На постсоветском пространстве Льюис известен своими фантастическими повестями «Хроники Нарнии», апологетическим сборником «Просто христианство» и космической трилогией. Все эти работы очень значимы и интересны, однако они заслонили собой важный (и многим не известный) пласт наследия Льюиса, состоящий из историко-литературных и критических работ. Давайте не будем забывать, что прежде всего Льюис (как и его коллега Толкиен) – филолог, а уже потом апологет и автор в стиле фэнтези. В университетской среде он был известен, как большой эксперт английского литературоведения. Автор «Нарнии» 38 лет проработал профессором английской литературы в Кембриджском и Оксфордском университетах. Поразительно, но 99,9 процентов его читателей никогда не читали его ученых трудов. Друг Льюиса Оуэн Барфилд в свое время говорил, что существует три Льюиса: сказочник, апологет и ученый. В этой книге мы видим Льюиса ученого.
Книга разбита на три части. Первым стоит «Аллегория любви» (1936) - исследование литературной традиции средневековья. Далее идет «Предисловие к «Потерянному Раю»» (1941), на основе лекций, прочитанных в Университетском колледже Северного Уэльса. В третьей части книги читатель может найти самый известный курс лекций «Отброшенный образ» (1941), прочитанный гением в Оксфорде и Кембридже. Всем, кто возьмет в руки этот томик, стоит начать чтение со статьи переводчика Николая Эппле под названием «Танцующий динозавр. К.С. Льюис как историк литературы» (с. 840-888). Этот набросок помогает увидеть портрет Льюиса-медиевиста. Все мы помним, как в своем эссе «О старинных книгах» он советовал молодым людям не только увлекаться современными исследованиями, но и открывать для себя Платона и Фому Аквинского, что очень важно для воспитания целостности христианского мировоззрения. Эппле по праву называет Льюиса «одним из наиболее глубоких «понимающих» историков европейской литературы» (с.885), историко-литературные труды которого «имеют право на серьезное внимание профессионалов и живой интерес широкого читателя» (с.888).
В своих работах, посвященных средневековью, Льюис отстаивает идею о том, что понять настоящее, а может быть – и будущее, можно посредством восстановления утерянного состояния мысли (с. 20). «Изучая прошлое, мы можем узнать не только историческую, но и метаисторическую и трансцендентальную истину» (с. 793) Глубокий знаток античной и средневековой литературы, разбирающийся в провансальной эпохе и эпохе Возрожения, не оставит равнодушным заинтересованного читателя. Богатство мысли и глубина смыслов никогда не выходящей из моды средневековой литературы в трактовке английского автора, говорит о том, что нам всегда будет чему поучиться у древних. Живя в технологическую эру и будучи окруженными каменными строениями, современным людям почаще надо окунаться в литературно-культурный «ландшафт» своих предков.
Аристотель, Геродот, Вергилий, апостол Павел, Августин, Данте, Мильтон. Хроники, легенды, эпосы, мифы. Реконструкция взгляда на мир человека Средневековья удалась у Льюиса на славу. Его литературная деятельность является хорошим примером того, как надо писать так называемые «пролегомены к средневековой литературе». Эту книгу вправе можно считать «филологической трилогией».
Теги:
MichaelWeP написал: