В 2007 году Собор епископов Украинской Православной Церкви осудил течение в Церкви, называемое «политическим православием». Собор определил его как «внесение в церковную ограду политических лозунгов», которые по своей природе «не отвечают духу Христовой проповеди».

Митрополит Одесский Агафангел с Валерием Кауровым,

впоследствии осужденным за «политическое православие»

Вот как охарактеризовал это решение Блаженнейший Митрополит Владимир на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 25 июня 2008 г.:

«Украинская Православная Церковь стремится максимально дистанцироваться от любых политических и идеологических платформ, ибо в украинском контексте они не объединяют, но разделяют людей. Именно в силу этого мы также не берем на себя ответственности предопределять цивилизационный выбор Украины. В декабре прошлого года Украинская Православная Церковь провела Собор епископов, на котором был поднят вопрос о политизации церковной жизни и связанных с этим негативных последствиях. Руководствуясь пастырскими мотивами, Собор осудил так называемое "политическое православие", указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола. Теперь мы ожидаем, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит "политическое православие"».

Обратим внимание на последнюю фразу. Действительно, родоначальником политического православия в Украине можно считать бывшего митрополита Киевского и Всея Украины Филарета, под политико-идеологическими лозунгами которого произошло разделение украинской Церкви, а затем долгие годы эти же лозунги использовались для нападок на каноническую Церковь.

Но тенденции к привнесению их в церковную жизнь, а то и к вынесению на первый план были и остаются и в самой канонической Церкви, и особенно – в её окружении. Достаточно вспомнить о деятельности таких организаций как Комитет по поддержке канонического Православия Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников (ВКСОРС), Православное братство Александра Невского, общественная организация «Православный выбор», известных не только крестными ходами против Евросоюза и НАТО, но и запоздалой поддержкой обвинения в «деле Бейлиса», связью с черносотенными организациями и т. п.

Однако осуждение политического православия Предстоятелем и Священным Синодом поддерживается далеко не всеми служителями Церкви, и время от время раздаются голоса, осуждающие это решение. Так накануне заседания Собора УПЦ в июле прошлого года секретарь Одесской епархии УПЦ протоиерей Андрей Новиков заявил о намерении возвратиться на Соборе к вопросу о «политическом православии», позиции по которому руководства УПЦ он назвал неясными. Учитывая поддержку, традиционно оказываемую Одесской епархией политправославным, понятно, что под «возвращением к вопросу» отец Андрей имел в виду отказ от осуждения их деятельности.

Общеизвестно негативное отношение к политическому православию Предстоятеля Церкви. Потому с ухудшением состояния его здоровья и с усилением позиций его оппонентов активизация политправославных была вполне ожидаемой.

Тем не менее, действительность превзошла ожидания. С громкими заявлениями политического характера выступил не кто иной, как старейший по хиротонии член Священного Синода и, как ожидается, в будущем один из главных претендентов на пост Предстоятеля УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Интервью, которое он дал российскому проправительственному сайту REGNUM, доступно в Интернете, тем не менее некоторые его моменты стоит прокомментировать.

В интервью затронуты две темы.

Первая – нынешние протестные акции в Москве. Одесский митрополит «от глубины сердца, любящего нашу единую Русь», воззвал: «Одумайся, русский народ, возведи очи твои горе, не дай вновь обмануть себя митинговым крикунам, ведущим тебя к катастрофе!» Заодно он возмутился призывом освободить «политзаключенных» (кавычки – в тексте – М. Б.), которых он охарактеризовал как «пресловутых ставленников антироссийских сил на Западе», осудил «сдачу вековых интересов России» и «невиданное расчленение и разграбление», поставившее «Отечество наше … на грань полного уничтожения» «в скорбные для России 90-е годы» (очевидно, имеется в виду распад СССР – М. Б.) и сравнил московские демонстрации с «тёмными днями украинского Майдана».

Вторая тема интервью – рекомендации россиянам в связи с приближающимися выборами президента. Ответ митрополита на вопрос интервьюера представляет собой три больших абзаца (почти 50 строк) восхвалений в адрес В. В. Путина. Это «лидер, проявивший себя решительным защитником Отечества от внешних и внутренних угроз, … самоотверженно посвятивший служению Родине всю жизнь без остатка, … готовый достойно и уверенно пронести Крест, возложенный на него Спасителем мира» и т. д., и т. п. (Кстати, упомянутая цитата – единственное место в интервью, где упомянут Христос; для упоминания каких-либо христианских ценностей в нём вообще не нашлось места.)

Заметим, что столь резких нападок в адрес российских «несогласных» и столь громких восхвалений российского премьера до сих пор, кажется, не допускал ни один из авторитетных представителей Русской Православной Церкви в самой России.

Трудно сказать, отдавал ли себе отчёт владыка Агафангел в ответственности православного пастыря за публично произносимые оценки. Тем более – пастыря такого ранга, одного из высших иерархов. Ведь в силу его положения верующие воспримут его слова не как выражение личного мнения, а как позицию Церкви.

Не новость, что высказанные им политические идеи в Украине, мягко говоря, не слишком популярны. А будучи высказанными в столь категорической форме, будут разделены, надо думать, совсем незначительным меньшинством. Как же реагировать на них остальным? Пытаться перестроить свою идеологическую и политическую ориентацию? Или выразить недоверие – хорошо бы только самому иерарху, но, может быть, и самой Церкви, предоставившей ему столь высокое положение? Тем более, когда появляются признаки того, что его команда и сама стремится избавить Церковь от тех, кто не разделяет их политических предпочтений. Так в декабре упомянутый протоиерей Новиков, один из ближайших сотрудников Агафангела, заявил: «Каким образом могут считать себя православными (! – М. Б.) те, кто … восхищается митингом на Болотной и призывает стать в одни ряды с подобными “лидерами”?» Осуждение московских митингов становится одним из символов веры?

Интервью митрополита Агафангела непосредственно не касается вопросов роли и места Церкви в жизни общества. Тем не менее, на основании сказанного в интервью, а также предыдущих заявлений митрополита и его окружения, принимаемых им или под его давлением решений (в частности, последних решений Священного Синода), можно легко представить, какими он видит эти роль и место. По крайней мере, ясно, что его видение полностью противоположно видению Блаженнейшего Митрополита Владимира. (Можно ли представить себе Блаженнейшего, произносящего что-либо, подобное рассмотренному интервью?)

Владыка Владимир – за максимальное дистанцирование Церкви от любых политических и идеологических платформ. Владыка Агафангел – весь в плену идеологических и политических страстей.

Владыка Владимир строит Церковь, объединяющую всех граждан Украины. Его установка: «Украинская Православная Церковь – это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В силу этого именно она может и должна стать тем центром, вокруг которого объединятся “восточная” и “западная” социокультурные общности. Запад и восток, приверженцы европейского выбора и славянской интеграции, все граждане Украины, независимо от политических убеждений и цивилизационных предпочтений, являются для нашей Церкви одинаково дорогими чадами, требующими в равной степени любви, понимания и духовного окормления». Судя по всему, что до сих можно было услышать от владыки Агафангела, он в упор не видит «другую» половину Украины и готов строить Церковь, обращённую лицом к малой группе ностальгирующих по Союзу и поклонников Путина.

Сегодня Украинская Православная Церковь переживает трудные времена, напоминающие пережитое в 1992 году. Как и тогда, её единству угрожает «политическое православие», на этот раз с другими лозунгами, но родственное по своему характеру: это ориентация на один из политически-идеологических лагерей и провозглашение его лозунгов при игнорировании, а то и отторжении другой части народа Украины. Такой подход несёт угрозу не только для Церкви, но и для самой Украины.

Всё большую актуальность приобретает предостережение, высказанное ещё в 2008 году Предстоятелем нашей Церкви: «Сейчас мы сталкиваемся с новой угрозой фрагментации Православия в Украине по тем линиям, которые разделяют цивилизационно-культурные общности внутри нашей страны… В результате Церковь в Украине может быть разделена на несколько православных юрисдикций. Церковного мира это Украине не принесет, и от расколов её не спасет».

Об авторе

Михаил Иванович Белецкий - мирянин Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат), член Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины. Кандидат физ-мат. наук (1968).

Теги: