Три вектора для Украинской Церкви

17 05 2010 |
Станислав Минин

*******

 

Актуальный общественно-политический контекст, сложившийся на Украине, предоставляет Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) сразу несколько векторов «стратегического развития». У каждого из этих векторов есть свои преимущества и недостатки, а определяться с выбором Церкви, пожалуй, следует уже сейчас.

 

 

Три вектора для Украинской Церкви

Основных векторов – три. Каждый из них так или иначе связан с политикой, но связи эти разносторонни и концептуально различны. Есть политические идеи, а есть политические игроки, и векторы развития, выбираемые УПЦ МП, различаются тем, связаны они с идеями или игроками, эти идеи эксплуатирующими (пусть даже непоследовательно, перескакивая от одной к другой).

 

 

Вектор №1 можно условно назвать «российским» или «русским». Его также можно назвать «кирилловским», потому что именно с Патриархом Кириллом многие аналитики и публицисты связывают актуализацию формулы «Московский Патриарх – предстоятель Киева» (достаточно вспомнить выездную киевскую сессию Священного Синода РПЦ). Выбор этой стратегии означает, что Киев отбрасывает всякую мысль об автокефалии, сливается в экстазе с Московским престолом и становится проводником «российской линии» в украинской политике – прежде всего, в области культуры, религии, языка, истории. УПЦ МП придерживается этой линии вне зависимости от того, является ли она злободневной или маргинальной в украинской политике, поднимает ли подобные идеи на щит правящая элита, сильная оппозиция или оппозиция, не имеющая серьезных шансов на борьбу за власть.

 

Вектор №2 – «элитоцентричный». УПЦ МП делает стратегический выбор в пользу ориентации на определенную политическую элиту, чье влияние на общий социально-политический контекст в будущем кажется гарантированным. Официально Синод УПЦ МП призывает духовенство не поддерживать публично ни одну из конкурирующих украинских политических сил. Тем не менее, не секрет, что сейчас значительная часть духовенства УПЦ МП, особенно на востоке Украины и в Крыму, ориентируется на Виктора Януковича и «Партию регионов». В частности, митрополит Донецкий Иларион (Шукало) и митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) открыто поддерживали Януковича в ходе президентских выборов 2010 года, а некоторые православные священники даже участвовали в политических ток-шоу, зарабатывая кандидату от «Партии регионов» очки. Стратегический (а не тактический) союз с «региональной» элитой будет означать, что УПЦ МП намерена расширять свое политическое влияние путем поддержки конкретного игрока, вне зависимости от эксплуатируемых им идей.

 

Наконец, вектор №3 можно назвать «национальным». Он сводится к воплощению в жизнь популярной политической формулы «для всех украинцев»: президент всех украинцев, Церковь всех украинцев. В отличие от второго вектора, национальная стратегия (равно как и российская) представляет собой цивилизационный, а не конъюнктурный выбор, т.е. ориентацию на идею. Идея автокефалии или, по крайней мере, расширения самостоятельности УПЦ МП, переход на украинский язык богослужения, а в перспективе и восстановление единства с Киевским Патриархатом и УАПЦ – все это можно считать важными элементами «национального» проекта.

Каковы плюсы и минусы каждого из векторов? Что выберет УПЦ МП и что ей, быть может, стоило бы выбрать?

 

Выбирая вектор №1, Украинская Православная Церковь высказывается за гарантированный канонический статус. Речь идет о статусе самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии в рамках самой мощной и одной из двух самых влиятельных Церквей в мировом православии. Это добровольное ограничение собственных амбиций. Не вполне ясно, могут ли считаться вполне гарантированными положения патриаршего «Томоса» 1990 года (о независимости и самоуправлении УПЦ МП, об избрании украинским епископатом своего предстоятеля), не подлежат ли они если не пересмотру, то, по крайней мере, формализации благодаря растворению Украинской Церкви в проекте «Русского мира». Впрочем, критики «пророссийского» лагеря в УПЦ МП (его неформальным лидером считают митрополитов Агафангела, Илариона и Онуфрия) утверждают, что для духовенства, ориентированного на Москву, Томос не является условием sine qua non.

 

«Российская» стратегия фактически поставит крест и на перспективах преодоления расколов внутри украинского православия. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) неоднократно отвечал на вопрос об автокефалии: «Сначала единство, затем статус». Совершенно очевидно, что перспектива автокефалии (пусть в сравнении с гарантированной Томосом автономией она и несет преимущественно национально-символический смысл) является наиболее основательной, если не единственной реальной платформой для объединения конфликтующих православных групп – точнее, для их объединения во главе с УПЦ МП. Совершенно очевидно, что именно по линии УПЦ МП, возглавившей объединенное украинское православие, можно добиваться автокефалии с наибольшими шансами на успех. Ориентация на «российскую линию» выбьет почву из-под ног у объединения. Раскол не будет уврачеван – он будет углублен.

 

Отказавшись от национально-церковных амбиций, группа иерархов-энтузиастов «российского вектора» предложит УПЦ МП амбиции корпоративные. А именно: коллективной целью духовенства Украинской Церкви становится не независимость от Москвы, а формирование сплоченной «украинской партии», мощного центра влияния внутри Московского Патриархата, представители которой участвуют в работе синодальных структур РПЦ, выработке и принятии важнейших решений общецерковного значения.  Эту группу можно рассматривать как своего рода аналог «боснийской» или «греческой» партий внутри Сербской Церкви. Различие – и существенное – заключается в том, что концепция сербских партий является не региональной, а модернизационно-доктринальной («боснийцы» - консерваторы, «греки» - модернисты), тогда как никакой общецерковной программы у украинской партии нет. Вероятно, в перспективе это могла бы быть программа «церковного сепаратизма». Но не исключено, что поезд этой программы к тому времени уже уйдет.

 

Он может уйти, потому что для нового поколения украинцев актуальным станет даже не вопрос идентичности, а вопрос европейской интеграции этой идентичности. Таким образом, УПЦ МП с ее ретро-идентичностью серьезно отстанет от общества, а в роли «духовного проводника» ключевых социальных процессов окажутся даже не православные, а стремительно развивающиеся на Украине протестантские структуры.

 

Вектор №2, т.е. ориентация на «Партию регионов», может привести к «болгаризации» раскола на Украине (В Болгарии каноническая Православная Церковь и т.н. Альтернативный Синод с начала 90-х опирались на разные политические силы и получали преференции в зависимости от того, какая из сил оказывалась у власти). УПЦ МП может воспользоваться близостью с «Партией регионов» для того, чтобы решить проблему раскола, но не с позиции компромисса, а с позиции силы. В частности, может быть принят некогда обещанный Януковичем закон о наделении УПЦ МП статусом юридического лица. Такой закон позволил бы УПЦ МП вернуть себе храмы, перешедшие в распоряжение «раскольников». Киевский Патриархат и УАПЦ были бы загнаны в подполье.

 

Это было бы серьезным достижением УПЦ МП и, возможно, оправдало бы союз с «Партией регионов» в глазах скептиков. Проблема лишь… в самой «Партии регионов». Законы меняются. Их меняют правящие элиты, а «Партия регионов» и т.н. «донецкие»  не гарантировали себе долгосрочную власть. Чтобы продлить ее, партия будет вынуждена лавировать между группами интересов.

 

Игнорировать Киевский Патриархат с 4 тыс. приходов и тремя десятками епархий невозможно. 13 мая на заседании гуманитарного совета при президенте Украины Виктор Янукович заявил, что государство не намерено вмешиваться во внутрицерковные дела, а все Церкви для государства «равны и родны». Таким образом, никто пока не гарантирует УПЦ МП искомые преференции, помощь в борьбе с «раскольниками» и т.д.

 

«Партия регионов», как и прочие политические силы на Украине, является не «партией идеи», но партией элиты. Если УПЦ МП может рассматривать союз с этой партией как стратегический, то сами «регионалы» неизбежно рассматривают его как тактический, ситуативный, конъюнктурный.

 

Срастаясь с той или иной политической элитой, Церковь неизбежно разделяет с ней все риски, но вовсе не обязательно – все достижения. Более того, такого рода союзы существенно тормозят самостоятельное развитие Церкви, ее превращение в сильную и независимую структуру, которая не ищет союзников, а привлекает их.

 

Вектор №2 не является цивилизационным выбором, это выбор практический и прагматический, продиктованный соображениями «здесь и сейчас». Делая такой выбор, Церковь фактически позиционирует себя в качестве корпорации, ведущей борьбу с конкурентами («раскольничьими» структурами) и привлекающей политический ресурс. Вектор №1, в свою очередь, безусловно, обозначает «цивилизационную позицию». Однако этот выбор чреват тем, что Церковь не сможет длительное время находиться в авангарде выстраивания национальной идентичности: она будет делать упор на «старую идентичность», тогда как новые поколения, свободные от советского ментального кода, эта идентичность не будет устраивать. В перспективе вектор №1 – это заявка на участие в борьбе внутри крупной церковной корпорации под названием Русская Православная Церковь, и задача украинской группы в этой борьбе сводится к формированию собственной программы.

 

Наиболее привлекательным для УПЦ МП может показаться вектор №3, «национальный» вектор. Однако и у этого выбора имеются свои серьезные риски. Вектор №3 предполагает, пусть последовательную, без резких движений, но все же борьбу за автокефалию. Как говорилось выше, эта борьба может происходить в несколько этапов: сначала растворение в «Русском мире», затем использование своего положения «группы влияния». Но в этом случае Церковь рискует упустить социальный «драйв». Поэтому оформлять программу нужно уже сейчас.

 

Границы автономии, которой в рамках Московского Патриархата пользуется УПЦ МП, довольно широки. В связи с этим значение автокефального статуса представляется скорее национально-символическим, нежели прагматическим. Оказавшись в авангарде борьбы за автокефалию, УПЦ МП лишит конкурентов из Киевского Патриархата и УАПЦ козырей. Другой вопрос – это перспективы борьбы. Стремление к автокефалии противоречит видению Церкви, принятому молодым и энергичным Патриархом Московским, и совершенно не ясно, к каким аргументам должны прибегнуть украинские церковные дипломаты, чтобы добиться искомого. В прошлом году в ходе визита на Украину Кирилл заявил президенту Виктору Ющенко, что «поместная Церковь на Украине уже есть».

 

Вектор №3, избираемый последовательно, в ситуации противостояния амбиция Патриарха Кирилла грозит УПЦ МП «македонским сценарием», т.е. фактическим новым расколом и непризнанностью довольно крепкой структуры другими Православными Церквами. Более того, этот выбор чреват реструктуризацией, переформатированием украинского раскола: если прежние «раскольники» будут тяготеть к бывшей «московской» Церкви, то от УПЦ МП отделятся те же Донецкая и Одесская епархии.

 

«Национальный» выбор привлекателен тем, что УПЦ МП сможет если не контролировать, то содержательно влиять на процесс формирования национальной идентичности (например, на выбор референтных исторических фигур, их оценку и т.д.) Риск заключается в том, что у самой Церкви едва ли есть четкий ответ на вопрос «Что значит быть украинцем в XXI веке?» Ее связь с Москвой – не бумажная, но многовековая, культурная, парадигматическая, в какой-то степени ментальная. УПЦ МП, по всей видимости, нужно обновить собственную элиту, чтобы стать «Церковью всех украинцев».

 

Возможен, разумеется, более мягкий вариант вектора №3. Это постепенная украинизация языка богослужения и поддержание диалога с «раскольниками». Следует заметить, что УПЦ МП, и митрополит Владимир в частности, делают шаги в этом направлении – и эти шаги пока не приводят к открытому конфликту с Москвой.

Что даст УПЦ МП мягкая «национализация»? Во-первых, Церковь не будет исключена из процесса формирования национальной идентичности – она едва ли окажется в его авангарде, но все же сможет «прощупывать пульс» и тем самым осуществит профилактику собственной маргинализации. Во-вторых, step by step, оставаясь внутри Московского Патриархата, УПЦ МП будет превращаться в ментально инородное тело, которое со временем самой Москве будет проще вытолкнуть, нежели пытаться контролировать и адаптировать.

 

Пожалуй, мягкий вариант вектора №3 на данный момент и представляется наиболее сбалансированным стратегическим выбором для УПЦ МП.

 

Теги:
1411







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
22 травня 2010 22:27

Сергей Шмеман : Иногда раскол спасает Церковь
http://www.focus.ua/society/119718


20 травня 2010 15:23

Я про сон разума, то есть богословия. Что богословски на украине не спит, то неизвестно. Это проблема. Потому что евангелизация и богословское возроджение - вещи связанный напрямую.


12   Игор
20 травня 2010 14:58

Юрию
"1.Россия - безнадежна. Потому что у нее есть своя религиозность и она языческая. Люди верят в Богиню Землю, Добых и Злых духов, в Вождя-Мага. Под эти языческие архетипы подстаравивается все - политики, пиарщики, журналисты, попы. Это безнадежно. И это говорю не я: почитайте о. Петра Мещерянинова".
Находясь в России, я не вижу здесь безнадежности. Медленно, но люди приходят в Церковь. Хотя их процент от общего числа конечно мизерный: 2% - самая оптимистичная оценка. Но возможно они есть малая закваска, от которой взойдет все тесто.
2.Запад верит в человека или в игру. Поэтому там еще есть место для религии, как тому что дает Цель человеку и смысл игре.
К Западу отношусь наверно также Юрий, как Вы к Москве. Поэтому у меня большой скепсис по поводу того, для там есть место для религии.
3.Начав евангелизировать себя и Запад мы останемся собой.
Согласен. Но лучше - постараемся остаться собой.
4.Любая попытка христианизировать-европеизировать Россию заканчивается русификацией Украины. и, добавлю, украинизацией России. Кстати, в России часто слышу от знакомых или даже лично встречаю священников или монахов из Украины. Факт, что многие из них с западных областей. Почаевцев, такое ощущение, вообще пруд пруди.
"Но еще более жаль, что у страны имеющей более 20 тысяч приходов Киевской традиции нет своей богословской традиции такой же мощи как у русских и греков. Вот чем бы мы могли (и должны были бы!) помочь всем - и Европе, и РФ в первую очередь."
Часть той традиции, которые Вы называете, русской можно спокойно отнести и к украинской.
"Но судьба хохлов - спать. При всей их религиозности."
Тут в корне не согласен. Мне кажется, что мы сейчас более пассионарны, чем русские. Почему Вы думаете, что наша судьба - спать? Не понимаю.


20 травня 2010 12:06

Увы... Вынуждена подписаться практически под каждм тезисом последнего поста Черноморца. Он везде прав. Жаль, что кто-то до сих пор испытывает иллюзии относительно как духовного потенциала России, так и наличия воли к сопротивлению у нас.


20 травня 2010 11:33

Игорь!
1.Россия - безнадежна. Потому что у нее есть своя религиозность и она языческая. Люди верят в Богиню Землю, Добых и Злых духов, в Вождя-Мага. Под эти языческие архетипы подстаравивается все - политики, пиарщики, журналисты, попы. Это безнадежно. И это говорю не я: почитайте о. Петра Мещерянинова.
2.Запад верит в человека или в игру. Поэтому там еще есть место для религии, как тому что дает Цель человеку и смысл игре.
3.Начав евангелизировать себя и Запад мы останемся собой.
4.Любая попытка христианизировать-европеизировать Россию заканчивается русификацией Украины. Посмотрите чем закончился проект про христианизации-европеизации России для украинцев последней трети 17 и начал 18 века.
Жаль, конечно, что все так грусно с нашим соседом. Но еще более жаль, что у страны имеющей более 20 тысяч приходов Киевской традиции нет своей богословской традиции такой же мощи как у русских и греков. Вот чем бы мы могли (и должны были бы!) помочь всем - и Европе, и РФ в первую очередь. Но судьба хохлов - спать. При всей их религиозности.


9   ПУТЯ
19 травня 2010 23:34

Для Димы и Игоря.

Я думаю так. Слово "интеграция" в даной теме нужно упразднить. Мы, украинцы, никуда не должны интегрироваться. Украина самодостаточная общность с укоренившмся (пусть потом истребленным) христианским пониманием бытия. Нам незачем демонстрировать что-то кому-то. Тем более тем, кто "умнее и православнее" нас, тем кто "Мать", а не сумасшедшая падчерица. Нам бы еще поучиться не помешало. На диком Востоке (Московия) было много наших святителей: начиная с преподобного Кукши, продолжая Иоаном и Павлом Тобольськими, Иннокентием Иркутским (там называют его Равноапостольным), и заканчивая анафематсвованым Арсением (Мациевичем) и Димитрием Ростовскими. То зерно Евангелия, которое они там сеяли, было попрано, и попирается до сих пор. Сам слышал как новоиспеченные богословы Осипов с Самим Кураевым наперебой обвиняют их в западничестве.

Нам не нужно рваться в Европу - мы им неинтересны, а они нам чужды. Мы хотим спокойствия. Нам необходимо обустроить у себя христианский быт. Без расколов, без гряды Харьковских сюрпризов и т.д.


8   dima
19 травня 2010 22:09

ну насмешили, право. В России лучше, чем в Европе, а в Украине - еще лучше? И это потому, что кое-где кое-кто в Европе легализирует наркотики, гомосексуальные браки и священство женщин? А значит, там "люди не понимают сути христианства". А украинцы правильно понимают, когда воруют и взятки несут 95%? Когда коррупция и равнодушие на каждом шагу? Завидуют, стремятся к "понтам" и пытаются возвыситься над ближним? Если кто рядом победнее и почестнее - то сразу лох? По абортам, проституции, спиду - первые места?
Когда-то мне голландцы пытались объяснить легализацию наркотиков. Говорят: понимаешь, Дима, если это легализировать, то прибыль получит государство, а если запретить - все равно наркотики будут распространять (может поменьше) - но прибыль получит мафия. Но этот аргумент не работает для Украины, потому что у нас государство и мафия - в одном лице. И кто за это ответственен? Не "процветающее" ли христианство?


7   Игор
19 травня 2010 20:53

Путе
"В общем целом Россия еще более атеистическое государство чем любая страна Европы".
Спорная мысль. С ней еще можно согласиться, если мы берем ситуацию в статике, т.е. в этот конкретный момент истории. Однако, если рассматривать тенденции, то все выглядит не совсем так. В Европе идут, извините за эмоциональность, деградационные процессы. То, что общество признает гомосексуализм нормой, приветствует посвящение женщин в сан, не возражает против легализации наркотиков (и это только "вопиющие" факты - верхушка айсберга), свидетельствует о том, что люди не понимают сути христианства и пытаются подогнать веру под себя. В России же наблюдается пусть небольшой, но подъем духовности. Люди устали от грязи и хотят жить правильно и чисто. И идут в Церковь. Я учусь и работаю сейчас в Москве - вижу это своими глазами. У меня много русских друзей - все они так или иначе интересуются верой, распрашивают о храме, службе, начинаются поститься - и это молодежь от 20 до 26 лет.
И конечно, на Украине, все намного лучше. В Москве, когда собираемся с товарищами - все разговоры о женщинах, машинах и прочей ерунде. Дома мы с друзьями об этом и не говорим почти, зато до утра можем спорить о вере, Боге, христианстве. У нас народ более религиозный. Мы действительно соленее чем русские. И я согласен с Юрием, что мы должны быть солью. Но не только для Европы, но и для России тоже. Новая христианизация имеет все шансы начаться именно с Украины. Мы это должны нести миру! Это должно стать основой нашей идентичности!
П.С. Да, юношеский максимализм во мне не выветрился)


19 травня 2010 14:33

игорю
ну когда уже поймете, что Украина - часть Европы по своей идентичности. И ее сверхзадача - сделать так, чтоб вновь соль стала соленой. ЧТобы Европа была христианской. И это все возможно, ибо все возможно верующему.
А обращать Азию (часть которой есть Россия) - это бессмыленная затея. Это поняли еще те, кто хотел из этой Азии сделать Европу - русская интеллигенция. Тем боле украинцам невозможно обратить РФ.


5   ПУТЯ
19 травня 2010 12:55

Игорь если религиозная альтернатива Европе - Россия, то я с Вами не соглашусь. Мне тоже Европа не совсем по душе. Но и Россия со своим БЕЗБОЖИЕМ (или царебожием, или русобожием) еще более не по душе.
В общем целом Россия еще более атеистическое государство чем любая страна Европы. Если не брать во внимание прогрессивное равитие Ислама и Буддизма. А Христианства там почти не осталось.
В России на Пасху в храмах молились 5,6% населения России, а в Украине 23,4%.
Это всего лишь один день в году!
Вот статистика http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/4193-11-mln-xristiyan-buli-na-veli
kodnix-bogosluzhinnyax-v-ukrayini.html


4   Игор
19 травня 2010 12:09

"...для нового поколения украинцев актуальным станет даже не вопрос идентичности, а вопрос европейской интеграции этой идентичности".
Страшная фраза... Курс на европейскую интеграцию может означать только усиление секулярных тенденций на Украине. В результате Церковь рискует превратиться в музей как это произошло в Европе, а от веры останется лишь обрядовая сторона. Если для "нового поколения украинцев" вопрос действительно встанет так, как сформулировал автор, то это очень печально. Европа во многом уже вне Церкви. И лично мне, как верующему представителю молодого поколения не хочется в нее интегрироваться.


18 травня 2010 17:58

«Российская» стратегия фактически поставит крест и на перспективах преодоления расколов внутри украинского православия.
Стопудово! Раскол только углубится, и в первую очередь, внутри самой УПЦ. Будут "раскольники в каноне". Царство, разделившееся в самом себе. Что и нужно РПЦ.
Владимир (Сабодан) неоднократно отвечал на вопрос об автокефалии: «Сначала единство, затем статус».
Если б Сабодану было 50 лет и у него было бы богатырское здоровье - то можно было б и так. А по факту выйдет, что даже если при нем единство будет достигнуто, то может быть, на статус это никак не повлияет - плодами его труда воспользуются совсем не его последователи.
Киевский Патриархат и УАПЦ были бы загнаны в подполье.
Не вопрос. Подполье - так подполье. Лишь бы там, где Бог, и там, где правда.
В перспективе вектор №1 – это заявка на участие в борьбе внутри крупной церковной корпорации под названием Русская Православная Церковь
Увы...боюсь, это не заявка на борьбу, а подготовка к полному растворению в РПЦ. УПЦ не умеет и не привыкши отстаивать свою точку зрения.
Оказавшись в авангарде борьбы за автокефалию, УПЦ МП лишит конкурентов из Киевского Патриархата и УАПЦ козырей.
Да не проблема! Не будет козырей, но будет "золотая акция" - что еще лучше.
переформатированием украинского раскола: если прежние «раскольники» будут тяготеть к бывшей «московской» Церкви, то от УПЦ МП отделятся те же Донецкая и Одесская епархии.
Если речь идет об оформлении двух юрисдикций в Украине (УПЦ и РПЦ), то хотела бы я посмотреть, как РПЦ будет "канонизировать" своих уже раскольников...
УПЦ МП будет превращаться в ментально инородное тело, которое со временем самой Москве будет проще вытолкнуть, нежели пытаться контролировать и адаптировать.
Слова автора - да Богу б в уши... Представляете только эту катастрофу - 2 православные церкви - друг другу ментально (а значит, и духовно) чужды и инородны!.. Не бывает такого, кто-то один, значит, "неверный ленинец"...кто-то предал Христа...
------------------
Путя, как раз и у меня вопрос к автору, почему он говорит об "амбициях УПЦ".


2   ПУТЯ
18 травня 2010 17:45

И амбиции тут ни при чем.

Дійсно. При чому тут амбіції? Авткефалія це природній стан Церкви. Це так само як сила тяжіння, чи магнітне поле... Це елементарна річ і абсолютно не дискутивна.
Самостійність не суперечить церковній єдності. Автокефальність і незалежність Помісних Церков не тільки не ділить Церкву, а навпаки забезпечує дійсну єдність, Соборну Єдність. Тільки на засадах автокефальності Помісних Церков може існувати Вселенська Христова Церква і бути Єдиною Святою Соборною і Апостольською.
Зверніть увагу на Польщу. Малесенька за числом приходів церква: кілька десятків парохій. Занесена до Диптиху як автокефальна.
Тетяно, мова не про амбіційність чи навпаки. А про те що нам брешуть ось уже 20 років про якесь "єдінство", а ми віримо.
Автокефалія це природній стан Церкви. Іншого стану не існує.


18 травня 2010 12:09

Киев отбрасывает всякую мысль об автокефалии, сливается в экстазе с Московским престолом и становится проводником «российской линии» в украинской политике – прежде всего, в области культуры, религии, языка, истории
А где тут Христос?
УПЦ МП намерена расширять свое политическое влияние путем поддержки конкретного игрока, вне зависимости от эксплуатируемых им идей
Тогда УПЦ перестанет быть:
а) православной;
б) церковью.
Пусть туда ходит бородатый Чаленко совершать бессмысленные ритуальные махания руками и глядеть на красивых прихожанок. Вменяемым людям там делать нечего. УПЦ уничтожит сама себя, и на ее место радостно просто придет РПЦ - во всей своей красе.
Выбирая вектор №1, Украинская Православная Церковь высказывается за... добровольное ограничение собственных амбиций.
Это просто отказ от взросления. Признание своего инфантилизма и лилипутии. И амбиции тут ни при чем. Амбиции у РПЦ. И УПЦ делает все, чтобы эти амбиции не имели ни границ, ни здравого смысла (о канонах можно просто молчать). Проще говоря, потакание греху. А значит, и соучастие в нем.
to be continued


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант