Самостоятельность — естественное состояние Церкви в Украине?

21 10 2010 |
Сергей Штейников

27 октября исполняется двадцать лет со дня издания покойным Патриархом Московским и всея Руси Алексием II грамоты о даровании Украинской Православной Церкви (УПЦ) самостоятельности в управлении. Хотя эта дата вряд ли станет поводом для каких-то масштабных церковных торжеств, все же не обратить на нее внимание руководство УПЦ не могло. 18 октября митрополит Владимир (Сабодан) выступил с программным докладом, в котором предложил свою интерпретацию событий 1990 года и проблемы канонического статуса УПЦ в целом.

 

Самостоятельность — естественное состояние Церкви в Украине?Доклад митрополита Владимира стал определенным ответом на те дискуссии, которые в последнее время ведутся как в самой УПЦ, так и в украинском обществе. С момента избрания на патриарший престол в Москве Патриарха Кирилла можно наблюдать явное стремление церковно-административного центра в Москве вернуть в свои руки жесткий контроль над УПЦ. Визиты Кирилла в Украину в 2009 и 2010 годах стали знаковыми. Отныне «украинский фронт» — приоритетное направление деятельности Московского Патриарха. Все чаще раздаются голоса о фактическом конце самоуправления УПЦ. В этом контексте дарование Украинской Церкви автономии, состоявшееся в 1990 году, теперь многие склонны интерпретировать лишь как плод временного политического расклада в распадавшемся тогда Советском Союзе. Поэтому и некоторая часть епископата УПЦ, и тем более консервативные церковные круги в Москве уже почти открыто озвучивают идею необходимости пересмотра канонического статуса Украинской Церкви. Именно в ситуации столь непростого силового напряжения митрополит Владимир озвучил идеи, которые вносят заметные коррективы в «идейную платформу» УПЦ.

 

Во-первых, в докладе последовательно проводится мысль о том, что самоуправление Православной Церкви на территории Украины — это вовсе не изобретение 1990 года и вовсе не плод амбиций тогдашнего Киевского митрополита Филарета (Денисенко). Быть может, впервые в официальных выступлениях митрополита Владимира прозвучала мысль о том, что Киевская митрополия в течение своей тысячелетней истории почти всегда «пользовалась правом широкого самоуправления». С достаточной убедительностью глава УПЦ показал, что и в домонгольский, и в польско-литовский период своей истории Киевская митрополия, хотя и входила в состав Константинопольского патриархата, все же по факту была автономным округом, внутренние дела которого всегда решались без согласования с Константинополем.

 

Своего самоуправления митрополия лишилась лишь в начале XVIII века после вхождения в состав Московского Патриархата. В докладе об этом сказано достаточно ясно. При этом митрополит Владимир по понятным причинам избегает антимосковского пафоса. Упразднение Петром I древних прав Киевской митрополии глава УПЦ вписывает в общий контекст церковной политики императора. Ведь и Русская Церковь при Петре лишилась патриаршей формы правления и была полностью подчинена светской власти.

 

Еще один любопытный аспект доклада — это интерпретация событий 1917-1918 годов. Сегодня в церковных кругах как в Украине, так и в России не любят вспоминать решения, принятые в те годы на церковных соборах в Москве и в Киеве. Лишь узкий круг специалистов помнит, что в 1918 году Православная Церковь в пределах Украины получила права автономии, которые, увы, не были реализованы в полной мере. Митрополит Владимир вновь напомнил об этих событиях, вписав их в общий контекст древней традиции автономного существования Киевской митрополии.

 

На таком историческом фоне и документы 1990 года перестают выглядеть «лишь как плод политической конъюнктуры» и превращаются в одно из логических звеньев в историческом пути православия в Украине. Таким образом, митрополит Владимир озвучил достаточно важную идею: самостоятельность — естественное состояние Церкви в Украине.

 

В то же время представленный в докладе краткий обзор исторического пути православия в Украине ясно свидетельствует и о том, что перемены в каноническом статусе Киевской митрополии всегда были обусловлены переменами в политической жизни региона. Внесение корректив в процедуру избрания и назначения Киевских митрополитов, а также сужение или расширение их прав всегда было неизбежным следствием ослабления одних и усиления других государств. Вхождение украинских земель в состав Литвы, а затем Польши влекло за собой вмешательство польско-литовских политических элит в церковную жизнь. А постепенное упразднение свобод украинской казацкой старшины после вхождение Украины в состав Московского царства привело и к упразднению древних прав Киевской митрополии. Тут сам собой напрашивается вывод: нынешнее переформатирование политических отношений между Россией и Украиной не может не повлечь за собой изменения формата отношений между УПЦ и Московской Патриархией.

 

Впрочем, Предстоятель УПЦ достаточно ясно обозначил свою принципиальную позицию: оснований для пересмотра документов 1990 года нет. Они являются не только фундаментом современного положения УПЦ, но и стали «неотъемлемой частью действующего законодательства Русской Православной Церкви». Вписав самоуправление возглавляемой им Церкви в широкую историческую перспективу, митрополит Владимир дал понять, что, с одной стороны, УПЦ сегодня не стремится к полной независимости (автокефалии), но, с другой стороны, и отказываться от своих прав тоже не собирается.

Теги:
3309







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
10 листопада 2010 04:50

В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга -
Друг, возможно, окажется злейшим врагом.
Даже самые светлые в мире умы
Не смогли разогнать окружающей мглы.
Рассказали нам несколько сказочек на ночь -
И отправились, мудрые, спать, как и мы… Омар Хайям
Зыбкая почва, скорбна надежда! С самостоятельностью Украинской Церкви возможны возникновения сложностей, так как рука Украины слабеет, а рука Москвы уж больно сильна и крепка. Если бы не было данной проблемы о ней бы и не говорили и не писали. Проблема «ревиндикации» есть! Она насущна! Но, поживем увидим… Люди с лихостью, а Бог с милостью.


26 жовтня 2010 21:10

Многая і благая літ Блаженнійшому Володимиру, Митрополиту Київському і всієї України, Предстоятелю Української Православної Церкви!!!


3   ygeo
24 жовтня 2010 16:54

навіки слава Йому!


22 жовтня 2010 23:04

Прекрасный конспект, Сергей! Обнимаю. Хочу только обратить внимание: оборот "стали «неотъемлемой частью действующего законодательства Русской Православной Церкви»" как будто списаны со страниц сайтов, где спорят о конституционной реформе 2004 года. Т.е. "реформа" стала телом Конституции Украины, но была упразднена самим КС, на что права тот вроде как не имел. В нашей церковной ситуации Томос 1990 года хотят представить как Политреформу 2004 года. И упразднить по тем же лекалам. НО! То, что дозволено (пока) г-ну Енакиевскому, не дозволено г-ну Чистопрудному. А почему? Потому, что НАШ Блаженнийший - не Юля Тимошенко, а Кирилл - не дважды несудимый.


22 жовтня 2010 08:59

Прекрасний матеріал! Слава нашому Предстоятелю!!!


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант