«Я царь, я раб, я червь, я Бог»
Г. Р. Державин


Мало кто мог предположить, что монастырь Шартрез, на протяжении веков привлекавший паломников не только из Франции, но и со всего мира, окажет столь сильное влияние на творчество украинского художника Владимира Домчука. А толчком к этому послужит найденная в библиотеке Института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве небольшая книга атеиста, впоследствии перешедшего в католичество, Андре Фроссара «Соль земли».

Что есть вдохновение, какова природа творчества? Сможем ли мы открыть для себя новое в изобразительном искусстве имя, посетив небольшую выставку художника, нашедшего себя во время поездки во Францию?

Знакомясь с работами Владимира Домчука и не зная предыстории, не каждый ощутит дух сурового Картезианского Ордена, его скромных келий и огромных залов. Возможно, кто-то вспомнит небезызвестный ликер Шартрез, к созданию которого приложили руку те самые монахи.


Картины художника вызывают у зрителя самые разные ассоциации. Одни похожи на древние фрески, покрытые знаками, по другим словно прошлись резцом паломники, третьи вызывают мысли о духе единства. Кому-то же они могут напомнить обои для Рабочего стола старой доброй Windows…


Однако все это будет лишь поверхностным взглядом, ведь чтобы получить настоящее впечатление от картин, нужно посетить выставку. Глядя на огромные полотна – диптихи и триптихи – перестаешь быть сторонним наблюдателем. Они никого не оставят равнодушным. Глядя на них, можно думать о смысле жизни, медитировать, слушать треск поленьев в камине или шум дождя, классическую музыку или пение птиц.

А теперь по существу.

21 марта представилась замечательная возможность не только посмотреть картины Владимира Домчука, но и пообщаться с самим художником в рамках цикла «Кофе с директором» в Институте религиозных наук им. св. Томы Аквинского в Киеве. Работы автора и его концепция неоднозначны, поэтому у посетивших мероприятие было немало вопросов.

Само название цикла Chartreuse: 7 Stars – All Inclusive («Шартрез: 7 звезд – Все включено») требует пояснений. Как рассказал Владимир, оно имеет аллегоричный характер. 5 звезд в физическом мире – идеальный вариант для меркантильных людей, обозначает гостиницу класса люкс. Автор же выбрал 7 звезд – как более высокое понятие, предел мечтаний человека, стоящего выше физических привязанностей. Образцом послужили монахи монастыря Шартрез. Люди, которым чужды приземленные интересы, посвятившие жизнь служению Господу, давшие обет бедности… Кроме того, когда Бруно Кельнский с шестью товарищами посетил епископа Гренобля, отдавшего им землю возле местечка Шартрез, где в итоге и был построен монастырь, тот по преданию увидел во сне семь звезд. И гербом Картузианского ордена, чьей обителью является Шартрез, служит шар, увенчанный крестом, над которым расположены семь звезд, символизирующие св. Бруно и шестерых его спутников. Понятие же «Все включено» в данном случае обозначает гостеприимство, которое оказывают монахи путникам, паломникам.


Автор очень много вложил в это название, хотя возникает спорный вопрос – а вызовет ли оно нужные ассоциации при просмотре картин цикла? Как определить, что именно хотел сказать художник, если не будет его пояснений? Ведь использованные в нем понятия неоднозначны, и очевидные ассоциации с отельным комплексом наводят на совершенно другие, не связанные с духовностью мысли… Тем более что вербальное и визуальное восприятие очень отличается. Как мне кажется, не стоит заставлять их «вступать в противоречие». Да, можно сказать, что подобные нюансы заставят задуматься, но они же могут направить и по ложному пути.

Символичным художник считает и то, что открытие выставки совпало с выходом книги «Лествица затворников, или Письмо о жизни созерцательной» Гвиго II Картузианца, посвященной духовной практике, известной в традиции Западной Церкви как «божественное чтение» (lectio divina).

«Шартрез» по-украински

Вызывает интерес отношение Владимира Домчука к своим творениям. Закончив работу над картиной, он как бы отходит в сторону, оставляя зрителя с ней наедине, и это одна из причин, по которой ему было особенно интересно узнать мнение созерцателей. И каждый из гостей встречи «Кофе с директором» с удовольствием рассказал, какая именно из работ ему понравилась и почему . Люди вспоминали детство и наставления старших, тишину храмов, в которых побывали, аскетичных монахов. Самое большое впечатление на гостей произвели работы «Истина», «Чаша и четки», «Вязанка хвороста» и «Мизерикордия». При этом все отметили отсутствие ярких цветов, деталей и живых существ на картинах. Но сам автор преследовал такую цель, говоря, что ему ближе аскетичные храмы, минимум деталей, и чужды чрезмерно украшенные аляповатые варианты. Как он сам признался, ему близка идея апофатизма, направленная на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой.


Думаю, все посетители выставки и участники встречи остались довольны: работы, представленные на выставке, никого не оставили равнодушными, а возможность поговорить с Владимиром Домчуком и получить ответы на возникающие во время просмотра вопросы была просто замечательной. Ведь далеко не всегда удается пообщаться с художниками во время их выставок, поделиться своим восхищением или высказать замечания, да еще и услышать их объяснения.


Какой в результате можно сделать вывод? Спасибо Институту религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве (и лично отцу Войцеху Суровке ОР, директору и ведущему встречи) за столь интересное мероприятие, и художнику Владимиру Домчуку за его замечательные работы!

Выставка продолжит свою работу до конца марта. Картины можно увидеть на 2 этаже в холле Института религиозных наук (ул. Якира, 13) ежедневно с 9:00 до 20:00. Вход свободный.

Фото: Ольга Рыбачук

Теги: