Евангельские христиане и православие

27 12 2010 |
Михаил Черенков

По мнению Владимира Путина, православие ближе к исламу, чем к католицизму[1]. Надеюсь, что не все православные так считают, и свое право на идентификацию президенту не делегировали.

 

А что думают евангельские христиане о других конфессиях? Ближе ли им православие, чем атеисты, в симпатии к которым их постоянно обвиняют исторические конфессии?

 

Евангельские христиане и православие

 

Я решил сказать от себя, и назвать несколько общих мест для евангельских христиан и православных верующих в Украине:

 

общинность, соборность, коллективная идентичность как способ жизни и понимания церкви (вселенскость исторической церкви коррелирует с невидимой церковью у протестантов; индивидуальное начало и локальная традиция всегда подчинены «братству» или Церкви как собирательному авторитету);


мистицизм, благоговение в противоположность расколдовыванию и профанации (Библию никто не кинет на пол или в толпу);

 

братство, подвижничество, формы монашеского посвящения (украинские евангельские христиане-баптисты очень близки к европейским анабаптистам, известным своей асоциальной позицией. Анабаптистский богослов Томас Фингер полагает, что «анабаптизм может рассматриваться как выражение аскетического импульса, восходящего к восточному общежительному монашеству»[2]);

 

антропология и онтология важнее юриспруденции;

 

смирение и покорность, которые выработала церковь под давлением государства;

 

интенсивное эсхатологическое сознание;

 

«чудесное» понимание благодати (благодать понимается как преобразующая жизненная энергия, а не механическое и юридическое действие);

 

подчеркнутая верность апостольско-патристической традиции (характерно ощущение, что эра отцов окончилась и теперь нужно лишь перечитывать и сохранять их наследие);

 

идея поместности церкви (национальной и культурной специфики разделенных церквей;

временного модуса бытия церкви-в-мире);

 

теоцентризм, а не экклезиоцентризм (единство возможно в Боге, а не в зримой католической церкви; духовное единство в Боге заслоняет собой истину воплощения и ее социальные проявления);

 

акцент на консервативном понимании веры (установка на возвращении, восстановлении истинной веры, устранения ересей и отклонений; где главное – сохранение, а не приумножение и развитие);

 

полифонизм веры, восприятие многообразия внутри ортодоксии (в христианстве спорили не ортодоксия с ересью, а разные взгляды на ортодоксию);

 

уважение к истории и традиции (отвечая на новые вопросы времени, предпочтительно сохранить неповрежденным то, что уже было открыто и отвечено отцами и соборами).

 

Для евангельских протестантов православие оказывается ближе, чем постхристианская мысль Запада или его «новый атеизм», но дополняется личностной ориентированностью, презумпцией свободы, творчества и новизны, которые эта самая западная мысль выразила в секуляризированной форме. Специфика евангельского мировоззрения - в сочетании непреложных истин христианской восточной традиции с протестантским опытом развития и реформирования традиции западной. Вселенское православие и евангельский протестантизм – часть одной большой истории единой Церкви. Но к «православию по-путински» они никакого отношения не имеют, это совсем другая история.



[1] http://www.islamnews.ru/news-28541.html

[2] Вели-Матти Керккеинен. Учение об обожении и его экуменический потенциал // Учение о спасении в разных христианских конфессиях. – М.: ББИ, 2005. - С. 103.

Теги:
919







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
15   dima
28 грудня 2010 14:40

фаермарку - спасибо большое!


28 грудня 2010 14:29

ответ диме
Когда-то лет 15 назад я читал в бумажном виде "Сергей Булгаков. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви. ", но сейчас это доступно на портале о.Якова Кротова. Ссылка на главу "ПРАВОСЛАВИЕ И ИНОСЛАВИЕ" тут
http://krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_13.html#3


13   dima
28 грудня 2010 13:34

фаермарк, да при чем тут доминиканцы? Говоря о "юриспруденции" и юридизме, автор, по-моему, метит больше в западных протестантов, а не в католиков. Это модно среди баптистов Украины - подчеркивать свое отличие от протестантов Запада. Подчеркивать, что мы-де от Ивана Рябошапки и Ивана Рыбалки, а не от Лютера и Кальвина. Просто я раньше думал, что для Михаила это отличие - скорее недостаток (наверное, неизбежный исторически), чем достоинство. Теперь вот не знаю, что думать.
По-моему, автор просто пытается начать серьезный диалог с православными, "прощупывает почву". Я просто не понимаю, как можно из этого текста вычитать мысль, что между православными и католиками больше разницы, чем между православными и протестантами. Кстати, где Вы нечто похожее читали у Булгакова? Это мне ОЧЕНЬ интересно.


28 грудня 2010 13:06

Отвечаю Диме:
вот автор пишет "Я решил сказать от себя, и назвать несколько общих мест для евангельских христиан и православных верующих в Украине." и начинается противопоставление.
- антропология и онтология важнее юриспруденции; - намек на инквизицию (от ордена доминиканцев). Доминиканцы этим страдают, но их орден отнюдь не вся Церковь. Кстати, инквизиция процветала при патриархе Никоне с 17в. и позже - сжигали "еретиков"-старообрядцев.
- теоцентризм, а не экклезиоцентризм (единство возможно в Боге, а не в зримой католической церкви; духовное единство в Боге заслоняет собой истину воплощения и ее социальные проявления). - Это полное непонимание учения католической веры, что единство возможно только во Христе через таинства, главное из которых причастие. Через причастие ты становишься частичкой Христового Тела, Его Тело и Кровь (под видом хлеба и вина) становится частичкой тебя. Но причастие невозможно без примирения с Богом - таинство исповеди (покаяния).
- «чудесное» понимание благодати (благодать понимается как преобразующая жизненная энергия, а не механическое и юридическое действие); - опять камень в огород ордена доминиканцев.

Короче автор пытается доказать что между православными и протестантами меньше отличий, чем между протестантами и католиками, используя штампы и мнения 19 века. Вообще-то автор не одинок, нечто похожее я как то прочел у прот.Сергея Булгакова.


11   dima
28 грудня 2010 12:26

фаермарк, Вы че? А где автор доказывает, что между православными и протестантами меньше отличий, чем между православными и католиками?


28 грудня 2010 11:57

Я думаю, автор ошибается противопоставив католиков и православных.
Давайте по пунктам:
1. общинность - даже в больших парафиях типа Кафедрал св.Александра многие прихожане не просто знакомы друг с другом, а и крестные родители, также знакомы их дети через воскресную школу.
2. мистицизм орденов св.Франциска вообще не требует комментариев.
...могу по всем пунктам пройти, но остановюсь на главном:
3. смирение и покорность - попробуйте капуцину плюнуть в лицо, и Вы увидете что он Вас благословит (ну это конечно шутка, поскольку Вы так не будете экспериментировать).
4. акцент на консервативном понимании веры, теоцентризм - всё это активно восстанавливается после 2 Ватиканского Собора, а особенно возвращение к истокам происходит при нынешнем понтифике.
5. полифонизм веры, уважение к истории и традиции возможен даже при нынешней структуре РКЦ в Украине, не говоря уже об УГКЦ.

А теперь вопрос как у ЕХБ насчет древней традиции почитания святых и молитвы к святым? Неужели также как и у православных? Как насчет древней традиции крещения младенцев? Как насчет Почитания Христа под видом Хлеба и Вина во время литургии.
Моё мнение - между католиками и православными меньше отличий, чем со всеми протестантами.


27 грудня 2010 20:43

Да, и неопатристика у нас есть, и неоевангелизм.
А у протестантов развивается богословие традиции.
Об єтих интересных тенденциях есть материалы на Богословском Портале.


27 грудня 2010 20:31

Согласен, что "апостольско-патристическая" традиция - не из словаря ЕХБ. Но де факто именно это фигурирует как основа наследия. Просто для протестантов главное "апостольская", они претендуют на реконструкцию апостольской церкви, часто пренебрегая отцами. А для православных "отцы" чуть ли не важнее апостолов как систематизаторы и классические выразители учения. Но все это ведь одна традиция, к которой через разные прочтения хотят вернуться современные христиане


27 грудня 2010 20:09

В любом случае Путин не прав, когда говорит, что протестанты и католики для православных ЧУЖИЕ, а мусульмане - СВОИ. Это - манипулирование, не имеющее отношения к действительности. Уже потому что католики и протестанты - христиане, они ближе к православным, чем мусульмане. Но православные фундаменталисты пропагандируют идею: православные и мусульмане - люди Традиции, а католики и протестанты - нет. Потому якобы и Путин прав. М. Черенков верно обращает внимание на тот факт, на который обратил внимание и лучший знаток проблемы (протестант, ставший православным) Ярослав Пеликан: протестанты все-таки есть люди Традиции.

Кстати, вахабиты - вот кто сейчас есть люди, отказывающиеся от Традиции.


6   dima
27 грудня 2010 19:57

Михаил, мне нравится Ваш доброжелательный тон, но тут одно из двух: или мои слова обоснованы, или Ваш тезис жизнеспособен (у меня нет особых возражений по другим). Для евангельских христиан не характерно ни само сочетание "апостольско-патристическая" (традиция), ни "подчеркнутая верность" ей. Оно, кстати, и хорошо.
Кстати, я вовсе не уверен, что Ваше объяснение этого тезиса - "характерно ощущение, что эра отцов окончилась и теперь нужно лишь перечитывать и сохранять их наследие" - подходит православным, по крайней мере тем, которые это могут здесь прочесть. Но это пусть уже они комментируют.


27 грудня 2010 19:35

Dima, сельский поп также посмотрит с недоумением, если вы зададите пару уточняющих вопросов про Афанасия. Так что невежество на народном уровне характерно для всех конфессий. И еще одно: обобщения о церквях ЕХБ нужно делать весьма осторожно. Я позволяю это себе лишь потому, что провожу очень много времени в поездках и полевые исследования предшествуют кабинетному теоретизированию. И данные таких полевых наблюдений и опросов часто расходятся со стереотипным образом церквей ЕХБ. Я не подвергаю сомнению обоснованность Ваших вопросов и комментов, лишь подчеркиваю право на жизнь своих тезисов:))


4   dima
27 грудня 2010 19:25

Михаил, даже если несколько человек пишут PhD на Запада по патристике, такой интерес вовсе не характерный для украинского евангельского христианства в целом. Я даже не уверен, что эти студенты и их знания будут здесь затребованы, если они возвратятся. Кроме того, интерес - это вовсе не "подчеркнутая верность" святоотеческой традиции. Можно с интересом писать об обожении у Афанасия, но другое дело - хранить верность этому наследию.
Вы спросите у обычного (не обязательно сельського) баптистского пастора - в чем выражается его "подчеркнутая верность" святоотеческой традиции. Он на Вас посмотрит с недоумением.


27 грудня 2010 19:03

Друзья, Рогозина уже мало кто читает...Хотя его критика "народного православия" (а не отцов) вполне резонна. Тем, кто вспомнил Крючкова замечу, что именно на страницах Вестника Истины за 70-е гг. я познакомился с фрагментами Иоанна Златоуста и Блаженного Августина. Сегодня именно протестанты из церквей евангельских христиан-баптистов защищают диссертации по патристике. Интерес студентов западных колледжей и семинарий к патристике неподдельный и массовый. Но ищут они там не корни православия по-русски, а общие корни христианского древа конфессий...

Назад к истокам - это фундаментальная богословская программа евангельских церквей. Другое дело, что не все главы церквей дают отчет в собственной богословской идентичности:((


2   dima
27 грудня 2010 12:51

> подчеркнутая верность апостольско-патристической традиции

Михаил, ну надо же и меру знать :) Или Вы имели в виду, что patres - это Крючков и Каргель, а апостолы - это Аделаджа и Мадубуко?


1   serhijs
27 грудня 2010 09:14

"Для евангельских протестантов православие оказывается ближе, чем постхристианская мысль Запада или его «новый атеизм»"

Судя по тому, что евангельские христиане постоянно переиздают богохульную и примитивную антиправославную книжечку Павла Рогозина "Откуда все это появилось?", то сильно сомневаюсь.

"подчеркнутая верность апостольско-патристической традиции"
Интересно, с каких это пор евангельские христиане почитают православных святых Отцов?

"Вселенское православие и евангельский протестантизм – часть одной большой истории единой Церкви."
Это смотря что считать Церковью. И каковы ее границы. Но это большой и сложный вопрос.


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант