Юбилей Крещения Руси: борьба сценариев

16 05 2013 |
Михаил Белецкий

Торжества в Киеве по случаю 1025-летия Крещения Руси назначены на 26 июля. В плане торжеств -- богослужение на Владимирской горке у памятника святому князю Владимиру, а также заседание во дворце «Украина». На торжества приглашены главы и представители всех канонических поместных Православных Церквей, а также руководители государств, где большинство населения принадлежит к Православной Церкви.

Юбилей Крещения Руси: борьба сценариев

В марте возникла конфликтная ситуация в связи с вопросом об участии в торжествах патриарха УПЦ-КП Филарета. 6 марта официальный представитель РПЦ заявил, что патриарх Кирилл намерен участвовать в торжествах, «но он однозначно не будет присутствовать там, где появится так называемый патриарх Филарет». Комментируя эту позицию Кирилла, сам Филарет заявил (17 марта), что единственное мероприятие, где они могут встретиться, это празднование во дворце "Украина". «Это оговорено с президентом [Януковичем]. Мы не будем с ним встречаться на богослужении, а во дворце "Украина" встретимся». Дальнейших заявлений по этому поводу не последовало, но скорее всего будет принято (или уже принято) компромиссное решение: Филарет не будет участвовать в основном богослужении на Владимирской горке, но будет на официальных мероприятиях во дворце "Украина". Кирилл же, напротив того, будет участвовать в богослужении, но не будет во дворце «Украина».

 

Аналогичных заявлений относительно представителей других христианских церквей Украины не было, так что можно ожидать, что их участие во всех видах торжеств пройдёт без конфликтов.

 

Но 5 мая патриарх Кирилл в интервью телеканалам сделал новое и неожиданное заявление относительно празднования годовщины Крещения. Он заявил, что международные торжества по этому случаю откроются в Москве 24 июля. По словам патриарха, эти торжества приурочены к «дню памяти святой благоверной княгини Ольги, бабки князя Владимира, – можно сказать, первой христианки во власти, которая во многом подготовила Крещение Руси». Запланировано торжественное богослужение в храме Христа Спасителя, на которое приглашены главы поместных Православных Церквей, предполагается также, что в этот день в Москве состоится народный фестиваль. На следующие дни торжества переместятся в Киев, а затем в Минск, где пройдет богослужение под открытым небом.

 

Ситуация, возникшая в связи с вопросом о патриархе Филарете, связана с уникальностью его положения: с одной стороны, он глава хотя и не канонической, но одной из крупнейших в Украине Церквей (второй по количеству общин); с другой – отлучён от Церкви и анафемствован (в 1997 г.) Русской Православной Церковью, канонической частью которой является УПЦ. Таким образом, для украинского государства он легитимный церковный руководитель, а для всего мирового Православия, в т. ч. для УПЦ, – лицо, с которым запрещено церковное, т. е. молитвенное общение. Впрочем, это не создаёт препятствий для общения на деловом и общественном уровнях, например, для совместного участия в таких организациях, как Всеукраинский совет церквей, что помогает налаживать цивилизованные отношения между Церквами и существенно снижать уровень конфликтности в отношениях между ними, а тем самым и в Украине в целом.

 

Заявленная в марте непримиримая позиция патриарха Кирилла выходит далеко за рамки того, что требуется церковными канонами: он отказывается не только молиться вместе с Филаретом, но и находиться с ним в одном помещении. Конечно, руководство УПЦ не может занимать подобной позиции, поскольку это привело бы к резкому росту межконфессиональной напряжённости. Следование ей патриарха Кирилла не несёт такой опасности, однако представляется шагом непродуманным и не выгодным для самой РПЦ. Возможно, заявляя о ней, он рассчитывал на «уступку» со стороны украинского руководства, которое не допустит Филарета во дворец «Украина». Однако украинские власти не могут поступить подобным образом: украинские законы гарантируют равноправие Церквей, без разделения на «правильные» и «неправильные». Филарет, как и другие главы христианских церквей Украины, входит в оргкомитет по подготовке празднования. Справедливо и сделанное им перед этим заявление о том, что празднование 1025-летия Крещения Руси без участия Киевского патриархата «может внести разделение в украинское общество». Так что его договорённость с президентом об уровне участия в различных мероприятиях выглядит как разумный и справедливый компромисс.

 

В результате своего демарша глава РПЦ окажется в своего рода изоляции: торжества во дворце «Украина» пройдут без него, но с участием подавляющего большинства, а возможно, и всех прибывших в Киев глав поместных Церквей, которые не станут следовать его примеру.

 

Что касается решения о выборе Москвы как отправной точки, а тем самым и центра торжеств, то оно представляется нелогичным. Поскольку Крещение Руси происходило в Киеве, то естественнее было бы начинать торжества в Киеве, а затем переносить их в Москву и Минск. Отметим, что именно так проходило первое празднование юбилея (900-летия) Крещения в царской России в 1888 г.: центром торжеств был Киев, на них присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода, т. е. самое важное лицо РПЦ Константин Победоносцев (тот самый, который, по словам Блока, «над Россией простёр совиные крыла»). «Некруглый» юбилей 1020-летия (в 2008 г.) также праздновался с центром в Киеве с участием патриарха РПЦ Алексия II и Вселенского патриарха Варфоломея I. И только 1000-летний юбилей (в 1988 г.) отмечался как внутрицерковный с центром в Москве. В условиях жёсткой централизации в СССР это представлялось естественным, но и тогда произвело в Украине неблагоприятное впечатление.

 

По-видимому, назначая центром торжеств Москву, патриарх Кирилл хотел подчеркнуть ведущую роль Московского патриархата по отношению ко входящим в его состав самоуправляемым Церквам (Украинской и Белорусской). Вряд ли он советовался при этом с главами соответствующих Церквей и государств. И сегодня ни у тех, ни у других нет возможности повлиять на это решение.

 

Возможно, это решение несколько повысит авторитет руководства РПЦ и самого Кирилла в России. Однако в Украине на репутации патриарха Кирилла, РПЦ, да и самой УПЦ оно может сказаться отрицательно. Представители неканонических православных Церквей воспользуются им (и уже воспользовались) для заявлений о чрезмерных претензиях РПЦ и о несамостоятельности УПЦ. Такой характер празднования во многом произведёт неблагоприятное впечатление и на рядовых граждан, в т. ч. верующих УПЦ, которые могут увидеть в этом унижение для своей страны и украинской Церкви.

 

Об авторе

Михаил Иванович Белецкий - сотрудник Киевского центра политических исследований и конфликтологии, член редакционного совета портала "Релігія в Україні". Кандидат физ-мат. наук. Мирянин Украинской Православной Церкви.

Теги:
4966







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
20 травня 2013 20:34

polak,
polak,
І я про це ж - якого дідька вони пхаються у своїх кондових лаптях до нашого ювілею.


3   polak
20 травня 2013 14:41

нанашко,
О, я Вас умоляю! Хто раніше встав - того і тапки. 


20 травня 2013 13:49

А яке відношення має до Расії свята Ольга, яка народилась в прикарпатському городі Пліснеську і ніколи не була на расійських землях?


17 травня 2013 00:02

Мне кажется, представители других поместных Церквей вправе выбирать, как и в каком составе участвовать в торжествах во всех трех столицах. У каждого может быть своя иерархия приоритетов, и тогда все пройдет ОК.


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант