«Пусть обман, пусть наваждение,
блудословие, но все ж веровать хочется.
Закроешь глаза — и с помощью отца-политотдельца
пространства такие покроешь, что и границу не заметишь,
в чужой огород перемахнешь, в логове окажешься,
и, главное дело, время битвы сокращается с каждой минутой».

Астафьев, «Прокляты и убиты». 

1. «Восьмому не бывать!»

Нынешнее время - время размытых понятий и противоречивых идей и самых свободных их интерпретаций. В связи с созывом Всеправославного Собора на Крите в церковной среде бытует стойкое мнение о всеобщей апостасии всех христиан во всем мире и Православной Церкви в частности. Думаю, будет не грех начать размышления об интересующем нас предмете с четкого определения.

Сказание о Восьмом Вселенском «антихристовом» Соборе, после которого грядет конец мира, никакого отношения к православной эсхатологии не имеет - это не более чем миф о единстве СССР в границах России отдельно от всей остальной вселенной, и единого имперского Православия в отрыве от Вселенской Церкви. Это прощальный вопль уходящей коммунистической эпохи, запятнавшей полотно истории не меньшими преступлениями перед всем человечеством, чем немецкий фашизм.

Сначала активная подготовка на протяжении многих лет, а потом демонстративное неучастие в Соборе Русской Церкви можно сравнить скорее с махинациями советской дипломатической службы в Конференциях по защите мира, которые проводились во времена Холодной войны и имели свои определенные политические цели.

Каждая страна на таких «соборах» строила из себя христианина-миротворца, продолжая при этом активно вооружаться. Гонка ядерного вооружения действительно грозила обеспечить в скором времени этот самый «предреченный» советской идеологией «конец».

Не смотря на то, что Советский Союз «сделал все возможное» дабы предупредить мировую катастрофу, с этими буржуями невозможно договориться, доводят гады до греха, «американцы-содомиты», «агаряне - предтечи антихриста», «европейцы - слуги диавола» не дают мирно жить трудовому народу, у которого военная промышленность составляет основные расходы государства. Что ж, мы поспешим отрясти прах с обшлагов своих.

Всеправославный Собор, конечно же, не Восьмой, но все же Вселенский. Несмотря на то, что в нем не принимало участие четыре Церкви, его постановления для них так же должны быть весомыми, пока они считают себя православными. В истории мира «вселенских» соборов после Седьмого уже было очень много. Их решения всегда диктовались политическим расчетом государств, так же происходит и сейчас. Но почему сегодня всплыл миф именно о Восьмом Вселенском Соборе, «которому не бывать», и мы «за ценой не постоим»? Или наша воля будет волей Божьей, или мы вам сделаем «кузькину мать» конец истории!

2. «Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин 7,49).

В Советском Союзе Церковь иначе как политический инструмент вообще не воспринимали. В России, наследнице великой империи, сия традиция активно поддерживается, а мы благодаря нашему вожделенному невежеству, которое называем смирением и послушанием, активно способствуем этому, безрассудно глотая идеологические заготовки, изготовленные ещё вчера.

Меня откровенно удивляет такая резкая и негативная реакция УПЦ на осторожные дипломатические попытки властей Украины лояльно решить вероисповедный вопрос в своем государстве: «Государство отделено от Церкви и не вправе вмешиваться в наши дела». А соседнее государство вправе пользоваться нашей Церковью в решении своих внешнеполитических проблем? Мы или с историей совершенно не знакомы, или упорно не замечаем действительности, или откровенно отстаиваем политическую линию РПЦ. А это отталкивает людей от Церкви и тянет нас назад в советское прошлое - то есть российское настоящее.

У нас осталась привычка думать и рассуждать по-советски. Слишком много было потеряно и уничтожено за 70 лет коммунизма, и слишком много чуждого насеяно взамен, но, несмотря ни на что, Православная Церковь остается Христовой Церковью. Церкви есть глубина, которая дорога многим прихожанам и она вожделенна современной молодежью. В ней есть не только вчерашние коммунисты, но и искренние честные современные люди.

Прошлое поколение не понимает подвига нынешнего времени. Скучно просто в храмы ходить да молиться о грехах своих, хочется войны. Как старые коммунисты, так и православные пенсионеры одинаково осуждают современное поколение в «любопытсве», «развращенности» и «многоведении», не задумываясь, что так же грешили и грешат, как и все остальные жители Земли. Какие грехи могут быть у советских, то есть почти святых людей, которые выстояли тогда и строили для нас светлое будущее? Правда, в рамках жесткой коммунистической системы возможностей столько не было чтобы расслабиться. Интересно, а если бы тогда была такая же свобода, как сейчас, то ради Христа удержались бы от греха? Если б ничего не изменилось и все шло бы, как компартия запланировала, к светлому будущему от пятилетки к пятилетке, то это поколение пришло бы в Церковь?

Конечно же, низкий поклон тем людям, которые жили и трудились в СССР, но почему они сегодня не могут найти себе места в современном мире? И вот что особенно интересно, те, кто вчера преследовал, и кого преследовали за религию, сегодня встречаются в храмах и продолжают борьбу вместе. Но с кем, ради чего? Святой Иоанн Златоуст писал, что в мирное время намного труднее христианину бороться с врагом рода человеческого, ибо не неизбежные обстоятельства к этому обязывают, а лишь собственное желание стать на борьбу не с внешним, а с внутренним врагом.

В людях той эпохи, которым приходится жить в современном обществе, происходит ожесточенная внутренняя ломка. В Церкви это особенно заметно. Здесь обнажилась борьба разных мировоззрений, борьба за право не меняться самому, а менять под себя Церковь и время. В притворах храмов бывшего СССР оказался какой-то закуток Советского Союза.

Доктрина «Русского мира», начиная от её истоков, заканчивая нынешним днем, вырастила целое поколение верующих людей постсоветского пространства. Она вырабатывалась, формулировалась и вливалась в сознание христиан десятилетиями пребывания Церкви в СССР, беспрепятственно транслировалась в храмах и монастырях постсоветской России, умело монтировалась в пророчества святых о «последних временах».

Большинство россиян считают себя советскими людьми, которыми можно управлять, а они будут благодарны, что вожди сошли с небес и машут им ручкой с алтаря мавзолея на Красной Площади в том месте, где бьется сердце России. Именно на это поколение ставит ставку русский Патриарх. Они родились не в крещальной купели Святой Руси, а в СССР. Откровенный враждебный Церкви социализм, в котором воспитывались советские люди, почему то ныне называется Русской Церковью «периодом солидарности русского народа», собиранием воедино в границах Советского Союза исконных русских земель. Вокруг кого происходило это самое «собирание», какой дух объединял этот народ в «великих свершениях», в частности в полном физическом уничтожении Церкви?!

Поколение, передавшее нам православную веру, почти ничего не может рассказать о тех, кто их научил молиться. Они помнят «благочестивые сказания» конца ХІХ века о древних мучениках, но почему то забыли о веке ХХ-ом, о сотнях тысячах уничтоженных советской властью христиан. Об этом никто ничего не проповедует в наших храмах. Складывается впечатление, что ничего особенного не происходило с Церковью в ХХ веке. Люди помнят как хорошо жилось в советское время, как ездили к Патриарху петь колядки, паломничали по святых Лаврах на дешевых электричках, как ездили бесплатно лечиться в пансионат по путевкам из профсоюза, и почему-то не хотят слышать о своих соотечественниках, которые тогда же сидели в ГУЛАГе за веру. В те «счастливые» дни было истинным подвигом выдать властям попа, или искреннего активного проповедника Слова Божьего, а те, кому «разрешали религию» очень часто этому способствовали. Может, нынешние ревнители благочестия поэтому-то и не хотят вспоминать такого неудобного для себя прошлого. Вот она пресловутая советская нравственность, очищенная от западной порнографии!

Увы, православные христиане скучают за советским раем, молятся за возвращение к тому времени блаженного неведения, потому что тогда де в Союзе содомитов не было. Так почему в наше время возникло такое вопиющее противоречие? Почему православные воспевают атеистическую власть? Почему Сталина величают мессией прошлого, настоящего и будущего? С таким же успехом можно и Диоклетиана возвести в ранг святых, а Римскую империю похвалить за умение блюсти железный порядок, обильно распиная для этого христиан? После окончания школы или ВУЗа человеку вручали пакет социальных гарантий, только молчи и ходи исправно на парады. КПСС обещала советским людям спокойствие, которого так не хватает сейчас, свободу от совести, вожделенную человеком ещё в Раю: все что угодно сделаю, лишь бы не думать, не слышать, не понимать, забыться в рабском труде и получать мизерную, но постоянную зарплату.

Коммунизм по сути был социальной религией. Раньше ходили легенды о мировом заговоре против коммунизма, - теперь против православия; раньше были парады и массовые демонстрации за права мирового пролетариата, - теперь крестные ходы к Верховной Раде или к местной администрации с требованиями своих прав; раньше нам мешал загнивающий капитализм, - теперь развращенный евросодом. Подавай нам врагов, а то в храмах не сидится, мы привыкли к деятельной вере, к борьбе... Все это в действительности составляет некое «коммунистическое предание советского православия».

Мы выросли практически на этих постсоветских, замаскированных под христианство идеологемах, которые отжили свое, но не сдаются без боя. Именно в этом суть происходящего сегодня кризиса в Церкви и обществе. Времена изменились, вот и приходится Патриарху говорить современным языком о христианском нравственном облике коммунизма, чтоб не потерять рейтинг среди населения.

3. Исторический час пик

Такого положения вещей давно уже следовало ожидать в нашем церковном и ещё очень далеком хотя бы к уровню средневековья беспросвете. Наша Церковь оказалась не готова выйти из своей внутриконфессиональной замкнутости навстречу современным людям, её представителям оказались совершенно чужды стремления и надежды современного общества.

Православная Церковь бывшего СССР, как Израиль, который Господь подвел на самый порог Земли Обетованной, а израильтяне не захотели зайти, потому что боялись борьбы и труда, к которому их призывал Иегова. Почему Бог не поразил филистимлян пред лицеем Израиля, как поразил недавно египтян, которые дышали в спину избранному народу? Всесильный Бог должен был очистить им землю для удобного и свободного жительства. Именно этого легкого пути ожидали от Бога евреи. Но они были в душе все теми же рабами египтян, которых боялись и которым были готовы служить, лишь бы давали вовремя «мясо с чесноком». Со временем они стали бы такими же рабами филистимлян и других языческих народов, населявших Палестину, как некогда египтян.

Нам кажется, что Бог нас спасет без нашего труда, смирения от осознания своих очевидных ошибок, покаяния в том, что натворили за 70 лет коммунизма. Вот и мы не собираемся учиться у других людей уму разуму. Нам необходимо бороться за свою идентичность путем изучения и актуализации в современном мире совершенно уникальной православной экклесиологии. Но мы её даже не знаем толком, а боремся и разрабатываем хитроумную риторику Патриархии. Мы по-советски надеемся, что все как-то уладится, что придет некий дядька с Востока и все за нас порешает, нам главное дождаться сего «мессию» и сохранить ему верность. Неужели не видно, что этого уже не будет, что нужно молится соборно, в семье Вселенской Православной Церкви, а думать, исходя из тех реалий, в которых приходится жить на Украине.

Мы не входим в Европу, страшимся общаться с другими даже православными Церквями, боимся чему-то учиться. Нам в семинариях вдалбливали, что о. Александр Шмеман и о. Иоанн Мейендорф вместе со всей зарубежной православной богословской школой это чуть ли не «ересь модернизма». Но православная эмиграция бережно сохранила и приумножила то духовное сокровище, которое в России было утеряно. Уникальная богословская дореволюционная школа, которую создавали такие светила как Н. Глубоковкий, В. Рыбинский, Ф. Елеонский, В. Экземлярский… и десятки других, сегодня почти забыта. Возвращение к наследию этих гениев богословской мысли могло бы поднять нашу духовную школу на небывалую высоту. Но эти люди ненавидели столь любимый ныне в русской Церкви советский коммунизм, да и качественное духовное просвещение сразу покажет сущность нынешней ещё советской духовной системы образования.

Отец Павел Адельгейм описывал, как митрополит Филарет (Денисенко), в то время, когда он учился ещё в киевских духовных школах, наказал его за то, что он 1 Мая тайно пошел на литургию, а не на парад. Времена-то изменились, а люди остались те же, и отношение к Церкви такое же. Наверное, каждому народу долготерпеливым Богом определено своих «сорок лет», дабы выйти из Египта и дойти до земли Обетованной. Милостивому Богу дороги и те люди, которые живут с оглядкой на прошлое, которые не смогут дышать свежим воздухом благодатной свободы. Наверное, они почиют в том рае, который сами для себя созидали, а молодое поколение христиан пойдет своей дорогой туда, куда подскажет совесть, куда поведет Господь.

У нас есть слепая уверенность, что мы такие благочестивые христиане, и у нас тут «ценности святой Руси», а во всем остальном мире Содом и Гоморра. Мы привыкли по-советски вольготно жить, давать взятки за рукоположения, за лучшие приходы, за теплые места, воровать миллионы и давать при этом «на храмы» тысячи. В Евангелии не найдешь этому оправдания, в Европе такое не пройдет, а мы по-другому и не умеем жить. Мы справляем праздники на широкую ногу, в то время как 90% духовенства выживает на 800 грн., а когда просят подмоги у архиереев или у приходских десяток, то слышат вполне советский ответ: «Будь героем, ты знал, на что шел».

Мы обижаемся за то, что не обращают внимания на нашу праведность, каноничность, что нас не уважают. Не уступаем в том, в чем можно было бы уступить, например, в своих национальных предпочтениях, и теряем людей. Стоять в истине - это значит жертвовать своими личными интересами, своим «я» ради Христа, это значит молиться и сомневаться в себе. Но в том-то и дело, что мы уже все знаем, ничему основательно не учившись.

Вот недавно в храмовом пространстве нашей Церкви всплыла брошюрка «Когда народ не кается, то исчезает с лица земли. Из пророчеств Матронушки Московской». И в ней все вышеперечисленные события «предвиделись». Они интерпретируются как апостасия нашего времени. В чем же спасение? В восстановлении православной монархии, без которой православной Церкви не устоять. Ну конечно же, идет прозрачный намек на то, что ныне только один в мире православный Президент остался, он же как бы и наследник русских монархов. Книга без автора и издательства, но сделана качественно, с впечатляющими иллюстрациями на обложке. Написана увлекательно и "глотается" за один вечер. Вручает её вам православная христианка в храме с горящими глазами: «Прочитайте обязательно, это мне духовник в монастыре дал и просил другим людям раздать, не зная таких вещей, сегодня спастись нельзя».

Прочитал вот такую продукцию, изготовленную определенными структурами, и уже все тебе ведомо, что в мире происходит. Без поста, без молитвы, без особых Божьих откровений в пророки пошился. А может, нас таким образом просто ознакомляют с чьими-то планами на будущее мира? Вселенский собор в этой доктрине это такая черта, до которой ещё была надежда на спасение, а после него спасение возможно только в России, ведь благодать лишь в Русской Церкви осталась, всем остальным миром владеет Антихрист, и даже Вселенской Православной Церковью.

Такое положение вещей и составляет классический византинизм – соединившись с Церковью, Римское языческое государство вошло в нее, а Церковь в свою очередь стала единым целым в границах Римского государства. Люди оказались в большинстве своем более верны государству, а не Церкви, и были готовы за новую Родину отдать свои головы.

Но государство так и не смогло поглотить Церковь. Свидетелями сей истины неотмирного бытия Церкви стали мученики, которых в прикровенно языческой Византии было не меньше, чем в откровенно языческом Риме. В советский период в откровенно языческом СССР мучениками стали все те, кто остался верен своему высшему призванию – быть христианином. И это уникальное в истории церкви явление, которое свидетельствует о неистощимой внутренней жизни Церкви, её близости ко всякому человеку, в скорбях и радости призывающему имя Господне. Но и в современной жизни Церкви есть в каком-то смысле обнадеживающие примеры.

Владыка Лонгин (Жар), авторитетный человек для многих верующих людей на Украине, созвал свой собор в Черновицкой епархии, осудил политику Патриарха, призвал прекратить до времени его поминовение. При всей своей искренней, но богословски слабой аргументации обличения «ереси экуменизма», он сделал, может быть, главное: просто выразил голос людей в Церкви. Простых людей, которых никто не принимает во внимание. И это «воцерковление» Церкви в соборном единстве происходит именно на Украине. Все в мире взаимосвязано и имеет свои разумные пределы. Не зря Господь попустил пережить нам войну, вот и первые плоды в Церкви, не ушла наша УПЦ в раскол, в ней присутствует дух соборности в смысле всеобщности, благодатный иммунитет православия. Воистину, не бывает худа без добра!

Денис Таргонский

Фото Facebook

Теги: