Как бороться с  суевериями? Как объяснить некоторым  прихожанам, что главное – не соблюдение обрядов, а пример нравственной жизни во Христе? Все эти вопросы  регулярно обсуждаются на православных форумах и в церковных газетах или журналах. Однако рассуждения о лечении болезни бесполезны пока не начнутся применение лекарств и не будет соблюдаться курс лечения. И самое отрадное, что этот процесс уже начался.  
 
В многочисленных религиозных дискуссиях остается незамеченным действительно важное явление. Количественные изменения переросли в качественные. Если раньше с каждым годом открывали все больше храмов, то теперь становится все больше приходов, где проводится реальная просветительская работа. «Храм не в стенах, а в ребрах», - говорил покойный патриарх Алексий II. Обязательная катехизация уже введена как минимум в трех епархиях Московского патриархата – Курской, Екатерибургской и Тюменско-Тобольской. В Украине подобные примеры существует на нескольких приходах, в частности в церкви св.Екатерины в Киеве и в храме Святой Троицы в Бердянске.  

Зачем это нужно

В чем разница? Дело в том, что обучение основам  веры, или, как говорят в церкви, катехизация  введена не просто как небольшое  собеседование, как длительные курсы. Например, в Екатеринбургской епархии эти курсы продолжаются почти три месяца. В Курской епархии – меньше, но такая подготовка тоже обязательна.

«Еще в 2005 г. владыкой было издано распоряжение об обязательном проведении двух-трех бесед перед крещением. Последнее желание владыки Германа - сделать обязательный цикл из шести огласительных бесед», - рассказывает священник Тигрий Хачутрян, руководитель миссионерского отдела Курской епархии.
 

Обязательная катехизация. Что за этим стоит?

Было бы неправильным считать, что на тех приходах, где  проводится катехизация, люди богословски образованы, а на остальных – нет. Сейчас существует огромнейшее количество православных книг, которые активно раскупаются, работает тысячи воскресных школ, преподование в которых ведут тоже только те верующие, которые умеют доступно объяснить главные темы христианского вероучения. Катехизация нужна вовсе не потому, что делает верующих  более грамотными. А потому, что обучение основам веры – это выполнение апостольского завета: «Будьте готовы дать ответ всякому вопрошающему о предмете вашего упования с кротостью и благоговением». Это еще в первом веке сказал апостол Павел. А позже святые отцы закрепили практику обучения в решениях соборов. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом VI Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора.

Протоиерей Олег Николаев, настоятель храма Святой Троицы в Бердянске (Запорожская  область) считает, что без подготовки к крещению и миссионерской работы, церковь фактически готовит для  себя новые репрессии. «Недостаточно усердно занимаясь миссией и катехизацией, и сами готовим почву для новых гонений на Церковь. Мы загоняем себя в те углы, из которых потом не находим выхода. Поэтому возникает вопрос: стоит ли и дальше принимать в лоно Церкви всех подряд, не разбираясь в мотивах, если 20-летний результат уже налицо? Стоит ли сразу крестить всякого желающего, не объяснив ему, что такое — быть христианином? Не объяснив, какая огромная радость — быть Христовым, но и огромная же ответственность! Не лучше ли вспомнить, что Церковь — это малое стадо? Малое, но верное». По его мнению, крещенные, но не просвещенные люди в современном информационном обществе потребляют слишком много такой информации, которая может их превратить в преследователей христианства. К сожалению, его беспокойство разделяют далеко не все.


Уязвимые  места


Главная проблема внедрения катехизации заключается  в том, что ее результат невозможно задокументировать или сфотографировать. Прихожанин, который не может объяснить Символ веры вполне может нахвататься околоцерковных языческих предрассудков. И своими взглядами будет профанировать веру перед атеистами или инославными. А обычный христианин скорее будет стараться молиться и помогать ближним. К сожалению, люди чаще замечают негативную информацию, чем помнят о добрых делах. Результаты катехизации – это вежливое отношение к ближним, доброе слово, помощь страждущим, помытая посуда  - все это никем не замечается и нигде не проходит как строка отчета о результатах. А религиозиозная безграмотность – это самозакапывание в ожидании Антихриста, сжигание паспортов, проклятия в адрес всех инакомыслящих. Все это, как ни прискорбно, виднее и ярче, чем добро. Чем больше будет катехизация, тем меньше будет глупости – пожалуй, это единственный критерий трудоемкого процесса обучения основам веры.  

Даже в тех  епархиях, где подготовка вводится как обязательное правило, оно не всегда радостно приветствуется на всех приходах. И дело не в том, что  некоторые священники не хотят выполнять такие распоряжения. По-другому смотрят на этот вопрос и многие прихожане. Например, многие искренне считают, что желание познать Бога человеку не навяжешь. «Невольник - не богомольник», "Должно пройти время, чтобы народ в массе начал алкать духовности" – вот типичные фразы противников катехизации. Фактически эта позиция предполагает, что желание стать христианином у неверующего человека может откуда-то появиться само по себе. Подобное отношение в корне противоречит апостольскому «горе мне, если я не благовествую» и завету Христа «идите  и научите все народы», считают сторонники катехизации.  

Но миссионеры и катехизаторы сами отлично знают  все возражения и возможные  подводные камни.  «К процессу катехизации нужно подходить, зная все ее уязвимые места. Например, необходимо предотвращать образование полусектантских группировок внутри Церкви, которые зачастую формируются из людей, получивших, в отличие от остальных, определенные знания», — отметил, делясь катехизаторским опытом своего прихода, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин.
 
 
 

Представитель православного журнала  «Фома» в Украине

Влад  Головин

Теги: