Искушение первенством в церкви. Иерархия церкви

5 04 2010 |
Владимир Мельник

Вопрос о первенстве в Церкви в историческом смысле является, пожалуй, ключевым для понимания церковных процессов. Зачастую причина многих канонических проблем и расколов в конечном итоге зачастую кроется именно в нерешённости вопроса о первенстве. Вопрос этот не столь очевиден, как может показаться, и на протяжении истории поднимался с различных позиций много раз. Актуализировался он и в последнее время, в частности, в связи с желанием некоторых народов обрести автокефалию для своих церквей, а также с возникающими спорами между Поместными Церквями… Несмотря на попытки поднять и разрешить вопрос, до сих пор слышны различные интерпретации того что именно понимать под первенством и кому оно может и/или должно принадлежать.


Вселенский Патриарх и первенство


Не имея возможности разбирать подробно вопрос первенства в иерархии православной церкви, отметим лишь основные моменты (1). Стоит начать, пожалуй, с того, что встречая термин «вселенский патриарх», человеку непосвященному в богословские вопросы представляется, что это есть некая православная аналогия римского понтифика, наделённого особым таинственным правом быть главою вселенской церкви, в котором осуществляется её полнота. Восприятие это, хоть кажется и вполне логичным, чуждо православному богословию и отражает католическое учение о восприятии церкви. Дело в том, что в соответствие с католической эккклезиологией, полнота Церкви, как Тела Христова, осуществляется лишь в единстве всех частей, а каждая отдельная Церковь есть лишь часть, отдельный член Тела Христова. Исходя из такого понимания, в церкви должен существовать епископ, имеющий власть над всем целым.

В отличие от рациональной католической эллезиологии в Православии полнота церкви как Тела Христова осуществляется в каждой отдельной общине, объединённой епископом.

Как отмечает протопр. Александр Шмеман в своей статье «Вселенский Патриарх и Православная Церковь»: «В единстве со своим епископом и в единстве епископа с Церковью каждая Церковь имеет всю полноту Церкви – полноту святости, кафоличности, апостольства. […] К Церкви неприменимы категории «целого» и «частей», ибо сущность её сакраментально иерархической структуры в том и состоит, что в ней часть не только согласна с целым, но его в себе целостно воплощает, тождественна с ним, есть целое. Местная церковь […] есть не часть и не член более обширного местного или вселенского организма, но она и есть сама Церковь» (2). Кстати, об этом необходимо помнить «ревнителям единства» с тем или иным престолом, в котором видится залог существования Церкви. По сути, такие являются ревнителями именно католического учения о церкви.

Вместе с тем встречается иная крайность. В частности, тезис о том, что концепция первенствующего епископа вообще чужда православной мысли и является «ересью неопапизма». И эта точка зрения ошибочна. А сам тезис, будучи последовательно принятым, приведёт к отрицанию поместного устройства Церкви в принципе.

Так кто же тогда вселенский патриарх, если он не имеет власти над поместными церквами, и в чём выражается тогда первенство в иерархии? В православном понимании сущность первенства раскрывается не во власти, а в средоточии и выражении согласия и единосущия Церкви. Вселенский патриарх, таким образом, является не управителем, но выразителем и голосом общего согласия и единства Церкви.


Искушение первенством или Борьба с «папизмом» Константинополя цезаропапизмом Москвы

Вопрос первенства нигде, пожалуй, не проявлялся так остро, как в отношениях между Москвой и Константинополем. Более подробно с фактами соперничества Москвы и Константинополя на протяжении истории можно ознакомиться в статье Алексея Макаркина «Москва и Константинополь: конкуренция церквей» (3). Не имя возможности разбирать в данной статье все исторические примеры, остановлюсь лишь на некоторых.

Вначале напряжение проявлялось в форме демонстрации независимости Москвы от Константинопольской Матери-Церкви. Так, например, в 1051 году Ярослав Мудрый назначил еп. Иллариона русским митрополитом в обход Константинополя. В XIV в. Дмитрий Донской отказался признать направленного Константинополем в Москву мит. Киприана, поддерживая своих кандидатов. Можно вспомнить и попытку в 1661 году Московского митрополита Питирима поставить своего епископа Мефодия (Филимоновича) на Киевскую митрополию, входившую в Константинопольский патриархат. Это оборачивается скандалом: Константинопольский Патриарх анафематствует Мефодия, а духовенство Киевской митрополии отказывается повиноваться ставленнику из Москвы.

Искушение первенством в церкви. Иерархия церкви
Позже появилась критика и откровенное соперничество за первенство в православном мире. Примечательно, что, критикуя Константинополь и обвиняя вселенского патриарха в папизме, Москва часто стремилась обрести первенство именно в критикуемом смысле: стать не выразителем, но управителем дел в православном мире, обрести первенство власти.

Наиболее ярко претензии на первенство в иерархии церкви именно в указанном смысле были озвучены в концепции «Москва-Третий Рим», выдвинутой митрополитом Зосимой в 1492 г.: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать». Первенство в церкви фактически было перенаправлено в руки московского… даже не иерарха, а светского правителя под предлогом «защиты христианского мира и Церкви». Вместо критикуемого (тогда и сейчас) «папизма» Константинополя идеалом признаётся цезаропапизм во главе с московским государем. В XVII веке этот «идеал» еще четче проявляется в образе царя Алексея Михайловича, воспринимающего себя «наследником Византии, наместником Бога на земле, защитником всего Православия» (4). Церковные реформы Петра I лишь подтверждают этот статус государя в Церкви. Напомню, что члены Святейшего Синода при вступлении в должность приносили верноподданническую присягу, где исповедовали и провозглашали «самого Монарха Всероссийского и Государя своего Всемилостивейшего […] крайним судиею Духовной сей Коллегии» (этот формуляр присяги был скорее оставлен, чем отменен, только в 1901-м году). А сам Синод действовал всегда именно как имперское присутственное место, «своею от Царского Величества данною властию», — «по указу Его Императорского Величества». Стоит также отметить, что в Русской Церкви исключительная роль Москвы (патриарха и светского правителя) в Православной Церкви – и исторически, и в настоящее время — скорее оправдывалась и превозносилась, нежели подвергалась критике и пересмотру.

С позиции своей исключительной роли и желаемого первенства в иерархии церкви Москва нередко влияла на расклад сил в православном мире, и, как сказали бы сейчас, «вмешивалась в дела других поместных церквей». Например, после вхождения Грузии в состав Российском империи в 1801 решением Москвы упраздняется автокефалия древнейшей Грузинской Церкви, учреждается экзархат Российской Церкви, а 21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Багратиони).

Можно вспомнить и роль Москвы в отделении Болгарской церкви от Константинополя в конце XIX в; тогда русскому послу в Константинополе графу Николаю Игнатьеву удалось добиться от турецкого султана указа о самостоятельности Болгарской Церкви. Несмотря на протесты Вселенского Патриарха и стремление Константинополя удержать болгар под своим омофором, Москва поддержала болгар. Иной пример — роль Москвы в судьбе церкви в Молдавии. В 1808 году, через год после вхождения русский войск в Молдавию, Святейшим Синодом Русской церкви было принято решение подчинить епархии этих земель, входящих в Карловацкий патриархат, себе. Похожая история случилась и в 1940 году, когда церковные структуры аннексированной СССР Бессарабии были оторваны от Румынского патриархата и переподчинены Московскому.

А в середине XX века и вовсе была предпринята попытка обрести формальное первенство в православном мире.
Искушение первенством в церкви. Иерархия церкви
В начале 1946 года Патриарх Алексий I направляет председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, полковнику КГБ Георгию Карпову доклад, в котором среди прочего «Вселенский Патриарх признается потерявшим авторитет в православном мире, а прочие восточные патриархи не способны к восприятию этого авторитета, и способность к такому восприятию только у Русской Православной Церкви». А в сентябре того же года сотрудник ОВЦС РПЦ МП Шварев пишет Г. Карпову следующее: «В настоящее время, когда на международной арене идет ожесточенная дипломатическая борьба, Русская Церковь должна трезво, с сознанием своей силы подойти к делу по организации блока православных Церквей и превращению Московской Патриархии во Второй Рим» (5). Ещё позже прот. Григорий Разумовский направляет Карпову доклад, прошедший правку у Патриарха Алексия I, в котором предлагается следующее: «Концентрировать внимание всего православного мира к русской православной Церкви и довести ее значение до степени первенствующей Православной Церкви, а святой Москвы до значения Третьего Рима» (6). Наконец, в 1948 г. Русская Церковь с подачи Сталина предпринимает попытку созвать в Москве «Совещание глав и представителей автокефальных православных церквей», нечто вроде вселенского собора, на котором в частности будет пересмотрен вопрос первенства в православном мире в пользу РПЦ. Однако проект «православного Ватикана» тогда провалился, даже несмотря на щедрые дары главам и представителям церквей, в спешке выписываемые из музейных фондов.

Однако, провалившись тогда, идея не пропала бесследно, и вот сейчас вновь раздаются голоса с требованиями пересмотреть каноны и диптих (порядок очередности церквей). Например, в своём недавнем докладе митр. Одесский Агафангел (Саввин) не просто подвергает сомнению первенство константинопольского патриарха, но и утверждает, что Константинополь неоправданно претендует на вселенский статус. Вторит ему и епископ (тогда архимандрит) Алексий (Гроха): «Константинополь пал пятьсот лет назад. Нет сейчас никакого Константинопольского Вселенского патриархата, а есть «фанарский» епископ Варфоломей Архондонис, не имеющий никаких прав и полномочий за пределами Фанара - квартала в Стамбуле» (7). Член синодальной богословской комиссии РПЦ прот. Максим Козлов более мягок в формулировках, но также призывает к пересмотру диптиха: «Если мы сопоставим не только количественные показатели нашей Церкви и тех или иных восточных патриархатов, но и увидим реальную роль Русской Церкви для свидетельства в масштабах современного человечества, то это отнюдь не пятое место» (8). Однако последовательно принимая критерии масштаба и политического влияния как главенствующие в определении первенства в православном мире, мать церквей, Иерусалимскую церковь следовало бы поставить в самый конец диптиха, после церквей Албанской и Чещских земель и Словакии.

Многие ревнители – борцы за Московский церзаропапизм под предлогом борьбы с папизмом Константинополя идут ещё дальше, предлагая разорвать с Константинополем общение, «а затем созвать Всеправославное совещание, а лучше Собор, без участия Константинополя» (9). Тут же озвучиваются способы осуществления проекта и причины такого безудержного стремления Московской Патриархии к первенству в православном мире. «Решить эту задачу Москва, как это и всегда было в истории, не может без "административного ресурса", какой предоставляет российское государство, в интересах которого обострение отношений Москвы и Константинополя. […] России для обладания первенством в православном мире даже и не нужно дожидаться восстановления монархии, т. к. и президент, имеющий номинально православное исповедание, не так уже сильно отличается от православного византийского василевса (хотя сильно — от Русского Царя, но это в данном случае и не обязательно). Подобная легитимизация в интересах российского государства […]. Тем более подобная легитимизация в интересах Русской Православной Церкви, если она нуждается в серьезном усилении своих позиций на международной арене и во внутрироссийской политике» (10).

И всё же, может ли претендовать Москва на первенство в иерархии вправославном мире, а московский Патриарх обрести долгожданный статус вселенского без привлечения административного ресурса? Едва ли.

 

 

 

Продолжение следует...


Прмечания:
1. Более подробно о вопросе православного понимания перенства и роли вселенского патриарха можно прочесть в следующих статьях: архим. Кирилл (Говорун). «Служить или быть тем, кому служат: Вопросы о порядке и осуществлении власти в Христовой Церкви». http://www.bogoslov.ru/text/295610.html иером. Иов (Греча). «Размышления A.B. Карташева о роли Константинопольского патриарха в Православной Церкви и их отображение в трудах современных православных богословов». свящ. Александр Шмеман. «Вселенский Патриарх и Православная Церковь»; «О понятии первенства в православной экклезиологии»; «О «неопапизме»».
2. Ощущение именно такого православного понимания местной церкви как целого, в определённой степени утрачено в РПЦ (в ней епископ является скорее представителем патриарха), однако вполне сохранилось в большинстве поместных Церквей, где каждый архиерей есть предстоятель своей церкви, а смена кафедры является исключением.
3. http://www.politcom.ru/6600.html
4. Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 715-716.
5. http://minds.by/academy/trudy/3/tr3_10.html
6. http://minds.by/article/133.html
7. http://www.otechestvo.org.ua/main/200510/2803.htm
8. http://www.rian.ru/religion/20090729/179231258.html
9. http://www.pravaya.ru/look/8394
10. Там же
Теги:
1708







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
11   Владимир Мельник2
22 лютого 2010 17:45

4. «Как отрицание первенствующего епископа может привести к разрушению поместного устройства Церкви?». Очень просто. Если все епископы абсолютно и безусловно равны между собой и нет никакого первенствующего епископа в принципе, то ни о каких поместных (будь-то в смысле народа или государственный территории) Церквах не могло бы быть и речи; по крайней мере с количеством епархий больше одной. Каждая епархия была бы в этом смысле поместной Церковью. Например, на территории РФ было бы немногим меньше 100 поместных церквей, а в одной области могло бы запросто быть 2, 3, 4, 5… поместный церквей.
«Тогда каждая епархия будет автокефальной поместной церковью, как сейчас патриархаты. В чем проблема?». Именно! Исчезло бы понятие поместности, исходя из народности или государственных границ. Своё рациональное предложение можете направлять прямиком в Чистый Переулок, в канцелярию Патриарха ;)

Простите, но что «тщательней надо, тщательней», я так и не понял. Буду признателен за разъяснение.


22 лютого 2010 17:43

Дорогой Православный, благодарю за комментарий. Также и Вас поздравляю с вступлением в Великий пост. Не пойму в чём именно Вы увидели «наезд» на РПЦ, разве если таковым считать поднятие существующих проблем, а не их замалчивание. Вы знаете, можно было бы написать целую оду РПЦ, сконцентрировавшись только на положительном, и приводя вполне конкретные, а не мифические факты в защиту, однако каков смысл? Певцов и гимпогласов и так достаточно, а проблем от этого не станет меньше. Не стану далее говорить об этом и уж тем более о «воплощении зла», которое Вам показалось. Отмечу лишь, что никак не могу согласиться с Вашей характеристикой РПЦ, ибо сам всегда был и ныне являюсь мирянином УПЦ, под омофором митр. Владимира в каноническом единстве с РПЦ. Что до Ваших комментариев…

1. «…чтобы не приписывать Церкви того, к чему она не причастна». А я этого не приписываю. Русская Церковь часто, увы, уповала именно на светских государей в достижении своих целей и в большинстве случаев если не просила открыто и прямо, то уж точно ожидала и приветствовала шаги государства. Именно об этом с примерами указал в статье. Посмотрите ещё раз.

2. «Государство всегда пытается использовать Церковь в своих интересах везде, а не только в России или у нас. Так что не надо преувеличивать и приписывать это исключительно РПЦ». Да, используют… Но, во-первых, и самых главных, РПЦ сейчас обвиняет Константинополь, в «папизме», предлагая себя на место вселенского патриарха, и забывая о том, что сама при этом всегда стремилась именно к этому, плюс печальные явления цезаропапизма, при котором РПЦ чувствовала и чувствует себя вполне комфортно. Так что, как говориться, кто бы обвинял.

3. Что до причин первенства в диптихах. Парадокс в том, что громче всех кричат о пересмотре диптихов (и, следовательно, пересмотре канонов) те, кто громче всех же кричит о безусловной незыблемости канонов и недвижимости каждой их буквы. В этом вижу лицемерие, на которое у меня аллергия.


9   МХ
21 лютого 2010 07:35

Православнующему!
Что ты мне туфту гонишь?
Кирилл Гундяев хочет переплюгнуть Папу Римского! Католики в 1870-м году приняли догмат о безошибочности Папы, когда он говорит "ex-cathedra"при одновременном наличии следующих четырёх условий:
1. Когда Папа учит как вселенский пастырь всех христиан, а не по вопросам, исходящим от него как от частного лица;
2. Когда Папа, уча от имени Христа, налагает на совесть верующих принять его учение как догмат, непринятие которого равносильно разрыву с Церковью.
3. Когда безошибочность Папы касается только учения о вере и морали;
4. Когда Папа окончательно определяет смысл какого-либо учения, обязывая верить в него, так как оно заключается в Божественном Откровении.
Во всех остальных случаях Папа МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ!
Он МОЖЕТ ОШИБАТЬСЯ в вопросах ПОЛИТИКИ, ИСТОРИИ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАЧИНАНИЯХ!
Только вот Московский патриарх хочет быть безошибочен ТОЛЬКО в ЭТИХ вопросах!
В вопросах ПОЛИТИКИ, ИСТОРИИ, РУССКОГО МИРА!
Папе такая безошибочность даже и не снилась!

После 1870-го года Папа провозгласил ТОЛЬКО ОДИН догмат!
Догмат о Телесном Вознесении Богородицы! В 1950-м году. Православные тоже в это верят.


Коньюнктура изменилась - Константинополь пал - логично встал вопрос о первенстве МП, вес которого действительно наибольший в православном мире.
А ЕСЛИ МОСКВА ПАДЕТ?
ТОГДА ДРУГАЯ ПАТРИАРХИЯ БУДЕТ ВСЕЛЕНСКОЙ?


8   Православный
20 лютого 2010 17:47

М-да! Владимир, что ж Вам РПЦ покоя не дает? От статьи к статье - наезд за наездом? Почитать, так получается, хуже ее нет на белом свете, все беды в христианстве от Москвы (читай Россия+РПЦ). Она само воплощение зла. Зачем же смешивать грешное с праведным и вырывать из контекста? Объяснюсь: 1. Говоря о стремлении к первенству в Церкви вы тенденциозно не различаете и не разделяете государство и церковь, а надо бы - ради объективности - чтобы не приписывать Церкви того, к чему она не причастна. 2. Государство всегда пытается использовать Церковь в своих интересах везде, а не только в России или у нас. Так что не надо преувеличивать и приписывать это исключительно РПЦ. Все поместные Церкви от этого страдают и к сожалению будут страдать. 3. Как интересно Константинопольский Патриархат стал Вселенским? Уж не из-за политической коньюнктуры ли? Коньюнктура изменилась - Константинополь пал - логично встал вопрос о первенстве МП, вес которого действительно наибольший в православном мире. Тут или надо менять принцип формирования вселенскости или ему следовать. Я считаю, что нужно менять и от политико-исторической целесообразности переходить к духовному весу. В этом случае первенство должно быть за Иерусалимом. Если же мы будем следовать исторической традиции, то первенство, разумеется, в православном смысле, однозначно должно принадлежать РПЦ. Так что не в искушении дело, а в логике истории, то есть Промысла Божия. 4. Не вижу логики: Как отрицание первенствующего епископа может привести к разрушению поместного устройства Церкви? Это отменит иерерхический порядок, но поместное устройство останется, как в целом и было во 2-3 вв. Тогда каждая епархия будет автокефальной поместной церковью, как сейчас патриархаты. В чем проблема?
Так что тщательней надо, тщательней. Пост все таки...


7   Анатолій Бабинський
19 лютого 2010 09:46

Братчику. Радо відповім на Ваші питання.
1. Про те що главою Церкви є Христос, а не Папа, Католицька Церква вчить так само як і Православна. А це що Ви написали це на жаль стереотип, яких ще багато.
Ось цитата з "свіжого документу" ІІ Ватиканський Собор "Lumen gentium"
"Глава этого Тела — Христос. Он есть образ Бога невидимого, и в Нём создано всё. Он есть прежде всего, и Нём существует всё. Он — глава Тела, то есть Церкви. "
Але з іншого боку, єпископа і католики і православні бачать як главу місцевої Церкви і це чомусь не суперечить тому що главою Церкви є Христос. То чому відкидати означення Папи, як глави всієї Церкви за такою ж аналогією. Адже над єпископами ще є перший - голова Помісної Церкви - то чому не може бути такого "першого" на Вселенському рівні?
Я розумію, що в Православії "перший" є першим серед рівних, по крайній мірі так говориться. Чи так є насправді? Ні. Я спостерігаю за цим і можу ствердити, що на практиці "перший" має більшу юридичну владу над іншими, щоб там не говорили. Чи це "перший" чи група "перших" - Синод - влада їх виходить за межі їх єпархій.
2. Суть нововвведення, і тут я з Вами погоджуюсь - писав про це в своїй статті "Патріархат в Католицькій Церкві" (http://orthodoxy.org.ua/uk/node/29481) в змішанні юридичних повноважень Єпископа Риму, як глави Римо-Католицької Церкви і першого єписопа Вселенської Церкви. Його юридична влада як римо-католицького глави ідентична до його вселенської влади і цим нівелюється вся автономія Католицьких помісних (автономних) Церков.


6   Братчик
19 лютого 2010 03:51

Владимир Мельник - "Было бы очень хорошо, если бы кто-то сумел подробно изложить восприятие «единства» и «полноты» церкви в православном и католическом понимании, исходя в т.ч. и из свежих документов".

Да нет у православных никаких "свежих документов" относительно еклезиологии. Если б что то подобное вышло из официальной РПЦ МП оно б содержало аномалии, показанные в статье.
Что есть у православных - это авторитетные работы по еклезиологии на основе творений св. отцев: прот. Афанасьева, митр. Иоана (Зизиуласа), преп. Иустина (Поповича) на которые ориентируются. Работы митр. Иоана можно воспринимать как неофициально отображающие понимание Вселенского Патриархата.
Понимание «единства» и «полноты» в этих работах понимается в других плоскостях и категориях по сравнению с католическим пониманием.
Глава Церкви - Христос (а не папа).
Поместная Церковь (евхаристическая община во главе с епикопом = вневременной кафолической Церкви во главе с Христом). Это подразумевает что евхаристическая община с епископом обладает полнотой истины - может выявлять и боротся с ересями, канонизировать святых и т.д. без папы.
Понятие автокефалии (область церковного права) не следует смешивать с понятиями касающимхся онтологии (относительно Церкви) - «единства» и «полноты» (католики со своим юридизмом очевидно это все смешали).
Было бы интересно если б католик Анатолий Бабинский объяснил, чем же все таки папа отличается от простого православного епископа (зависимого от своей общины). В чем суть католического нововведения?


5   Анатолій Бабинський
18 лютого 2010 14:34

Я думаю, все-таки, в этом вопросе у Православных нет четкого ответа. Понимание той же автокефалии у Константинопольского Патриархата и Московского различны. Первый в своем понимании все таки более близок к католической модели и настаивает все таки на примате не смотря на автокефалию - я бы даже сказал он рассматривает автокефалию все таки как незавершенную структуру Церкви - кстати в Равенском документе об этом тоже идет речь - и знаменательно что его не подписала Московская Патриархия - которая отстаивает позицию что автокефалия есть завершенная система строения Церкви - но это, как по мне, идет в ущерб вселенскости Церкви (не только потому что я католик). Это "автокефализм".
Я согласен с Вами что в истории были попытки пердставить Римского епископа как некую надепископальную структуру - "суперепископа". А всю Церковь как грубо говоря одну большую суперепархию во главе с ним - где епископы просто делегаты Папы, как священики делегаты епископа на епархиальном уровне. Но на сегодня этот вопрос открыт - и много чего сдвинулось с места и много чего благодаря православным. В УГКЦ давно говорится о том что именно "сопричастье" есть ключом к единству - с Римскийм епископом в том числе. Но не все так быстро меняется.


18 лютого 2010 13:15

Анатолий, благодарю Вас за пояснение. Было бы очень хорошо, если бы кто-то сумел подробно изложить восприятие «единства» и «полноты» церкви в православном и католическом понимании, исходя в т.ч. и из свежих документов. Увы, это за пределами моей компетенции. Но действительно, нет в этом вопросе арифметической простоты. Конечно, и католики, и православные согласятся с тем, что Тело Христово и Вселенская Церковь являет себя в каждой епархии и, более того, в каждом приходе, связанным с епископом. Но далее следует вопрос о полноте Вселенской Церкви. В православном понимании каждая епархия сама по себе являет Вселенскую Церковь и Тело Христово совершенное, полное и достаточное. Именно поэтому обретение некоторыми епархиями автокефалии (т.е. утрата «видимого единства», институционального подчинения) не есть утрата или ущемление полноты и вселенскости Тела Христова в этой конкретной части. То единство с православными престолами, о котором Вы говорили есть единство равных (а не субординационное), евхаристическое единство. Организация в митрополии и патриархаты есть как бы добровольное сочетание равных, из которых согласно правилам (напр. 34е Апост.) выбирается старший, первый «Епископам всякого народа подобает знать первого в них». Но первейший не обладает при этом некоей особой надстроечной сакраментальная властью, он остаётся первым среди равных себе епископов «и первый епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов».

Насколько понимаю из текста Кодекса Канонов Католической церкви, папа не просто первый среди равных, но имеет некую надстроечную сакраментальную (а не просто по должности) власть выражать полноту. (кан. 332), а также то, что связью с таким выражателем вселенской полноты утверждается власть епископов «на местах».

Полагаю, что основное различие между КП и ПЦ именно в признании (или отсутствии такового) некоей сакраментальной надстройки (предельной полноты), а следовательно и кого-то, кто имеет власть над этой полнотой и является её выразителем.


3   Анатолій Бабинський
17 лютого 2010 21:39

Владимир, да Вы правы в том что в Католической Церкви верховная власть пренадлежит епископу Рима и она не абстрактная. Что хорошо видно из тех цитат которые Вы привели. Но вот Вы пишете: "Может ли какая-нибудь поместная церковь не признавая верховенство престола обладать полнотой и быть подлинным Телом Христовым? С т.ч. православной экклезиологии – несомненно. С католической, насколько я понимаю, однозначно нет.".
Да в контексте Католического богословия видимое единство с епископом Рима необходимо для того чтобы была "полнота". И это касается всех помесных католических Церквей, а их 21. Несколько номинальных - но мы говорим сейчас в теоретической плоскости. В Православии нет такого условия, но все же на помесном уровне епархия должна иметь "видимое" единство с центром помесной Церкви, разве нет? На Всеправсолавном уровне такого механизма как бы нет, но я б все же не спешил - он есть, просто, он как по мне не очень ясен. Он до сих пор не означен, в том смысле нет конкретного "постановления" нет его или нет. С одной стороны он отрицается, с другой стороны Патриарха Ерусалимского Иринея сняли на Всеправославном совещании. И Патриарх Ириней сопротивлялся но "видимого" единства с Православными престолами он как бы не имел и смирился (насколько я понял). Тоисть все таки "что-то" есть, не четкое но есть. Не совсем подходящая терминология, но я думаю суть того что я хочю сказать будет понятна.
Но мое замечание было не об этом. Вы написали что в Католической Церкви отрицается присутствие Вселенской Церкви в конкретной епархии, поэтому я процитировал из документа о Церкви из ІІ Ватиканского где говорится о присутствиии Вселенской Церкви в епархии. Ну и, насколько я помню, по єтому вопросу католики и православніе пришли к согласию в Равенском документе.


17 лютого 2010 18:16

Анатолий, благодарю Вас за ценное замечание! Полагаю, следовало более детально на этом остановиться, потому что вопрос непростой. Мне хотелось, подчеркнуть следующее отличия:
1. В Католической церкви подлинная полнота понимается через единство с Римским престолом. «Отдельные Церкви - полностью вселенские ЧЕРЕЗ общение с одной из них: Римской Церковью, "которая первенствует в любви"» (Катехизис Католической Церкви, п. 834). В православной экклезилогии отсутствует учение о «видимом единстве с престолом» как необходим залоге полноты.

Может ли какая-нибудь поместная церковь не признавая верховенство престола обладать полнотой и быть подлинным Телом Христовым? С т.ч. православной экклезиологии – несомненно. С католической, насколько я понимаю, однозначно нет.

2. Логическим следствием п.1 является для церкви Католической является концепция вселенского епископа, обладающего некоей высшей ординарной, сакраментальной полной властью над этой вселенской полнотой (т.е. всеми частями). Для православной церкви – отсутствие такого вселенского архиерея, обладающего властью над всеми частями.

В «Кодексе канонического права» (1983 г.) в части 2, разделе 1 «верховная власть в церкви» говориться «в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (кан. 331); «Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания» (кан. 332); «В силу своей должности Римский Понтифик не только обладает властью по отношению ко всей Церкви, но и получает первенство ординарной власти над всеми отдельными Церквами и их объединениями, посредством которого, однако, в то же время укрепляется и утверждается собственная, ординарная и непосредственная власть, которой наделены епископы по отношению к отдельным Церквам, порученным их попечению» (333). (т.е. власть епископов относительна некоему "мерилу" вселенской полноты). Кстати, пункты эти созвучны «Кодексу Канонического права», составленным Папой Бенедиктом XV в 1917 г.: «Римский первосвященник, преемник в примате блаженного Петра не только имеет первенство чести, но высшую и полную власть юрисдикции над всей Церковью».

Но вопрос этот непрост, поэтому буду признателен за Ваше уточнения, разъяснение, и необходимые корректировки. Это поможет прояснить ситуацию и избежать ошибок в будущем!


1   Анатолій Бабинський
17 лютого 2010 15:19

Владимир, спасибо за статью. Но говоря о Католической Церкви Вы пребываете в плену стереотипов не очень грамотных православных учебников по сравнительному богословию.
Вы пишете: "В отличие от рациональной католической эллезиологии в Православии полнота церкви как Тела Христова осуществляется в каждой отдельной общине, объединённой епископом."
А вот что говорит об этом ІІ Ватиканский Собор - "При этом каждый из Епископов является зримым началом и основой единства в своей отдельной Церкви,31 созданной по образу вселенской Церкви, В КОТОРЫХ и из которых состоит единая и единственная вселенская (catholica) Церковь."
Lumen gentium, - Глава III Об иерархическом строении Церкви и, в частности, о Епископате


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант