Памяти отца Михаила Шполянского

27 04 2014 |
Автор: редакция портала «Религия в Украине»

 

Сегодня в Николаеве и Старой Богдановке проходят похороны заштатного протоиерея УПЦ Михаила Шполянского — писателя, публициста, воспитавшего 11 приемных детей и запрещенного епископом...

Памяти отца Михаила Шполянского

Священник Михаил Шполянский преставился в 20:30 в Светлую пятницу, 25 апреля, после продолжительной болезни на 59 году жизни.

 

Михаил Шполянский родился в 1955 году в Ленинграде. Детство и юность провел в Николаеве. Здесь будущий священник окончил кораблестроительный институт, женился, и позже всей семьей принял крещение. В 1980-х годах работал инженером-кораблестроителем, строителем, в лесничестве, в бригаде по декоративному оформлению помещений. В 1990 году, в 34 года принял священный сан. Служил в селе Старая Богдановка Николаевской области, где и прожил с семьей до конца жизни.

 

Вместе с матушкой Аллой отец Михаил организовал семейный детский дом, в котором воспитал 11 приемных детей. Старший родной сын отца Михаила — Илья Шполянский — руководит предприятием «Літопис», на котором работают люди с инвалидностью. Невероятно, но именно присутствие в семье приемных детей впоследствии стало основанием для обвинения священника епархиальными властями.

Памяти отца Михаила Шполянского

Свою жизнь отец Михаил описал в очерках, собранных в книги под общим названием «Мой анабазис». Кроме того, он является автором нескольких популярных книг о христианстве и о воспитании детей. Однако главная боль души отца Михаила вылилась на страницах парижского «Вестника РХД», где в 2003 году священник опубликовал развернутую программную статью «Церковь земная: разрывы и обрывы». Тогда же сокращенный вариант этой статьи был опубликован в николаевском журнале «Новый век».

 

Вслед за публикацией статьи, в которой критически оцениваются многие явления современной церковной жизни, в том числе произвол епископата по отношению к подчиненным священникам, на отца Михаила обрушились гонения. Архиепископ Николаевский Питирим (Старинский) запретил о.Михаила в служении. Вскоре комиссия из Киевской митрополии под руководством управделами УПЦ архиепископа Митрофана (Юрчука) восстановила о.Михаила в служении, однако архиепископ Питирим перевел о.Михаила на такой далекий приход, который он физически не смог посещать по состоянию здоровья. И о.Михаил был отправлен за штат. После этого он написал большинство своих книг, столь полюбившихся читателям. Служить нигде в епархии он не мог, поэтому время от времени приезжал в Киев, где служил в Екатерининской общине УПЦ, а затем привозил домой Святые Дары и по воскресеньям и праздником сам служил «обедницу», за которой причащался этими преждеосвященными Дарами.

 

Осенью 2004 года священник Михаил Шполянский приезжал на киевский Майдан, где вместе с другими немногими священниками УПЦ служил молебны в часовне у здания мэрии.

Памяти отца Михаила Шполянского

Вот как описывает свой конфликт с епископом сам о.Михаил Шполянский в частной переписке:

 

«5 февраля 2003 г. я был запрещен в служении. Причиной было действительно присутствие в нашей семье приемных детей, которые, по слову правящего архиерея, должны содержаться за счет государства, а не за счет средств церкви. (Это при том, что от епархии мы не только не получали никаких средств, но даже не были освобождены от епархиального налога - 20% суммарного дохода прихода и семьи). Но владыка не мог перенести, что нам помогали спонсоры. В разговоре с главой райадминистрации нашего района владыка потребовал закрыть детский дом, а детей передать в интернат. Мотивировка – спонсоры должны помогать епархии, а не отдельным приходам.

 

Также «жалом в плоть» для епархии была успешная работа книжного лотка православной литературы, который мы, по благословению о. Иоанна Крестьянкина и первоначально данному (и никогда официально не отмененному) РАЗРЕШЕНИЮ ЕПАРХИИ, установили в городе. Владыке казалось, что там «крутятся сумасшедшие тысячИ доллАров» (мое предложение передать епархии ВСЮ торговлю с товарами с тем, чтобы на детдом выделялось 300 дол. в месяц, принято не было).

Памяти отца Михаила Шполянского

Последней каплей, переполнившей терпение «священноначалия», стало мое гласное предложение обсудить ситуацию с гонением на одного из клириков епархии на епархиальном собрании (до того три года вообще не собиравшемся).

 

Поводом же к запрещению стала опубликованная в «Вестнике РХД» статья «Церковь земная: разрывы и обрывы. Есть ли кому строить мосты?» (присутствует в поле Интернета). На основании анонимной (потом стало известно, что подписал текст Забуга [прот. Николай Забуга — ректор Киевской духовной академии в 1998-2007 гг. - Ред.]) и весьма неоднозначной рецензии КДА, решением епархиального совета (при всем давлении владыки большинством только в один голос) я был запрещен в служении «за неуважение к священноначалию» временно «на период месячного отпуска до явления покаяния». При этом на мой приход был немедленно назначен специально рукоположенный для этой цели юноша (трое иереев до того от такой миссии отказались) Дмитрий Завислюк. Его охранял (от меня?) епископский пономарь с нунчаками. Завислюк был поставлен на епархиальное довольствие и регулярно доносил в епархию о моей деятельности (так, сказанные ему в автобусе моей дочкой слова «Как там поживает его величество епископ Питирим?» были классифицированы в епархии как «издевательство над священным саном»). На сегодняшний день Завислюк совершенно приход разорил, сам куда-то из села переехал, службы служатся далеко не каждую неделю, зимой храм не отапливается, везде бурьян и разруха, и даже кресты на храме и водосвятной часовне подкосились.

 

Ну а в том феврале по ходатайству прихожан (более 1000 подписей с полными данными подписавших лиц, в т.ч. 95 % всего взрослого населения нашего села, а также народные депутаты, деятели культуры, руководители предприятий и пр.) из Киева прибыла комиссия во главе с еп. Митрофаном (упр. делами УПЦ), которая отменила запрещение в служении.

 

После отбытия комиссии епархиальный владыка, пользуясь своим неотъемлемым правом, перевел меня служить на дальний приход с требованием находиться там постоянно. Перевезти огромную семью туда я физически не мог – хотя бы из-за отсутствия жилья (нам в Старой Богдановке для детского дома выделили ведомственное жилье).

Памяти отца Михаила Шполянского

Несколько месяцев проездив туда на каждую службу (и опять же – на фоне епархиальных выговоров за то, что не нахожусь там постоянно), очень тяжело переболев (микроинсульт), вышел за штат «временно по состоянию здоровья» (епископ отпускать отказывался, требовал переезда в другую область, но митрополия дала указания отпустить «заштат»). В каком состоянии пребываю и ныне.

 

Еще долгое время меня всячески преследовали, не давали возможности не только сослужить (даже в соборе), но и причащаться мирским чином, обвиняли в сонме немыслимых грехов – от организации секты до «эксплуатации детей» и т.п. С зимы 2005 года пока более не трогают.

Памяти отца Михаила Шполянского

При всех тяготах происшедшего, я бесконечно благодарен Господу за все пережитое. Здесь нет возможности об этом говорить, но я действительно вижу во всем том дар бесконечной милости Отца. Слава Богу!».

 

Показательно, что гонитель о.Михаила — архиепископ, а нынче митрополит Николаевский и Очаковский Питирим (Старинский) сам прошел через гонения. В 1983 году, будучи иеромонахом, он был осуждён за антисоветскую деятельность и приговорен к 6 годам лишения свободы, однако, отбыв в заключении половину срока, в 1986 был досрочно освобожден и возведен в сан архимандрита.

 

Воспоминания об о.Михаиле Шполянском:

 

Протоиерей Андрей Дудченко, Киев: Скорблю... Светлый, любящий, настоящий был человек и добрый пастырь. Неподдельный во всем. Я имел счастье быть лично знакомым с о.Михаилом, видел его и на «Успенских чтениях» в Киеве, и служил с ним во время Майдана-2004, в том числе в Екатерининской общине у о.Петра Зуева. Верю, что он из тех праведников, молитвами которых держатся города...

 

Священник Александр Шрамко, Минск: Он был один из немногих, с кем меня связывали близкие, порой дружеские отношения... Познакомились мы в Москве на конференции СФИ [Свято-Филаретовский институт, ректор о.Георгий Кочетков — Ред.], ночевали в одной комнате. И не спали чуть не до утра: так много у нас было общего, так многим хотелось поделиться с понимающим и близко мыслящим человеком... Потом приезжал с семьей отдыхать к нему на косу, где познакомились с его многочисленным и дружным семейством. Если кто не знает, у о. Михаила был так называемый "семейный детский дом", а по сути просто семья для многих нуждающихся в ней детей. Это почему-то раздражало церковное начальство, считавшего, что священнику надо "не дітей годувати, а церкви будувати". И это при том, что у о. Михаила великолепно получалось и то, и другое. Он взял запущенный приход, который не хотел брать ни один священник, и сделал его процветающим.. За это его "отблагодарили": отправили заштат без права служения литургии, да еще и ославили как "врага церкви". Но это никак не поколебало о. Михаила в его известном всем жизнелюбии, доброте и горячей проповеди христианской любви как основе христианской веры. Можно с полным правом его назвать современным апостолом любви...

 

Кстати, много мы с ним тогда на косе [Кинбурнская коса между Днепровско-Бугским лиманом и Черным морем, куда о.Михаил любил уезжать летом на отдых. - Ред.] говорили о тогдашнем Майдане, это было как раз через год после него. Отец Михаил, сам русский, из Питера, горячо поддерживал Майдан. Если я не ошибаюсь, он был первым священником УПЦ, открыто об этом заявившем публично. Он, конечно, и здесь был необычайный романтик, и я ему пытался противостоять со своим скептицизмом...

 

На память об о. Михаиле у меня осталась моя же единственная книжечка, изданная его стараниями, по его инициативе и с его предисловием...

 

Царство Небесное и вечная память тебе, дорогой отец! И соболезнования близким.

 

Фото из семейного архива о. Михаила Шполянского и его друзей

Теги:
4349







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
29 квітня 2014 18:44

Когда человек умирает,

Изменяются его портреты.

По-другому глаза глядят, и губы

Улыбаются иной улыбкой.

Я заметила это, вернувшись

С похорон одного человека.

И с тех пор проверяю часто,

И моя догадка подтвердилась

Анна Ахматова

Читал его книги. В них удивительные духовные прозрения, в которых чувствуется добрый и дружественный человек. Чистый души его свет! Царство Небесное отцу Михаилу, много потрудившемуся в служении Вечному и Бессмертному Слову. так так



1   murzin
28 квітня 2014 12:15

слава Богу за таких христиан. Радостно, что есть такие служители, как о Михаил. И горько за официальную церковную систему, которая терпит волков в овечьих шкурах. А может она же (система) их и воспитывает?


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант