Нужно ли говорить о какой-то планетарной этике, если наши проблемы кажутся нам такими обыденными, локальными, частными? Так ли далеко происходящее в наших предместьях и в стенах школ от драматической ситуации во всем мире – войн, террористических угроз, социальной и экономической несправедливости?

Кризис глобален. Одной местной или провинциальной этики недостаточно. Нам нужны новые импульсы, более широкий набор ориентиров, общие ценности.

Сотни миллионов людей страдают от безработицы, бедности, разрушения семьи. Надежда на прочный мир между народами меркнет. Дети умирают, убивают или погибают. Женщин насилуют или презирают. Государства и органы управления – даже у нас, в Швейцарии – сотрясают скандальные дела о политической или экономической коррупции.

Религиозные лидеры и их последователи разжигают насилие, фанатизм, ненависть и ксенофобию; более того, они инспирируют и оправдывают жестокие и кровавые конфликты.

Религией часто злоупотребляют, делая ее инструментом политической власти и используя ее в военных целях.

Мы нуждаемся в прочной моральной платформе, в мировоззрении, которое выведет людей из состояния отчаяния, – в планетарной этике, способной защитить наши общества от угрожающего хаоса.

Принципы формирования глобальной этики

Говоря о планетарной этике, мы не имеем в виду ни новой идеологии, ни мировой унитарной религии, стоящей над всеми существующими религиями, ни тем более господства одной религии над другими. Для нас планетарная этика означает фундаментальный консенсус по поводу императивных ценностей, незыблемых критериев и важнейших надежд личности. Из нее вытекают четыре фундаментальных директивы:

- защита культуры ненасилия и уважения к жизни. В великих этических и религиозных традициях человечества мы находим заповедь: не убий! Или, говоря в позитивных категориях: уважай жизнь! Каждый человек имеет право на жизнь, физическую неприкосновенность и свободное развитие личности до тех пор, пока он не нарушает права других. Никто не вправе пытать, ранить или убивать другого человека. Ни один народ, ни одно государство, ни одна раса, ни одна религия не имеет право дискриминировать, устраивать чистки, изгонять или уничтожать меньшинство, которое думает или верит иначе. Молодежь должна узнавать в семье и в школе, что насилие не может являться средством разрешения конфликтов;

- защита культуры солидарности и справедливого экономического порядка. Еще одна заповедь, столь же актуальная: не укради! Или, в позитивной формулировке: поступай порядочно и честно! Никто не имеет права воровать или каким-либо образом посягать на собственность другого человека или коллектива. С другой стороны, никто не вправе распоряжаться своим имуществом не считаясь с потребностями общества и планеты. Вот почему молодежь нужно учить в семье и школе, что собственность, даже самая скромная, подразумевает некие обязанности;

- защита культуры толерантности и правдивости. Третья заповедь напоминает нам: не лжесвидетельствуй! Или, выражаясь позитивно: говори и поступай честно! Нет такого человека, учреждения, государства, Церкви или религиозной общины, которые могут присвоить себе права лгать. Молодые люди должны учиться в семье и школе думать, говорить и поступать правдиво. У них есть право на информацию и образование, которые позволят им делать решающие жизненные выборы;

- защита культуры равноправия и партнерства между полами. Четвертая заповедь, общая для великих религий и универсального гуманизма: не прелюбодействуй. Или, в позитивном варианте: уважайте и любите друг друга! Никто не имеет права отводить другому роль орудия своей сексуальности, ставить другого в ситуацию сексуальной зависимости или удерживать в такой ситуации. Вот почему молодые люди должны узнавать и в семье, и в школе, что в сексуальности нет ничего отрицательного или деструктивного. Ее функция – утверждать жизнь и создавать сообщество, но она может развиваться лишь при условии ответственности и желания принести счастье партнеру. Новое сознание этической ответственности пробудилось. Наша задача – укреплять и поощрять его.

Теги: