Известный украинский портал "Лига.нет" в проекте "Дуэль" на днях проводил социальное голосование по выбору лидера православной Украины. Пользователям, имеющим акаунт в социальных сетях Facebook, Twitter или Вконтакте, предлагалось сделать выбор между Предстоятелем УПЦ КП патриархом Филаретом (Денисенко) и Предстоятелем УПЦ МП митрополитом Владимиром (Сабоданом). Голосование завершилось 1 сентября победой патриарха Филарета. Он получил 19796 голосов. Митрополит Владимир получил 19285 голосов. Разница составил более 500 голосов.
"Дуэль" патриарха Филарета и митрополита Владимира: уроки для будущего

Следует отметить, что эта «дуэль» привлекла внимание многих пользователей Интернет.

В предыдущих голосованиях («Россия – друг или враг?», «20 лет независимости – время успехов или упущенных возможностей?» участвовали около тысячи человек, сейчас же проголосовало почти 40 тысяч человек. Это факт показывает, что религиозное противостояние в Украине, судьбы православия – горячая тема. Участников голосования было в четыре раза больше, чем при голосовании по проблеме языка и в десять раз более, чем при вопросе о Бандере. Итак, при всех особенностях украинской религиозности, которая не предполагает как необходимое посещение воскресной литургии, судьбы украинского православия волнуют народ. И это – первый факт, достойный вдумчивого осмысления.

Во-вторых, интересен ход голосования. Сперва, когда проголосовала треть участников, лидировал с небольшим отрывом митрополит Владимир. Но потом вперед вырвался патриарх Филарет, который и сохранил лидирующие позиции до конца голосования. Судя по комментариям, голосовали не столько против митрополита Владимира, сколько против патриарха Кирилла и политики Московского патриархата. Вспоминали не только непоследовательность (честно сказать - двуличие): осуждение цивилизации потребления как абсолютного зла при часах за 50 тысяч долларов, идеализацию своей церкви – как самой каноничной – и своей родины – как самой святой Руси – при ужасающей реальности, при полном провале христианизации России, при отставшей на столетия войне за дикую клерикализацию и антиклерикализацию. Фарисейство политики и риторики влиятельных представителей РПЦ подрывает авторитет Церкви в России, и тянет вниз авторитет УПЦ в Украине. При этом на рейтинге патриарха Филарета начавшаяся волна антикреликализации еще не сказывается. Потому что из всего компромата на него смогли «накопать» только «Мерседес». Дача у него – вполне советская. Не сравнить с трехэтажным особняком, ради которого вырубали в заповеднике уникальный реликтовый лес. Естественно, что официальные представители РПЦ оправдались – дача не личная, а общецерковный центр чего-то там, но от этого не легче: неужели можно рубить реликтовый лес критикам потребительства и борцам за чистоту планеты? И снова-таки, сотрудники патриарха Филарета всякий раз говорят вполне разумные вещи, а ближайшие помощники патриарха Кирилла то предложат ввести дресс-код, то предложат ночные православные клубы открыть. Работа по принципу "лишь бы нас заметили" превратилась в объект насмешек. Сами протоиереи Чаплины все больше напоминают рядовому зрителю Ксению Собчак, а из патриарха вылепили православного Жириновского. В этих условиях еще удивительно, что Филарет не одержал преимущества в несколько раз.

Конечно, если бы голосование было анонимным, то товарищи из Москвы или свои табачники вовремя подсуетились и сделали бы патриарху Филарету второе место. Как в свое время они наколдовали лишние тысячи голосов князю Ярославу Мудрому, оттесняя от первого места Степана Бандеру. Но голосовали только пользователи сетей, в которых надо заявлять свое реальное имя и нельзя иметь тысячи «ников».

"Дуэль" патриарха Филарета и митрополита Владимира: уроки для будущего

Тем не менее, сторонникам автокефальной украинской Церкви можно было ожидать и лучшего результата для лидера Киевского патриархата. На это есть три причины. О первой уже написано – рейтинг митрополита Владимира обваливают ассоциации с Московским патриархатом и его неудачной политикой. Вторая причина того, что Филарет должен бы получить больший рейтинг – это результаты предыдущих голосований на Лига.нет. При ответе на вопрос «Каким должен быть государственный язык в Украине?» за двуязычее проголосовало только 1661 человек, а единственный украинский набрал 8489 голосов. Итак, если бы патриарх УПЦ КП был бы таким же символом всего украинского, как украинский язык, то он победил бы с пятикратным перевесом. Но УПЦ КП слишком пассивна в своей проповеднической и общественной деятельности, в своем богословии и своем социальном служении – и потому так и не стала символом, сравнимым с языком, гербом, флагом. А ведь – могла бы. Но старая православная привычка – ничего не делать и спекулировать на традиции – привела к такому печальному результату. Даже Бандеру героем Украины назвали более чем в три раза больше опрошенных, чем нашлось его противников. Если бы патриарх Филарет работал на Украинское православие, используя все возможности своей организации, он должен бы минимум в три раза обойти митрополита Владимира. В общем, отставание авторитета патриарха Филарета от неоднозначно оцевниваемого Бандеры более чем в три раза, отставание от украинского языка в пять раз (при пропорциональном сравнении) – все это результаты недоработки и его, и его структуры. Так же как весь неплохой авторитет сегодняшний УГКЦ – при ее изначальном ужасном реноме – результат ежедневной работы патриарха Любомира, курии, УКУ, интеллектуалов (Маринович, Гудзяк, Грицак и др.).

Третья причина, по которой надо было бы ожидать большего разрыва в голосах – это шапкозакидательная уверенность сторонников патриарха Филарета в том, что их верующих на Украине 14,5 миллионов, тогда как к УПЦ МП якобы принадлежит только 9 миллионов. Ссылки на старые опросы они по-прежнему продолжают («У нас больше прихожан, хотя УПЦ МП имеет больше храмов»). Но социология 2009-2010 годов показывает небольшой перевес сторонников УПЦ МП, которых уже оказалось 15 миллионов. И этот перевес был достигнул во времена оранжевой власти, при проукраинской политике УПЦ МП и митрополита Владимира лично.

Итак, результаты последнего голосования подтверждают: существует равновесие числа сторонников, и есть незначительные колебания. Это равновесие – не только на уровне интеллектуалов и пользователей Интернет. В селах наблюдается тот же процесс: одни ни при каких условиях не понесут крестить ребенка в «Московську церкву», а вторые – никогда не переступят порог «раскольнического» храма. Равновесие это – тревожный сигнал о том, что никто никого не сможет подмять. Мобилизации же своих сторонников могут вызвать только раскол общества – половина на половину. Такое равновесие и указывает на единственный путь из кризиса: объединиться, стать единственной Церковью – православной, христианской, церковью для всех.

Опрос также позволяет прощупать пульс общества и прекрасен как средство разоблачения мифов. «УПЦ КП поддерживают только маргинальные политики». Но почему тогда почти 15 млн православных в стране за них? Почему в сегодняшнем опросе победил патриарх Филарет? «К нам ходит 35 млн верующих, а у Филарета пустые храмы» - но почему УПЦ КП, не имея политической поддержки, выдержала годовой нажим в масштабах страны? Почему сейчас, когда узнаваемость по линии «Московский патриархат» и «Киевский патриархат» достигнута, – у патриарха Филарета и УПЦ КП такие хорошие результаты? По последним опросам повально упало число неграмотных «просто православных», возросло число определившихся с кем они – с УПЦ МП или с УПЦ КП. И вот – результат.

Жаль, что дуэль не произошла между патриархом Филаретом и патриархом Кириллом. Ведь по социологическим опросам сторонников РПЦ (без почти автокефальной УПЦ МП митрополита Владимира) – около одного процента! Было бы интересно, если бы патриарх Кирилл – как идеологический лидер – показал свой потенциал среди украинских пользователей социальных сетей в противоборстве с патриархом Филаретом. Может быть, хоть это убедило бы патриарха Кирилла, что пора отпустить Украину в свободное плаванье, перестав мечтать о русском мире. Или убедило патриарха Варфоломея в том, что пора вмешаться (если он вообще в состоянии это сделать)…

2 сентября после публичной лекции о Киевской идее один из студентов задал докладчику простой вопрос: почему Киевский патриархат не объявил Московскому «джихад»? Почему нет полноценной деятельности, нет культурной политики, нет информационной "войны"? Аудитория с одобрением восприняла вопрос. И глухо загудела, когда батюшка начал отвечать о необходимости дружбы. «Это не оправдывает бездействия!» - возмутились студенты. Так что патриарх Филарет не получил ни пятикратного, ни трехкратного перевеса – потому что он не ведет великого культурного джихада за украинское православие. В целом это в украинском характере – не бороться, когда это еще возможно, а потом сожалеть об упущенных возможностях. Конечно, если бы Филарет проиграл в «Дуэли», то это могло бы стать тревожным сигналом. Но и минимальное преимущество в 500 голосов должно настраивать представителей УПЦ КП на рабочий лад.

Теги: