «псевдособором, незаконным и антиканоническим», а созывающих его охарактеризовал «отколовшимися от Церкви, поскольку не принимают патриаршей власти и отвергают решения Вселенских Соборов по вопросам брака духовенства». Митрополит Петр призвал православных русских не принимать участия в вышеупомянутом Соборе. Похожим по содержанию является также и послание находившихся в Карловцах тихоновских иерархов. Адресованное всей Православной Церкви послание (от 31 июля-13 августа 1925 года) называет созываемый Поместный Собор «вторым разбойничьим Собором».


Однако, этот Поместный Собор состоялся. 1 октября 1925 года после торжественной литургии в московском кафедральном соборе Христа Спасителя в бывшем помещении Московской [духовной] семинарии собралось 515 членов, среди которых было 183 клирика (а именно: 78 епископов и 105 других клириков, 13 из которых представляли Украинскую Церковь, 5 Белорусскую, а также представители тихоновской группы) и 332 мирянина, которые представляли различные епархиальные собрания. Принятые решения «Священный Синод» сообщил циркулярным письмом «к автокефальным Православным Церквам» (октябрь 1925 года), где говорится следующее: «Храня верность православной вере, утвержденной семью Вселенскими и десятью Поместными Соборами, и переданной нам святыми отцами и учителями Церкви, Поместный Собор Русской Церкви, организуя церковную жизнь в условиях действительной религиозной свободы, обеспеченной нам правительственными постановлениями Советского государства, которая (свобода) имеет целью организацию жизни православных на принципах древнего Православия, отвергая политиканство, освящает честную и трудолюбивую жизнь народов.


Для достижения этой цели Поместный Собор стремился к объединению всех чад Церкви. Однако, с большим сожалением Собор констатирует, что это является невозможным из-за политических убеждений тех людей, которые подменяют миссию Церкви мирскими целями и которые до сих пор, по сведениям Собора, противятся существующим правительственным законам.


Для достижения поставленной цели Собор постарался выработать «церковное положение». По этой причине Собор, исходя из интересов самой Церкви, признал равночестными неженатых и женатых епископов, согласно пожеланию их паствы, а также второбрачных клириков, при условии согласия общины, в которой они служат. С этой целью Собор изъявил согласие на продолжение и развитие религиозной и образовательной деятельности и борьбы за Православие.


Кроме того, Поместный Собор благословил автокефалию родственной по духу Украинской Православной Церкви.


Избрав в качестве постоянно действующего органа церковного Священноначалия Священный Синод, Поместный Собор сообщает вам о всех его деяниях и просит боголюбивых архипастырей, пастырей и православных братий, чтобы в общении любви и мира они своими молитвами содействовали утверждению и усилению Святой Русской Церкви».
Принятое Всеукраинским Поместным Собором 21 мая 1925 года, и утвержденное и благословленное Поместным Собором в Москве в октябре того же года, решение об автокефалии было доведено до сведения Вселенского Патриарха Василия III письмом от 3 ноября 1925 года. В этом письме Священный Синод, возглавляемый митрополитом Пименом, уверяет, что «не допустит введения никаких новшеств, касающихся учения веры, епископского и священнического чина, календаря и т.п., до прояснения и определения этих вопросов Вселенским Собором». Синод просит, чтобы после изучения посланных деяний и документов Константинопольская Церковь «преподала конечное утверждение, благословляя и утверждая автокефалию Православной Украинской Церкви высочайшим и законным решением». Позже, а именно 17 февраля 1926 года, в дополнение к вышеупомянутым документам Синод послал во Вселенскую Патриархию изложение «истории и канонических оснований автокефалии Православной Церкви Украины», обращаясь с просьбой ко Вселенскому Патриарху «как к благосклонному отцу, чтобы признал и благословил полную автокефалию Украинской Православной Церкви и утвердил это направлением ей Патриаршей Грамоты, с соответствующей подписью и печатью».


Святой и Священный Синод [Константинопольского Патриархата] на основании доклада соответствующей Синодальной комиссии, которой предварительно были направлены для изучения вышеупомянутые документы, одобрил что:


•    а) любые мысли и решения по вопросу об автокефалии Украинской Церкви должны быть отложены до получения посланных митрополитом Пименом соответствующих деяний и документов;

•    б) не давать никакого ответа на документы самозванной «Всеукраинской православной церковной рады», поскольку она представляет ту группу, которая посредством мирян, в том числе и женщин, а также не имеющих епископской степени клириков, дерзнула избрать и рукоположить самозванного «Митрополита Киевского и всея Украины», а также женатых, и даже отлученных, епископов и клириков.


Однако, как можно заключить из того же документа, неизвестно по какой причине митрополит Харьковский Пимен не послал деяний и документов, касающихся автокефалии Украинской Церкви. Тем не менее, он продолжал поддерживать переписку с Матерью Великой Церковью, присылая по случаю праздников и других подобных событий соответствующие письма. А Вселенский Патриархат не упускал случая, чтобы в ответном письме не увещевать к восстановлению канонического порядка и мира в лоне Православной Церкви в Украине.


Таким, в общей чертах, с исторической перспективы было положение Православной Церкви в Украине и ее отношения с Русской Церковью и Вселенским Патриархатом. Возрождение этой Церкви начинается с конца 1941 года, согласно имеющейся информации, в следующих условиях:

Продолжение см. тут

Фото Facebook


Теги: