В работе рассматриваются статьи с изложением идей «русского мира» в православных СМИ, которые принадлежат или имеют разрешение (благословение) на распространение Украинской Православной Церкви в единстве с Московской патриархией (далее – УПЦ МП) и собственно Московской патриархии. Прежде всего, взяты статьи в самых тиражных православных газетах за период с 2008 по 2016 годы, а именно наиболее распространённые в православных приходах Украины и России бумажные издания: «Мир», «Русь Державная», «Новороссийский курьер», «Русь Триединая», «Спасите наши души» и «Церковная православная газета».

Поскольку концепт «русского мира» описывается не только в печатных изданиях, просмотрены и электронные православные СМИ, которые являются также популярными. Кроме того, рассматривается еще один аспект концепции «русского мира» – как о нём отзываются знаковые представители русского и украинского общества (некоторые заявления и комментарии). При этом берутся во внимание главные тезисы «русского мира» и показывается, как они представлены в упомянутых СМИ и почему Украина так важна для концепта «русского мира».

1. Центральные и местные (украинские) СМИ Московского патриархата

1.1. Газеты и журналы

Очень сложно сказать, какое количество газет и журналов РПЦ издает и распространяет в своих приходах в Украине. По данным РИСУ, на 16.01.2016 г. это примерно 129 изданий Московского патриархата в Украине1. Таким образом, Московский патриархат фактически владеет самой большой сетью религиозных изданий в Украине. В основном это местные газеты – они издаются практически в каждой епархии УПЦ МП и во многих монастырях. Но есть газеты и журналы, которые распространяются по всей Украине: «Мир», «Спасите наши души», «Фома в Украине», «Церковная газета», «Новороссийский курьер», «Русь Триединая» и др. Так как УПЦ МП является составной частью Русской ПЦ, московские газеты и журналы доступны и активно распространяются в Украине. А это «Русь державная», «Радонеж», «Православная газета», «Церковный вестник», «Русский вестник» и др.

Не все газеты и журналы, которые упомянуты выше, являются официальными изданиями УПЦ МП и РПЦ. Например, журнал «Новороссийский курьер» не считается официальным церковным изданием. Но в этом журнале печатается много интервью с клириками Московского патриархата, официальные документы и аналитика, связанная с развитием православия в Украине и России и т.п., что позволяет допустить: журнал имеет если не благословение, то благосклонность от руководства Московского патриархата. По крайней мере, заявлений клириков Церкви, высказывающих обратное, не было. В связи с этим данный журнал и некоторые другие подобные издания включены в наш обзор и являются важными для исследования.

1.2. Интернет-издания

Московская патриархия активно использует Интернет-ресурсы для привлечения большего количества верующих и распространения своих идей. Известны официальные и массовые общественные веб-сайты в УПЦ и РПЦ: pravoslavie.ru; pravmir.ru; patriarchia.ru; ruskline.ru; church.ua; pravoslavie.og.ua; orthodox.org.ua и др. Эти веб-ресурсы проанализированы на предмет пропаганды идеи «русского мира».

УПЦ МП имеет две официальные страницы pravoslavye.org.ua и orthodox.org.ua. На веб-странице orthodox.org.ua, в сравнении с pravoslavye.org.ua, больше внимания уделяется заявлениям официальных церковных лиц и публикуется меньшее количество статей, которые не связаны прямо с темой православия. На сайте pravoslavye.org.ua размещается больше статей, посвященных разным темам. Одна из наиболее популярных – идеология «русского мира». На этом ресурсе большое количество статей написаны православным журналистом Василием Анисимовым, который является активным сторонником этой идеологии.

Pravoslavye.ru является ведущим веб-порталом Русской Церкви (его возглавляет епископ Тихон Шевкунов, викарий Московской епархии). Статьи, которые публикуются на данном портале, охватывают большой диапазон тем – от актуальных политических событий (например, выборы в США), до вопросов о воспитании детей. Также на странице размещено большое количество текстов, выступлений и обращений патриарха Кирилла и других церковных официальных лиц.

Другая популярная православная веб-страница – pravmir.ru. Портал позиционирует себя как «независимый российский православный сайт о православной Церкви и социальной жизни». Этот портал также заявляет о высокой посещаемости своих страниц – около 3 млн. посетителей в месяц2. Сайт разделен на 5 разделов: церковь, наука, семья, общество и культура. Например, раздел «Общество» имеет отдельное направление о патриотизме, в котором есть много восторженных статей о роли Православной Церкви в истории России.

По сравнению с другими веб-сайтами, в особенности, такими как ruskline.ru, novorosiya.org и др., сайты, упомянутые ранее, более фокусируются на вопросах религиозной жизни, чем на политике и концепте «русского мира».

Православные веб-порталы ruskline.ru и novorosiya.org не позиционируют себя как официальные церковные Интернет-сайты, тут не указано благословение от церковных лиц. Поэтому они охватывают обширный диапазон тем – от актуальных политических событий и кризиса в Украине до трансформации общества в России. В сравнении с другими официальными и неофициальными сайтами, данные ресурсы используют наиболее агрессивную риторику против власти в Украине и особенно против США (последние обвиняются во всех политических кризисах в мире).

На странице ruskline.ru также размещается большое количество статей о том, как русский язык и русскоязычные жители «подвергаются дискриминации и гонению» в Украине. В сравнении с другими Интернет-сайтами, этот портал уделяет много внимания умалению украинского языка и культуры, Украина и Россия называются частью одной православной цивилизации под названием «Святая Русь». Особенностью ruskline.ru является также то, что тут откровенно прославляется российская форма государственного управления, российское правительство, и повсеместно – деятельность президента В.Путина. Многое говорит об идеологии этого сайта и его главный слоган: «Православие. Самодержавие. Народность». На ruskline.ru также размещают много статей о жизни и смерти последнего российского императора Николая II (канонизирован РПЦ в 2000 г.) и доказывается, что монархия является лучшей формой государственного правления.

Веб-страница novorosiya.org содержит много статей о православной Церкви и истории России. Как видно из названий размещенных здесь статей, наибольшее внимание уделяется идеологии и новостям из т.н. «Новоросии». Как утверждают авторы сайта, это название («Новороссия») имеет историческое значение для России и его использовали в Российской империи для описания Черноморского региона, который был захвачен в XVIII в. Российской империей, но на сегодняшний день является Юго-Востоком Украины3. Российскими идеологами «русского мира» этот термин сегодня активно используется для дестабилизации политический ситуации в городах на Юго-Востоке Украины и навязывания идеи, что данная территория является исторической частью России, а следовательно, Украина не имеет права на данную территорию. Эта идея («Новороссия» является частью России») сейчас очень популярна среди последователей концепта «русского мира».

Так же, как и ruskline.ru, Интернет-сайт novorosiya.org размещает множество статей с российской интерпретацией истории России и личности Николая II. Кроме этого, на странице novorosiya.org уделяется особое внимание взаимоотношениям между Украиной и Россией. Особенно много пишется о статусе русского языка и актуальных политических событиях в Украине.

2. «Русский мир» в православной интерпретации

С российской православной точки зрения «русский мир» – это цивилизационное пространство, в основе которого лежат:

  1. Православие;

  2. Русская культура и русский язык;

  3. Общая историческая память.

Сегодня для РПЦ «русский мир» является особой «православной цивилизацией», которая, по словам Московского патриарха Кирилла, «родилась в купели крещения Киевской Руси и духовным центром которого является Христос, а православная вера, наравне с общехристианскими ценностями, есть то звено, которое объединяет людей, относящих себя к так называемому «русскому миру»4.

В понятии РПЦ «русский мир» не является каким-то ограниченным географическим пространством. Хотя, например, патриарх Кирилл и обозначает Россию, Украину и Беларусь как территориальную основу этой цивилизации, но также в РПЦ бытует мнение, что «русский мир» – это там, где находятся православные храмы и используется русский язык. Некоторые представители РПЦ видят географические границы «русского мира» там, где проходят канонические границы РПЦ.5

Интересен вопрос – откуда в РПЦ появилось представление, что ядром «русского мира» является Украина, Россия и Беларусь? Идеологи РПЦ считают, что именно эти страны являются основой «православной цивилизации», которая возникла в период Крещения Руси. Поэтому православная вера и есть самой важной частью «русского мира», так как, по словам патриарха Кирилла, именно она помогала формировать базисные духовные ценности, ставшими духовными ориентирами тех народов, которые и составляют фундамент «русского мира». А Церковь часто заменяла в «русском мире» политические институты и по этой причине была тем объединительным звеном, которое скрепляло «русский мир». Православные приходы, по словам патриарха Кирилла, являются центрами русской культурной жизни за пределами РФ. И хотя РПЦ всегда говорила о том, что «русский мир» является не политическим, а духовным концептом, в это трудно поверить, ведь, особенно в Украине, именно приходы Московского патриархата нередко были и являются теми местами, в которых активно велась и ведется информационная война против Украины.6

В представлении РПЦ, «русский мир» – это то, что оберегает Россию и православие от исчезновения «в плавильном котле глобализации». Ведь именно православная вера «является источником тех ценностей, без которых не может существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ».7

3. Главные тезисы концепции «русского мира» в православных СМИ

  1. «Русский мир» – это единый духовный и культурный мир восточных славян.

  2. «Русский мир» – это особая цивилизация, которая берет свое начало в купели Крещения Киевской Руси.

  3. Русские, украинцы и белорусы составляют ядро «русского мира», так как у них общие исторические корни и общие культурные и религиозные ценности.

  4. Русский язык и культура – это неотъемлемые части «русского мира».

Эти тезисы активно развиваются в большинстве выступлений патриарха Кирилла8.

Но православные СМИ в Украине идут ещё дальше. Особенно в неофициальных СМИ («Мир», «Русь», «Триединая Русь», «Державная», «Новороссийский курьер» и др.) в большинстве статей продвигается мысль, что «нет украинской нации и в истории она никогда не существовала». А само понятие украинской нации якобы было придумано в ХІХ в. австрийской разведкой, чтобы в Галиции среди русско-украинского населения создать враждебное настроение против Российской империи. Например, Валентин Асмус, доцент Московской Духовной Академии, подчеркивает, что «до ХІХ в. не существовало таких понятий, как «украинская нация» или «украинский народ» по той причине, что люди, живущие на территории теперешней Украины, чувствовали себя русскими и говорили на русском языке»9. Буквально повторяет эту идею и российский политолог Сергей Лебедев – «в истории никогда не было украинской нации, а люди, живущее на ее территории, всегда считали себя русскими»10 и т.д.

Данные примеры хорошо показывают, как православные СМИ Московского патриархата относятся к вопросу украинского самосознания. Это очень важный вопрос для сторонников «русского мира», поскольку в ее рамках не может быть другой идентичности, кроме как «русской», то есть «общероссийской» – именно на этом и держится идеология «русского мира». Поэтому в православных СМИ, которые распространяются в Украине, так много статей о том, что русские, белорусы и украинцы – это один народ.

Те же идеи, но более завуалированно, проявляются в официальных заявлениях представителей Московской патриархии. Так, во время своего визита в Украину в 2009 г. патриарх Кирилл заявил, что «русские и украинцы является частью одной православной цивилизации, хотя они, несмотря на это, живут в разных странах»11. Эту же мысль проводит и российский общественный деятель, протодиакон РПЦ Андрей Кураев, который заявляет, что Украина – это не просто часть «русского мира». Она является ядром русского мира, к которому также принадлежат Россия и Беларусь. Страны, которые населяют русские, украинцы и белорусы, которые «принимают» русскую духовную традицию как свою».12

Идея о русском народе как совокупности «великороссов, малороссов и белорусов» возникла еще в XVII в. в среде духовенства Левобережной Украины для обоснования их желания подчиниться власти православного московского правителя. Долгое время эта концепция была официальной идеологий Российской империи и использовалась как инструмент для обоснования власти России над украинскими и белорусскими землями. 13

Важным для «русского мира» является вопрос доминирования русского языка. Поэтому не удивительно, что значительная часть статей в православных СМИ, особенно тех, которые издаются в Украине («Мир», «Спасите наши души», «Новороссийский курьер» и т.п.), посвящены статусу этого языка. В большинстве статей идет речь о том, что русский язык, а также русскоговорящие население Украины, подвергается дискриминации и преследованию со стороны правительства, УПЦ КП и УГКЦ, и, конечно же, со стороны украинских националистов, которых в православной прессе называют не иначе, как «бандеровцами» (с целью воскресить в памяти читателей наработанные советской пропагандой ассоциации между УПА и нацисткой Германий).

Так, журналистка Е.Привен газете «Мир» утверждает, что русский язык и русскоговорящее население подвергаются дискриминации на территории Украины14. Российский писатель и сторонник «русского мира» С.Величко в газете «Русь Триединая» очень детально выискивает дискриминацию русскоговорящего населения в Украине, начиная с 1991 г.15 Особый упор он делает на то, что русский язык в Украине не имеет статус второго официального языка, несмотря на то, что, как он пишет, «большая часть населения, особенно на востоке страны, говорит на русском»16.


Также православные СМИ в УПЦ и РПЦ большое внимание уделяют вопросу, какую роль русский язык играл в истории Украины. При этом всячески доказывается, даже с помощью грубой подтасовки исторических фактов, что никакого украинского языка не существовало («он был придуман австрийцами и поляками в ХІХ в. для того, чтобы создать противовес российскому влиянию на Буковине и в Галичине»17). Упомянутый уже В.Асмус пишет, что «до ХІХ в. украинский язык не существовал, а был просто говор, который и отличался от говора, на котором говорили, например, в России. Но, всё таки, «эти наречья были частью одного русского языка»18.

Тезис об «общей исторической памяти» также является одним из фундаментов «русского мира». Поэтому почти в каждом печатном православном издании есть страница, посвященная истории. Интересно, что по исторической тематике есть разница между православными СМИ, которые издают в России, и теми, что издаются в Украине. В московских православных СМИ в основном идет речь об истории Московии-России – в основном о тех исторических событиях, которые важны для формирования не столько концепции «русского мира», сколько общероссийской имперской идеологии. Например, о битве на Чудском озере (1240), персоне Александра Невского, Смутном времени, личности Николая II и т.п. В Украине православные СМИ УПЦ МП почти не уделяют внимания собственно украинской истории, а если и уделяют, то только тем событиям, которые тесно связаны с историей России (Переяславская рада, «предательство» И.Мазепы, УПА, Степан Бандера, а также последние политические события в Украине, начиная с Оранжевой революции).

Эти примеры служат отличным доказательством того, что история Украины часто не воспринимается всерьез православными СМИ в Украине отдельно от России. Причем героические страницы украинской истории максимально очерняются. Например, битва при Конотопе (когда украинский гетман Иван Выговский разбил московское войско), деятельность гетмана Ивана Мазепы или Степана Бандеры (см. статью «Уничтожение лидера украинских националистов»19) и т.п. примеры, представлены в максимально искаженном свете. Очень заметно, что в православных СМИ негативное внимание уделяется личностям, которые боролись против российской экспансии в Украине. Стратегической целью этого является видение Украины как неотделимой части «русского мира».

Заключение

Для РПЦ «русский мир» это не политическое, а духовно-культурное (цивилизационное) понятие, в основе которого лежат: православие; русский язык и культура; общая историческая память.

Анализ православных электронных и печатных изданий, относящихся к Московскому патриархату, позволяет сделать вывод, что в них нет ни одной статьи, в которой концепция «русского мира» была подвергнута хотя бы конструктивной критике. Наоборот, эта идея представлена как «гарант мира и стабильности», как идеология, которая объединяет русских, украинцев и белорусов в одной православной цивилизации.

При этом на вопрос, что практически предполагает идеология «русского мира», ответа нет. В анализируемых православных СМИ очень размыто как понятие «русского мира», так и то географическое пространство, которое этот «мир» занимает. Наиболее чётко обозначил «русский мир» Московский патриарх Кирилл (как «православную цивилизацию», фундаментом которой является «русский язык, культура и православная вера»), но и это определение не несет никакой конкретики. Ведь «русский мир» в представлении его сторонников охватывает больше, чем территорию России, Украины и Беларуси и в принципе у этой «цивилизации» нет географических границ. Ведь для многих сторонников этой концепции границы этого мира проходят именно там, где «стоят православные храмы и звучит русская речь»20 Это значит, что российское правительство совместно с РПЦ может использовать эту идею для того, чтобы расширять все дальше границы своего политического влияния.

Украина стоит в центре внимания исследованных православных СМИ и сторонников «русского мира».

Отдельный фокус православных СМИ, которые издаются в Украине, посвящен проблеме русского языка, точнее – его статуса в этой стране (идея необходимости второго государственного языка и якобы существующих гонений на русскоговорящих). Как видится, это делается для того, чтобы среди русскоязычного населения в Украине, составляющих основную массу читателей православной прессы, создать ощущения угрозы их культуре, неопределенности. Фактически вопрос статуса русского языка в Украине – инструмент пропаганды, целью которой является убедить прихожан УПЦ МП в том, что их культура и язык находятся под угрозой. Навязывается мысль, что единственный способ сохранить свою самобытность – это принятие идеи «русского мира».

Общей исторической памяти православные СМИ Украины также уделяют огромное внимание. Акцент делается на том, что у Украины и России общие исторические корни, так как они возникли из одного древнерусского государства (Киевской Руси). Потом, волею судеб, их дороги на время разошлись, хотя они «на самом деле» всё время оставались одним народом. По этой причине в анализируемых православных СМИ украинская история представлена как неотъемлемая часть российской истории. Ведь в самой концепции «русского мира» нет места для истории Украины как отдельной от России страны, а украинские герои часто являются «антигероями» «русского мира».

То, что Украина не является равноправной частью «русского мира», можно понять по зачастую негативному отношению к украинскому языку и фактически полному отсутствию позитивных статей об украинской культуре или «не русской» истории. В СМИ, которые проанализированы, доминирует российская, а не украинская версия исторического процесса. Особое внимание уделяется истории Киевской Руси, которая в статьях представлена как государство, которое является колыбелью «святой Руси» (прежде всего Московии-России). В этих СМИ осознанно запутываются понятия «русский» и «руський», пишется, что это синонимы понятию «российский» и т.п. В этом же ряду идёт и отношение к крещению Киевской Руси в 988 г. – Московская патриархия пытается всячески доказать своей пастве, что РПЦ образовалось не в 1448 г. (самопровозглашение автокефалии) или в 1589 г. (признание Константинополем Московского патриархата), а уже в 988 году. И по этой причине Киев и вся Украина является ее «канонической территорией».

Православие, а именно «российское (московское) православие», представлено в упомянутых СМИ как основа «русского мира». Причем доминирует мысль, что православие – это не только то, что объединяет русских, украинцев и белорусов, но и инструмент, который может предотвратить растворение «русского мира» в котле глобализации. Западная цивилизация, в понимании авторов православных СМИ, является политической и духовной угрозой не только «русскому миру», но и всей «русской культуре». А «русский мир» – и есть единственной альтернативой этой «загнивающей» цивилизации, тем идеологическим инструментом, который может спасти в Украине русскую культуру, язык и Московское православие от угрозы украинского национализма.

Десятилетиями не реагируя на подобную обработку украинских православных верующих со стороны соседнего государства, украинская власть, как показала история, совершила одну из самых больших своих ошибок в истории государственного строительства. Православная Церковь (РПЦ и УПЦ МП) фактически воспитала поколение людей – граждан Украины, которые не воспринимают украинскую культуру, историю. И, как пик этого невосприятия, – сепаратистские движения во многих крупных городах Украины. Выходом из этой ситуации может быть перекрытие духовного канала политического влияния России на украинских верующих. Как это можно осуществить - тема для обсуждения в самой Украине.

Александр Овсиенко

Магистр религии и культуры,

Берлинский университет им.Гумбольдта

1 Данi Департаменту у справах релiгiй та нацiональностей Мiнiстерства культури Украiни. Релiгiйнi органiзацiї в Українi // РICУ -16.04.2016 г. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://risu.org.ua/ru/index/resources/statistics/ukr 2016/63055/

2 Православие и мир. О нас комментарии // Pravmir.ru – 03.12.2016 г. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/category/news/online

3 Петров Ю. Институт Истории РАН воскресает понятия Новороссия // BBC – 14.07.2014 г.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2014/07/140716_russia_ukraine_history_paper

4 Русский мир-цивилизационное, а не политическое понятие// Pravmir.ru – 08.09.2014. – Электронный ресурс. Режим доступа: www.pravmir.ru/patriarch–kirill-russkij-mir–tsivilizationnoe-a-ne–politicheskoe-ponjatie/

5 Иеромонах Ефимий (Моисеев). Русская церковь как основа Русского мира, Русский мир как основа Вселенской Церкви // Bogoslov.ru. – 13.11.2011. – Электронный ресурс. Режим доступа: www.bogoslov.ru/text/501891.html

6 Тышкевич И. Чем угрожает крестный ход УПЦ МП?: идеологические обоснования враждебности РПЦ против Украины // Хвиля. – 11.07.2016. - Электронный ресурс. Режим доступа: hvyla.net/analytics/politics/chem–ugrojaet–krestnij–hod-upts-mp-ideologicheskie–osnovanija–vrajdebnosti-rtps-protiv-ukraini.html/

7 Русский мир – особая цивилизация, которую необходимо сберечь // Pravoslavie.ru. – 08.09.2014. – Электронный ресурс. Режим доступа: www.pravoslavie .ru/73458.html

8 Русский мир – особая цивилизация, которую надо сберечь // Patriarchia.ru. – 14.09.2014. – Электронный ресурс. Режим доступа: http: www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html

9 Асмус В. Украинизмы и украинский язык // Мир (газета). – 2011 – 13.11. (Nr.44) - С.11

10 Лебедев С. Русские и украинцы один народ // Новороссийский курьер (журнал). – 2015.- 23.03. (Nr.44) . – С.8.

11 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Никольском кафедральном соборе города Горловки 30 июля 2009 г. // Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.patriarchia.ru/db/text/707934.html

12 Цит. по: Павленко П. «Русский мир» як росiйсько-православний проект глобалiзації пострадянського простору // «Русский мир» Кирила не для України. – К, 2014. – C. 98.

13 Miller A. A Testament of All Russian Idea. – Budapest, 2003. – P. 234.

14 Привен Е. Русскоговорящей комплекс в Украине // Мир (газета).-2015 .23.03. (Nr.38) C.3

15 Величко С. Русские чувства в Украине как инструмент культурной интеграции // Русь Триединая (газета). – 05.05.2011. – (Nr.44) C.7

16 Там же.

17 Лебедев С. Русские и украинцы один народ // Новороссийский курьер (журнал). 2015-23.03.(Nr.44). – C. 8.

18 Асмус В. Украинизмы и украинский язык // Radonezh.ru. – 10.02.2010. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://radonezh.ru/monitoring/ukrainism-i-ukrainskij–jazik-prot-valentin-asmus-quot-fond-strategicheskoi–kultury-quot-21647.html

19 Яременко Н. Уничтожение лидер украинских националистов // Новороссийский курьер (журнал) . – 23.11.2011. – (Nr.44) C.8.

20 Дазук С. Война за русский мир // Правда (газета). – 28.05.2014. – (Nr.45) C.7.

Фото megaobzor.com

Теги: