Это была страстная пятница. Он проснулся ранним утром от собачьего холода, ведь погода перед Пасхой выдалась морозной. Вот уже три месяца как в его доме не было ни газа, ни света. Обогреться и приготовить пищу было не чем. Он по привычке потянулся к бутылке, но та была, пуста. И тут он вспомнил, что вчера почему-то не решился взять «чекушку» на следующий день, как делал это вот уже последние десять лет. Трезвые паузы были для него настоящим мучением, ведь тогда просыпался внутренний голос, который не давал ему спокойно жить последние 30 лет. Он поднялся со старенькой кровати, достал свои самодельные костыли и решил пройтись к добрым людям, хоть что-то перекусить. Последнее время он едва ли мог передвигаться, гангрены на ногах и руках сильно болели, но сидеть в холодной комнате было не вариантом.

Героя нашего рассказа звали Андрей, он родился и вырос в обычной сельской семье: строгий отец, любящая мать, он и младшая сестренка. Садик, школа, армия - все очень привычно для парня его поколения. После армии работа в районном центре на одном из предприятий, которых в советский период было хоть отбавляй. В свободное от работы время труд на огороде и со скотиной, в селе ведь так принято. А еще друзья, сельские танцы и девушки, у которых он пользовался популярностью.

Казалось, все только начинается. Скоро время женитьбы, далее пора детишками обзавестись да жить, негодовать. Но тут семью начало постигать одно за другим горе. Сначала от болезни скоропостижно скончался отец. Нашему герою пришлось взять на себя все тяжести роли главы семейства. Мать и сестра с трудом переживали утрату. А каково было ему, никто не знал, Андрей это попросту не показывал. Вскоре с достатком в семье стало туговато, а подзаработать было нужно. И тут, как раз выпало рисковое дело. Знакомые ребята-несуны попросили нашего героя постоять на шухере, пока те выносили вещи из магазина.

Но не тут-то было. С его-то удачей все пошло по самому плохому сценарию. Облава, милиция, суд, 5 лет колонии. Ко всему этому добавилась болезнь, а вскоре смерть сестренки, на похороны которой Андрея из заключения так и не пустили. Пять лет тюрьмы могут сломить даже сильных духом людей, что уж говорить о человеке судьба которого была надломленной со всех сторон.

Волей судьбы наш герой стал воплощением популярной в то время песни из кинофильма: «Не жди меня, мама, хорошего сына, Твой сын не такой, как был вчера...». Вернувшись из заключения, он было еще пытался наладить свою жизнь, но не упасть на стакан было практически не реально. Прошло буквально несколько лет и он уже стал местной легендой, увидеть которую в трезвом виде было крайней редкостью.

Единственным благом и пристанищем человечности для него оставалась его родная мать. Пока она была жива он был накормлен, постиран, одет и обут. В доме царили уют и порядок. К слову, жили они на одну материнскую пенсию, ведь работы для Андрея не нашлось. В девяностые с работой всем было туго, местные ребята в основном подались на заработки за границу, но ему такая «перспектива» не грозила. Да что там работы, у нашего героя даже паспорта не было, одни старые документы советского времени.

Что касается характера, то по жизни Андрей был вполне безобидным и добрым человеком. Эту черту он сберег даже став местным легендой-пьяницей. Ни одна сельская свадьба или другое народное гуляние не проходили без его участия. Ему легко давалось смешить и веселить народ, и народ его за это искренне любил. Но человеку который знал его судьбу, мягко говоря, было не до смеху.

Смерть матери обострила и без того тяжелое положение нашего героя. Заботиться о нем стало по сути некому, в итоге кроме пьяницы он стал еще и скитальцем. То, что-то кому-то сделает по хозяйству, то в магазине коробки уберет. На чекушку хватит, а на больше он уже давно перестал надеяться.

Понятно, что 30 лет пьянки дали о себе знать. В наше время и физически сильные люди еле до 50-ти дотягивают, что уж говорить о нашем герое. К своим 50-ти он обзавелся гангренами, тело отекло и, наверное, очень болело. Но он, как всегда, не жаловался, наоборот, при возможности продолжал вселять оптимизм и смешить народ. Только одному Богу известно, для чего и за что ему была отведена столь нелегкая судьба. А, может, он продолжал жить не ради себя, а ради нас, что бы мы через него имели возможность проявить милость и человечность. По крайней мере, это один из ответов на столь сложный вопрос.

Так вот, наш измученный герой еле добрел до дома одинокой старушки, которая хоть и жила скромно-бедно, но всегда была готова разделить хлеб насущный с тем, кто пребывал в нужде. Баба Аня очень напоминала ему его мать, и он в последнее время часто заходил к ней покушать. Гостя у нее, он еле сдерживал слезы чтобы не разрыдаться от осознания того, как он соскучился по материнской ласке. В этот раз в доме у бабы Ани пахло Пасхами, на выходных должны были съехаться дети и внуки, и она готовилась к их приходу.

Увидев, что наш герой трезв, баба Аня попросила его продержаться в трезвости хоть один день. «Сегодня ведь страстная пятница. День, когда Христос страдал за нас. Андрейка, потерпи денек, прошу Тебя», - сказала она накрывая на стол. Он ничего не ответил, но с чувством дикого голода стал поедать скромное яство. Насытившись, ему очень захотелось выпить водочки. Но, дабы не смущать праведную старушку, он поблагодарив за угощение, решил побрести далее.

Странствуя вниз по улочке, он забрел в центр села, где стояла местная церковь. В ней он был крещен, и будучи парнишкой приходил с родителями и сестренкой святить Пасху. В те времена это была рисковая затея. Партия это запрещала, а школьные учителя дежурили у церкви и записывали кто из учеников приходил на праздник в храм. Таких героев на школьной линейке публично вычитывали. Попадалось не раз и нашему герою. Вспоминая теплые мгновения детства, на его лице появилась улыбка, и внутри вдруг стало тепло. Внутренний голос, который не дал ему вчера купить очередную чекушку, вдруг поманил его зайти в церковь.

Он не был в храме очень давно. Все думал, что не складывается у него с Богом. Но сегодня что-то дрогнуло внутри, и он-таки решился. Не известно, что он думал в тот момент, и что переживал, но ему было очень тепло, и в душе и телом. Напомним, что погода в те дни была очень холодной. Но тишину и спокойствие храма вдруг нарушили голоса, которые доносились от группы людей, которые очень резво вошли в храм.

К слову, когда-то мирная религиозная жизнь села за последние 10 лет была разрушена межконфессиональными разногласиями. Одна часть села была верными одной христианской конфессии, другая же соответственно верными иной конфессии. А, поскольку храм был всего-то одним, сборами села было решено служить в нем попеременно, так что бы не обидеть ничьих религиозных чувств. И если служба в обычное воскресение не вызывала особых разногласий, то совсем иной случай Пасха. Тут было важно кто будет служить первым. Ведь к тому, кто будет первым придет большинство жителей села. Для большинства ведь конфессиональные разногласия не столь важны, им бы поскорее Пасху посвятить, да пойти домой разговляться. Ждать поздней службы мало кто станет.

Спор был очень сильным и противоборствующие стороны не смущались, что они находятся в храме, да еще и в страстную пятницу. Дошло до того, что чуть было не подрались бабушки-старосты двух группировок. О священниках вообще можно молчать, ведь они, будучи собратьями во Христе, на дух не переносили друг друга. Мирить два лагеря прибежали сельский голова и местный участковый. Бушующая толпа даже не заметила нашего героя, который пригрелся в углу и что-то тихонько бормотал про себя.

Возвращаясь домой мимо магазина, он попросил одного из селян купить ему водочки. Тот, понимая из личного опыта всю тяготу положения нашего героя решил облегчить его участь. Чекушечка в кармане не давала Андрею спокойно идти домой, ведь употребить очень хотелось. Но только Богу известно, почему он этого не сделал.

В ту холодную ночь уже пасхальной субботы, большинство селян включили электрические обогреватели. Старая проводки церкви дала сбой, «благодатный» огонь посетил местный храм прежде Иерусалима.

В ту ночь две противоборствующие стороны работали единой сплоченной командой, но потушить храм так и не удалось. Поспевшим через час пожарным пришлось лишь констатировать факт его полного сгорания.

Его бездыханные тело нашли в субботу после обеда. Экспертиза в итоге подтвердила, что смерть наступила от холода и во сне. Пережив всю холодную зиму, наш герой так и не пережил «холодной», во всех пониманиях, страстной пятницы. И лишь нетронутая чекушка на столе, оставила много раздумий о его последних трезвых переживаниях.

Усилиями селян ему приготовили достойные похороны. Гроб с телом ждал своего отпевания. Скорбеть особо никому не хотелось, его умение вызывать оптимизм сработал и в этот раз, да и день был Пасхальным, когда жизнь ликует над смертью.

Два противоборствующих табора, казалось, уже ничто не разделяет. Наоборот им было о чем поразмышлять, и было за что просить у друг друга прощения.

Тишину комнаты нарушил момент, когда один за другим в комнату вошли оба местных священника, которых доселе не реально было заставить сослужить вместе. Долго не решаясь начать, они переглянулись между собой и тихонько пропели: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»

Игорь Ильтьо 

Теги: