Миряне и Церковь в богословском осмыслении митр. Антония Сурожского

7 11 2016 |
Сергей Епик

«…Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». (Ин. 13:3-17)

 

Если посмотреть на интернет-пространство Украины и на наше пестрое западно-восточное общество в целом, то создается не вполне радужная картина церковной жизни. Эта проблема отнюдь не нова, но сегодня она в новых красках встала перед очами нашего украинского общества. Не впервые Церковь в истории сталкивается с проявлением антиклерикализма, не впервые же Церковь болеет и изнутри – от «расслоения» духовенства и мирян. Годами ранее такие проблемы касались Церкви в западном обществе, и вот пришли и к нам.

 

 

Но мы имеем сокровищницу опыта наших православных предшественников, которые засияли миру светом Евангелия в актуальной ко времени их жизни интерпретации. Одним из таких светильников Православия в начале XXI века явился митрополит Антоний (Блум), который с 1948 года служил в Лондоне, создал в Великобритании православную епархию и – главное – смог организовать здоровую духовную христианскую атмосферу. Опыт митрополита Антония вполне применим к нашим украинским реалиям, поскольку сегодня и нам приходится наступать на те же «европейские грабли».

 

Сама же Церковь Православная представляет собою архаическую консервативную модель (с жесткой вертикалью власти), которая, по сути, не диалогирует с жестоким современным миром на таких условиях, которые этот мир ставит. И эту мысль я основываю на одной из бесед митрополита Сурожского Антония.

 

КАК мир смотрит на Церковь? – чаще с недоумением или с презрением. Но знает ли мир – ЧТО ЕСТЬ Церковь? – вряд ли!

 

Одним из тезисов митрополита Антония можно конкретизировать сущность Церкви таким образом: «Церковь не является ни армией, ни аппаратом пропаганды. Церковь - это христианский народ в молитве» 1.

 

Итак, речь идет о том, что Церковь - это молящийся народ. Но всё ли это – что определяет природу Церкви? Далеко не всё. Пение гимнов, псалмов и чтение молитв под ритмичные взмахи кадилом – это далеко не все, что можно сказать о сущности Церкви. Церковь напрямую связана с Воскресшим Спасителем Богочеловеком Иисусом Христом. И каждый человек Церкви, по слову митрополита Антония, свидетельствует миру о том, что Христос тут – с нами, на земле. Каждый человек (крещеный) несет этот свет Христов миру, а в совокупности Церковь – это «продолжение Воплощения».2

 

Такую мысль митрополита Антония Сурожского следует очень аккуратно воспринимать, поскольку возникает вопрос: «Позвольте, а Сталин ХХ века, который жестоко подставил Русскую Православную Церковь, а его новые последователи? – Ведь они тоже крещены в Церкви,– и что же? Они разве несут свет миру? - Нет. Они к этим тезисам не относятся. Не относятся сюда и другие великие грешники, которые свои руки умыли в крови людской. Добавлю еще словами известного журналиста В. Познера, что и не каждый иерарх (тут в каждой конфессии таких найдется – вспомним Мстислава-гуляку из УАПЦ) несет свет Христов миру.

 

Итак, несут Христа в мир и свет Божий в мир – ТОЛЬКО ВЕРУЮЩИЕ, которые принадлежат Церкви Христовой реально и непременно участвуют в Евхаристии, регулярно молятся за богослужениями.

 

Наше присутствие в мире в таком ключе делает нас ответственными, по слову митрополита Антония, за мир. Мы ответственны за все доброе и за все страшное, что происходит вокруг нас. В одной своих из проповедей владыка сказал об этой ответственности так: «Никто пусть не говорит: «Я жертва, я чист, я подвергся страданию, меня сломили события». Христианина не может сломить ничто. (…) В нас живет сила Господня».

 

Действительно, не затеи ради Господь создал такое религиозное общество как Церковь тогда, 2000 лет назад, когда никто в мире не мог толком понять и принять эту Церковь. Тогда люди с яростью гнали всех знавших Иисуса, всех веровавших в воскресение Его, всех тех, кто составлял общество «учеников Распятого». Но, как читаем мы в Деяниях, нашелся мудрый человек (Гамалиил), сказавший публично великие слова о том, что если эта Церковь от Бога, то она устоит и будет неодолима. И так и стало – ничего не одолевало христиан, которые ценой своей жизни и смерти создавали новый мир, где воцарялась Божия правда.

 

Но чем мы в 21-м веке отличаемся от наших предшественников древности? Разве что наличием wi-fi и различными гаджетами. Возможно сегодня булгаковский Воланд, посмотрев на людей в театре, уже не упоминал бы о «квартирном вопросе», изменившем людей...

 

Что же такое Церковь?


В ходе статьи еще несколько раз дадим то или иное определение Церкви, предложенное владыкой, но, прежде всего, скажем о Церкви так: «Церковь мы понимаем как Богочеловеческое общество, которое одновременно полностью и Божественно и человечно». Владыка Антоний при этом замечает, что нам следует различать два типа «человечества» в Церкви: это, прежде всего, совершенный Человек, Иисус Христос, а также – мы, люди-грешники, находящиеся на пути к исцелению. «Человечество мы должны воспринимать в Церкви именно так: мы видим, какими мы призваны быть, глядя на Христа», – говорит митрополит. Несомненно, что все это смысловое нагромождение должно побуждать каждого из нас задуматься о своей причастности к реальному обществу Церкви Христовой.

Как это многогранно и сложно – быть в Церкви. Но сложнее всего сегодня – среди хаоса и проблем, среди «расслоения» христианской общины на касты высшей иерархии и простых мирян – сложнее всего ощутить Божественное присутствие в Церкви Христовой. Порой кажется, что жизнь заходит в глухой угол и далее некуда двигаться а порой и не с кем… Но, если вспомнить о дне Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов и в их соборе заполнил всю Церковь, тогда становится более ясна Божественная природа христианской Церкви, где никакой человеческий грех, никакая человеческая греховность не может удалить Святого Духа из Церкви. А значит, в каждую минуту с нами – на всяком месте – Живой и Любящий нас Бог, который не отпускает нас и ведет по жизни, что называется, за руку.

 

Миряне – храмы Святого Духа


«Каждый из нас призван […] быть храмом Святого Духа». Апостол Павел говорит, что мы святыню носим в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7). Они должны бы быть золотые, а не глиняные, и без трещин, а мы все с трещинами, греховны. Митрополит Антоний говорит о том, что «Мы можем терять сознание Святого Духа в себе, как бы Он в нас ни действовал, мы можем заглушить Его голос». Возвращаясь к словам апостола Павла, находим, что иногда Дух Святой говорит в нас ясно: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал. 4:6). Эту мысль Апостола Павла завершает слово митрополита Антония о том, что «во Христе и Духе мы все в Боге», а это должно каждого из нас побудить быть ответственными членами Его Богочеловечесого организма, частью которого мы стали.

 

Церковь исповедуемая v.s. Церковь реальная


В беседах 2002-2003 годов – практически в самых последних беседах своей жизни – митрополит Антоний заговорил о колоссальных проблемах Православной Церкви. Его сильно беспокоила судьба Церкви в новом веке, ведь он видел, чем дышит современный мир. И с прискорбием владыка замечал, что эмпирическая Церковь отличается от той совершенной Церкви, в которую мы верим. В это понятие он вкладывал исторический пласт, который трансформировал Церковь в типичную Византийскую структуру, не способную быть гармоничным обществом, где царила бы любовь, указывая на то, что Церкви третьего тысячелетия необходимо понять пути своего собственного преображения: «Это - современная задача, потому что возвращение к прошлому, к традициям, к путям дореволюционной России и т. д. — не решение вопроса»3. Владыка считал, что Православная Церковь в своей практической жизни и структурах приняла на себя формы, которые ей не присущи. Речь идет о копировании Церковью модели Византийской империи, где, по сути, была строго иерархическая система, облеченная в грандиозные пафосные иллюстрации, с помпезными торжествами. Говоря о Древней Церкви, митрополит Антоний подчеркнул очень важный аспект ее природы – тогда люди Церкви были живыми свидетелями Христа, знавшие Его лично, опытно или же тех людей, которые, будучи Христовыми учениками, были для новоначальных иконами Христа, как и Иоанн Богослов говорит: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, и что осязали руки наши (1 Ин. 1:1—2). Конечно же, эти люди Евангелие пересказывали как реальные очевидцы или прямые наследники очевидцев, а не так как сегодня люди цитируют сказанное кем-то другим двадцать поколений тому назад. Продолжу словами владыки: «Поэтому ранняя Церковь была немногочисленна, она была укоренена в опыте о Христе, она за этот опыт платила мученичеством, смертью, пытками, изгнанничеством — и это в течение трех-четырех веков, не только первое поколение так пострадало, а в дальнейшем тоже».


Как же происходила перемена Церкви, если угодно, ее трансформация? Эдикт Императора Константина (бывшего до смерти арианином) переменил уклад общества всей Империи, а особо в сердце ее. И те люди, которые никогда не стали бы христианами, «престижа ради» пошли в Церковь только потому, что Церковью интересовался Константин. Таким образом, общество Церкви пополнилось славолюбными язычниками, сменившими обряд Ваала на крестное знамение, но оставшимися чёрствыми в сердце своем. Такие «христиане» на муки не шли, а искали благ, денег и обеспеченности. Владыка Антоний говорит, что церковные институции того времени «начали делаться похожими, по воле императора и с согласия самой Церкви, на структуры империи». А в этом поколении Церкви, гдe люди чаще веpили «понаслышке», появилось расслоение между образованными и не имевшими доступа к книгам, а соответственно к информации. Продолжу словами митрополита: «И в результате епископат, духовенство приобрело положение учительное, но не потому, что из них как бы изливался свет святости, а потому что они знали, что передать следующему поколению или своим современникам». Таким образом, барьер между просвещенными и простецами превратился в целую идеологическую пропасть…

 

В ранней Церкви все ее члены были одним живым телом Христа, а члены Церкви по слову Апостола Павла (1 Кор. 12:13) «имели различные функции». Митрополит Антоний проводит четкую понятийную черту между саном и функцией, указывая при этом, что имеющим священный сан следует помнить слова Христа о том, что «никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою отдаст за ближнего своего» (Ин. 15:13). «Кто из вас хочет быть первым (то есть быть самым истинным Моим учеником), должен стать всем слугой» (Мк. 10:43). И на Тайной вечери Он снова говорит: «Смотрите, вы Меня называете Учителем, а Я среди вас, как служащий» (Ин. 13:13—15).

 

И митрополит Антоний считал, что Церковь утратила это чувство Христового отношения к священству и первенству, в результате чего получилась пропасть между духовенством и мирянами, которые «не чувствуют ответственности за Церковь» и которым как будто даже говорят: «Ты только делай то, что тебе сказано, и все будет хорошо». О духовенстве же владыка и вовсе сказал, что оно «возомнило, что оно имеет право «руководить стадом Христовым». А ведь очень часто к людям именно так свысока и относятся…

 

Митрополит Антоний учил, что «миряне — это не стадо, это живое тело Христа, и духовенство — не вожди и не начальники, а слуги». Вся суть концепции Церкви видится митрополитом Антонием в том, чтобы священники вели людей не просто ко спасению, которое стало неким «штампом» в этикете общения в церковной среде, но к непосредственному «освящению мира», чтобы при этом миряне и жизнь отдать готовы были во имя этого освящения. Владыка настаивает не на мазохизме или безумном отдании себя на смерть – он считает, что «отдавание жизни» может быть каждый день и каждый час нашей жизни во имя освящения мира. Святой Максим Исповедник говорит, что «человек был создан для того, чтобы всю тварь привести к Богу, что он создан как участник двух миров — вещественного и духовного, он в себе совмещает эти два полюса». Поэтому призвание каждого христианина, а не только священника, в том, чтобы освящать всю тварь, посвящать ее Богу. Связь мирянина с обязанностями священника митрополит Антоний усматривает в принятии им (мирянином) Таинств Крещения и Миропомазания, благодаря которым человек получает дар Святого Духа.

 

Почему царственное священство?


Владыка Антоний в своем понимании этого «царственного священства» отталкивается от слов свт. Василия Великого, который говорит: «всякий может управлять и властвовать, только царь может умереть за свой народ…». И это значит, что в понимании владыки роль КАЖДОГО христианина заключается в готовности отдать свою жизнь за каждого человека, который находится в ограде церковной и особенно вне Церкви. «Я вас посылаю, как овец среди волков» (Мф. 10:16).

 

Владыка Антоний говорит, что Церковь – это «общество людей, которые должны идти в мир, идти туда, где не слышали о Христе, туда, где не верят в Бога, идти туда, где разврат, где неправда, где нет веры, где нет надежды, где нет радости, где нет любви, и все это приносить туда в себе и давать ценой своей жизни».

 

Пример Христа и святых – ориентир всем нам


В беседе о мирянах владыка заметил, что «Господь Иисус Христос, первый мирянин». В том смысле, что Христос в себе явил тот образ «царственного священства», о котором уже сказано, что Он жизнь свою положил ради Церкви и мира. А у Апостола Павла сказано, что Иисус «Первосвященник всея твари» (Евр 4:4). О святых же владыка Антоний сказал так: «масса святых были просто миряне — и достигли такой духовной высоты и святости, что из них лился свет Фаворский, они были убедительны тем, что они собой представляли».


Итак, мы – продолжаем историю Древней Церкви. И «каждый из нас в меру сил должен внести в этот мир сколько возможно любви, смирения, понимания путей Божиих, милосердия, сострадания и прощения, - каждый! И каждый в силах это сделать, потому что достаточно быть обездоленным, чтобы предаться с верой Божьей воле, достаточно иметь, что бы то ни было, чтобы разделить это с тем, у кого даже этого нет»4 – говорит митрополит Антоний.

 

Поэтому, не будем забывать о том: КТО мы и КЕМ, и НА ЧТО мы призваны. Дух Святой действует через нас повсюду: в метро ли или за партой в университете, или у больничной койки в хосписе. Мы можем и должны светить миру светом Христовым и быть утешением и украшением этого мира.

 

Сергей Епик


1 «Тhe Church is neither an army nor a propaganda agency. The Church is the Christian people in prayer». – Interview, journal «Combat». - URL: http://masarchive.org/Sites/texts/1963-06-20-1-E-F-I-EM01-002OrthodoxViewOfRome&World.html (дата и время обращения 23.09.2016 в 00:55).

2 Женевская лекция, 1966 г. Пер. с франц. Татьяна Майданович. Первая публикация: Журнал Московской Патриархии. 1967. № 9.

3 Беседы последних лет. М.2015.

4 Митр. Антоний Труды. М. 2002.

 

Фото nworker.ru

Теги:
963







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
22 листопада 2016 14:21

smufikk, Христос  посеред нас! Друже smufikk, я Вам вдячна за увагу до моїх постів.  Щиро кажучи,  шквал емоцій у відповідь говорить про те, що Ви – небайдужа людина, а це найголовніше. Адже ще Сент-Екзюпері сказав: «Бойтесь людей  равнодушных, ибо с  их молчаливого согласия совершаются все темные дела на белом свете.» З іншого боку, Ваші критичні зауваження  загартовують  мій характер. Мабуть, так Богу було вгодно, щоб саме Ви стали Його  інструментом для виховання мого смирення, поблажливості до немочей інших.  Адже ми маємо в собі образ Божий, який всіх нас ріднить. Я зовсім не ображаюся на Вас, адже кожен з нас в якійсь мірі «хворий гріхом».  Ви допомагаєте своїми порадами подивитися на себе під іншим кутом зору,  що надихає мене до подальшої творчості.  На мою думку, відсутність богословської освіти не є перешкодою для читання  Біблії та її обговорення.  Тим більше, що я намагаюся слухняно виконувати настанови Предстоятеля , Блаженнійшого Митрополита Онуфрія: «Людина повинна читати цю Книгу і дізнаватися з неї, що добре, а що погано, що світле, а що темне, що рятує, а що приводить до загибелі людини. Того, що добре, людина повинна триматися».   Вам важко дається подолання стереотипів («оновлення розуму»), адже  «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.» (Гал 3:28). Ваше зауваження слушне щодо поведінки жінки в храмі, а не до коментування публікацій на інтернет-ресурсі. Що ж все-таки мав на увазі митр Антоній Сурожский, цитуючи слова Апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство…»? (1Пет 2:9). Автор публікації розуміє  термін «священство» як зв»язок мирянина із священником  завдяки дії Святого Духа, якого ми отримуємо в дар при Таїнстві хрещення. Проте митрополит Антоній  вкладає зовсім інший зміст в термін «освящать», і, відповідно, до цього споріднений з ним термін «священство» набуває глибшого змісту. «Это одно тело, в котором каждый исполняет свою какую-то задачу, но задача всех – весь мир освятить, то есть вырвать из плена зла и отдать Богу.»  («Пастирство».Краматорськ, 2009, с. 84). Про те, як священнослужителі освящають тварний світ,  нам зрозуміло зі слів Апостола Павла: «Ибо мы соработники у Бога» (1Кор 3:9), що людина своїми силами, навіть у вищій степені священства, не здатна  хліб претворити в частину Тіла Христового, а вино в чаші зробити Кров»ю Христовою. Це може здійснити тільки Сам Господь Ісус Христос. Значить, і миряни при великому своєму бажанні не можуть власними силами боротися із злом, чи в собі чи в суспільстві, а тим більше бути готовими до самопожертви без Божої допомоги. Треба з»єднатися із Христом в Причасті, і тоді сам Господь буде діяти через нас. Наприклад, охрестити людину мирянин може, правда, лише за певних обставин,  але це не буде Таїнством. Тому обов»язково при першій можливості здійснюється «Восполнение от верея чина святого Крещения, аще совершено было оное мирянином» (Требник, ч.3, с.773).  Друже  простіть мене, що  своїми поспішливими  міркуваннями вивела Вас з рівноваги., що «кого укорих,…или брата моего опечалех,…или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся…». Про дисертацію я не мрію, я хочу більшого – бути в Царстві Небесному, а решта все додасться. Я вірю Апостолу  Луц і(Лук 12:29-31). Будьте з Богом!




4   smufikk
16 листопада 2016 19:29

и да! автор молодец! хорошая статья))


3   smufikk
16 листопада 2016 18:50

Люда Іванова, что тут скажешь? видно, что ваше богословское IQ оставляет желать лучшего.
1. по первому замечанию о том, что автор  "манипулирует". если бы вы действительно читали труды Митр. Антония, то нашли бы там эти слова, существование которых вы так глупо и дерзко отрицаете.
2. во второй части вашего абсурдного "обличения" вообще нет смысла, поскольку там цитата приведена уже непосредственно и автор ничего нового не добавил.
3. третее "обличение" в абсурде - похоже что вы с догматикой Церкви и с писанием Нового Завета восе не знакомы. почитайте послания Апостола Петра например.
и на последок - прочтите еще у Апостола Павла послание, РАЗ УЖ ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕБЯ ТАКОЙ ПРОДВИНУТОЙ В СВЕДЕНИИ О  УЧЕНИИ СВЯТОГО ПИСАНИЯ, то сами и найдете гед - слова о том, что " ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ ДА МОЛЧИТ" И ПРО "БАБЬИ БАСНИ"  в послании к Тимофею . будет невредно так же помнить о том, что не зная богословия вообще - не стоит лезть в такие обсуждения, а заниматься своим делом.
кроме прочего вам бы не плохо было предложить свою статью. сделайте лучше!!!)))
напишите диссертацию - а тогда и поговорите уже предметно. правда я сомневаюсь, что вы сможете ее где-то защитить... но уж ладно... трудитесь!)) lol


15 листопада 2016 23:21

Дивно, що всі мої пости сьогодні друкуються з певними перешкодами. В чому справа, Адміне?

Адмін не втручається у ці процеси, окрім випадків, що вказуються при реєстрації користувачів.
Щоб текст був зрозумілий, не треба його копіювати з ворд-файлу і вставляти у віконце для коментаря. Технічні можливості сайту не передбачають цього. Писати можна одразу на сайті.
Адмін


15 листопада 2016 23:20

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

З цікавістю прочитала статтю. Справа в тім, що сама є щирою прихильницею поглядів митрополита Антонія Сурозького, тому відчула  певні неточності в тлумаченні поглядів митрополита Антонія автором публікації. Зверну увагу на ось що. Наведена думка не належить митрп. Антоню, а є власним висновком автора:  "Сама же Церковь Православная представляет собою архаическую консервативную модель (с жесткой вертикалью власти), которая, по сути, не диалогирует с жестоким современным миром на таких условиях, которые этот мир ставит."   И эту мысль я основываю на одной из бесед митрополита Сурожского Антония."

Знову помічаю маленьку маніпуляцію  - прихований вплив на читача, коли слова митрп. Антонія тлумачаться на, вигідний для автора, розсуд: "И в результате епископат, духовенство приобрело положение учительное, но не потому, что из них как бы изливался свет святости, а потому что они знали, что передать следующему поколению или своим современникам». Таким образом, барьер между просвещенными и простецами превратился в целую идеологическую пропасть…" А ось наступні міркування  автора взагалі абсурдні: "Связь мирянина с обязанностями священника митрополит Антоний усматривает в принятии им (мирянином) Таинств Крещения и Миропомазания, благодаря которым человек получает дар Святого Духа".  Добродій Сергій, мабуть, прочитав лише духовну спадщину митрополита Антонія. А щоб її зрозуміти, треба ще читати Святе Письмо. 

<!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант