Предыдущие части см. тут

Приблизительно 40 лет тому назад, когда в Америке находился Патриарший Экзарх митрополит Коринфский Дамаскин, значительное количество украинских эмигрантов в Америке, объединенных в 35 униатских приходов, обратились к нему с просьбой принять их в лоно Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского престола, а именно в Американскую Архиепископию, в качестве отдельной части, пользующейся правами внутреннего самоуправления.


После того, как эта просьба американских украинцев была благосклонно воспринята Матерью Великой Церковью, были проведены соответствующие переговоры между возглавлявшим в то время архиепископию приснопамятным Патриархом Афинагором и украинской Консисторией. Были соблюдены все необходимые канонические предписания, связанные с принятием в Православие и вхождением в верховную каноническую юрисдикцию Вселенского Престола украинских униатских приходов. Церковью также был сформирован и одобрен порядок управления ими.  


Единственная трудность состояла в том, чтобы найти подходящую личность, которая с одобрения упомянутых приходов, могла бы быть избрана и рукоположена во епископа в качестве викарного архиерея Американского Архиепископа и подъяла бы на себя труд по церковному попечению и церковной организации украинских приходов. И вначале был предложен в качестве кандидата доктор Жук. Однако, вследствие того, чтобы против него были выдвинуты определенные обвинения, его кандидатура не была принята Священноначалием Архиепископии. Однако, позже он был рукоположен неким сирийцем Софронием, неизвестного происхождения и Христофором Кондойоргом. Жук управлял украинскими приходами до самой своей смерти.


Оставшись без главы, украинцы обратились с просьбой в Американскую Архиепископию, прося прощения, которое и было им дано.


Однако, не находя подходящего лица в своей среде, они обратились во внешний мир. Завязав контакты с архиепископом Пражским Савватием, украинцы выбрали кандидатом проживавшего тогда в Праге украинского иеромонаха Богдана (Спилку), который и прибыл на Фанар в сентябре 1936 года с архиепископом Пражским Савватием для канонического избрания и хиротонии. Однако, близкое общение с кандидатом породило сомнения относительно его скорой хиротонии. Вследствие этого хиротония иеромонаха Богдана (Спилки) была отложена. На Фанаре посчитали необходимым, чтобы он сначала прибыл в Америку и, находясь на каком-либо церковном служении, непосредственно познакомился бы с жизнью местных православных. Только после его пребывания в Америке и полученного подтверждения от Американской Архиепископии и украинской Консистории о том, что исполняя там свои обязанности, иеромонах Богдан (Спилка) приобрел уважение духовенства и народа, Священный Синод Вселенского Патриархата приступил в январе 1937 года к его избранию во епископа в древности славной Евкарпийской епископии.

Получив рукоположение из рук приснопамятного Вселенского Патриарха Афинагора (на фото), который в то время был Архиепископом Американским, а также от его викарного епископа Сан-Францисского Каллиста, епископ Богдан с тех пор принял на себя архипастырское попечение над украинскими приходами в Америке, совершая свое служение в тесном сотрудничестве с Архиепископией.


Вначале он развил бурную деятельность и был предан Архиепископии и Вселенскому Патриархату. Однако, у него не было материальных доходов, и его бедные приходы часто просили экономической помощи от Архиепископии. Со временем среди украинцев стали возникать разногласия. Архиепископия неоднократно старалась примирить несогласные стороны, но вследствие их упорства и неготовности менять свое мнение ее усилия были тщетны.


После рассмотрения на общем собрании Архиепископии 12 февраля 1948 года в присутствии епископа Евкарпийского Богдана положения украинских приходов было сочтено необходимым созвать Генеральное Собрание украинских приходов, которое и состоялось 8 и 9 декабря 1948 года в городе Аллентаун штата Пенсильвания.


Со стороны Американской Архиепископии присутствовал на этом Собрании тогдашний Патриарший Экзарх епископ Бостонский Афинагор и епископ Нисский Герман. При этом епископ Евкарпийский Богдан уклонился от участия. Однако, его отсутствие не помешало Собранию, состоявшему из представителей 98 украинских храмов, проводить заседания и принимать решения.


Собрание одобрило избранных на Нью-Йоркском Собрании украинских приходов от 10-12 декабря 1946 года членов Церковного Совета, которые, на основании Устава украинских приходов имеют право на протяжении 5 лет исполнять свои обязанности, в данном случае до 1951 года. Собрание также рассмотрело ситуацию с епископом Евкарпийским, единогласно решив обратиться в Архиепископию и через нее во Вселенскую Патриархию с просьбой назначить епископом для украинских общин пребывающего в Канаде украинского иерарха Мстислава (Скрыпника). При этом предполагалось, что епископ Евкарпийский должен был играть роль простого помощника в управлении украинскими приходами. Важно отметить, что Мстислав был предварительно опрошен и дал личное согласие, заявив при этом, что после своего назначения приведет в подчинение Вселенскому Патриархату и руководимые им украинские приходы в Канаде.


Принятые украинским Собранием решения не были приняты епископом Богданом, что и привело к конфликту между ним и приходами. Провозгласив Собрание от 9 декабря 1948 года и его деяния антиканоническими, епископ Богдан своим решением от 20 января 1949 года распустил старый Церковный Совет и назначил новый из благожелательно настроенных к нему людей. Созвав 8 февраля 1949 года первое заседание назначенного им нового Церковного Совета, он выступил на нем с докладом, после чего Советом было принято решение дать полномочия епископу Богдану войти в контакт и начать сотрудничество с проживавшим в Канаде митрополитом Иларионом (Огиенко), чтобы вместе с ним, а также с карпаторосским епископом Агафоникийским Орестом создать «Православную Украинскую и Карпаторусскую Церковь Северной и Южной Америки».
Встреча епископов Евкарпийского и Агафоникийского с митрополитом Иларионом состоялась 17 февраля 1949 года. В результате этой встречи было принято решение вскоре объединиться в «Православную Митрополию Украинской и Карпаторосской Церкви в Северной и Южной Америке» в юрисдикции Вселенского Патриархата. Митрополитом объединенной Церкви единогласно был избран митрополит Иларион, в то время как Богдан – Украинским Архиепископом Америки и Канады, а Орест – Карпаторосским Архиепископом Северной и Южной Америки.


Любопытно, что епископ Богдан после всех своих антиканонических и самовольных действий без колебаний заявил в сентябре 1949 года священноначалию Американской Архиепископии, что «он всегда благопослушен и предан Вселенскому Патриархату и во всех своих действиях и поступках руководствовался опытом и мудростью Вселенского Патриархата».


Что касается дальнейших действий епископа Евкарпийского Богдана, то он, видя, что после решения о роспуске старого Церковного Совета украинских приходов его члены не вразумляются, наложил на них церковные прещения.


Однако, члены старого Церковного Совета, основываясь на решениях почти всех украинских приходов, принятых в присутствии Патриаршего Экзарха и других представителей Архиепископии 8 и 9 декабря 1948 года в Аллентауне в Пенсильвании, расценили распоряжения епископа Евкарпийского антиканоническими и самочинными. А его сотрудничество с митрополитом Иларионом и епископом Агафоникийским по созданию «Православной Украинской и Карпаторосской Церкви Северной и Южной Америки» - как отречение и предательство по отношению к Вселенской Патриархии. Члены старого Церковного Совета посчитали канонически правильным продолжать свою деятельность в качестве законного Церковного Собрания украинских приходов и 6 марта 1949 года избрали администратором украинских приходов священника Андрея Иванесу. Кроме того, они еще раз созвали Церковное Собрание украинских приходов в Аллентауне и Вилмингтоне, после чего посредством телеграмм и писем испрашивали канонического благословения и материнской защиты Вселенского Патриархата.


Однако, в это время игравшая роль посредника Американская Архиепископия была вдовствующей. Из-за выборов и переезда в Америку нового приснопамятного Архиепископа Михаила не было возможности с одной стороны дать рекомендации украинским приходам, а с другой – должным образом вести этот вопрос. Достаточно долгое время, которое истекло за этот период, привело к разжиганию страстей между епископом Богданом и украинскими приходами, начались судебные процессы, которые нанесли существенный урон приходам.


Епископ Богдан продолжал сотрудничество с митрополитом Иларионом, будучи членом «Православной Украинской и Карпаторосской Церкви Северной и Южной Америки», нося титул Архиепископа «Украинской Православной Церкви Америки и Канады». А противостоящие епископу Евкарпийскому Богдану украинские приходы, во исполнение решения Собрания от 8-9 декабря 1948 года относительно приглашения Мстислава, а также ратифицируя решение Генерального Собрания в Вилмингеме от 6 июня 1950 года, пригласили Мстислава, который прибыл в Нью-Йорк из Канады 15 июля 1950 года. Именно он принял в свое управление недовольные епископом Богданом православные приходы. Следует отметить, что он начал сотрудничество с группой, которой руководил, имевший «самосвятскую» хиротонию Иоанн Теодорович. Мстислав перерукоположил его во епископы в 1949 году в сослужении епископа Александрийского Патриархата Христофора Кондойоргоса. Через последнего, который в то время был Экзархом Александрийского Патриарха Христофора II, Мстислав искал своего рода облегчения от власти Вселенского Патриархата, а именно, чтобы возглавляемая им и Иоанном Теодоровичем «Объединенная Украинская Церковь» была признана Александрийским Патриархатом автономной.


Однако, епископ Евкарпийский Богдан, антиканонически и самочинно используя титул архиепископа, а иногда и митрополита, продолжал предпринимать много других антиканиноческих действий, способствуя этим отходу своей паствы в другие юрисдикции. Это положение сохранялось до его смерти в Канаде 2 ноября 1965 года.
Таким, в общих чертах, является обзор происхождения и исторического развития жизни украинских общин в Америке в лоне Вселенского Патриархата.
Однако, параллельно с этими приходами в Америке, Канаде и Австралии существуют и другие украинские приходы, действующие отдельно и независимо друг от друга. Большинство из этих приходов были разделены на разные церковные группы, зачастую противостоявшие друг другу. На основании имеющихся источников, самые известные из них можно расположить в следующем порядке:


1.    Приходы, которые после смерти епископа Богдана вошли в юрисдикцию Вселенского Патриархата.


2.    Приходы, представители которых участвовали в Генеральном Собрании в пенсильванском Аллентауне в 1948 году, и которые вследствие непристойного поведения епископа Богдана, приглашенного и не соизволившего придти на Собрание, отделились от него и вошли в состав украинских православных приходов, возглавляемых проживавшим в Канаде украинским иерархом Мстиславом. Следует отметить, что как было уже сказано выше, отделившиеся от епископа Богдана упомянутые общины захотели остаться под омофором Вселенского Патриархата. При чем, на это дал свое согласие Мстислав (Скрыпник), которые захотел даже свои приходы подчинить Вселенскому Патриархату. Поскольку же на эту просьбу Матерь Великая Церковь тогда не смогла дать ответа из-за административных забот и возникших сложностях в вопросе управления украинскими православными приходами, то эта группа продолжила в последующем свою независимую от Мстислава церковную жизнь.


3.    Приходы, находящиеся под управлением Митрополита Украинской Православной Церкви в Канаде Илариона (Огиенка). Как было уже сказано выше, с митрополитом Иларионом сотрудничал епископ Евкарпийский Богдан, в противовес отделившимся от него приходам, которые впоследствии подчинились Мстиславу (Скрыпнику).
Епископ Богдан вместе с Карпаторосским епископом Агафоникийским Орестом, провозгласив 17 февраля 1949 года создание так называемой «Православной Украинской и Карпаторосской Церкви Северной и Южной Америки», посредством писем и телеграмм обратились во Вселенский Патриархат с просьбой о канонической поддержке и покровительстве. Однако, вследствие административных забот, Великая Матерь Церковь не смогла тогда ответить на антиканонические и самочинные действия. Архиепископом Американским был только сделан строгий выговор епископу Богдану, который был резко осужден за самочинное использование титула архиепископа и был призван к порядку.


4.    Группа Палладия, носившего титул архиепископа, которая состояла из украинцев, приехавших в Америку и Канаду из Германии после Второй мировой войны. Эта группа состояла из 10 маленьких приходов. После своего появления эта группа искала признания, претендуя на преемство от Автокефальной Польской Православной Церкви во главе с приснопамятным Митрополитом Дионисием. Эти приходы в Америке и Канаде завоевали себе прочное место в противовес приходам епископа Богдана. Вместе с Палладием появился его соратник, носящий титул архиепископа некий Игорь. Он принадлежал к Автокефальной Украинской Православной Церкви митрополита Поликарпа (Сикорского) и был среди подписавших, принятое в марте 1946 года на собрании в немецком Виттенберге, послание к Патриархам и архиереям всех Автокефальных Православных Церквей. Сразу же после своего прибытия в Соединенные Штаты в январе 1951 года и по совету Архиепископа Американского Михаила, Палладий вошел в контакт с епископом Евкарпийским Богданом, с которым и состоял в общении и служил на протяжении двух лет. После этого он отошел от него и создал так называемую «Украинскую Автокефальную Православную Церковь в Америке» .


Кроме этих четырех значительных групп были и некоторые другие иерархи, как например, проживавший в Чикаго Григорий, не имея паствы называвший себя главой Украинской Православной Церкви в изгнании, а также проживавший в Бруклине Василий, называвший себя главой Белорусской Автокефальной Церкви.


Как видно из приведенного исторического обзора украинских православных приходов в Америке и их различных групп, их положение было сложное и достаточно запутанное. Среди них не наблюдалось, по крайней мере, до последнего времени, никакого желания к сотрудничеству, а присутствовало только личное честолюбие и другие мотивы находившихся во главе их личностей. Некоторые же из них проникались искренним желанием войти в юрисдикцию Вселенского престола. Они искали нашего покровительства и сотрудничества, при этом под разными предлогами они старались сохранять свою независимость.


Вселенский престол в данной ситуации, а также вследствие иногда случающихся обращений к нему разных групп, находящихся вне его юрисдикции, владея при этом каноническими правами юрисдикции над находящимися в диаспоре православными общинами, однако из-за любви и попечения об общем церковном благе, избегал любых действий, могущих задеть их положение и честь. Кроме того, во избежание трений и раздоров, он ограничивался только общими советами и увещаниями для примирения, единомыслия, сотрудничества, единого руководства, прекращения канонической аномалии и возвращению к каноническому порядку.


Правды ради следует сказать, что советы и увещевания Матери-Церкви к миру и единству не всегда приносили ожидаемые результаты. С другой стороны, неоспоримым является также и то, что ее движимые любовью старания не оставались полностью бесплодными и напрасными. Матерь Великая Церковь своими рекомендациями и авторитетом, действуя всегда в рамках канонического порядка, любви, мира и единства, и со всех точек зрения поступая как матерь, смогла с Божией помощью удержать события от худшего варианта развития и не позволила, чтобы они обратились в другую, противную Православию, сторону.


В связи с настойчивым желанием, которое неоднократно и настоятельно выражала часть православных украинцев, возглавляемых митрополитом Мстиславом (Скрыпником) из Соединенных Штатов Америки относительно их вхождения, через архиепископа Северной и Южной Америки в юрисдикцию Вселенского Патриархата, очевидно, что сам по себе вопрос не был поставлен неопределенно, неясно и отвлеченно от канонического порядка, как это случалось в прошлом. Напротив, этот вопрос был поставлен четко и конкретно, особенно в каноническом отношении. Вследствие этого Матерь Великая Церковь не имеет более права откладывать на будущее решение этого вопроса.


Поэтому Святой и Священный Синод на своем заседании от 30 мая 1972 года, внимательно изучив все то, что было передано Матери Великой Церкви Мстиславом (Скрыпником), а также объяснения Архиепископа Северной и Южной Америки Иакова, и учитывая мнение изучившей вопрос Синодальной Канонической Комиссии, решила что Матерь Великая Церковь может удовлетворить поданное ей Мстиславом (Скрыпником) от украинских приходов прошение о принятии их под высочайшее покровительство и каноническую юрисдикцию Вселенского Престола, определив, что:


1.    Находящиеся в диаспоре под руководством Мстислава украинские православные приходы, сохраняя неизменную и неуменьшенную свою внутреннюю автономию, как свободно управляемого единого церковного организма, отныне входят в состав митрополий Вселенского Престола, находясь в непосредственной от него зависимости и покровительстве и управляются согласно законодательству страны пребывания на основе своих Уставов.
2.    [Украинские приходы] отныне находятся под высочайшим архипастырским попечением и управлением иерарха, носящего титул Митрополита, а в каноническом отношении соединены со Вселенским Престолом через его Экзарха – Архиепископа Американского.
3.    За богослужением поминают: Митрополит – имя Вселенского Патриарха; а находящиеся в разных странах викарные епископы и другие клирики украинских православных приходов – сначала местного иерарха юрисдикции Вселенского Престола, затем имя Митрополита или ближайшего викарного епископа.
4.    Выдвижение кандидатов на пост Митрополита, а также на места викарных епископов совершается, как было прежде, компетентными клириками и мирянами на Всеобщем Собрании, после чего совершение канонического голосования производится Святым и Священным Синодом Вселенского Престола.
5.    Святое Миро, необходимое для их литургических потребностей, получают от Священной [Американской] Архиепископии.
6.    Общение со Вселенским Престолом подтверждается на торжественной литургии, которая совершается в Неделю Православия в греческом кафедральном православном соборе Нью-Йорка, в сослужении Архиепископа Американского, как его Экзарха, с Митрополитом украинских приходов.


Святая Христова Матерь Великая Церковь совершила эти действия как Первопрестольная, имея общее каноническое попечение над остальными Православными Церквами. Как Матерь – родившая благочестивый украинский народ во Христе Иисусе через Евангелие и на протяжении веков водительствовавшая его в вере, а также имея каноническую юрисдикцию над православной диаспорой, пребывающей вне границ Автокефальных Православных Церквей.
Итак, ни отсутствие надлежащих сведений, ни мысли и стремления, чуждые православному духу и каноническому порядку, никогда не были в состоянии повлиять на вышеприведенные действия Матери Великой Церкви. Все то, что в этих обстоятельствах ею было решено и предпринято, было направлено на оказание материнского покровительства и поддержки находящимся в трудном положении украинским православным приходам, а также на восстановление канонического порядка и гармонии в церковном управлении этой частью всей церковной диаспоры.


Несомненно, главной задачей для нашей Православной Церкви сегодня является не только сохранение, но и дальнейшее укрепление внутреннего мира и единства, необходимых для внутренней жизни и, вообще, для межхристианской миссии. Это было актуально всегда, но в особенности сегодня – когда ведется подготовка по созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Именно к этому должны быть направлены мысли и стремления всех нас.


Однако, базовым условием, главным регулятором и золотым правилом единства является только абсолютное уважение к каноническому порядку, а не теории, тенденции и действия, которые направлены на то, чтобы православные дела решались исходя из национальных принципов или других подобных критериев. Эти идеи, в их крайнем проявлении и форме, представляют огромную опасность и являются врагами единства нашей Православной Церкви. В результате этого Церковь представляется разделенной на многочисленные юрисдикции, что совершенно не дает чести Православию в вопросе диаспоры вообще, и в заботе о его (Православия) единстве, в частности.


Существует установленный порядок вещей, который не терпит племенных и националистических крайностей, теорий, воззрений и стремлений, не имеющих основания в церковной истории, церковном праве и канонах. Этот порядок одобрен опытом, согласно которому установлены последовательность и порядок чести и старшинства, а также содействие и сотрудничество по отношению к историческому первенству Матери Великой Церкви, как старшей и первопрестольной, чтобы не извратить смысла православного единства. В этой связи 28 правило (IV Вселенского Собора) является золотым правилом по решению православных вопросов. Это правило, при условии его правильного истолкования и применения в исторической перспективе, а также в сочетании с иными принципами, как например, правильно понимаемого и в меру используемого патриотизма и других психологических факторов, при ответственном подходе и здравом применении Святой Христовой Великой Церковью, является единственным возможным решением и выходом из сложных вопросов диаспоры.

Фото Facebook

Теги: