Виступ керуючого справами УПЦ, ректора Київської духовної академії і семінарії митрополита Бориспільського і Броварського Антонія (Паканича) 22 жовтня в Києві на V Міжнародній науково-практичній конференції «Духовна і світська освіта: історія взаємовідносин – сучасність – перспективи».

Нынешний год богат на юбилеи. В течение 2013 г. мы отмечали 1700-летие Миланского эдикта, 1150-летие начала Моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, 1025-летие Крещения Руси. Все эти памятные даты являются для нас хорошим поводом, чтобы задуматься не только над историческим путем Церкви Христовой, но и над перспективами миссии Церкви в современном мире.

Юбилей Крещения Руси имеет и еще одну важную смысловую составляющую. Четверть века назад, когда еще в Советском Союзе широко отмечалось 1000-летие Крещения Руси, произошло фактически второе рождение нашей Церкви. После семидесяти лет гонений и притеснений Православная Церковь вновь получила возможность свободно нести свое служение. Так что сегодня мы отмечаем еще и 25-летие начала духовного возрождения после тяжелого периода государственного атеизма. Потому будет уместным задуматься и над тем, что было сделано нами за прошедшие четверть века? Чего удалось достичь, а какие планы так и остались лишь планами? Какие вызовы сегодня стоят перед нами?

Пожалуй, для углубленного размышления над этими немаловажными вопросами можно было бы собрать целую серию научных форумов. Сегодня же, когда мы проводим в Киевской духовной академии ставшую уже традиционной Международную конференцию «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», у нас есть хорошая возможность задуматься над перспективами развития духовного образования в Украинской Православной Церкви.

Возрождение духовного образования (1988-2013)

1988 год, год 1000-летия Крещения Руси, стал отправной точкой в процессе возрождения духовного образования в Русской Православной Церкви. Когда в 1988 г. в Москве собрался Юбилейный Поместный Собор, во всем Советском Союзе действовало лишь две духовные академии (Московская и Ленинградская) и три духовные семинарии (Московская, Ленинградская и Одесская). Но уже в 1991 г. число духовных семинарий достигло 7, кроме того было открыто 12 духовных училищ[1]. К 1994 г. число семинарий выросло до 14, а училищ — до 28[2]. Через десять лет (в 2004 г.) в Русской Православной Церкви действовало уже 5 духовных академий, 3 богословских института, 31 духовная семинария и 39 духовных училищ[3] (более полные сведения представлены в Таблице 1).

Таблица 1. Динамика роста количества духовных учебных заведений в Русской Православной Церкви (1988-2008)[4]

1988

1991

1994

1998

2000

2001

2002

2004

2008

Духовные академии

2

2

3

5

5

5

5

5

5

Духовные семинарии

3

7

14

26

26

30

32

31

38

Духовные училища

-

12

28

29

31

45

43

39

39

Процесс возрождения системы духовного образования активно шел и в пределах Украины. В 1988 г. на территории Украины действовала лишь одна духовная школа — Одесская семинария. В 1989 г. была возрождена духовная семинария в Киеве, а в 1992 г., после ее первого выпуска, был осуществлен и первый набор в Киевскую духовную академию. К настоящему времени в структуре Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви действуют: 1 духовная академия, 1 богословская академия, 1 богословский университет, 1 богословский институт, 1 кафедра православного богословия, 7 духовных семинарий, 8 училищ. В них трудятся около 650 преподавателей и обучается более полутора тысяч студентов на дневной форме обучения и около 1800 человек на заочных отделениях (более полные сведения см. в Таблице 2).

Таблица 2. Основные сведения об учебных заведениях Украинской Православной Церкви[5]

Название

Срок обучения (годы)

Количество студентов на стационаре

Количество студентов на заочной форме обучения

Общее количество студентов

Киевская духовная академия

4

121

292

413

Ужгородская украинская богословская академия им. свв. Кирилла и Мефодия

6 — магістр

4 — бакалавр

86

249

335

Луганский богословский университет

4

110

110

Черновицкий православный богословский институт

5

30

30

60

Киевская духовная семинария

4

208

413

621

Волынская духовная семинария

4

99

70

169

Почаевская духовная семинария

4

182

115

297

Одесская

духовная семинария

4

224

207

431

Полтавская миссионерская духовная семинария

4

123

298

421

Таврическая духовная семинария

4

48

48

Харьковская духовная семинария

4

71

 

91

162

Николаевское духовное училище

2

6

6

Мукачевское духовное училище

3

16

16

Свердловское духовное училище

3

29

29

Сумское пастырско-богословское училище

3

38

38

Владимир-Волынское регентское духовное училище

3

35

35

Городокское духовное училище регентов-псаломщиков

2

40

-

40

Регентско-катехизаторское духовное училище при Корецком ставропигиальном женском монастыре

3

46

46

Черниговское духовное училище регентов-псаломщиков

3

72

14

86

Всего

1584

1779

3363

Так что, когда сегодня мы окидываем взглядом прошедшую четверть столетия, то, прежде всего, видим, что это было время бурного количественного роста Церкви. Этот рост отразился и на процессе открытия духовных школ. Как высшая церковная власть, так и епархиальные архиереи стремились при первой же возможности открывать духовные учебные заведения. При этом далеко не всегда удавалось собрать в школе высококвалифицированный преподавательский состав. Этим была обусловлена и заметная вариативность в учебных программах, их смысловом наполнении и методическом обеспечении. Не всегда удавалось оснастить новооткрытые училища и семинарии хорошими библиотеками. Да и бытовые условия жизни воспитанников могли быть далекими от идеальных. Но при этом Церковь стремилась максимально использовать появившуюся возможность воссоздать систематическую подготовку будущих пастырей.

На пути к новому качеству

К настоящему времени этот первоначальный период возрождения духовных учебных заведений можно считать завершенным. Теперь на первый план для нас выходит повышение качества духовного образования, совершенствование содержания преподаваемых дисциплин, выстраивание продуманных межпредметных связей, освоение новейших педагогических методик. Потому и в Русской Православной Церкви в целом, и в пределах Украины в частности, в сфере духовного образования был инициирован ряд реформ.

13 ноября 2009 г. на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил перед системой духовного образования новые задачи. Было решено провести согласование церковной системы образования с нормами, выработанными в рамках Болонского процесса. Поскольку большинство государств, в которых существуют сегодня канонические структуры Русской Православной Церкви, уже присоединились к Болонскому процессу, перспектива государственного признания духовных семинарий и академий неизбежно ставит вопрос об имплементации норм Болонского процесса и в нашей системе образования[6].

За последние годы было сделано немало для того, чтобы найти наиболее приемлемую для Церкви форму согласования нашей системы образования с новыми тенденциями в европейской высшей школе. 22 марта 2011 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования. Она предполагает переход на трехуровневое обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Бакалавриат предполагает получение базового высшего образования, магистратура — полного высшего образования, а аспирантура — специальную научную работу[7].

Украинская Православная Церковь приняла активное участие в дискуссиях по вопросу дальнейшего реформирования системы духовного образования. Вместе с тем, учитывая особенности украинского законодательства, мы должны найти оптимальную форму реализации нового подхода к духовному образованию в рамках Украинской Православной Церкви.

По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в последние годы велся интенсивный диалог с Министерском образования и науки Украины, с представителями государственных высших учебных заведений, регулярно проводились совещания ректоров и представителей духовных школ Украины. Результатом этих дискуссий стала подготовка Концепции высшего духовного образования Украинской Православной Церкви. Глубоко символично, что этот важный документ был принят Священным Синодом именно в 2013 г., когда наша Церковь торжественно отмечает 1025-летие Крещения Руси[8]. Концепция высшего духовного образования стала определенным итогом развития учебных заведений нашей Церкви за минувшие четверть века.

Современная система высшего духовного образования Украинской Православной Церкви

Сегодня в систему высшего духовного образования Украинской Православной Церкви входят, прежде всего, духовные училища, духовные семинарии и духовные академии. Духовное училище дает своим воспитанникам неполное высшее духовное образование и имеет своей целью подготовку церковных работников. Нормативный срок освоения учебной программы в училище составляет два года. Однако для принятия священного сана обучения в духовном училище недостаточно. Подготовкой кандидатов для пастырского служения занимаются духовные семинарии. Семинария дает своим воспитанникам базовое высшее образование. Нормативный срок обучения в семинарии составляет четыре года.

Следует отметить, что еще в 2012 г. Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви принял решение о введении для выпускников семинарий дипломов единого образца. Тогда же были изготовлены дипломы бакалавров православного богословия, которые были выданы всем выпускниками духовных семинарий в 2012 и 2013 гг. Новый диплом содержит всю информацию, которая имеется и в дипломах государственного образца. Диплом также защищен от возможных фальсификаций.

Таким образом, уже в 2012 г. духовные семинарии были квалифицированы как учебные заведения, реализующие образовательный стандарт бакалавра. Обозначение семинарии как базового высшего образования с выдачей диплома бакалавра делает систему духовного образования понятной и для государства. Освоение бакалаврской программы предполагает также написание и защиту письменной бакалаврской работы. В Киевской духовной семинарии первые защиты бакалаврских работ прошли в минувшем 2012 г.

Следующей ступенью в системе высшего духовного образования является духовная академия. Напомню, что после возрождения духовных учебных заведений в Советском Союзе в 1940-е гг. срок обучения в духовных академиях составлял четыре года. По окончании академии студент мог сразу же защитить кандидатскую диссертацию и выйти из стен академии уже с научной степенью. Таким образом, академия совмещала в себе черты высшего учебного заведения и аспирантуры. На студентов возлагалась двойная нагрузка: освоение насыщенной учебной программы и проведение полноценного самостоятельного научного исследования. В светской системе образования эти два вида деятельности уже давно разделены. Высшее образование получают в университетах, а написанием кандидатской диссертации занимаются в аспирантуре.

Еще одной очевидной проблемой прежней (четырехлетней) академии было дублирование учебных дисциплин семинарского цикла. Пожалуй, большая часть предметов в академии повторяла (хоть и на более углубленном уровне) семинарскую программу. Это также архаизм, который существенно снижает эффективность обучения в академии.

В соответствие с новой Концепцией духовного образования Украинской Православной Церкви лучшие выпускники семинарий, получившие дипломы бакалавров, могут поступить на вторую ступень обучения, которая теперь будет длиться не четыре, а два года и соответствовать образовательно-квалификационному уровню магистра. На этой ступени обучения студент получает полное высшее духовное образование.

В августе 2013 г. по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Киевской духовной академии был проведен первый набор в магистратуру, а 25 сентября 2013 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил открытие магистратуры при КДА (журнал № 64). После этого в КДА были подготовлены Положение о магистратуре и Положение о магистерской работе. Они были предварительно рассмотрены на кафедрах и 16 октября были приняты Ученым советом КДА. При составлении этих документов учитывались нормы, заложенные в Концепции высшего духовного образования, а также магистерская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, принятая 22 марта 2011 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Магистратура в рамках системы духовного образования «является академическим циклом обучения, на котором студенты приобретают специальные знания, умения и компетенции, необходимые для выполнения задач, связанных с научно-исследовательской деятельностью, преподаванием богословских дисциплин в церковных и светских учебных заведениях, пастырским, социальным и миссионерским служением в условиях, требующих специальной подготовки, а также церковно-управленческой и церковно-дипломатической деятельностью» [9].

Срок обучения в магистратуре КДА составляет, как сказано, два года. Все предметы, изучаемые в магистратуре, делятся на две группы: общеобязательные и специальные. В первом семестре изучаются только общеобязательные дисциплины. Со второго семестра вводится специализация по трем направлениям: библейско-богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому. Каждый студент магистратуры к концу первого семестра обучения должен выбрать одну из этих трех специализаций. Во втором, третьем и четвертом семестре кроме общеобязательных дисциплин студенты будут изучать и специальные предметы в рамках избранного направления.

Итогом обучения в магистратуре является написание и защита магистерской работы. Тему работы студенты должны избрать уже к концу первого семестра обучения. Тема избирается в рамках одного из трех направлений специализации.

В прежней (четырехлетней) академии преобладала лекционная система преподавания. Практически все аудиторные занятия использовались для чтения лекций. Теперь в магистратуре произведено существенное перераспределение учебной нагрузки. Введены регулярные семинарские занятия по всем предметам. Также особое внимание уделено самостоятельной работе студентов.

В магистратуре введена новая шкала оценивания. За освоение каждой учебной дисциплины за один семестр студент может набрать максимум 100 балов, которые учитывают посещаемость занятий, участие в семинарах, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельное чтение и освоение литературы, написание модульной контрольной работы. Таким образом, оценка по 100-бальной шкале должна в идеале учесть все виды работы студента. Составлены также таблицы пересчета оценок по 100-бальной шкале в традиционные оценки по пятибалльной системе.

Учебный план магистратуры построен таким образом, чтобы избежать дублирования учебного материала, уже освоенного студентами на уровне бакалавриата. Главная задача магистратуру — подготовить специалиста в конкретной области церковной науки. Поэтому в рамках специализации предполагается сделать особый упор на ознакомление с новейшими достижениями в области богословской науки и на усвоение студентами методики проведения самостоятельного научно-богословского исследования.

При написании магистерской работы теперь все студенты в обязательном порядке должны вести журнал научно-исследовательской работы, в котором отображаются все этапы исследования: составление предварительного списка источников и литературы, чтение и анализ этой литературы, составление плана работы, концептуальное развитие положений работы и т.д. О ходе написания работы студенты будут регулярно отчитываться на соответствующих кафедрах.

При разработке учебного плана магистратуры мы стремились сохранить традиции органического единства образовательных и воспитательных задач, стоящих перед духовными школами. Сохранен традиционный распорядок дня, предполагающий не только аудиторные занятия, но и посещение богослужений и работу на послушаниях. Фундаментом обучения в магистратуре, независимо от избранной студентом специализации, остаются изучение Священного Писания и богословия.

Таким образом, на уровне магистратуры мы будем стремиться осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, которые смогут в будущем не только нести пастырское служение, но и быть преподавателями духовных семинарий и сотрудниками различных церковных структур. Также в магистратуре студенты должны приобрести навык самостоятельной научной работы. Лучшие выпускники магистратуры смогут продолжить обучение в аспирантуре, где они будут заниматься написанием кандидатских диссертаций.

В соответствие с Концепцией высшего духовного образования Украинской Православной Церкви, духовная академия должна стать учебно-научным центром, в котором будут реализовываться учебные программы уровня бакалавра и магистра православного богословия, а также будут действовать аспирантура и докторантура. Предполагается, что аспирантура при Киевской духовной академии будет открыта после первого выпуска магистратуры (то есть в 2015 г.). Нормативный срок обучения в аспирантуре на стационаре будет составлять 3 года. Выпускники аспирантуры, успешно защитившие кандидатские диссертации, смогут продолжить обучение в докторантуре с перспективой написании докторской диссертации.

В настоящее время в Киевской духовной академии параллельно существуют две программы обучения. Первый курс академии обучается по программе магистратуры, а второй, третий и четвертый курсы продолжают учиться по старой (четырехлетней) системе. Новых наборов на стационар четырехлетней академии более производиться не будет. Защиты дипломных и кандидатских диссертаций студентов, обучающихся по старой программе, будут проходить в соответствии с требованиями Переходного положения о научной работе, которое было принято Ученым советом Киевской духовной академии 26 марта 2009 г. В настоящее время ведется работа по подготовке открытия магистратуры на заочном отделении КДА.

Богословские ВУЗы

Современное украинское законодательство предполагает возможность получения богословского образования и в светских высших учебных заведениях. В перечне направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях Украины, в разделе «Гуманитарные науки» (0203) есть и специальность «Богословие (теология с указанием конфессии)». Подготовка по этой специальности может осуществляться на образовательно-квалификационных уровнях бакалавра (6.020304), специалиста (7.02030103) и магистра (8.02030103). Таким образом, сегодня есть юридическая возможность для ведения образовательной деятельности по специальности «Православное богословие» и в светских высших учебных заведениях.

Мировой опыт создания богословских ВУЗов ясно свидетельствует, что такие учебные заведения становятся успешными лишь в тех случаях, когда они действуют под патронатом какой-либо конфессии. Внеконфессионального богословия, как известно, не существует. При этом взаимодействие между теологическим учебным заведением и той или иной христианской конфессией может строиться по-разному.

Для нас очень важно, что украинское законодательство предполагает изучение богословия с ясным указанием конфессии. Однако в действующем законодательстве не устанавливаются механизмы взаимодействия между создаваемыми теологическими ВУЗами и религиозными конфессиями. Выработка таких механизмов — это актуальная задача как для Церкви, так и для государства. Также следует иметь в виду, что к настоящему времени не существует государственных образовательных стандартов по специальности «Богословие». Поэтому каждое учебное заведение, желающее ввести у себя эту специальность, должно создавать свой отдельный образовательный стандарт.

Концепция высшего духовного образования УПЦ предполагает, что в систему Учебного комитета при Священном Синоде могут входить университеты, академии, институты, факультеты, кафедры и иные структурные подразделения, которые действуют в светской системе высшего образования и реализуют специальность «Православное богословие». Решение об их включении в систему Учебного комитета принимается Священным Синодом. Предполагается, что механизм взаимодействия богословских ВУЗов с Учебным комитетом будет устанавливаться в специальных соглашениях.

В этом отношении мы имеем уже важные прецеденты. Например, 20 декабря 2012 г. решением Священного Синода Учебному комитету была подчинена кафедра богословия Института управления Классического приватного университета г. Запорожье. В 2012 г. указанный университет получил лицензию Министерства образования на подготовку бакалавров по специальности «Православное богословие». 12 мая 2012 г. университет подписал соглашение о сотрудничестве с Киевской духовной академией, которое предполагает, что КДА будет принимать участие в подготовке бакалавров богословия, оказывая университету поддержку. Таким образом, кафедра богословия, действующая в указанном университете, имеет фактически двойное подчинение: она входит как в систему светского высшего образования, так и в систему высшего духовного образования. Тем самым Церковь получает возможность влиять на смысловое наполнение преподавания богословских дисциплин, а учебное заведение получает методическую и кадровую поддержку со стороны Учебного комитета.

Схема, выработанная нами в сотрудничестве с Классическим приватным университетом, может стать хорошим примером для формирования механизма взаимодействия и с другими богословскими ВУЗами.

Проблема государственного признания духовных учебных заведений

Церковь неоднократно заявляла о том, что прохождение духовными семинариями и академиями государственного лицензирования и аккредитации — это одна из наших стратегических задач. Еще 17 июля 2001 г. Священный Синод Русской Православной Церкви определил, что целью проводимой реформы духовного образования является «государственная аккредитация духовных учебных заведений, предполагающая получение их выпускниками диплома государственного образца»[10]. В 2002 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ на совещании ректоров духовных учебных заведений отмечал: «Процесс приобретения семинариями статуса высших учебных заведений должен проходить в рамках получения государственной аккредитации»[11]. В 2004 г. Архиерейский Собор, работавший в Москве, признал «целесообразным скорейшее получение духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования»[12].

Хотя украинское законодательство не отвергает возможности получения духовными школами государственного признания, но на практике эта задача остается практически невыполнимой. Скажем прямо, Министерство образования и науки Украины сегодня далеко не во всем готово идти навстречу Церкви в деле государственной аккредитации духовных семинарий и академий.

На наш взгляд, разрешить возникающие трудности можно путем усовершенствования существующего законодательства. Сегодня в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (в отношении признания документов об образовании и ученых степенях, которые выдаются духовными учебными заведениями)» (№ 2380а)[13]. Он предполагает внесение изменений, прежде всего, в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», определяя, что духовные учебные заведения имеют право осуществлять образовательную деятельность по специальности «Богословие», а также открывать аспирантуру, докторантуру и создавать специализированные Ученые советы. Духовные учебные заведения, в соответствие с предложенным законопроектом, смогут получить право на государственную аккредитацию с перспективой выдачи диплома государственного образца. В этом случае выпускники духовных учебных заведений будут уравнены в правах с теми, кто окончил государственные учебные заведения.

Также законопроект предполагает внесение ряда изменений в Закон Украины «Об образовании» с целью установить особый порядок аттестации выпускников духовных учебных заведений. Этот порядок будет утверждаться соответствующими религиозными центрами (управлениями) и согласовываться с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование политики в сфере образования.

На период прохождения духовными учебными заведениями процедуры государственной аккредитации законопроект предлагает считать документы о высшем образовании, ученые степени и научные звания преподавателей духовных учебных заведений эквивалентными соответствующим документам, выданным государственными органами.

Законопроект содержит и еще одну немаловажную норму. Он предполагает выделение «Богословия» в отдельное направление науки с последующим его делением на научные специальности.

К настоящему времени законопроект № 2380а еще не был рассмотрен Верховной Радой Украины. Пользуясь случаем, мне хотелось бы сказать, что Украинская Православная Церковь всячески поддерживает эту законодательную инициативу. Заложенные в указанном законопроекте нормы позволят существенно облегчить для духовных школ процедуру государственного признания. Кроме того, выделение «Богословия» в особое научное направление будет способствовать полноценному возвращению теологии в отечественное образовательное и научное пространство.

*  *  *

Заканчивая свой доклад, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сегодня наша главная задача — обогатить систему духовного образования всем тем лучшим, что выработано за последние десятилетия в светской высшей школе. Наши выпускники должны иметь полноценное качественное образование. Но при этом духовные семинарии и академии должны сохранить свое лицо. Мы всегда должны оставаться, прежде всего, церковными школами, которые живут в Церкви и для Церкви. Из стен духовных семинарий должны выходить достойные пастыри, способные давать ответы на вызовы современности.

Сегодня, когда мы празднуем 1025-летие Крещения Руси, уместно еще раз вспомнить о том, что в течение многих столетий Церковь была главным фундаментом развития отечественной культуры. Становление системы образования в украинских землях происходило во многом благодаря усилиям церковных иерархов и священнослужителей. Ныне мы должны вернуться в отечественное образовательное пространство. И не просто вернуться, а занять в нем достойное место.

В заключение я хотел бы сердечно пожелать всем участникам нынешней конференции благословенных успехов в предстоящих трудах и выразить надежду, что общими усилиями мы сможем решить те непростые задачи, которые стоят сегодня перед нашими духовными школами.



[1] Московский Церковный вестник. 1991. № 19. С. 3.

[2] См: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года Москва. Документы. Доклады. М., 1995. С. 23-25

[3] Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе. Москва, 3-8 октября 2004 г. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/425443.html.

[4] Составлено по материалам Официального сайта Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/.

[5] Звіт про діяльність Учбового комітету при Священному Синоді Української Православної Церкви за 2012 р. Архів Київської Митрополії УПЦ.

[6] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 13 ноября 2009 г. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html.

[7] Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434901.html.

[8] Полный текст документа см. в: Труди Київської духовної академії. № 18. К., 2013. С. 11-18. Концепция была принята Священным Синодом Украинской Православной Церкви 15 марта 2013 г. (Журнал № 24).

[9] См.: Магистерская программа духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/1434924.html.

[10] Цит. по: Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 13 ноября 2009 г. Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html.

[11] Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 16.04.2002. Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/text/394060.html.

[12] Определение Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 5). Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/418315.html.

[13] Текст законопроекта и сопроводительные документы см. на Официальном сайте Верховной Рады Украины по адресу: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=47520

Джерело: сайт КДАіС

Теги: