Заканчивается 2012 год. Возникает естественное желание подвести его итоги. Если говорить о религиозной жизни в Украине, то, пожалуй, наиболее резонансные события в 2012 году происходили в Украинской Православной Церкви. Постараемся посмотреть на них более внимательно.

2012 год в жизни УПЦ, или Как предотвратить появление новых «ГКЧП»?

УПЦ (МП) вступила в 2012 год в состоянии тягостной неопределенности. Осенью 2011 года ее Предстоятель митрополит Владимир (Сабодан) перенес две сложные операции и к началу 2012 года состояние его здоровья оставалось крайне тяжелым. В этой ситуации группа постоянных членов Синода во главе с Одесским митрополитом Агафангелом предприняла попытку взять руководство Церковью полностью в свои руки. 23 декабря 2011 года было проведено заседание Синода без участия митрополита Владимира, на котором председательствовал митрополит Агафангел. Уже тогда была выработана схема церковного управления, которая, хотя прямо и не отрешала от власти митрополита Владимира, все же предполагала передачу всех рычагов управления в руки постоянных членов Синода. Как сообщали тогда источники, близкие к Киевской митрополии, такая схема управления получила негласную поддержку Патриарха Кирилла.

Центральную роль в этой схеме должны были играть митрополиты Одесский Агафангел и Донецкий Иларион. В январе-феврале 2012 года было проведено еще два заседания Синода без участия митрополита Владимира, на которых был принят ряд решений, направленных против его личного секретаря архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра. Архиепископ Александр был смещен с должности председателя Отдела внешних церковных связей и выведен из состава постоянных членов Синода. Ему был инкриминирован целый ряд канонических преступлений, включая даже «хулу на Святого Духа». Ситуация выглядела так, что внутри УПЦ произошел переворот. Некоторые аналитики даже заговорили о «церковном ГКЧП». Но тут произошло то, что нельзя расценить иначе как чудо. Здоровье митрополита Владимира стало постепенно улучшаться. И к маю 2012 года он вернулся к церковному управлению.

В результате схема «синодального правления» во главе с митрополитом Агафангелом разрушилась сама собой. Ключевые фигуры в Синоде, запятнавшие себя участием в «церковном ГКЧП», утратили доверие митрополита Владимира. И теперь для нормализации ситуации необходимо было принимать важные кадровые решения. Стало ясно, что главной проблемой УПЦ является отсутствие стабильно работающего центрального управленческого аппарата. Ведь главным гарантом стабильности УПЦ многие годы выступал лично митрополит Владимир. Но как только его здоровье пошатнулось, в УПЦ сразу же случился масштабный кризис.

В этой ситуации митрополит Владимир, который имеет колоссальный опыт административной работы, сделал ставку на усиление должности управляющего делами УПЦ. Эта должность появилась в УПЦ с момента дарования ей широкой автономии в 1990 году. По своему статусу управляющий делами, наверное, сопоставим с главой правительства. Однако, как это ни парадоксально, в течение более чем 20 лет автономной жизни УПЦ это была, скорее, почетная должность, не предполагавшая особых властных полномочий. Лишь в 2012 году проявился тот потенциал, которым эта должность обладает на самом деле.

8 мая 2012 года митрополит Владимир впервые после долгой болезни возглавил очередное заседание Синода. Уже тогда были отменены решения, касавшиеся временного руководства Украинской Церковью, принятые во время болезни митрополита Владимира. Синод сместил с должности управляющего делами УПЦ архиепископа Митрофана (Юрчука), который во время «путча» фактически "играл" на стороне митрополита Агафангела. Новым управляющим делами стал архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич), за которым была также сохранена должность ректора Киевской духовной академии. Это назначение, как видится, не было случайным. Архиепископ Антоний не принимал участия в «путче» синодалов и во время болезни митрополита Владимира полностью сохранил ему верность. И теперь он стал одним из главных союзников митрополита.

Тогда же, 8 мая, в состав Синода был введен митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь – давний оппонент митрополита Агафангела. А архиепископу Тульчинскому Иоанафану (Елецких), который печатал на своем персональном сайте статьи в поддержку «церковного ГКЧП», было поставлено на вид нарушение им церковной дисциплины. Характерно, что решения о снятии с высоких церковных постов архиепископа Александра были оставлены в силе. Похоже, что деятельность архиепископа Александра вызывала настолько сильное недовольство среди епископата и духовенства УПЦ, что ему уже не мог помочь даже авторитет митрополита Владимира.

Весьма символичным стало и празднование 20-летнего юбилея служения митрополита Владимира на Киевской кафедре. 28 мая в Киеве была проведена юбилейная международная конференция, подготовкой которой занималась Киевская духовная академия (а значит, фактически архиепископ Антоний и его команда). Конференция стала первым большим публичным мероприятием 2012 года, на котором присутствовал митрополит Владимир. Все церковное сообщество убедилось в том, что хотя здоровье митрополита и оставляет желать лучшего, он вполне может осуществлять руководство Церковью.

Таким образом, к лету 2012 года в УПЦ сложилась совершенно новая конфигурация. Митрополит Владимир полностью возвратился к делам церковного управления. При этом одной из центральных фигур в его окружении стал архиепископ Антоний, которого Синод наделил широкими полномочиями.

С назначением на должность управляющего делами УПЦ архиепископа Антония в Киевской митрополии сразу же начались реформы. Уже в июне стало известно о том, что митрополит Владимир подписал указ о реорганизации митрополии. В ее структуре появился ряд новых служб и отделов. Из интервью архиепископа Антония, данного порталу «Православие в Украине» (оно было перепечатано и на сайте «Религия в Украине»), стало очевидно, что в митрополии намерены активно осваивать новые сферы деятельности и стремятся привлекать для этого профессионалов. Управление делами УПЦ стало постепенно превращаться в центр принятия важных общецерковных решений.

Вслед за реформой Киевской митрополии последовала и реорганизация благочиний Киевской епархии. Были изменены границы благочиннических округов, так что теперь в состав одного благочиния входит не более 10-12 приходов. В течение последних недель официальный сайт УПЦ постоянно сообщает о том, что в митрополии проводятся совещания с духовенством каждого благочиния по отдельности. Надо полагать, что на этих совещаниях обсуждается новый формат работы благочиний.

Еще об одном новшестве последних месяцев рассказал в своем недавнем интервью епископ Броварской Феодосий. Оказывается, теперь по инициативе архиепископа Антония в Киевской митрополии викарные епископы ведут ежедневный прием граждан. Существует график приема, и каждый рядовой прихожанин может прийти со своими вопросами на прием к епископу. Ранее ничего подобного в митрополии не было.

Таким образом, за последние полгода в Киевской митрополии произошли заметные перемены. Похоже, что мы наблюдаем формирование нового подхода к организации высшего церковного управления. Должность управляющего делами УПЦ стала приобретать реальное наполнение.

Итоги уходящего года УПЦ подвела на заседании Синода 20 декабря. Как уже отмечал сайт «Религия в Украине», Синод принял ряд решений, явно направленных на ограничение влияния в УПЦ митрополита Агафангела. Из состава Одесской епархии была выделена Балтская епархия, а один из протеже митрополита Агафангела – епископ Антоний (Боровик) – был отправлен за штат.

Также был отправлен на покой Северодонецкий архиепископ Агапит (Бевцик). Это решение вызвало недовольство в Северодонецкой епархии. Клирики и миряне обратились с открытым письмом к митрополиту Владимиру и членам Синода с просьбой отменить это решение. Пока непонятно, как на это отреагируют в митрополии.

Еще одним решением, вызвавшим противоречивые комментарии, стало создание в Крыму Феодосиевской епархии и назначение на нее митрополита Платона (Удовенко). Он недавно прибыл в УПЦ из Аргентины, где более десяти лет был представителем Московского Патриарха. Комментаторы пытались придать этому решению особую значимость. Высказывалось предположение, что митрополит Платон в ближайшее время будет введен в состав Синода и, таким образом, станет старшим после митрополита Владимира постоянным членом Синода и даже превратится в одного из наиболее вероятных претендентов на пост следующего предстоятеля УПЦ. Действительно, если митрополит Платон будет включен в состав Синода, то это станет еще одним шагом по ограничению влияния митрополита Агафангела. Однако прогнозы, что митрополит Платон может стать главным претендентом на Киевский митрополичий престол, скорее всего, безосновательны. Как удалось выяснить, митрополит Платон является давним знакомым митрополита Владимира, а его возвращение на Родину и назначение в епархию на территории Крыма – это, скорее, жест уважения к почтенному иерарху, нежели стремление вовлечь его в сложный расклад в высшем руководстве УПЦ.

В течение 2012 года, как мы видим, УПЦ сумела вернуться от тягостной неопределенности к более или менее стабильному состоянию. И если тенденции, наметившиеся во второй половине уходящего года, получат продолжение, это может означать начало нового этапа в жизни УПЦ. Если митрополиту Владимиру удастся сформировать в Киеве стабильно работающий управленческий аппарат, то в будущем это сможет застраховать УПЦ от появления новых «церковных ГКЧП».

Примечание. ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) — самопровозглашённый орган в СССР, существовавший с 18 по 22 августа 1991 года. Был образован из первых государственных и должностных лиц Советского правительства, которые выступили против проводимых Президентом СССР М. Горбачёвым реформ.

Теги: