В апреле отмечаются две даты, посвященные животным. 1 апреля – Международный день птиц, 24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных. Своими размышлениями о животном мире делится архимандрит Феогност (Пушков).

В Церкви есть целый спектр молитв о домашних животных – их благословение, также молитвы во время болезни животных, ну и затем – освящение приготовленной из них пищи. Но ни в одном из этих случаев животные не взяты сами по себе, как Божье творение. Везде «молитва» «освящает» потребительское отношение к живым существам, наделенных, между прочим, и душой (хоть и бессловесной, но все же причастной разуму).

В своем романе «Невыносимая легкость бытия» чех Милан Кундера пишет:

«Истинная доброта человека во всей ее чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным»1.

Как созвучны эти слова со словами японского писателя Акутагавы: «Первое: Мы не боимся обмана только со стороны маленьких детей и животных. Второе: Мы не боимся быть самими собою; не боимся демонстрировать свою глупость и равнодушие только перед маленькими детьми, а так же перед собакой и кошкой»2. И утилитарное отношение к животным вносит разрушение не только в мироздание, но и в нашу душу: Животное «никогда не было изгнано из Рая. Каренин (имя пса героини романа – арх.Ф.) ничего не знал о дуализме тела и души, как и не знал, что такое омерзение. Поэтому Терезе с ним так хорошо и спокойно. И поэтому так опасно превратить животное в "machina animata", а корову в автомат для производства молока: Человек таким образом перерезает нить, которая связывала его с Раем, и в его полете сквозь пустоту времени уже ничто не в состоянии будет ни остановить его, ни утешить»3.

Очевидно, что животные играют в нашей судьбе важную роль. Они неустранимый фактор в становлении нашей личности. Сам я, увы, после 13 лет «вегетарианства», стал мясоедом (в селе тяжелый физический труд делает трудновыполнимым идеал постничества), и не просто мясоедом, но еще и выращиваю домашних животных «на мясо». Уже прошло более месяца с того времени, как я пригласил мясника и он зарезал двух моих баранов, но я не могу передать то чувство боли, которое до сих пор терзает мою душу. В тот день мясник впервые пришел в наш дом, я повел его в загон для баранов. Обычно бараны встречали меня игриво, делали вид, что бодаются, лизали мне руки. А тут те двое, которых я уже «определил», вышли и стали как вкопанные. Я подошел, начал гладить мордочку первого, он опустил голову вниз, я поднял его мордочку – из его глаз текли слезы, в них было столько понимания всего, что с ним сейчас будет, столько боли! Он реально плакал!!! Этот умный, страдающий взгляд навсегда врезался в мое сердце. «Даже неразумные животные испытывают боль»4, в том числе – и страшную душевную муку… Я передал барана мяснику, а сам ушел, заливаясь слезами. Зашел в келью и взмолился: «Господи, как Ты мог разрешить нам такое? Как сам Ты мог есть пасхального агнца? Мне больно»!...

Древняя Церковь не ставила вопроса посмертной участи животных и птиц. Но некоторые современные богословы говорят, что «в человеке» обретут свое бессмертие и даже воскресение представители мира живых существ. Так епископ Каллист Уэр пишет: «На "новой земле" будущего века уготовано, разумеется, место не только для человека, но и для животных: "в" и "через" человека они разделят бессмертие, и то же случится и с камнями, деревьями и растениями, огнем и водой»5. Косвенно основание для таких суждений можно найти в словах апостола Павла: «Творение с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что творение покорилось суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и само творение освобождено будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что всё творение совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:19-22). Итак, речь идет о всей совокупности творения, а значит – и обо всех живых существах, которым Павел пророчествует не истребление, а наоборот – освобождение и славу Божьего творения. И нам, «православным», не следует пренебрегать тем опытом восприятия природы, который дан нам в духовной жизни святого Франциска Ассизского. Близость к нам животных в качестве наших «братьев» (во-первых, братьев «по дню сотворения», т.к. животные и человек были сотворены «в один день», согласно Быт. 1:24-31; во-вторых, братьев по психо-физической конституции, т.к. нас от животных отличает не физиология, а только наличие высшего, духовного начала – духа: 1Фес. 5:23) еще предстоит осмыслить богословию в будущем. Основанием же для пересмотра нашего отношения к вегетарианству (как к «языческому» явлению, согласно оценке, данной ему свт. Тихоном патриархом Московским) является житие святого Эгидия Римского (V в.). Иконография этого святого традиционно изображает его с торчащей в гуди стрелой на фоне самки оленя, которую он закрыл от охотников собственной грудью6.

На основании этих суждений (а в первую очередь, все же благодаря Кундере), у меня родилась в сердце следующая «молитва после похорон животного», которое дорого нашему сердцу:

* * *

Господи, Ты – творец всякого живого существа и Тобою движется сила любви, связующей воедино всё творение. Эта сила, по словам мудрого псевдо-Ареопагита, «эросом Твоей красоты связует всё в совокупность»! Прими нашу любовь к этому животному, которое столько радости и добра внесло в нашу жизнь! Мы дорожим тем временем, которое мы отдали заботе о нем, учась любить. Нам неведома тайна дыхания их; нам неведом Промысел Твой об этих существах, которые, как и люди, затронуты тлением и вкушают горечь смерти. Но все живое – в Твоей руке, и всякое дыхание славит Тебя, своего Творца. Мы дерзаем верить, что и это живое существо не исчезнет бесследно в океане забвения, но будет возвращено нам Твоей отеческой рукой, и мы снова сможем взглянуть в его глаза и прославить Тебя через Твое Ипостасное Творческое Слово, ставшее ради нас плотью – через Христа твоего во Святом Твоем Духе. Аминь.

* * *

Разумеется, никаких литургических церемоний при этом быть не может. Это просто молитва, обращенная к Богу.

Архимандрит Феогност Пушков,

кандидат богословия, клирик Луганской епархии УПЦ 

1 Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия. VII: 2.

2 Рюноскэ Акутагава. Записки Пигмея // Ворота Ресёмон. СПб, «Азбука», 2012, с.292.

3 Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия. VII: 4.

4 Фома Аквинский. Сумма Теологии. Первая часть Второй части. Вопрос 102. Раздел 6.

5 Каллист Уэр. Православный Путь. СПб «Алетейя» 2005, с. 181.

6 https://sib-catholic.ru/ieronim-bosh-vozvrashhenie-cherez-500-let/

Фото Facebook

Теги: