В этой публикации мы попробуем посмотреть на проблемы украинского «сьогодення» через призму взглядов выдающегося миссионера ХХ века – митрополита Сурожского Антония (Блума), который был в составе РПЦ, пожалуй, максимально независимым иерархом. Эта независимость владыки от священноначалия РПЦ (и от других известных структур) подтверждается, к примеру, наличием отдельного Устава Сурожской, епархии, где, в частности, община выбирала священника, а собрание епархии имело право избрать даже епископа, чего сегодня нет в Украине ни в одной из христианских конфессий.

Не все знают о том, что митрополит Антоний близко дружил с (почившим уже) Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом), авторитет которого в Украине был настолько высок, что даже представители "альтернативного православия", а также греко-католиков склоняли свои головы перед этим иерархом. Очевидно, сам глава УПЦ КП, а тогда еще митрополит РПЦ Филарет (Денисенко), лично знал митрополита Антония и много раз общался с ним, слушал его доклады.1

Почему нам – украинцам – стоит послушать замечания митрополита Антония, иерарха РПЦ, русофила, человека, не имевшего отношения к нашей украинской истории и нашей культуре?

Потому что сегодня нам предлагают идеологические принципы, которые к Христовой Церкви не имеют никакого отношения, а вот этот митрополит, как раз умело дает отпор любым идеологиям, идущим против Христовой истины. Ведь действительно, сегодня только немой не хулит православные конфессии в Украине за те или иные отклонения, но наверняка ни один из таковых не задумывается о том, что Церковь – это не учреждение, а место встречи Бога и человека. «Церковь — это место, где человек может оказаться вместе со Святой Троицей. Это место встречи между Богом, в Троице поклоняемом, и человеком с другими людьми. Церковь — это что-то непостижимое; и когда мы эту Церковь стараемся определить человеческими масштабами, то, конечно, теряем из виду, что в центре Церкви сам Живой Бог». 2

«Межконфессиональный вопрос» и независимость Украины (из интервью 1991 года)


Митрополита Антония спросили об отношениях между РПЦ и Римской Церковью в свете событий, произошедших в Украине после 1988 года, когда последовательно было уничтожено (тут еще надо поспорить) три епархии РПЦ – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская.

Связь активизации Украинской Католической Церкви – (до 1990-х она официально так именовалась3) – с суверенитетом Украины была очень тесной.

Приведем отрывок из интервью митрополита Антония в августе 1991 года:

«Существуют различные серьезные проблемы, которые необходимо решать, но что я думаю, так это то, что в такой республике, как Украина стоят на страже суверенитета не только римо-католики и униаты. Имеет место комплексная ситуация, в которой часть православных, представителей русского Православия, часть украинцев, униаты ли они, латиняне или православные, все они хотят суверенитета своей страны. А границы, так сказать, не разделяют религиозные деноминации, и я думаю, что если бы Российское правительство было здравомыслящим, вместо того, чтобы порабощать «части», связанные друг с другом только страхом и необходимостью оно стремилось бы создать Содружество суверенных республик; разрешило бы стать независимыми тем многим республикам, которые созрели для этого, и быть соединенными только историей, свободной волей, экономическими и культурными связями и т. д.

Вопрос ведущего: А как вы считаете, что будет способствовать в этом большей гармонии между Церквями?


Я действительно считаю, что именно это поспособствует гармонии между людьми, и в один момент люди обретут гармонию, обретут гармонию части. Когда вы больше не разделены идеологией, когда вы больше не сражаетесь по обе стороны баррикад и видите друг друга друзьями, когда люди трудятся вместе на благо одной цели, огромное количество трудностей начинает таять и на смену взаимному противостоянию, которое могло быть раньше, может прийти взаимоуважение». 4

Из этого интервью видим, что слова владыки Антония очень актуальны для нашей страны. Ведь мы действительно до сих пор еще находимся на пути к обретению гармонии…

И как раз тут перед нами стоит очень остро вопрос единения христианства. Сегодня украинцы не могут воссоединиться в области веры, на богословском уровне, но у нас существует колоссальная возможность быть христианами по жизни! И это, по слову митрополита Антония, очень важно, потому что люди, которые вместе работают и стараются спасать жизни, помогать людям, проповедовать любовь, а не ненависть, – они соединяются на глубине, до которой разделения церковные не доходят.

Конфессиональные расхожести стираются во время войны!

И в обстоятельствах сегодняшней войны порой бывает возможно работать вместе и чувствовать, что вражда между нами где-то находит себе пределы.

Есть прекрасное свидетельство митрополита Антония:

«Я сейчас думаю о войне. Я участвовал в войне как врач, поэтому самому мне не приходилось чужую кровь проливать, но я работал сначала как младший хирург, и к нам приносили людей раненых. Мы никогда не спрашивали, какое ваше вероисповедание, во что вы верите, во что вы не верите. Но иногда вещи сказывались. Вот, например, я помню одного французского офицера, он был убежденный католик, я убежденный православный. Католиком я стать не могу, но этот человек из защищенности шесть раз выходил на поле, чтобы принести обратно в защищенное место солдат, которые были раненные. Можно ли о таком человеке думать в порядке как бы вероисповедных разделений?

Он в этом случае показал себя просто как убежденный верующий ученик Христа, который был готов отдать свою жизнь для того, чтобы спасти жизнь других людей. И когда он к нам попал, действительно был прострелен через грудь шестью ранами, еле выжил, и я его лечил, я православный, он католик, без всякого чувства, что что-то разделяет.

Больше того, если даже я не согласен был с его вероисповедованием, он для меня был христианином такого размера, каким я никогда не был и может быть никогда не стану, потому что он действительно по своему собственному выбору вышел из-за защищенного угла шесть раз отдавал свою жизнь, шесть раз отдавал ее». 5

Об отношении Церкви с инославным миром – пролог к Собору 2016…

Митрополит Антоний считал католическое вероучение о папстве совершенно неприемлемым, но самих Пап Римских и их паству не мог назвать «не христианами» в полном смысле слова.

Владыка говорил так:

«Если думать об обыкновенных людях, — и обыкновенные люди, это не только миряне, но и священники, епископы, — сколько раз в течение одного дня твои поступки определяются или зависят от тех или других богословских формулировок?

Скажем, сколько раз в день католик поступает так или иначе, потому что он верит в папское первенство или в ту или другую часть католического вероисповедования? Сколько раз православный человек и протестант поступает так или иначе на основании каких-то богословских выкладок? Человек поступает, во-первых, по совести, как человек, как универсальный человек, Богом созданная тварь, и во-вторых, как ученик Христа, постольку поскольку он вырос в эту меру».

Хочется добавить – а сколько раз мы, Церковь (УПЦ МП), думаем про своих предстоятелей (и прочих лиц) в своей повседневной жизни, в делах личного благочестия? Стоит ли от нас ждать ежедневно зла или напасти, о которых сегодня слышно отовсюду? Думаю – не стоит.

Митрополит Антоний (Блум) настаивает на основе христианства – на любви:

«Да, мы в православии обладаем такой чистотой вероучения, такой чистотой веры, которая, думаю, нужна всему миру. Но мы этим лично, в частности, и группировками, не живем. Знаете, было время, когда о христианах говорили: что это за люди! Как они друг друга любят!.. Можно ли это сказать сейчас? Я не говорю о христианах вообще, но о православных людях, между собой? Нет, нельзя, у нас разделения, у нас вражда. У нас напряжение: он не такой, он не сякой. А было время, вот, Тертуллиан об этом говорит, как определяли христиан: как они любят друг друга!».6

О встрече Папы Римского с Патриархом Московским

Вопрос о встрече двух глав самых многочисленных христианских Церквей — РКЦ и РПЦ — волновал весь мир. Но митрополиту Антонию подобный вопрос ставили 16 лет назад, когда никто и подумать не мог, что Понтифик снизойдет к указанной митрополитом Антонием модели папского служения:

«Знаете, я думаю, что пока Папа будет себя считать единственным главой церкви и будет себя считать наместником Христа, то настоящей встречи быть не может. Что он должен понять, что он человек среди людей, что он должен понять, что он Епископ западной церкви, но и только. Сказать, что я как бы заместитель Петра, как Папа Павел VI сказал: меня зовут Павел, но на самом деле я Петр, — это неприемлемо. И считать, что Папа является как бы заместителем самого Христа на земле, нет, неприемлемо. Кроме Христа, никто не может быть главой Церкви. И если он на этих началах хочет встречать других представителей, то из этого не может получиться настоящей победы над разделением.

Помню, когда приезжал Папа сюда, я встретил Архиепископа Кентерберийского, и он мне говорит:

- Вы придете на богослужение?

- Нет.

- Почему?

- Меня не приглашали.

- А, ну, хотите прийти? - Он говорит

- Нет, у меня никакого желания прийти на похороны англиканского вероисповедания.

- Что вы хотите сказать? - Он спрашивает

- Папа и вы войдете в собор. Он ваш гость, он будет идти впереди, вы будете за ним собачкой бежать, он займет первое место и покажет, что этот собор, который когда-то был католическим, снова стал католическим, что глава Католической церкви здесь первенствовал». 7

Таким же умиранием Православия в Украине может стать визит Понтифика, если он поведет себя по схеме английского визита, а наше духовенство уподобится Архиепископу Кентерберийскому…

Вопрос о Поместной Православной Церкви в Украине

В начале статьи была приведена фундаментальная мысль митрополита Антония о Церкви – о том, что это не идеологическая организация, а место встречи Бога и человека.

Сегодня мы слышим дискуссии и призывы о необходимости Поместной Церкви в Украине. Эти призывы отнюдь не новы, да и сам глава Православной Церкви в Великобритании – так называли митрополита Антония)8  – с ними сталкивался. Например, его укоряли, что он строит не «русскую» Церковь.

«А я с самого начала говорил: мы строим — Церковь как можно больше похожую на первоначальную древнюю Церковь, когда людей, абсолютно ничего общего между собой не имущих, одно только соединяло: Христос, их вера. Стояли рядом раб и господин, люди всех возможных языков. К этому я стремился здесь: чтобы люди какие угодно могли прийти и сказать — да, у нас общее одно: Бог…

И мне кажется, что в этом разрешение проблемы. Потому что если мы начинаем говорить о русском, греческом или ином православии, мы теряем людей. Дело не в том, что «мы» как приходы теряем людей. Но еще сорок с лишним лет назад я говорил с (греческим) епископом Иаковом Апамейским. Он мне говорил: знаете, мы теряем полтораста человек молодежи в год, потому что они отбились от греческого языка. Я спрашиваю: почему их не посылать к нам? — Нет, мы предпочитаем, чтобы они пропали, чем их передать в «чужую» Церковь…

Вот против чего я боролся и буду бороться.

Потому что нам нужны верующие, люди, которые встретили Бога. Я не говорю в грандиозном смысле; не каждый может быть апостолом Павлом, — но которые хоть в малой мере могут сказать: я Его знаю!» 9

Некоторые наши братья сегодня тоже говорят: лучше я буду вне мирового Православия, но не в РПЦ. И изнутри ограды нашей Украинской Православной Церкви тоже говорят, что нельзя отделяться и создавать Церковь Поместную, потому что мы потеряем тогда Православие.

Как мы можем проповедовать Христа, не понимая, что на таких началах мы Его позорим? Если для нас важнее политика и этническая платформа, то мы больше не Его ученики…

В Великобритании митрополиту Антонию ставили подобный вопрос:

«В прошлом году в одном из выступлений вы говорили о “движении в сторону Поместной Церкви”. Какими вам видятся перспективы создания Британской Поместной Церкви?

Митрополит Антоний: «Есть два момента. Во-первых, надо понимать: для того чтобы образовалась в Великобритании Поместная Православная Церковь, должно пройти еще несколько десятилетий. Это будет не завтра, и осуществить это просто указом откуда-нибудь невозможно. Это должно органически случиться, а до этого надо, чтобы разные национальные Церкви осознали свое единство и захотели, чтобы это единство проявлялось в единстве общения. До сих пор это было невозможным. Это оказалось невозможным, потому что Константинополь претендует почти на папство и на то, что он должен иметь власть над всем; а другие Церкви — Румынская, Сербская и т.д., — еще являются эмигрантским началом, и хотят называться национальными Церквами своих народов. Конечно, в этом их надо поддержать. И я говорю, что пройдет еще несколько десятилетий до того момента, когда все эти различные Церкви смогут соединиться воедино. У нас все больше греков, которые хотят быть православными, а не “грекосами”; сербов, которые хотят быть православными сербами, но не сербами православными; румыны и т.д. Этот процесс будет очень долгий, и мы стремимся не к тому, чтобы искусственно создать такую Церковь, а к тому, чтобы созидать православие». 10

Итак, Поместная Церковь в Украине будет тогда, когда все стороны поймут, что мы должны строить православие, основанное на единстве во Христе и на любви. И для этого нам не обязательно нужен Константинополь с его нередко «медвежьими услугами». Видим же, что, по слову митрополита Антония, у Вселенского Патриарха тоже «ватиканские» амбиции. Всем нам – украинцам по гражданству или по крови – необходимо стремиться к тому, чтобы абсолютным центром нашей веры был Сам Бог и Христос!

И в заключение пусть эта публикация завершится благословением искреннего христианина и мудрейшего архиерея, каким для нас остается митрополит Антоний:

«Пусть Божие благословение сойдет и живет, и действует в нашей Церкви, в народе, в священстве, в правящих кругах Церкви. Пусть благословение Божие защитит [Украину], и нашу Церковь от того, что может ее осквернить, умалитъ. И будем все стремиться стать достойными учениками Христа, –друг друга тяготы носить, как говорит апостол Павел, и стараться научить друг друга – друга любить, как Спаситель сказал, как Он нас любит, – ценой всей жизни, всего сердца. И пусть радость Христова, и покров Божьей Матери будет над нашей многострадальной землей, и нашей многострадальной Церковью».11

Сергей Епик

Автор статьи выражает сердечную благодарность Фонду Митрополита Антония Сурожского в Лондоне и в Москве за предоставленные материалы и возможность их использования.

---------------------------------------------------------------------------------

1 https://www.pravoslavie.ru/63245.html – на этом видео хорошо просматриваются лидеры современных православных Церквей и бывший Киевский экзарх – митрополит РПЦ…

2 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

3 https://www.friends-torrent.com/details.php?id=154683 – к примеру.

4 Оригинал читайте тут: https://masarchive.org/Sites/texts/1991-08-23-1-E-E-I-EM06-016ForBBCOnCoupInMoscow.html

5 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

6 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

7 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

8 https://masarchive.org/Sites/texts/1966-00-00-2-E-E-I-EM05-190OnOrthodoxChurchInBritain.html

9 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-06-08-1-R-R-I-EM00-001-3dMilleniumExpectations.html

10 https://masarchive.org/Sites/texts/2002-00-00-1-R-R-O-EM02-007ToBeRussianChurch.html

11 https://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

Фото Facebook

Теги: