"Дуэль" патриарха Филарета и митрополита Владимира: уроки для будущего

8 09 2011 |
Глеб Коваленко

Известный украинский портал "Лига.нет" в проекте "Дуэль" на днях проводил социальное голосование по выбору лидера православной Украины. Пользователям, имеющим акаунт в социальных сетях Facebook, Twitter или Вконтакте, предлагалось сделать выбор между Предстоятелем УПЦ КП патриархом Филаретом (Денисенко) и Предстоятелем УПЦ МП митрополитом Владимиром (Сабоданом). Голосование завершилось 1 сентября победой патриарха Филарета. Он получил 19796 голосов. Митрополит Владимир получил 19285 голосов. Разница составил более 500 голосов.

 

"Дуэль" патриарха Филарета и митрополита Владимира: уроки для будущего

 

Следует отметить, что эта «дуэль» привлекла внимание многих пользователей Интернет.

 

В предыдущих голосованиях («Россия – друг или враг?», «20 лет независимости – время успехов или упущенных возможностей?» участвовали около тысячи человек, сейчас же проголосовало почти 40 тысяч человек. Это факт показывает, что религиозное противостояние в Украине, судьбы православия – горячая тема. Участников голосования было в четыре раза больше, чем при голосовании по проблеме языка и в десять раз более, чем при вопросе о Бандере. Итак, при всех особенностях украинской религиозности, которая не предполагает как необходимое посещение воскресной литургии, судьбы украинского православия волнуют народ. И это – первый факт, достойный вдумчивого осмысления.

 

Во-вторых, интересен ход голосования. Сперва, когда проголосовала треть участников, лидировал с небольшим отрывом митрополит Владимир. Но потом вперед вырвался патриарх Филарет, который и сохранил лидирующие позиции до конца голосования. Судя по комментариям, голосовали не столько против митрополита Владимира, сколько против патриарха Кирилла и политики Московского патриархата. Вспоминали не только непоследовательность (честно сказать - двуличие): осуждение цивилизации потребления как абсолютного зла при часах за 50 тысяч долларов, идеализацию своей церкви – как самой каноничной – и своей родины – как самой святой Руси – при ужасающей реальности, при полном провале христианизации России, при отставшей на столетия войне за дикую клерикализацию и антиклерикализацию. Фарисейство политики и риторики влиятельных представителей РПЦ подрывает авторитет Церкви в России, и тянет вниз авторитет УПЦ в Украине. При этом на рейтинге патриарха Филарета начавшаяся волна антикреликализации еще не сказывается. Потому что из всего компромата на него смогли «накопать» только «Мерседес». Дача у него – вполне советская. Не сравнить с трехэтажным особняком, ради которого вырубали в заповеднике уникальный реликтовый лес. Естественно, что официальные представители РПЦ оправдались – дача не личная, а общецерковный центр чего-то там, но от этого не легче: неужели можно рубить реликтовый лес критикам потребительства и борцам за чистоту планеты? И снова-таки, сотрудники патриарха Филарета всякий раз говорят вполне разумные вещи, а ближайшие помощники патриарха Кирилла то предложат ввести дресс-код, то предложат ночные православные клубы открыть. Работа по принципу "лишь бы нас заметили" превратилась в объект насмешек. Сами протоиереи Чаплины все больше напоминают рядовому зрителю Ксению Собчак, а из патриарха вылепили православного Жириновского. В этих условиях еще удивительно, что Филарет не одержал преимущества в несколько раз.

 

Конечно, если бы голосование было анонимным, то товарищи из Москвы или свои табачники вовремя подсуетились и сделали бы патриарху Филарету второе место. Как в свое время они наколдовали лишние тысячи голосов князю Ярославу Мудрому, оттесняя от первого места Степана Бандеру. Но голосовали только пользователи сетей, в которых надо заявлять свое реальное имя и нельзя иметь тысячи «ников».

 

"Дуэль" патриарха Филарета и митрополита Владимира: уроки для будущего

 

Тем не менее, сторонникам автокефальной украинской Церкви можно было ожидать и лучшего результата для лидера Киевского патриархата. На это есть три причины. О первой уже написано – рейтинг митрополита Владимира обваливают ассоциации с Московским патриархатом и его неудачной политикой. Вторая причина того, что Филарет должен бы получить больший рейтинг – это результаты предыдущих голосований на Лига.нет. При ответе на вопрос «Каким должен быть государственный язык в Украине?» за двуязычее проголосовало только 1661 человек, а единственный украинский набрал 8489 голосов. Итак, если бы патриарх УПЦ КП был бы таким же символом всего украинского, как украинский язык, то он победил бы с пятикратным перевесом. Но УПЦ КП слишком пассивна в своей проповеднической и общественной деятельности, в своем богословии и своем социальном служении – и потому так и не стала символом, сравнимым с языком, гербом, флагом. А ведь – могла бы. Но старая православная привычка – ничего не делать и спекулировать на традиции – привела к такому печальному результату. Даже Бандеру героем Украины назвали более чем в три раза больше опрошенных, чем нашлось его противников. Если бы патриарх Филарет работал на Украинское православие, используя все возможности своей организации, он должен бы минимум в три раза обойти митрополита Владимира. В общем, отставание авторитета патриарха Филарета от неоднозначно оцевниваемого Бандеры более чем в три раза, отставание от украинского языка в пять раз (при пропорциональном сравнении) – все это результаты недоработки и его, и его структуры. Так же как весь неплохой авторитет сегодняшний УГКЦ – при ее изначальном ужасном реноме – результат ежедневной работы патриарха Любомира, курии, УКУ, интеллектуалов (Маринович, Гудзяк, Грицак и др.).

 

Третья причина, по которой надо было бы ожидать большего разрыва в голосах – это шапкозакидательная уверенность сторонников патриарха Филарета в том, что их верующих на Украине 14,5 миллионов, тогда как к УПЦ МП якобы принадлежит только 9 миллионов. Ссылки на старые опросы они по-прежнему продолжают («У нас больше прихожан, хотя УПЦ МП имеет больше храмов»). Но социология 2009-2010 годов показывает небольшой перевес сторонников УПЦ МП, которых уже оказалось 15 миллионов. И этот перевес был достигнул во времена оранжевой власти, при проукраинской политике УПЦ МП и митрополита Владимира лично.

 

Итак, результаты последнего голосования подтверждают: существует равновесие числа сторонников, и есть незначительные колебания. Это равновесие – не только на уровне интеллектуалов и пользователей Интернет. В селах наблюдается тот же процесс: одни ни при каких условиях не понесут крестить ребенка в «Московську церкву», а вторые – никогда не переступят порог «раскольнического» храма. Равновесие это – тревожный сигнал о том, что никто никого не сможет подмять. Мобилизации же своих сторонников могут вызвать только раскол общества – половина на половину. Такое равновесие и указывает на единственный путь из кризиса: объединиться, стать единственной Церковью – православной, христианской, церковью для всех.

 

Опрос также позволяет прощупать пульс общества и прекрасен как средство разоблачения мифов. «УПЦ КП поддерживают только маргинальные политики». Но почему тогда почти 15 млн православных в стране за них? Почему в сегодняшнем опросе победил патриарх Филарет? «К нам ходит 35 млн верующих, а у Филарета пустые храмы» - но почему УПЦ КП, не имея политической поддержки, выдержала годовой нажим в масштабах страны? Почему сейчас, когда узнаваемость по линии «Московский патриархат» и «Киевский патриархат» достигнута, – у патриарха Филарета и УПЦ КП такие хорошие результаты? По последним опросам повально упало число неграмотных «просто православных», возросло число определившихся с кем они – с УПЦ МП или с УПЦ КП. И вот – результат.

 

Жаль, что дуэль не произошла между патриархом Филаретом и патриархом Кириллом. Ведь по социологическим опросам сторонников РПЦ (без почти автокефальной УПЦ МП митрополита Владимира) – около одного процента! Было бы интересно, если бы патриарх Кирилл – как идеологический лидер – показал свой потенциал среди украинских пользователей социальных сетей в противоборстве с патриархом Филаретом. Может быть, хоть это убедило бы патриарха Кирилла, что пора отпустить Украину в свободное плаванье, перестав мечтать о русском мире. Или убедило патриарха Варфоломея в том, что пора вмешаться (если он вообще в состоянии это сделать)…

 

2 сентября после публичной лекции о Киевской идее один из студентов задал докладчику простой вопрос: почему Киевский патриархат не объявил Московскому «джихад»? Почему нет полноценной деятельности, нет культурной политики, нет информационной "войны"? Аудитория с одобрением восприняла вопрос. И глухо загудела, когда батюшка начал отвечать о необходимости дружбы. «Это не оправдывает бездействия!» - возмутились студенты. Так что патриарх Филарет не получил ни пятикратного, ни трехкратного перевеса – потому что он не ведет великого культурного джихада за украинское православие. В целом это в украинском характере – не бороться, когда это еще возможно, а потом сожалеть об упущенных возможностях. Конечно, если бы Филарет проиграл в «Дуэли», то это могло бы стать тревожным сигналом. Но и минимальное преимущество в 500 голосов должно настраивать представителей УПЦ КП на рабочий лад.

Теги:
1446







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
18   Spectator
10 вересня 2011 23:29

В целом это в украинском характере – не бороться, когда это еще возможно, а потом сожалеть об упущенных возможностях... І це ще мяко та делікатно сказано.
Ви ж подивіться - титульну націю не репрезентує жодна політична партія!
Бізнесмени з великої дороги півдня та сходу, що експлуатують російські інтернаціональні цінності, представлені. Евреї Всея України, що обережно намагаються експлуатувати місцеві патріотичні прагнення в надії прикупити тутешньої земельки, представлені. А автохтони за двадцять років своєї незалежності не спромоглися утворити жодної політичної сили! Всі ці патріотично-гебешні бульбашки сдулися, як тільки ОГПУ почила в Бозі... Лише поодинокі яворівські від них і зосталися...
"Свобода"? Але мені вона все більше нагадує УГА початку минулого століття, яка за свободу та незалежність трьох галицьких областей все совкалася між Троцьким та Денікіним... Та якби не безкоштовна допомога германської армії і півроку Гетьманату то все це взагалі б перетворилося б на водевіль!
То що ж ви хочете від Філарета!? Як колишній високопоставлений його функціонер та захисник можу зі знанням справи стверджувати - він і так вище власної української голови стрибнув! А на фоні таких дебілів як український "бєз подмєсу" президент - і поготів! Скільки палок він йому в колеса поставив!
Почему нет полноценной деятельности, нет культурной политики, нет информационной "войны"? А хто її (за чиї гроші?) буди проводити? Не кажу вже про створення відповідного оперативно-технічного супроводу... Ото ж і залишається говорити про дружбу й писати статті про "недоліки" й "опитування". Поки їх публікують. Бо може так статися, що скоро і цього не буде


10 вересня 2011 22:07

Да, Ваши слова - да митрополии в уши! winked


10 вересня 2011 21:07

Да, УПЦ КП - молодці.
Я особисто 2 роки тому відкрив для себе прекрасну якість нового священичого корпусу.
Ну а деякі епископи - завжди були супер. І є.
Ну а тепер, я думаю, якось воно і поверне на краще.
Ну, спасибо за слово доброе, вытащили клещами! А то рвешь за них на себе тельняшку, и на тебе:
УПЦ КП слишком пассивна в своей проповеднической и общественной деятельности, в своем богословии и своем социальном служении – и потому так и не стала символом, сравнимым с языком, гербом, флагом

Мы все время тратим, чтоб вас не схавали, и поэтому, понимаешь, "не стали символом"! Несправедливо, однако! Да будьте ВЫ символом! Только БУДЬТЕ, а не симулируйте бытие!


10 вересня 2011 20:39

На Пушкінській це обов'язково прочитають я вам це гарантую. З приводу "джихаду" - як казав один відомий герой фільму "... це не наш метод". Якщо вже Київський Патріархат нічого не робить для українства як тут пишуть, то надрукуйте адресу де це роблять краще, ми врахуємо і навчимось це робити ще краще. А взагалі стаття потрібна. Де хто задумається і можливо запрацює.


10 вересня 2011 18:02

Да, УПЦ КП - молодці. winked
Я особисто 2 роки тому відкрив для себе прекрасну якість нового священичого корпусу.
Ну а деякі епископи - завжди були супер. І є.
Ну а тепер, я думаю, якось воно і поверне на краще.


10 вересня 2011 15:15

Риторика його: УПЦ КП інертні
Ну, вже якщо ми інертні... Всю роботу за УПЦ МП робимо, затикаємо дірки де можемо - за БМВ, за Драбинка... Всі сили на захист УПЦ йдуть, на себе нічого не залишається. І ба тобі: інертні! Хоч би спасибі якесь... панагію там... fellow


10 вересня 2011 15:14

Ну, школа - моя.
Но Глеб Коваленко - самостоятельная личность. Наши с ним знания не совпадают.
Например в статье осень патриарха он не говорит о митрополите Винницком - у Черноморца таких проколов не бывает.
Так что - объемы знаний не совпадают.
Ну и риторика не всегда косит под черноморца.
Достаточно прочитать все статьи глеба.
wink


10 вересня 2011 14:08

Путя, согласна, мне тоже знакомые нотки почудились.


10   ПУТЯ
10 вересня 2011 13:43

Неприхованим є те, що ця стаття написана паном Чорноморцем. Риторика його: УПЦ КП інертні, нічого не роблять, до обіду служать, після обіду сплять. Це 100%-й Юрій Палич.
Я б це голосування взагалі не коментував. Я знаю як робляться голосування.
Правильно Тетяна каже - рейтинг мобілізації активної пастви, котра петрає у ІТ.
В КП виявилися прудкіші хлопці. Хоча це не заперечує високу популярність патріарха Філарета в Україні.
А з приводу теми голосування, то вірно підмічено: Треба ставити з однієї сторони патріарха Філарета, а з іншої Кирила, котрий є патріархом для Володимира.
Тоді все буде зрозуміло. Якщо знов не накрутять


10 вересня 2011 11:04

"его" - патриархата, а не Блаженнейшего.
Я так читаю.


10 вересня 2011 00:40

Щодо Владики Філарета (Денисенка), як і до патріарха Кирила (Гундяєва) - не смішіть людей...


10 вересня 2011 00:21

"Рейтинг митрополита Владимира обваливают ассоциации с Московским патриархатом и его неудачной политикой.."

Может, кто-то объяснит мне, в чем неудача политики Блаженнейшего?


6   Ensiat
9 вересня 2011 12:01

Ага. От тільки ті хто зарестровані на Твітері, Фейсбуці і ВКонтакті могли прогоьошсувати 4 рази!!! ЗА кожен із свох акаунтів + як вільний відвідувач сайту Ліга (останнє взагалі контролювалося за ІР, тобто з іншого комютера можна було ще кілька разів проголосувати. Так що, можна було сфальсифікувати ще й як!!!

Але це не скасовує цікавих висновків. Автор цілком правий - не помітив активної діяльності КП. Нема ляпів МП, але нема і дій УГКЦ.


9 вересня 2011 10:44

Принципово не буду коментувати цю статтю - саме тому, що немає доказів того, що висновки автор намагається будувати не на штучному фактажі.
Нажаль, я теж вважаю, що ця дуель була не стільки виявом справжніх симпатій українців, скільки "битвою термінаторів".
Було б справді цікаво, якщо б така дуель анонсувалася заздалегідь, щоб прихильники могли мобілізуватися, і щоб це було не змагання технічних можливостей тих чи інших комп*ютерів-серверів.
А поки - можна аналізувати лише ступінь мобілізації сторін. Чи є в кого і скільки пороху в порохівницях та ягід в ягодицях.


9 вересня 2011 10:01

Замечу Православному со стороны, что в статье написано:
"Конечно, если бы голосование было анонимным, то товарищи из Москвы или свои табачники вовремя подсуетились и сделали бы патриарху Филарету второе место. Как в свое время они наколдовали лишние тысячи голосов князю Ярославу Мудрому, оттесняя от первого места Степана Бандеру. Но голосовали только пользователи сетей, в которых надо заявлять свое реальное имя и нельзя иметь тысячи «ников»."
ГОЛОСОВАТЬ МОГ ЧЕЛОВЕК, ИМЕЮЩИЙ АКАУНТ НА ФЕЙСБУКЕ, то есть голосовали реальные люди. О чем появлялись записи в их акаунтах.
Фальсифицировать такое голосание невозможно в принципе - чем оно и интересно.






Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант