В предлагаемой статье кандидат богословия архимандрит Феогност (Пушков), клирик Луганской епархии УПЦ (в единстве с Московским Патриархатом), рассуждает о прошлом и современном положении православного инстиута катехизации и предлагает свои идеи по развитию оглашения в Церкви. 

1. Историческая справка и общие принципы: На каждой Литургии мы слышим призыв диакона, обращенный к неким «оглашенным»: «Помолитесь, оглашаемые, Господу» и «Оглашаемые, склоните свои главы пред Господом», а между этими прошениями следует ряд прошений к верным (т.е. христианам), обратить свою молитву к Богу об оглашенных. Со среды 4-й седмицы Великого Поста добавляется еще ектения о «тех, кто ко Просвещению» готовится. Но, к сожалению, призыв клириков «помолиться» как к самим оглашенным, так и к верным об оглашенных, на сегодня стал «антикварным раритетом» нашей Литургии, утратившим свое содержание. «Оглашенными» (по-гречески «катехумены») с древнейших времен Церковь называла тех, кто изъявил свое желание принять Крещение и проходят тщательную, а порою и весьма длительную (от полугода минимум, до 3 лет и более) «подготовку» к этому величайшему Таинству! Подготовка эта, на определенном этапе, включала в себя и посещение храма готовящимися ко Крещению, в частности, на Литургии они слушали Слово Божье и живую речь (проповедь священника), откуда и получили свое название «оглашенные» (т.е. слушающие слово, наставляемые устами священника). Большинство из дошедших до нас святоотеческих комментариев на Священное Писание составлены в качестве «курсов подготовки оглашенных ко Крещению». Так многотомный библейский комментарий Златоуста является записью великопостовых бесед архипастыря с готовящимися принять крещение столичными оглашенными. Да и сам Великий Пост (в совокупности составляющий 48 дней) представляет собою «добавленную» перед Постом Святых Страстей (6 дней перед Пасхой) «четыредесятницу» как «пост оглашенных».

Подчеркнем еще раз, что оглашение было не просто желательным, но являлось необходимым, обязательным для всех условием к принятию Крещения. Каждый, кто называет себя православным христианином, должен знать – во что и как он верит и к чему его вера обязывает. Христианство очень категорично. Оно не говорит, что за его пределами нет ни проблеска истины и добра, но оно заявляет, что в полноте обладает этим даром Истины и Жизни только Христос и Его Церковь. Как сказал философ Гегель, «истина всегда конкретна», а всякая конкретная вещь чужда абстрактности. Но представления о религии у большинства наших сограждан более чем абстрактные. То, что мы наблюдаем в современной действительности нашего народа, – это не вера, а профанация, потому что на вопрос: «Как ты веришь и во что?» большинство из нашего так называемого «православного народа» не может дать внятного ответа, а если уж что-то и отвечают, то излагаемая ими вера настолько далека от православия, насколько звезды далеки от земли. «Мы знаем, как окончательно и полно современное общество утратило свою веру, не отменяя обрядов; как люди поголовно становятся агностиками, не смещая епископов» (Честертон. Вечный человек, II: 6). В наше время все чаще со скептической улыбкой на устах звучит пилатовский вопрос: «Что есть Истина?» (Ин. 18: 38). Пресытившись ложными идеалами, созданными людьми, и разуверившись в них, человек нередко становится безразличным к подлинной Истине. Несомненно, что Истиной – в самом собственном смысле этого слова – может быть только нечто вечное, не от людей и не от мирских законов исходящее. С этой Истиной и должен познакомиться тот, кто желает в купели Крещения получить «возрождение баней пакибытия». Православная Церковь проповедует Истину Божью, которая имеет своё конкретное содержание, форму и выражение. Невозможно «верить вообще», но на вопрос: «Во что и как ты веришь», верующий человек должен дать внятный ответ. Прежде всего, человек должен задать этот вопрос самому себе, т.е. испытать себя – знает ли он свою веру, и, испытав, изучить, восполнить пробелы в себе. Всю совокупность вопросов, которые возникают перед человеком, начинающим задумываться о Боге, можно свести к четырём вопросам:

1. Кто мы, люди, откуда и куда идём?

2. Для чего нужна религия?

3. Кто такой Иисус Христос?

4. Что такое Церковь?


Из правильного ответа на эти вопросы вытекают все принципы или правила духовной жизни человека: Его религиозная активность в молитве и богослужении, религиозно-этическая сторона жизни, решается вопрос о смысле жизни, о ценности жизни и о мученичестве за Христа.

Но самое главное, без чего нельзя стать православным христианином, – это личная любовь ко Христу. Можно изучить книгу, но если в сердце в результате этого чтения не загорится огонёк веры и любви к своему Спасителю, то человек не сможет стать христианином, он останется чужим для христианства. Не потому что его не примет христианство, а потому что он сам – без любви – не сможет найти себя в христианстве. Недаром религиозная жизнь сравнивается с браком. Невеста приходит в дом жениха, но если она не любит жениха, если она пришла туда не по любви, а по каким то иным соображениям, дом для неё навсегда останется чужим, и она себя будет чувствовать в нём чужой. Автор этой книги постарался сделать всё, чтобы человек, приходящий в религию Христа, чувствовал бы себя в ней своим, чувствовал бы Церковь родным домом и семьей, а Христа – своим родным другом, Господом, Спасителем и Искупителем.

Религия проявляет свое бытие в трех аспектах:

1. Догмат. Он говорит о сущностях сверхъестественных, о делах Бога в истории. Это – откровение Слова Бога о Себе Самом. По сути догмат отвечает на вопрос «Что».

2. Нравственные правила. Это условия, которые Бог выдвигает человеку, который, в свою очередь, ищет Бога. Бог прописывает нам правила поведения и отношения к сотворенному Им миру, к природе, в людям, к общественным установлениям и повинностям. Если в догмате Бог говорит о Себе, то в нравственных правилах Он говорит нам о нас. И если догмат отвечает на вопрос «что», то этика религиозная отвечает на вопрос «как»: как относиться к той или иной вещи, к тому или иному событию в моей жизни, к природе, к миру, к семье и т.д. Вместе с догматом этика формируют цельную личность.

3. Таинство. То, что у светских людей принято называть «обрядом» или «ритуалом», является кульминацией религии. Здесь человек реально «включается» в Жизнь Бога. Сначала Бог «включился» в жизнь человека, когда Сам стал Человеком во Христе. Теперь мы, вступая в общение со Христом, «включаемся» в жизнь явившегося во плоти Бога.

Хотя Таинство и является самым высшим и самым главным в религии, оно будет бесплодно, если его не будет предварять усвоение Догмата и Учения (религиозной морали). Если карету поставить вперед лошади, она не покатит по тракту тех, кто в ней сидит. Можно сказать, что лошадь – это условие, а цель – всё-таки движение кареты. Но без правильно установленного условия цель недосягаема. Так и если Таинство будет совершено без предварительного воспитания личности в догматах и учении, оно окажется практически бездейственным в жизни принявшей его личности. Поэтому все три аспекта религии были предметом «оглашения». Сначала учили основным азам вероучения (о единстве Божьем, о ложности многобожия, язычества, магии, эзотеризма). Затем человеку излагались предписания этические, которым он уже должен был следовать. И лишь на самом последнем этапе объяснялось значение Таинств. Этот этап назывался «подготовка к Просвещению Святом Крещения», и начинался он за 3,5 недели до Пасхи (крестили в Древней Церкви не «когда вздумается», а на первой части пасхального бдения – в вечер Великой Субботы). Но бросается в глаза, что этому, «завершительному аккорду», уделено так мало времени (по сравнению с полугодичной а то и трехлетней начальной стадии подготовки).

Приступая к освоению религии, каждый должен знать, что «важнейшим условием постижения Бога является воля к вере, жажда Истины, благоговение перед ней и бесстрашие перед лицом как практических, так и теоретических трудностей» (А. Мень., прот. Истоки Религии (гл. 4), с. 102).

2. Крещение детей является одной из основных проблем в современной приходской жизни. Церковь требует от крестящегося веры, а поскольку ребенок принести сознательное послушание Христу не может, от его лица должен принести обеты верности Христу тот, кто, будучи сам глубоко воцерковленным человеком, берется воспитать ребенка в вере. В этом и только в этом случае Церковь может крестить ребенка. Приведу один случай из жизни нашего прихода (увы, он может стать олицетворением существующих сегодня аномалий). Приходят крестить мальчика лет 7-8. Веду беседу с родителями, спрашиваю о причинах их явки и о готовности их ходить вместе с ребёнком в храм. Они заявляют, что пришли крестить только потому, что так «бабка-знахарка сказала», у которой они собираются «лечить» своего дитя, который, по словам их «бабки», «порченый» (хотя отрок был вполне себе нормальный, спокойный, немного худоват, может и есть какое-то заболевание – покашливает). Я с полчаса начинаю объяснять, что никаких бабок допускать к ребенку недопустимо, что Крещение смоет с него все предполагаемые или реально имеющиеся быть «порчи», что ребенка надо бы еще и врачам показать, так как регион у нас первенствуют по раку и туберкулёзу лёгких. Со мной соглашаются, я тоже соглашаюсь крестить, с условием, что родители на утро придут на Литургию и причастят ребенка, да и сами подготовятся к причастию. Они дают согласие, я крещу ребёнка. На утро никто не явился в храм. Потом я узнаю, что они таки потащили ребёнка к «бабке пошептать». Подождав с месяц их покаяния и вразумления (при встрече на улице пытался их образумить), я, как и обязан был, объявил об отлучении родителей от Церкви за то, что они поругались над Таинством. Они даже «за ухом не почесали».

А теперь посмотрим, что предписывает Церковь в таких случаях. В комментарии на 8-е правило VII Вселенского Собора митрополит Никодим (Милаш) пишет: «Относительно того, что не следует крестить детей у тех родителей, которые сами по настоящему не обратились в христианство, Вальсамон замечает, что некоторые иудеи и язычники …приносили своих детей к христианским священникам для крещения, смотря на крещение не как на Таинство веры, а как на некое лекарство… Во времена Константинопольского патриарха Луки Хризоверга (1156-1169гг.) пришли в Константинополь некоторые из турок и заявили, что они христиане, так как в детстве были крещены у себя на родине. На вопрос патриарха "как это могло быть, ведь они исповедуют ислам", они отвечали, что у них на родине есть местный обычай – нести новорождённого ребёнка к христианскому священнику, чтобы тот окрестил его, так как по местному поверью, пока священник его не окрестит, в новорождённом пребывает злой дух. Из этого собор заключил, что крещения, требуемого у христиан, турки искали не с православными намерениями, …но смотрели на крещение как на некое лекарство или даже вид чародейства. Такое крещение собор действительным не признал и туркам вынес решение, что если они хотят стать поистине христианами, им надлежит уже по настоящему с верою принять крещение». Об этом же говорит и 135 правило Номоканона при Большом Требнике Русской Православной Церкви. Это – вопиющий и едва ли ни единственный случай, когда Крещение, совершенное православным священником и в Православной Церкви, признается недействительным, так как интенция крестящихся не соответствовала Православной Вере. Крещение – это рождение, которое само органически является прорастанием семени веры. Если «семя» (основание, мотив ко крещению) не от веры, а от различных суеверных заблуждений, то возникают сомнения в действительного того, что проросло от этого семени (то есть, самого крещения). Это не значит, что поголовно нужно всех «перекрещивать», когда они вздумают стать подлинно православными (ведь в «советское» время в основном то и крестили по суеверным побуждениям – «чтобы не болел», «чтобы не сглазили» и т.д.). Просто необходимо серьезно отнестись к тем причинам, которые побуждают родителей переступить порог храма с ребёнком на руках. Вы входите в Дом Божий, а не в музей. В этом Доме вы можете присутствовать только в одном качестве – в качестве членом Семьи Главы этого Дома. Если вы сами вместе с ребёнком не готовы стать членами Семьи Христовой, тогда не следует вам крестить ребёнка. Ведь в чине крещения крестящийся даёт обещания Богу, а Церковь молится, чтобы крещеный стал верным чадом Христовой Церкви, «насаждённым в Доме Бога нашего на корне веры».

3. Причины прекращения функционирования катехизаторской системы Церкви. Мы должны понимать, что «институт оглашенных» выпал из церковной действительности по вполне объективным условиям: С момента подписания императором Феодосием Великим (380 г.) указа о статусе «persona non grata» для всех религий, кроме «христианской ортодоксии», в течении одного-двух поколений вся империя стала «православной», а это означало, что граждане в обязательном порядке посещали храм и отдавали своих детей в церковно-приходские школы изучать «Закон Божий». Эту же систему унаследовала и Российская Империя (до 1905 г.). Иноверцы могли существовать в рамках империи на правах «широкой внутренней автономии», но и при определенных ограничениях (например, они не могли проповедовать свою веру другим), а вероисповедание стало – наподобие национальности – «наследственным свойством»: От христиан рожденный мог быть только христианином, а в случае его желания обратиться в иную веру он лишался всех сословных и гражданских прав. Так же и мусульманином или иудеем мог быть только тот, у кого родители были адептами данной религии. Государство брало на себя функции контроля за работой указанной системы. В Христианском государстве Церкви просто некого было «оглашать», так как не было «невоцерковленных граждан». После «эдикта о веротерпимости» (1905 г.) послышались активные призывы восстановить огласительную систему: Раз государство прекратило свое существование в качестве гаранта обязательной принадлежности ее граждан к Православной Церкви, последняя теперь вынуждена сама заботиться о воспитании и образовании лиц, свободно (а не в силу законного предписания) обращающихся к Православию. Но печальные события революционного террора и последующие гонения на Церковь сместили акценты и, к сожалению, наш патриархат не создал единой огласительной системы. Однако наиболее талантливые светильники веры – святой праведный иерей Алексей Мечев и его сын – священник Сергий; община протоиерея Александра Меня; священники Глеб Каледа и Всеволод Шпиллер – еще в годы существования СССР создали в своих общинах (хотя и независимые друг от друга) «огласительные системы». И было одной из самых страшных наших ошибок то, что в начале 1990-х, видя интеллектуальное и религиозное брожение, в котором пребывает общество, мы не очертили четко границ церковности и не поставили перед крещением «шлагбаум» оглашения. Результатом этой ошибки стало тотальное крещение масс народа безо всякого как предваряющего, так и последующего наставления в вере. Князь Владимир в 988 г. Крестил Русь, но он, опять же, превратил Русь в Христианское ( а не светское) государство и за «крещением без подготовки» последовало тут же обязательное для всех посещение приходских школ, которые князь повсеместно открывал для детей и взрослых, принявших крещение. Т.е. крещенные в 988 г. киевляне не были «предоставлены самим себе», и государство брало на себя обязательства воспитать из них христиан. Можно, суммируя, сказать, что в христианском государстве само государство берет на себя глобальную роль «крестного восприемника» всего народа. Сегодня Церкви в этом вопросе не на кого полагаться, никто не поможет ей в обязательной («принудительной») катехизации всех, кто «формально» крестился. Поэтому восстановление «огласительных школ» является первоочередной задачей самой Церкви.

4. Адаптация к современной действительности. В III веке церковный писатель и священник Тертуллиан говорил про еретиков и вероотступников, отделившихся от Церкви и создавших свои секты: «Оглашенные у них прежде становятся верными, чем научаются вере» (Тертуллиан. О прескрипции против еретиков, § 41). К сожалению, сегодня мы это видим в нашей Православной Церкви, а не у сектантов. Последние куда серьезней относятся к своей вере.

Разумеется, внешние условия меняют внешнюю форму, но должны остаться неизменными содержание и цель: Тщательное знакомство готовящегося принять Крещение с непоколебимыми основами нашей веры и с религиозно-нравственными обязательствами, возлагаемыми самим фактом принадлежности к христианству. Не может быть речи о том, чтобы просто взять «Огласительные Беседы» Кирилла Иерусалимского или томик с комментариями на Священное Писание Златоуста, и прочитать их перед Крещением. Прежде всего потому, что изменились «трудные вопросы», будоражащие общество, а в процессе катехизации человеку должен быть указан взгляд Церкви на эти вопросы: Тогда актуальным было язычество, а сегодня – религиозный индифферентизм, эзотерические соблазны, наследие «сексуальной революции» и многое другое.

Здесь мы ознакомим читателя с принципами катехизации и с составленным нами курсом огласительных бесед (который, как надеемся, выйдет в свет):

1. Огласительная система не должна быть «узко-приходской». Священник, начинающий требовать от всех, обращающихся к нему за крещением, пройти курс подготовки, выглядит «белой вороной» на фоне «подавляющего большинства» крещений «с улицы» в других приходах. Поэтому курс огласительный должен быть как минимум епархиальный: Утвержденный епископом и предписанный в обязательном порядке для всех храмов епархии.

2. Это должен быть именно курс, система, а не «две или три беседы на общие темы». В него входит: А. Необходимые знания о Православной Вере. В. Изъяснение «Символа Веры» [это текст, который каждый крещаемый должен читать перед крещением вслух, а перед этим должен изучить его значение]. С. Этическое учение Церкви и беседы на 10 Заповедей Божьих. D. Основы для чтения Священного Писания. E. Богослужение и Таинства Церкви.

Это тот минимум, который обязан знать каждый православный человек, дабы действительно «правильно славить Бога», не примешивая к своим взглядам ни заблуждения, ни ереси, ни суеверия.

3. В случае желания окрестить ребенка огласительный курс перед крещением последнего должны пройти его родители и «крестные» (восприемники).

4. Крещение без предварительной подготовки возможно только «на смертном одре».

5. В случае сознательного отказа проходить курс подготовки ко Крещению священник обязан отказать пришедшему к нему человеку в этом Таинстве. Такой пример: Предположим, кто-то нанимается работать на фабрику. Сначала, разумеется, его требуют ознакомиться с принципами работы и правилами поведения на фабрике, а затем, при согласии их выполнять, подписать соответствующий договор. И вот человек подписывает договор, потом кладёт ручку на стол и тут же заявляет: «Ну вот, теперь я один из сотрудников завода, так что извольте мне выдавать все льготы, которыми пользуются прочие сотрудники завода – льготные путёвки, скидка на проезд в городском транспорте и, конечно же, ежемесячно своевременно зарплату давайте. Да, и вот еще что, нигде работать я тут не собираюсь. А заявляться на завод буду, но только когда зарплату будут выдавать или за какой-нибудь справкой на льготы». Как вы думаете, дорогие читатели, как отреагирует начальство и коллектив завода на этот «кадр»? Отправят сразу в психиатрическую лечебницу или просто вытолкают в шею? А что грозит солдату, который по вступлении на службу, принесении присяги (!) и получении формы и оружия, откажется идти на саму воинскую службу и будет бродить по городу в воинской форме, бряцая оружием [читаем «с крестиком на шее»]? Неужели не очевиден ответ? О человеке, готовящемся ко Крещению, в молитвах чина об оглашенных сказано, что он «новоизбранный воин Христа Бога нашего». Соответственно, Церковь – не только семья, но, как писал еще в III Тертуллиан, армия Христова. А значит, в ней так же присутствует своя «воинская дисциплина», за нарушение которой – «трибунал» и, как минимум (!), «разжалование» [читаем «отлучение от Бога и Церкви»].

6. Также важно подчеркнуть, что Крещение есть акт вхождения в Церковь путем присоединения к конкретной приходской общине. А это значит, что оглашение и Крещение каждый должен принимать «по месту жительства».

Задумаемся: Если в тяжелейшие годы гонений на Христианство, в условиях катакомб, подполья и каторги Церковь так строго блюла принцип «не крестить неготовых», то неужели этот принцип неосуществим в наше время? Что – кроме постыдной жажды сиюминутной наживы (пусть даже «не для себя лично, а для прихода») – является причиной совершения крещения «прямо с улицы»? Есть еще и вторая причина – отсутствие у ряда наших священников не только умения проповедовать, но и необходимых знаний. Увы, этого «шила» мы уже спрятать не можем, как и не можем делать вид, что не замечаем его (когда это видят другие и ставят нам в укор). Но зато сегодня у нас есть то, чего не было у первохристиан: есть возможность использовать средства книгопечатания, массмедиа и оргтехники. На епархиальном уровне возможно составить «программу оглашения и курс огласительных бесед», издать их на бумаге и на лазерных носителях, и снабдить этими средствами все епархиальные приходы. Одна программа для всей епархии, а потому и личные недостатки священника как проповедника и наставника уже не будут бросаться в глаза: на него ляжет только функция наблюдения за оглашенным. После каждой самостоятельно прочитанной или прослушанной беседы оглашаемый общается на темы, затронутые в беседе, со своим священником. В крайнем случае священник может отправить оглашаемого к епархиальному священнику-миссионеру (такая должность, уверен, скоро появится в епархии).

Фото pravobraz.ru

Теги: