Митрополит Сурожский Антоний (Блум) и «украинский вопрос»

15 07 2016 |
Сергей Епик

В этой публикации мы попробуем посмотреть на проблемы украинского «сьогодення» через призму взглядов выдающегося миссионера ХХ века – митрополита Сурожского Антония (Блума), который был в составе РПЦ, пожалуй, максимально независимым иерархом. Эта независимость владыки от священноначалия РПЦ (и от других известных структур) подтверждается, к примеру, наличием отдельного Устава Сурожской, епархии, где, в частности, община выбирала священника, а собрание епархии имело право избрать даже епископа, чего сегодня нет в Украине ни в одной из христианских конфессий.

 

Не все знают о том, что митрополит Антоний близко дружил с (почившим уже) Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом), авторитет которого в Украине был настолько высок, что даже представители "альтернативного православия", а также греко-католиков склоняли свои головы перед этим иерархом. Очевидно, сам глава УПЦ КП, а тогда еще митрополит РПЦ Филарет (Денисенко), лично знал митрополита Антония и много раз общался с ним, слушал его доклады.1

 

 

Почему нам – украинцам – стоит послушать замечания митрополита Антония, иерарха РПЦ, русофила, человека, не имевшего отношения к нашей украинской истории и нашей культуре?

 

Потому что сегодня нам предлагают идеологические принципы, которые к Христовой Церкви не имеют никакого отношения, а вот этот митрополит, как раз умело дает отпор любым идеологиям, идущим против Христовой истины. Ведь действительно, сегодня только немой не хулит православные конфессии в Украине за те или иные отклонения, но наверняка ни один из таковых не задумывается о том, что Церковь – это не учреждение, а место встречи Бога и человека. «Церковь — это место, где человек может оказаться вместе со Святой Троицей. Это место встречи между Богом, в Троице поклоняемом, и человеком с другими людьми. Церковь — это что-то непостижимое; и когда мы эту Церковь стараемся определить человеческими масштабами, то, конечно, теряем из виду, что в центре Церкви сам Живой Бог». 2

 

«Межконфессиональный вопрос» и независимость Украины (из интервью 1991 года)


Митрополита Антония спросили об отношениях между РПЦ и Римской Церковью в свете событий, произошедших в Украине после 1988 года, когда последовательно было уничтожено (тут еще надо поспорить) три епархии РПЦ – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская.

 

Связь активизации Украинской Католической Церкви – (до 1990-х она официально так именовалась3) – с суверенитетом Украины была очень тесной.

 

Приведем отрывок из интервью митрополита Антония в августе 1991 года:

 

«Существуют различные серьезные проблемы, которые необходимо решать, но что я думаю, так это то, что в такой республике, как Украина стоят на страже суверенитета не только римо-католики и униаты. Имеет место комплексная ситуация, в которой часть православных, представителей русского Православия, часть украинцев, униаты ли они, латиняне или православные, все они хотят суверенитета своей страны. А границы, так сказать, не разделяют религиозные деноминации, и я думаю, что если бы Российское правительство было здравомыслящим, вместо того, чтобы порабощать «части», связанные друг с другом только страхом и необходимостью оно стремилось бы создать Содружество суверенных республик; разрешило бы стать независимыми тем многим республикам, которые созрели для этого, и быть соединенными только историей, свободной волей, экономическими и культурными связями и т. д.

 

Вопрос ведущего: А как вы считаете, что будет способствовать в этом большей гармонии между Церквями?


Я действительно считаю, что именно это поспособствует гармонии между людьми, и в один момент люди обретут гармонию, обретут гармонию части. Когда вы больше не разделены идеологией, когда вы больше не сражаетесь по обе стороны баррикад и видите друг друга друзьями, когда люди трудятся вместе на благо одной цели, огромное количество трудностей начинает таять и на смену взаимному противостоянию, которое могло быть раньше, может прийти взаимоуважение». 4

 

Из этого интервью видим, что слова владыки Антония очень актуальны для нашей страны. Ведь мы действительно до сих пор еще находимся на пути к обретению гармонии…

И как раз тут перед нами стоит очень остро вопрос единения христианства. Сегодня украинцы не могут воссоединиться в области веры, на богословском уровне, но у нас существует колоссальная возможность быть христианами по жизни! И это, по слову митрополита Антония, очень важно, потому что люди, которые вместе работают и стараются спасать жизни, помогать людям, проповедовать любовь, а не ненависть, – они соединяются на глубине, до которой разделения церковные не доходят.

Конфессиональные расхожести стираются во время войны!

И в обстоятельствах сегодняшней войны порой бывает возможно работать вместе и чувствовать, что вражда между нами где-то находит себе пределы.

Есть прекрасное свидетельство митрополита Антония:

«Я сейчас думаю о войне. Я участвовал в войне как врач, поэтому самому мне не приходилось чужую кровь проливать, но я работал сначала как младший хирург, и к нам приносили людей раненых. Мы никогда не спрашивали, какое ваше вероисповедание, во что вы верите, во что вы не верите. Но иногда вещи сказывались. Вот, например, я помню одного французского офицера, он был убежденный католик, я убежденный православный. Католиком я стать не могу, но этот человек из защищенности шесть раз выходил на поле, чтобы принести обратно в защищенное место солдат, которые были раненные. Можно ли о таком человеке думать в порядке как бы вероисповедных разделений?

 

Он в этом случае показал себя просто как убежденный верующий ученик Христа, который был готов отдать свою жизнь для того, чтобы спасти жизнь других людей. И когда он к нам попал, действительно был прострелен через грудь шестью ранами, еле выжил, и я его лечил, я православный, он католик, без всякого чувства, что что-то разделяет.

 

Больше того, если даже я не согласен был с его вероисповедованием, он для меня был христианином такого размера, каким я никогда не был и может быть никогда не стану, потому что он действительно по своему собственному выбору вышел из-за защищенного угла шесть раз отдавал свою жизнь, шесть раз отдавал ее». 5

 

Об отношении Церкви с инославным миром – пролог к Собору 2016…

 

Митрополит Антоний считал католическое вероучение о папстве совершенно неприемлемым, но самих Пап Римских и их паству не мог назвать «не христианами» в полном смысле слова.

Владыка говорил так:

«Если думать об обыкновенных людях, — и обыкновенные люди, это не только миряне, но и священники, епископы, — сколько раз в течение одного дня твои поступки определяются или зависят от тех или других богословских формулировок?

Скажем, сколько раз в день католик поступает так или иначе, потому что он верит в папское первенство или в ту или другую часть католического вероисповедования? Сколько раз православный человек и протестант поступает так или иначе на основании каких-то богословских выкладок? Человек поступает, во-первых, по совести, как человек, как универсальный человек, Богом созданная тварь, и во-вторых, как ученик Христа, постольку поскольку он вырос в эту меру».

Хочется добавить – а сколько раз мы, Церковь (УПЦ МП), думаем про своих предстоятелей (и прочих лиц) в своей повседневной жизни, в делах личного благочестия? Стоит ли от нас ждать ежедневно зла или напасти, о которых сегодня слышно отовсюду? Думаю – не стоит.

Митрополит Антоний (Блум) настаивает на основе христианства – на любви:

«Да, мы в православии обладаем такой чистотой вероучения, такой чистотой веры, которая, думаю, нужна всему миру. Но мы этим лично, в частности, и группировками, не живем. Знаете, было время, когда о христианах говорили: что это за люди! Как они друг друга любят!.. Можно ли это сказать сейчас? Я не говорю о христианах вообще, но о православных людях, между собой? Нет, нельзя, у нас разделения, у нас вражда. У нас напряжение: он не такой, он не сякой. А было время, вот, Тертуллиан об этом говорит, как определяли христиан: как они любят друг друга!».6

 

О встрече Папы Римского с Патриархом Московским

 

Вопрос о встрече двух глав самых многочисленных христианских Церквей — РКЦ и РПЦ — волновал весь мир. Но митрополиту Антонию подобный вопрос ставили 16 лет назад, когда никто и подумать не мог, что Понтифик снизойдет к указанной митрополитом Антонием модели папского служения:

«Знаете, я думаю, что пока Папа будет себя считать единственным главой церкви и будет себя считать наместником Христа, то настоящей встречи быть не может. Что он должен понять, что он человек среди людей, что он должен понять, что он Епископ западной церкви, но и только. Сказать, что я как бы заместитель Петра, как Папа Павел VI сказал: меня зовут Павел, но на самом деле я Петр, — это неприемлемо. И считать, что Папа является как бы заместителем самого Христа на земле, нет, неприемлемо. Кроме Христа, никто не может быть главой Церкви. И если он на этих началах хочет встречать других представителей, то из этого не может получиться настоящей победы над разделением.

Помню, когда приезжал Папа сюда, я встретил Архиепископа Кентерберийского, и он мне говорит:

- Вы придете на богослужение?

- Нет.

- Почему?

- Меня не приглашали.

- А, ну, хотите прийти? - Он говорит

- Нет, у меня никакого желания прийти на похороны англиканского вероисповедания.

- Что вы хотите сказать? - Он спрашивает

- Папа и вы войдете в собор. Он ваш гость, он будет идти впереди, вы будете за ним собачкой бежать, он займет первое место и покажет, что этот собор, который когда-то был католическим, снова стал католическим, что глава Католической церкви здесь первенствовал». 7

 

Таким же умиранием Православия в Украине может стать визит Понтифика, если он поведет себя по схеме английского визита, а наше духовенство уподобится Архиепископу Кентерберийскому…

Вопрос о Поместной Православной Церкви в Украине

 

В начале статьи была приведена фундаментальная мысль митрополита Антония о Церкви – о том, что это не идеологическая организация, а место встречи Бога и человека.

Сегодня мы слышим дискуссии и призывы о необходимости Поместной Церкви в Украине. Эти призывы отнюдь не новы, да и сам глава Православной Церкви в Великобритании – так называли митрополита Антония)8  – с ними сталкивался. Например, его укоряли, что он строит не «русскую» Церковь.

«А я с самого начала говорил: мы строим — Церковь как можно больше похожую на первоначальную древнюю Церковь, когда людей, абсолютно ничего общего между собой не имущих, одно только соединяло: Христос, их вера. Стояли рядом раб и господин, люди всех возможных языков. К этому я стремился здесь: чтобы люди какие угодно могли прийти и сказать — да, у нас общее одно: Бог…

 

И мне кажется, что в этом разрешение проблемы. Потому что если мы начинаем говорить о русском, греческом или ином православии, мы теряем людей. Дело не в том, что «мы» как приходы теряем людей. Но еще сорок с лишним лет назад я говорил с (греческим) епископом Иаковом Апамейским. Он мне говорил: знаете, мы теряем полтораста человек молодежи в год, потому что они отбились от греческого языка. Я спрашиваю: почему их не посылать к нам? — Нет, мы предпочитаем, чтобы они пропали, чем их передать в «чужую» Церковь…

 

Вот против чего я боролся и буду бороться.

 

Потому что нам нужны верующие, люди, которые встретили Бога. Я не говорю в грандиозном смысле; не каждый может быть апостолом Павлом, — но которые хоть в малой мере могут сказать: я Его знаю!» 9

 

Некоторые наши братья сегодня тоже говорят: лучше я буду вне мирового Православия, но не в РПЦ. И изнутри ограды нашей Украинской Православной Церкви тоже говорят, что нельзя отделяться и создавать Церковь Поместную, потому что мы потеряем тогда Православие.

Как мы можем проповедовать Христа, не понимая, что на таких началах мы Его позорим? Если для нас важнее политика и этническая платформа, то мы больше не Его ученики…

В Великобритании митрополиту Антонию ставили подобный вопрос:

«В прошлом году в одном из выступлений вы говорили о “движении в сторону Поместной Церкви”. Какими вам видятся перспективы создания Британской Поместной Церкви?

Митрополит Антоний: «Есть два момента. Во-первых, надо понимать: для того чтобы образовалась в Великобритании Поместная Православная Церковь, должно пройти еще несколько десятилетий. Это будет не завтра, и осуществить это просто указом откуда-нибудь невозможно. Это должно органически случиться, а до этого надо, чтобы разные национальные Церкви осознали свое единство и захотели, чтобы это единство проявлялось в единстве общения. До сих пор это было невозможным. Это оказалось невозможным, потому что Константинополь претендует почти на папство и на то, что он должен иметь власть над всем; а другие Церкви — Румынская, Сербская и т.д., — еще являются эмигрантским началом, и хотят называться национальными Церквами своих народов. Конечно, в этом их надо поддержать. И я говорю, что пройдет еще несколько десятилетий до того момента, когда все эти различные Церкви смогут соединиться воедино. У нас все больше греков, которые хотят быть православными, а не “грекосами”; сербов, которые хотят быть православными сербами, но не сербами православными; румыны и т.д. Этот процесс будет очень долгий, и мы стремимся не к тому, чтобы искусственно создать такую Церковь, а к тому, чтобы созидать православие». 10

 

Итак, Поместная Церковь в Украине будет тогда, когда все стороны поймут, что мы должны строить православие, основанное на единстве во Христе и на любви. И для этого нам не обязательно нужен Константинополь с его нередко «медвежьими услугами». Видим же, что, по слову митрополита Антония, у Вселенского Патриарха тоже «ватиканские» амбиции. Всем нам – украинцам по гражданству или по крови – необходимо стремиться к тому, чтобы абсолютным центром нашей веры был Сам Бог и Христос!

 

И в заключение пусть эта публикация завершится благословением искреннего христианина и мудрейшего архиерея, каким для нас остается митрополит Антоний:

 

«Пусть Божие благословение сойдет и живет, и действует в нашей Церкви, в народе, в священстве, в правящих кругах Церкви. Пусть благословение Божие защитит [Украину], и нашу Церковь от того, что может ее осквернить, умалитъ. И будем все стремиться стать достойными учениками Христа, –друг друга тяготы носить, как говорит апостол Павел, и стараться научить друг друга – друга любить, как Спаситель сказал, как Он нас любит, – ценой всей жизни, всего сердца. И пусть радость Христова, и покров Божьей Матери будет над нашей многострадальной землей, и нашей многострадальной Церковью».11

 

Сергей Епик

 

Автор статьи выражает сердечную благодарность Фонду Митрополита Антония Сурожского в Лондоне и в Москве за предоставленные материалы и возможность их использования.

 

---------------------------------------------------------------------------------

1 http://www.pravoslavie.ru/63245.html – на этом видео хорошо просматриваются лидеры современных православных Церквей и бывший Киевский экзарх – митрополит РПЦ…

2 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

3 http://www.friends-torrent.com/details.php?id=154683 – к примеру.

4 Оригинал читайте тут: http://masarchive.org/Sites/texts/1991-08-23-1-E-E-I-EM06-016ForBBCOnCoupInMoscow.html

5 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

6 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

7 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

8 http://masarchive.org/Sites/texts/1966-00-00-2-E-E-I-EM05-190OnOrthodoxChurchInBritain.html

9 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-06-08-1-R-R-I-EM00-001-3dMilleniumExpectations.html

10 http://masarchive.org/Sites/texts/2002-00-00-1-R-R-O-EM02-007ToBeRussianChurch.html

11 http://masarchive.org/Sites/texts/2000-10-00-1-R-R-I-EM02-038InterviewForTVKulturaChannel.html

 

Фото Facebook

Теги:
2912







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант