На киевском книжном рынке Петровка в продаже появился уникальный перевод доселе не известных русскоязычному читателю работ известного английского христианского филолога и апологета Клайва Стейплза Льюиса под общим названием «Избранные работы по истории культуры» (М.: Новое литературное обозрение, 2014 – 928 с.) Сборник, пусть и с опозданием на год, но все же стал хорошим подарком всем тем, кто недавно вспоминал пятидесятилетнюю годовщину кончины гения английской литературы.
«Филологическая трилогия» Клайва Льюиса

На постсоветском пространстве Льюис известен своими фантастическими повестями «Хроники Нарнии», апологетическим сборником «Просто христианство» и космической трилогией. Все эти работы очень значимы и интересны, однако они заслонили собой важный (и многим не известный) пласт наследия Льюиса, состоящий из историко-литературных и критических работ. Давайте не будем забывать, что прежде всего Льюис (как и его коллега Толкиен) – филолог, а уже потом апологет и автор в стиле фэнтези. В университетской среде он был известен, как большой эксперт английского литературоведения. Автор «Нарнии» 38 лет проработал профессором английской литературы в Кембриджском и Оксфордском университетах. Поразительно, но 99,9 процентов его читателей никогда не читали его ученых трудов. Друг Льюиса Оуэн Барфилд в свое время говорил, что существует три Льюиса: сказочник, апологет и ученый. В этой книге мы видим Льюиса ученого.

Книга разбита на три части. Первым стоит «Аллегория любви» (1936) - исследование литературной традиции средневековья. Далее идет «Предисловие к «Потерянному Раю»» (1941), на основе лекций, прочитанных в Университетском колледже Северного Уэльса. В третьей части книги читатель может найти самый известный курс лекций «Отброшенный образ» (1941), прочитанный гением в Оксфорде и Кембридже. Всем, кто возьмет в руки этот томик, стоит начать чтение со статьи переводчика Николая Эппле под названием «Танцующий динозавр. К.С. Льюис как историк литературы» (с. 840-888). Этот набросок помогает увидеть портрет Льюиса-медиевиста. Все мы помним, как в своем эссе «О старинных книгах» он советовал молодым людям не только увлекаться современными исследованиями, но и открывать для себя Платона и Фому Аквинского, что очень важно для воспитания целостности христианского мировоззрения. Эппле по праву называет Льюиса «одним из наиболее глубоких «понимающих» историков европейской литературы» (с.885), историко-литературные труды которого «имеют право на серьезное внимание профессионалов и живой интерес широкого читателя» (с.888).

В своих работах, посвященных средневековью, Льюис отстаивает идею о том, что понять настоящее, а может быть – и будущее, можно посредством восстановления утерянного состояния мысли (с. 20). «Изучая прошлое, мы можем узнать не только историческую, но и метаисторическую и трансцендентальную истину» (с. 793) Глубокий знаток античной и средневековой литературы, разбирающийся в провансальной эпохе и эпохе Возрожения, не оставит равнодушным заинтересованного читателя. Богатство мысли и глубина смыслов никогда не выходящей из моды средневековой литературы в трактовке английского автора, говорит о том, что нам всегда будет чему поучиться у древних. Живя в технологическую эру и будучи окруженными каменными строениями, современным людям почаще надо окунаться в литературно-культурный «ландшафт» своих предков.

Аристотель, Геродот, Вергилий, апостол Павел, Августин, Данте, Мильтон. Хроники, легенды, эпосы, мифы. Реконструкция взгляда на мир человека Средневековья удалась у Льюиса на славу. Его литературная деятельность является хорошим примером того, как надо писать так называемые «пролегомены к средневековой литературе». Эту книгу вправе можно считать «филологической трилогией».

Теги: