Киевский патриархат ради объединения с УПЦ готов отказаться от своего патриарха? Репортаж с Поместного Собора

27 06 2013 |
Николай Гузь

Сегодняшний день может войти в историю Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, а может и всего украинского православия, как наиболее значимый после церковного раскола 1992 года. То, о чем уже давно поговаривали в церковных кулуарах разных юрисдикций, наконец-то произошло. Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко), со свойственной ему твердостью и настойчивостью, осуществил реформу системы управления в УПЦ КП, которая в последующем может снять преграды к объединению украинского православия. Но обо всем по порядку…

Вчера, 26 июня, в Синодальном зале Киевской патриархии по улице Пушкинской, 36 состоялся Архиерейский Собор УПЦ КП, на котором были утверждены предложенные патриархом Филаретом изменения и дополнения в Устав Церкви. Эти изменения и стали предметом горячих споров на Поместном Соборе УПЦ КП, который состоялся на следующий день, 27 июня, и который окончательно их утвердил и легитимизировал.

 

Суть этих изменений сводится к тому, что после смерти патриарха Филарета УПЦ КП, по сути, отказывается от проведения внеочередного Поместного Собора и избрания нового патриарха, дабы открыть путь к проведению совместного Объединительного Собора епископов УПЦ (Московского Патриархата) и УПЦ Киевского Патриархата, и на котором был бы избран единый первоиерарх объединенной Украинской Православной Церкви.

 

Обсуждение данного вопроса патриарх Филарет начал с того, что ему уже 85 лет и что ему уже нужно думать о переходе в вечность. Некоторые из делегатов тут же стали перешептываться, подумав, что патриарх хочет подать в отставку... Однако его предложение заключалось в ином. Он предложил внести изменения в Устав УПЦ КП, введя новую должность – «Наместника патриарха», который после смерти Филарета автоматически становился бы местоблюстителем патриаршего престола и который в сане митрополита являлся бы главой УПЦ КП. При этом избрание «наместника» должно происходить на Архиерейском Синоде под председательством еще здравствующего патриарха Филарета. По словам последнего, это нововведение внедряется для того, чтобы после его смерти в УПЦ КП не началась война за власть, которая может привести к развалу Церкви. Патриарх Филарет подчеркнул, что «внешние силы» пытаются сейчас влиять на кадровые перестановки в УПЦ (МП), и что УПЦ КП тоже не застрахована от подобных попыток влияний и подкупов со стороны…

 

Несмотря на то, что накануне Поместного Собора в СМИ просочилась информация, что пост наместника патриарха УПЦ КП уже будет занимать нынешний архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Бориспольский Епифаний (Думенко), в действительности на Соборе речь шла несколько о другом. Патриарх Филарет во время выступления предложил, чтобы наместником патриарха по новому Уставу был «Переяславский митрополит», но избираться он должен на эту кафедру по решению Синода епископов УПЦ КП. Кто займет этот пост после окончательного закрепления всех поправок к Уставу УПЦ КП и послесоборного заседания Синода  – далеко неочевидно.

 

По словам Филарета, тот, кто станет после него предстоятелем УПЦ КП, должен быть готовым не к славе и власти, но к страданиям, поношениям и поливанию грязью, на него сразу достанут из папок компроматы, начнут через СМИ кампанию дискредитации, разоблачений и т.п., дабы окончательно ослабить и уничтожить Украинскую Церковь.

 

В своем докладе патриарх Филарет отметил, что в новой редакции Устава сознательно не указывается время созыва Поместного Собора для избрания нового первоиерарха (в случае смерти предыдущего) – делается это в надежде на проведение совместно с архиереями УПЦ (МП) Объединительного Собора обеих Украинских Церквей. Его слова звучали как призыв-завещание: «Если ситуация сложится так, что после моей смерти удастся созвать Объединительный Собор УПЦ КП и УПЦ, то не нужно спешить с избранием собственного патриарха, нужно дождаться Объединительного Собора и совместно избрать нового предстоятеля».

 

При этом Филарет предположил, что если после его смерти удастся провести Объединительный Собор, то может случиться так, что на Собор придет и предстоятель УПЦ, и новый патриарх УПЦ КП… И не факт, что единым предстоятелем будет избран глава Киевского Патриархата. Поэтому, чтобы не пришлось потом «низлагать» патриарха УПЦ КП, не стоит спешить с избранием собственного первоиерарха до Объединительного Собора. Такова была мысль Филарета.

 

Его предложение вызвало бурную полемику среди делегатов Поместного Собора. Одни, как всегда, подчеркивали «глубочайшую мудрость и предусмотрительность святителя, его заботу о благе и спасении Церкви». Другие, скорее из националистического лагеря, не скрывали своих опасений… Так, член Секретариата Поместного Собора и Высшего Церковного Совета УПЦ КП профессор Дмитро Степовик призвал не торопиться с принятием столь ответственного и судьбоносного решения, указывая, что промосковские силы из УПЦ (МП) могут этим воспользоваться и при помощи власти сорвать проведение Объединительного Собора и таким образом оставить УПЦ КП и без патриарха, и без Поместного Собора. Дабы этого не произошло, он предложил внести в Устав формулировку, что Поместный Собор для избрания нового патриарха созывается не позже двух месяцев после смерти патриарха. Другие участники обсуждения предлагали, чтобы созыв Поместного Собора был предусмотрен не позже шести месяцев после смерти патриарха.

 

Однако Филарет в данном вопросе, на удивление, проявил решительность и настойчивость. «Я категорически против! Я оставляю это на волю Божию, на местоблюстителя и Священный Синод!» - резко отчеканил он. И добавил, что необходимо сделать все, чтобы Объединительный Собор состоялся. Более того, он отметил, что в УПЦ больше епископов и что совместным первоиерархом будет, большинством голосов, естественно избран «иерарх с московской стороны». «Но бояться этого не нужно. Если они на это пойдут, если они согласятся на Объединительный Собор, то это нужно только приветствовать, их нужно будет за это обнять и расцеловать! Не все из них на это решатся. Такие, как Агафангел Одесский никогда не согласятся на такой Объединительный Собор. Поэтому не стоит их бояться. Они все равно не наберутся мужества порвать с Москвой, не примут участия в Объединительном Соборе и не примут участие в избрании единого предстоятеля. Примут те из УПЦ, кто желает ее возрождения и укрепления, а не ликвидации», - аргументировал свою позицию глава УПЦ КП.

 

Что особенно бросилось в глаза, так это то, что Филарет постоянно говорил о своей неизбежной скорой смерти. Причем говорил это настолько спокойно и уверенно, что у некоторых сложилось впечатление, будто он уже заранее знает час своей смерти и готовится к ней…

 

Больше всего удивил один из выступавших, который во время полемики в своем призыве к делегатам с трибуны заявил буквально следующее: «Неужели вы не видите?! Патриарх нам намекает: «Люди, воспользуйтесь моей смертью, это шанс для объединения Украинской Православной Церкви!» Мы должны прислушаться к такому завещанию святейшего! Это возвысит нашу Церковь над всеми другими Церквями!»

 

Все споры о своей смерти пока еще здравствующий патриарх Филарет слушал с удивительным спокойствием и самообладанием.

 

В результате, когда перешли к голосованию, из 155 делегатов (из них 38 составляли архиереи) «против» предложения Филарета проголосовали только 6, воздержалось 7, остальные 142 проголосовали «за», а сами результаты голосования были поддержаны бурными аплодисментами.

 

Коснулся на Соборе патриарх Филарет и ситуации в УПЦ (МП). Он акцентировал внимание на незаконности попыток устранить митрополита Владимира (Сабодана) с поста предстоятеля и лишить УПЦ самоуправления. При этом он обратил внимание, что в УПЦ (МП) тех архиереев, кто осмеливается выступать за ее самоуправление, пытаются через соответствующую прессу всячески шельмовать, обвинять в принадлежности к т.н. «автокефально-гомосексуальной группе» и т.п. По его словам, если епископы УПЦ (МП) «выступают за Москву, то им позволяют быть и содомитами, и все их нечестивые деяния не только покрываются, но и оправдываются. Как это в случае с митрополитом Агафангелом Одесским, о котором всем хорошо известно… А как только кто-то начинает выступать за Украинскую Церковь, то их сразу начинают обвинять в принадлежности к «автокефально-гомосексуальной группе». Это двойные стандарты и двойная мораль, такого в Церкви не должно быть», - заявил Филарет.

 

Коснувшись перспектив диалога с Украинской Автокефальной Православной Церковью, патриарх Филарет отметил, что по вине Синода УАПЦ этот диалог на официальном уровне сорван. Предстоятель УПЦ КП сказал, что руководство УАПЦ достигло такого уровня внутренней деградации, что с ними уже невозможно вести какие-либо полноценные переговоры. Осознавая это, духовенство и паства УАПЦ, по словам Филарета, начали «диалог снизу», массово переходя под омофор Киевского Патриархата. 

 

Отдельно Поместный Собор УПЦ КП, по настоянию патриарха Филарета, известного своим предосудительным отношением к гомосексуализму, утвердил Декларацию «О негативном отношении к греху содомии (гомосексуализму), его пропаганде в обществе и так называемых однополых браках». Как сказано в составленной патриархом Филаретом Декларации, «на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов Церкви свидетельствуем: каждый православный христианин, кто поддерживает и одобряет «узаконение» содомского греха, подпадает под проклятие Содома и под анафему Апостола Павла и отлучает себя от Церкви… Мы категорически против того, чтобы гомосексуальный способ жизни и поведения трактовались как естественные, нормальные и полезные для общества и личности. Мы против того, чтобы содомия пропагандировалась как вариант  нормы половой жизни и чтобы государство приобщало своих граждан к однополым сексуальным отношениям».

 

Хотя в СМИ некоторых архиереев УПЦ КП причисляют к «голубой партии», никто на Соборе не посмел публично выступить или проголосовать против Декларации, предложенной патриархом Филаретом.

 

Кроме народных депутатов Украины, в качестве гостей от государственной власти на Соборе присутствовал советник Президента Украины Юрий Богуцкий. Он зачитал официальное приветствие Поместному Собору от президента Украины Виктора Януковича. Приветствие было составлено красивым слогом – видно, что руководство страны придает данному событию немаловажное значение. В ответном слове патриарх Филарет с удовлетворением отметил, что в последнее время наметился курс на диалог и равноправное отношение со стороны власти ко всем конфессиям, в т.ч. и к УПЦ КП. Продолжая тему отношений государства и Церкви, Филарет в который раз подчеркнул недопустимость принятия закона о легализации гомосексуализма и однополых браков, заявив, что Церковь будет выступать категорически против таких безбожных и аморальных инициатив.

 

В завершении Поместный Собор принял решение о причислении к лику святых первого киевского князя-христианина Оскольда (Аскольда)-Николая, убитого язычниками в 882 г. По словам выступавших, князь Оскольд положил начало христианизации Руси, которое уже завершал святой равноапостольный князь Владимир. Издревле Оскольд почитался как блаженный и местночтимый мученик, о чем сохранились свидетельства в летописях и других источниках.

 

На Соборе было озвучено предложение день церковной памяти князя-мученика Оскольда-Николая установить 15 июля, на праздник Ризоположения во Влахерне, непосредственно связанном с чудом обращения Оскольда в христианство в 860 г. Тем более, что именно в этот день до революции в Киеве существовала устоявшаяся церковная традиция ежегодно совершать крестные ходы к Оскольдовой могиле и поминать его мученическую кончину (именно эта традиция в последнее время была возрождена и в УПЦ (МП)). Однако патриарх Филарет не поддержал такое предложение, настояв, чтобы день памяти князя-мученика Оскольда в церковных календарях УПЦ КП все же отмечался отдельно от УПЦ, во второе воскресенье по Пятидесятнице, в день Всех святых земли Украинской.

 

Кроме того, Собор причислил к лику местночтимых святых волынских подвижников благочестия -- благоверного князя Владимира Васильковича (1248-1288) и мученика за веру православную Даниила Братковского (1642-1702), жестоко замученного польскими властями в 1702 году.

 

Также Собор принял решения по празднованию в 2013 году юбилея -- 1025-летия Владимирова Крещения Руси и обращения по этому случаю к украинскому народу, к Вселенскому патриарху Варфоломею, к предстоятелям других поместных Церквей, президенту Украины, премьер-министру Украины и председателю Верховной Рады страны.

 

В ходе своей работы Поместный Собор УПЦ КП, по настоянию епископата, утвердил также изменения в Устав, согласно которым были ограничены права духовенства и приходских советов. Так, назначение или перевод настоятеля и клириков приходов архиерей теперь имеет право совершать самостоятельно, без согласия духовенства и прихода. Также в отношении перечисления приходами средств епархиальному управлению было удалено из Устава слово «добровольно». По этим вопросам на Соборе было заметно недовольство духовенства. Однако епископы, как никогда, показали свою сплоченность и «архиерейскую корпоративность», бросившись единодушно отстаивать свои полномочия и права.

 

Фото Фейсбук

Теги:
22207







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
25 травня 2014 15:48

Украинскому Филарету!

УНИЧТОЖЕНИЕ СВЯТОТАТСТВА 
ПРАВОСЛАВИЯ
(Яблочный Спас)

Суть церковности обряда
Православье ставит в тень,
До сектантского наряда
В монополье догм стен.

Разворачивая круто
Рэкет духа прихожан,
Запуская в бизнес будто
Свой мамоновый аркан.

Мы сейчас подрежем корни,
Православности гнилой,
Развернём церковны Тайны
В область Тайны Мировой,

Перестроим волногены
Православных тонких тел,
На Христовые Рассветы
Воскресенья Молний –Дел.

Замолчат святые мощи
Во гробах монастырей,
Пробудятся эти мощи,
Над главами теменей,

Всех кто верил хоть на йоту
В Справедливость Сотворца –
В Колокол отправим Ноту
После снятия венца.

А для главных иерархов
Православности кривой,
Уж готов ковчег прощальный –
Драгоценный, золотой!

Здесь Мечом Христос освятит,
Злато, серебро – Вода,
Святый Дух в Огне воспрянет,
Иль исчезнет в пасти Льва?

Снята власть «духовной» тени
С тела ложного Христа.
Здесь печать Мы налагаем,
Подпись, как всегда – чиста.


9   Peyto
27 липня 2013 13:08

Философ,
Матфей Властарь
АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА
Глава 32-я. - о клятвопреступлении
krotov.info/acts/canons/vlastar05.html#e32



25 липня 2013 16:13

Філософ, с раскольниками не дружу...



4 липня 2013 16:46

Философ, прямое... мой любийзнишей друг))



3 липня 2013 17:58

Цитата: Філософ
і ще хочу додати люди вчіть історію Москва має таке відношення до Русі...як Вселенський Патріарх до колегії кардиналів... 

 

А какое Вы имеете отношение к философии, господин тридневный Філософwinked



3 липня 2013 17:53

Останні новини сповіщають що приватне підпиєємсвто якраз УПЦ МП...в КП принаймі не торгують лексусами...і монахині і архиєреї не причетні до афери і бандитизму...
і ще хочу додати люди вчіть історію Москва має таке відношення до Русі...як Вселенський Патріарх до колегії кардиналів... 



1 липня 2013 19:43

Лукавство какое...
Объединиться, чтобы, тем не менее - порвать с Москвой.
Редкое свинство не только по отношению к своему историческому государству - Руси, русскому народу, но и по отношению к вере.
Видят, что не одолеть самозванцам истинной Церкви. Поэтому даже от патриархата своего "отказаться" готовы, только бы новый патриархат возник, опять же - самочинный.


3   Юра
1 липня 2013 10:48

Тепер вже кожному стало зрозуміло, що КП - то ніяка не церква, а приватне підприємство<...> , яким той може розпоряджатися по своїй волі. Може заповісти кому хоче, на випадок своєї смерті, може - ще за життя продати.


відредаговано
адмін



29 червня 2013 15:27

та самі до тих <...> до церкви й ходіть...  Київ хрестили коли у Москві ще жаби квакали  angry 

відредаговано
адмін


28 червня 2013 00:48

Это замечательно!


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант