С чего начинается Русский мир, а с чего Римский?

27 05 2011 |
Игумен Филипп (Рябых)

Оживленные и порой очень острые дискуссии вокруг церковных тезисов, посвященных Русскому миру, показывают, что эта тема затронула очень важную область в сердцах и умах многих людей. Это не случайно, потому что в духовной жизни, так же как и в мирской, важным является самопознание, без которого невозможно строить свою деятельность. К сожалению, в ходе этих дебатов нередко Церкви приписывают идеи, которые она не выдвигала и не поддерживала. Так, почему-то настойчиво повторяют в разных публикациях, что в церковном представлении Русский мир – это Россия и российская диаспора. Однако в своих выступлениях Патриарх Кирилл в тех или иных выражениях неизменно говорит о Русском мире как о цивилизационной общности, имеющей несколько равноправных центров. При этом определение «русский» возводится не к современной русской национальности, а к ее истокам, которые являются таковыми и для других национальностей – белорусов и украинцев – а именно: к духовно-культурному наследию Руси. Следовательно, сегодня Русский мир – это сообщество, а не единое государство, отдельных людей и целых народов, которые признают определяющую значимость для самоидентификации и своей деятельности этого наследия.

 

С чего начинается Русский мир, а с чего Римский?

 

Признание по крайней мере трех наследников Руси – Белоруссии, России, Украины – автоматически означает фиксацию двух моментов. Во-первых, наследником можно назвать только юридически независимое лицо, которое имеет свою идентичность. А потому церковное представление о Русском мире как о цивилизационной общности не отрицает ни украинство, ни «российство», ни «белорусство» как государственные и культурные феномены. Они представляют собой самобытное и творческое развитие во времени и пространстве базисных ценностей, некогда сформировавших Русь. Между прочим, внутри России в некоторых интеллектуальных и общественных кругах «русскость» тоже не в почете, ее хотят заменить на «российскость». Если в прошлом эти два прилагательных были вполне взаимозаменяемые, то сегодня игра с ними выглядит как манипуляция с национальным сознанием. Потому что ни один уважающий себя в мире народ от своих истоков отказываться никогда не будет.

 

Во-вторых, признание своей генетической связи с Русью ставит вопрос о ясном определении ее духовного, культурного и вообще ценностного наследия. С одной стороны, отказываясь на словах признавать само его существование, его очень часто не отказываются с удовольствием делить. Это проявилось в исторических, языковых и культурных войнах разных масштабов, которые мы наблюдали за последние годы на постсоветском пространстве. Есть опасность, что они могут продолжаться еще очень долго и приводить к серьезным конфликтам между наследниками Руси в политике и экономике. Серьезным звонком стала ситуация вокруг Абхазии и Южной Осетии. Некоторые эксперты с гордостью любят повторять, что развал СССР не пошел по югославскому сценарию. А вдруг такая опасность еще не миновала? Если нет, то надо научиться совместно сохранять и приумножать общее наследие, а не «пилить» его, нанося друг другу страшные психологические удары. В этих непростых условиях идея Русского мира, выдвигаемая Русской Церковью, имеет прежде всего огромное миротворческое значение. Как известно: «Блажены миротворцы…»

 

Об общем православном наследии Церковь никогда не переставала заботиться, особенно в прошедшие десятилетия. Так, был принят ряд решений и документов, касающихся единства Церкви, развития ее просветительской и социальной деятельности, многих аспектов ее внутренней жизни. Среди эпохальных документов, появившихся в этот период, стоит назвать Основы социальной концепции (2000 г.) и Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека (2008 г.). В прошлом году на ассамблее Русского мира Патриарх Кирилл конспективно сформулировал в чем же, по мнению Церкви, состоит цивилизационное наследие. Вероятно, надо понимать, что вся эта церковная работа и церковные выступления являются призывами к более широкому изучению и раскрытию цивилизационного наследия Руси во всех сферах общественной деятельности наших стран. При этом задача состоит не в том, чтобы что-то придумывать, а в том, чтобы зафиксировать уже существующее общее наследие и сознательно им распоряжаться в текущей жизни.

 

Удивительно, но эти очевидные представления о Русском мире некоторые публичные фигуры пытаются выдать за искусственные построения, аналогов которым якобы больше нигде на планете не существует. Однако, например, уже давно употребляются понятия «Запад» или «Западный мир». Под ним подразумевают совокупность независимых стран, составляющих цивилизационную общность. Не прибегая к обширным определениям, можно лишь сказать, что базисом этой общности являются западные исповедания (католичество и протестантство), греко-римское наследие и просветительская традиция. Далеко не последнюю роль в формировании и поддержании Западного мира играет Римо-католическая церковь, которая, между прочим, несмотря на подчеркивание своего универсалистского характера, не отказывается от первого слова «римо». И никому не надо приезжать из Рима в Португалию или Францию, или другие страны, и доказывать там, что они принадлежат к западному или, как недавно выразился глава украинских греко-католиков, к римскому миру. С этим никто ни на Западе, ни в других частях света из разумных людей не спорит. Напротив, все страны, принадлежащие к западной традиции, считают одним из своих национальных интересов сохранять не только свои национальные обычаи, но и свой цивилизационный код.

 

Однако демографические изменения и миграционные потоки последних лет, при сохранении их динамики, могут действительно привести к перемене цивилизационного кода Западной Европы. При этом не надо забывать, что в Западном мире сильны позиции секуляристов, которые видят выход не в нахождении достойного места для ислама, а в исключении его, а также за одно и христианства, из публичной сферы. Все хорошо помнят, что при разработке проекта конституции Европейского Союза в 2002-03 годах из преамбулы была вычеркнута ссылка на христианское наследие Европы, а в 2009 году Европейский суд по правам человека предписал Италии убрать из школ распятия. А потому среди католических и протестантских консерваторов сплочение Западного мира и усиление его христианской идентичности видится за счет включения в западную орбиту и приобщение к стандартам, выработанным в рамках романо-германской культуры, восточно-европейских православных народов. Западные церкви оказывают самую горячую поддержку европейской интеграции, которая предполагает передачу значительной части суверенитета в наднациональные органы Европейского Союза.

 

Конечно, в благом деле отстаивания христианских ценностей в Европе необходимо солидарное действие всех христиан. Так, не без поддержки православной России в этом году Страсбургский суд отменил свое решение о распятиях в католической Италии. Но важно, чтобы православные были не просто человеческим материалом и послушными орудиями консервативных западных кругов, а их настоящими соработниками. Если Западный мир несмотря на разногласия и споры, которые есть внутри него, стремится спасти свое цивилизационное наследие, при этом сохраняя национальную идентичность и интересы разных народов, то почему тем же путем не могут идти наследники Руси? Не теряя своей независимости и ради своих интересов жители Украины, России, Белоруссии и других стран могут сохранять общее цивилизационное наследие и приумножать его. Только в этом случае наши народы станут настоящими, а не декларируемыми партнерами не только для Запада, но и мусульманского мира, Китая, Индии и других стран.

 

Это необходимо делать не ради каких-то политических амбиций, а ради приумножения наследия Святой Руси и укрепления позиций всего православного мира. Только имея крепкое русское ядро, этот мир может сегодня полноценно свидетельствовать об истинном христианстве в общественной жизни, отстаивая принципы традиционной нравственности и справедливости в праве и политике. Русская Церковь прежде всего добивается того, чтобы эти принципы стали нормой жизни в самих странах Русского мира и одновременно визитной карточкой наших народов во всем мире. В этом нет ни грамма империализма и этнофелитизма, а только исполнение долга проповеди и утверждения христианства среди народов-наследников Руси и свидетельства о нем перед другими народами мира.

Теги:
1680







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
54   Ensiat
4 червня 2011 22:24

"Книжный" - это теоретический значит, измышлизм иными словами. Противоположность - практика, жизнь.
wink это вы скажите "прохожим")))


4 червня 2011 22:20

Т.е РУССКОе - книжное, ВЕЛИКОЕ, высокое, а УКРАИНСКОЕ - нижнее, второй этаж

Ensiat, в Писании уже эти "этажи" сравнивались. Были люди книжные, и были некнижные. Кого сделал Христос Своими учениками, помнят все.
"Книжный" - это теоретический значит, измышлизм иными словами. Противоположность - практика, жизнь.


52   Ensiat
4 червня 2011 21:47

Случайному прохожему:
вот именно, что у вас
Русский мир - с позиции книжности, украинский - с позиции "нижнего этажа" народности.

Т.е РУССКОе - книжное, ВЕЛИКОЕ, высокое, а УКРАИНСКОЕ - нижнее, второй этаж. Если РМ это так, то мы, украинцы, не имеем никакого желания быть в ВАШЕМ ВЫСОКОМ РМ. И оставьте вашу риторику ласковую "равные русские и украинцы"... Скажите прямо - русское высшее, украинское = второй сорт. Что уже звучала в 19 в., когда русские доказывали подобное.
Многие украинцы стали считать своим родным языком русский. многие переходят на русский в процессе миграции в города и адаптации к урбанизированной среде.


некоторым кажется, будто второй этаж для украинцев - западноевропейская культура.


И пускай... хоть это тоже перегиб, но по крайней мере, он ближе к уважению прав украинцев...


4 червня 2011 18:29

«Русский мир» це плавний відхід від «третього Риму».
Історія показала що осталося з першого Риму. З його величі, слави і сили.
Зосталося невеличка земельна ділянка в декілька гектарів (Ватикан) . Але збереглася духовна влада над світом, правда, в наші часи дуже розмита.
«Другий Рим» виник штучно, дикуни замучили своїми нападами. Царі вимушені були тікати, тобто змістити столицю.
В наш час, у «Другого Риму» ні земельної ділянки ні духовної влади. Мусульмани надають житло Вселенському патріарху на правах квартиранта. Забороняють на будівлі патріархату повісити табличку,з назвою «Вселенський». Та й взагалі відкрито вимагають переїхати з Туреччини на нову адресу: куди хочеш.
Але віддамо належне: Коран все таки якось признає ім’я: Ісус.
А духовну владу самозвана доця «МП» ногами топче час від часу, і, не одне століття. Про інших нащадків «Другого Риму» краще мовчати.
«МП» століттями кричить про те що він «Третій Рим». Та вивчивши постанови Вселенських Соборів, не знайшов там такої назви, став шукати вихід з положення. Тут і появилося самопальне: «Русский мир».
Бо «Третій Рим» умирає на очах. Китайці не дадуть в оренду навіть якогось гаражу, вже не кажучи про щось пристойніше. Це про матеріальне, а про духовне нема чого і заїкатися. Там в наші часи, за перевезення Біблії через кордон, до Китаю, можуть вкинути на нари. А що вони будуть робити коли візьмуть мирно владу в Білокамінній. А вже не довго очікувати. Святий Серафім Вирицький все передвістив.
Кирило розуміє, що «Третій Рим» відповідно до подій, останеться тільки голою назвою. А в Україну просто так не в’їдеш, якщо на славні Советскі танки, в Росії, пересядуть китайці. Не дадуть.
От він і крутить по звичці – лукаво.
Русь буде, це без сумніву. Народи і без підігрівання поважають один одного. Та лукавство не пройде.


1 червня 2011 00:26

Без Украины Русский мир превращается в РПЦ

Вопрос: РПЦ является частью русского мира; или наоборот, Русский мир - это неотъемлемая составляющая РПЦ? Или может эти понятия тождественны?


49   HAS
31 травня 2011 22:49

Без Украины Русский мир превращается в РПЦ, "Зри в корень"(Козьма Прутков).
Лучше построить "Второй Ерусалим" в Киеве, чем "Третий Рим" с центром в Москве. Империи долго не живут...


31 травня 2011 17:18

Судя по количеству прихожан, посетивших последние богослужения, возглавляемые патриархом Кириллом в Киеве и Харькове, "русский мір" в Украине закончился, так по-настоящему и не начавшись. И даже такой театральный реквизит, как дороги, устланные лепестками роз, не смог прикрыть "платья короля". И слава Богу!

Некоторые упоминали многотысячные богослужения в Святогорске и Почаеве. А они то как раз и служат подтверждением тому, что даже целевая аудитория, для которой в основном разрабатывался этот лжедуховный проект, изначально рассчитывала услышать от первоиерарха РПЦ иные, нежели руссміровские, посылы. По-видимому, люди хотели Хлеба и Рыбы, а получили камень и змею.


30 травня 2011 22:15

Мытарь +1! Благодарю за науку.


46   kistka
30 травня 2011 10:20

совершенно верно.
пустая трата времени.


Ні, це не так. Ви формуєте бачення проблем. Ваші коментарі читають і вивчають.


30 травня 2011 09:03

Русские (а украинцы и есть русские), пытающиеся убить в себе свою русскость, вызывают только жалость и сострадание…

Православный, вот представьте, что у человека есть некая данность от рождения. Например, у женщины - красота. Она живет с ней, ухаживает за собой, но без фанатизма. В умеренности она не вульгарна, не навязчива. Но тут появляется подружка, которая начинает ее накручивать: слушай, ты такая сногсшибательная, у тебя такие модельные данные, тебе надо почаще бывать на вечеринках и общаться с моделями, дизайнерами, визажистами, спонсорами - будешь в клипах сниматься, может, режиссеры заметят, в кино возьмут...
Скажите, как Вы как духовник назовете такие уговоры? Прально, соблазн.
Поэтому у меня нет никакого раздвоения личности. Я прекрасно знаю, кто я, мои взгляды формировались на Лескове тогда, когда иные еще и "Колобок" едва освоили (был момент, даже пыталась бытовую речь стилизовать под лесковское "Некуда" и "На ножах" wink ), лет в 12 начиталась речей Плевако и Карабчевского, что в какой-то мере предопределило мое увлечение законодательством... Влияние, несомненно, огромно. Но делать из этого влияния идола, культ? И я протестую не против чего-то естественного, потому что глубоко больна расщеплением личности. Пока меня не начинают накручивать от естественных вещей в сторону страстей - никакого отторжения не происходит. А так, - Русский мир как прилог. Что остается сказать? "Отойди от меня, сатана!"
Но, видимо, Вы с "теорией страсти" незнакомы. Все пути кажутся человеку прямыми...


44   Mytar
30 травня 2011 07:59

О какой ассимиляции и "второразрядности" вы, извините, плетете? Это данность, что многие украинцы считают своим родным языком русский язык. Это также касается и веры и культуры. А сверхобщность у нас русичей (и не только русичей, но и всех людей без исключения) токмо одна - это Православная Церковь.

Плетут корзины. А я Вам рассказываю. Многие украинцы стали считать своим родным языком русский. многие переходят на русский в процессе миграции в города и адаптации к урбанизированной среде. Почитайте статистику. Особенно ту, которая касается восточных и южных областей. И тут речь не об использовании русского в качестве одного из языков культуры. Речь именно в вытеснении украинского языка в галицко-волынское гетто. Да Церковь это "сверхобщность". Но для чего тогда в "церковной ограде" заниматься пропагандой укрепления еще одной сверхобщности - "Русского Мира"? Церкви мало?
П.С.
Это также касается и веры и культуры.
Вы хотите сказать, что есть какая то особая "русская вера"? Подобно тому как один известный журналист писал о каком то "русском боге" (а не менее известный украинский националист об "украинском боге")?

Свт. Иоанн Шаховской - для Англуса не "святооческое наследие". Очень жаль.

Вспомнилась одна цитата Свт. Иоанна Шаховского:
Кровь, начавшая проливаться на русских полях 22 июня 1941 г., есть кровь, льющаяся вместо крови многих тысяч русских людей, которые будут скоро выпущены из всех тюрем, застенков и концлагерей Советской России. Невозможно себе представить, сколько будет радости людям...
Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить своё предначертание. Кровавая операция свержения Третьего Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под этот хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. У каждого народа есть свои качества и дары...Новая страница русской истории открылась 22 июня, в день празднования Русской Церковью памяти "Всех святых, в земле русской просиявших". Не ясное ли это даже для самых слепых знамение того, что событиями руководит Высшая Воля. В этот чисто русский (и только русский!) праздник, соединённый с днём воскресения, началось исчезновение демонских криков "Интернационала" с земли русской...
далее тут:
http://nationalism.org/bratstvo/oprichnik/10/shakhovskoy.htm
За сим прощаюсь...


30 травня 2011 06:30

Энсиат:
Вот все помирились и сказали "Аминь"

Да ведь н икто и не ругался! Насчет того, что Отечество - не "горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше", а "дольние отечества и народы суть только забава нашей временной жизни и лицедейства" (свт. Григорий Богослов) никто и не заикался. Спор начался с того, что без "забав" жить скучно, как в погребе. Можно, живя в погребе, веровать? Конечно, можно. Но зачем себя туда заточать?
Есть один народ рассеянный, у него долго не было Отечества, они и придумали космополитизм - "национализм рассеянной диаспоры". Некоторые им соблазнились и теперь мнят себя всечеловеками. Когда это люди, к примеру, говорящие и в остальном думающие и чувствующие по-русски, это довольно противоестественно. Ссылки на "святоотеческое наследие" просто нелепы.
"Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо СИЕ УГОДНО БОГУ. Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим).
Если я украинец, то если я не полюблю другого украинца, как я могу полюбить китайца? Разве не этот смысл имел в виду апостол Павел?
Да, "Родиной для всякого православного человека является то Царство, где Царь - Христос", но "возможно большего уподобления земной родины Родине Небесной желает христианин. Земная родина для него - прообраз, икона Небесной Родины". Свт. Иоанн Шаховской - для Англуса не "святооческое наследие". Очень жаль. Но наверное Богу угодно и такое "бухгалтерское богословие".
И еще. Прав Православный: Русский мир - отнюдь не антагонист украинской культуре. Это разные взгляды на одно и то же: Русский мир - с позиции книжности, украинский - с позиции "нижнего этажа" народности. Оба этажа одинаково важны и друг друга не отрицают. Другое дело, что некоторым кажется, будто второй этаж для украинцев - западноевропейская культура. Что ж, будем учитывать и это мнение.


42   Ensiat
30 травня 2011 01:54

Вот все помирились и сказали "Аминь", а ему свои 5 копеек вставить... no
Если православие - это неотъемлемая и главнейшая составляющая русского мира, тогда русский мир - это РПЦ!

Отвечу по-спартански: ЕСЛИ.


30 травня 2011 01:14

to Anglus
Аминь, аминь, аминь - сверхобщность у нас токмо одна - это Православная Церковь
и сверхобщность эта - и с румынами, и с греками, и с грузинами.
и с Василием Великим, и с Иоанном Дамаскиным, и с Бенедиктом Нурсийским, и с апостолом Иоанном.
конец, и Богу нашему слава! или кто-то не согласен?
Сверхобщность то у православных одна, а вот общностей побольше будет. Проблемы начинаются тогда, когда какая-либо общность из себя начинает сверхобщность изображать. Но и об общностях поговорить не грех, если памятовать, что должно быть главенствующим.
Если православие - это неотъемлемая и главнейшая составляющая русского мира, тогда русский мир - это РПЦ!


40   Anglus
30 травня 2011 00:59

Аминь, аминь, аминь - сверхобщность у нас токмо одна - это Православная Церковь

и сверхобщность эта - и с румынами, и с греками, и с грузинами.
и с Василием Великим, и с Иоанном Дамаскиным, и с Бенедиктом Нурсийским, и с апостолом Иоанном.

конец, и Богу нашему слава! или кто-то не согласен?






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант