18 декабря у мусульман всего мира наступил новый, 1431 год по Хиджре. В большинстве мусульманских стран Новый год не является праздником в нашем понимании и никакие торжества по этому поводу не проводятся. В переводе с арабского хиджра означает «переселение», и представляет собой событие, произошедшее в 622 году – переселение пророка Мухаммада вместе со своими последователями из языческой Мекки в Ясриб. Для мусульман хиджра символизирует собой начало новой эры – эры, когда ислам начал распространяться по всему миру.


Чтобы лучше понять и почувствовать это событие, необходимо четко представлять себе, какие события предшествовали хиджре, а как переселение сказалось на развитии ислама.


Хиджре предшествовал год, получивший в исламе название «Год траура» – в этот год умерли люди, оказывавшие самую большую поддержку Мухаммаду — его дядя Абу Талиб, покровительствовавший пророку все это время и защищавший его от преследований со стороны язычников и преданная жена Хадиджа. Ее роль в жизни Мухаммада была столь велика, что даже по прошествии многих лет он говорил: «Она уверовала в меня тогда, когда другие в меня не верили, посчитала мои слова правдой тогда, когда люди называли их ложью, поделилась со мной тем, что имела, когда другие отказывали мне, и, наконец, только от нее Аллах дал мне детей».
После смерти Абу Талиба родное племя пророка возглавил один из его злейших врагов — дядя Мухаммада Абу Лахаб. С этого момента Мухаммад был лишен покровительства своего рода, и теперь ничто не сдерживало язычников в их стремлении уничтожить пророка и его сторонников.


Несмотря на смерть Абу Талиба и жесточайшие гонения со стороны языческого населения Мекки, Мухаммад не прекращал свои проповеди перед другими арабскими племенами во время традиционных ярмарок. И вот, однажды, в хадж в Мекку прибыли представители племени хазрадж, которое обитало в Ясрибе — оазисе, расположенном в 350 километрах к северу от Мекки. В то время племя находилось в состоянии затяжного конфликта, грозившего перерасти в междоусобную войну, с общиной иудеев, также проживающих в оазисе. Хазраджиды постоянно терпели поражения от иудеев, которые, ко всему прочему, обещали им полное истребление, когда придет их долгожданный пророк — машиах.


Хиджра: начало исламской эры Когда представители хазраджидов находились в Мекке, к ним обратился Пророк Мухаммад с призывом уверовать в единого Бога — Аллаха, и произнести два исламских свидетельства, тем самым признав Мухаммада его пророком и посланником. Хазраджиды сразу поняли, что перед ними находится тот пророк, на которого постоянно ссылались иудеи, и восприняли призыв Мухаммада, приняв ислам. На следующий год прибывшая в Мекку другая, более представительная делегация из Ясриба приняла ислам и дала клятву верности Аллаху и его пророку и посланнику. Эта, первая клятва ясрибцев, получила название женской клятвы, поскольку она была дана до того, как Мухаммад получил от Аллаха разрешение начать войну с язычниками. В ней ясрибцы присягнули в том, что не будут ничего приобщать к Аллаху, не будут воровать, прелюбодействовать, убивать своих детей, лгать, клеветать, совершать грех.


На следующий год ясрибцы дали вторую клятву — так называемую клятву войны. В ней они поклялись поклоняться Одному лишь Аллаху, следовать исламу и защищать свою новоприобретенную веру и своего пророка Мухаммада ценой своей жизни. Окончательно данная клятва была закреплена Мухаммадом и двенадцатью старейшинами от ясрибцев (накибами). В это же время было ниспослано Мухаммаду разрешение от Аллаха защищать силой оружия мусульман от тех, кто покушался на их жизнь: «Тем, которые подвергаются нападению, дозволено [сражаться], защищая себя от насилия. Воистину, во власти Аллаха помочь тем, которые беззаконно были изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: “Наш Господь — Аллах”» (Коран, 22:39)


Отзываясь на повеление Аллаха, мусульмане начали покидать Мекку. Кто-то уходил сам, либо с семьей, некоторые группами — но почти все старались сделать это незаметно. Исключение составил лишь Умар ибн аль-Хаттаб, который с группой мусульман покинул Мекку днем, не скрывая своих намерений, и никто из мекканцев не осмелился остановить его. Все это время Мухаммад, подвергая свою жизнь смертельной опасности, оставался в Мекке, ожидая, пока все его последователи не окажутся в безопасности.


Чувствуя свою неспособность остановить мусульман, курайшиты решили убить Мухаммада. Для этого они договорились выделить от каждого рода по одному юноше (чтобы кровь пророка была на всех племенах, и некому было бы мстить за него), которые должны были одновременно ворваться ночью в дом, где спал Мухаммад, и одновременно пронзить его своими мечами.


Мухаммад, предупрежденный Джебраилом о готовящемся покушении, покинул свой дом, оставив вместо себя Али, зная, что того курайшиты не станут убивать. Сам же он, вместе со своим ближайшим сподвижником Абу Бакром, покинул Мекку.


По пути в Ясриб Мухаммад и Абу Бакр трое суток укрывались в пещере на горе Саур на южной окраине Мекки. В ходе поисков курайшиты добрались и до пещеры, где они скрывались. Они были от них так близко, что не могли не увидеть их. Однако произошло чудо: согласно исламскому преданию, когда Мухаммад и Абу Бакр укрылись в пещере, прилетели ласточки, которые свили гнездо у входа в пещеру, а паук сплел на входе свою паутину, и пещера выглядела так, будто в ней никого не было уже много месяцев.


С этого момента — первого дня нового года месяца мухаррама по лунному календарю — начался отсчет нового мусульманского летоисчисления с длиной года в 354 дня, так называемое летоисчисление Хиджры. Причем хиджра представляла собой именно переселение, а не бегство. Это был своеобразный «исход», подобный тому, который осуществил пророк Моисей вместе со своим народом. Однако в отличие от евреев, которым понадобилось 40 лет, чтобы изжить в себе «вирус» рабства, арабы никогда не были рабами и не нуждались в столь суровом очищении. Этот исход был необходим для того, чтобы, закрепившись на новом месте, переосмыслить все происшедшее и собраться с силами для дальнейшего движения вперед. Первые мусульмане, находившиеся еще буквально вчера в положении преследуемых, должны были ощутить под ногами твердую почву, опираясь на которую, можно было бы направить в окружающий мир ту веру, что пылала в их сердцах.


Хиджра: начало исламской эры Но для мусульман хиджра символизирует не просто переселение из одного места в другое. Этой, материальной хиджре, предшествовала хиджра духовная. Мусульмане осуществили духовное «переселение» из языческого состояния Джахилийи (невежества) в состояние поклонения Единому Богу. Эта духовная хиджра стала освобождением от привязанности к этой жизни и подготовкой к самопожертвованию всем: имуществом и землей, семьями и родственниками, оставшимися в Мекке — все это мухаджиры (переселенцы) оставляли ради повеления Аллаха.


В Ясрибе Мухаммад стал уже не только религиозным лидером, а духовным и светским главой мусульманской общины, уммы. Он устранил причину большинства междоусобиц — деление на роды, и вытекающий отсюда закон кровной мести, — и объединил жителей Ясриба по признаку веры.


Так закончился мекканский период жизни Мухаммада — период становления ислама, когда Пророку и его сподвижникам порой приходилось крепость веры соизмерять с ценой своей жизни. Закалившись в «пассивном» противостоянии язычникам, теперь они были готовы к активным действиям, к укреплению позиций своей веры.


Роль Ясриба в последующем становлении ислама как мировой религии, не признающей ни границ, ни национальностей, отражает и то, что вскоре город сменил название, став именоваться Мадинат ан-Наби, т.е. «город Пророка», или просто Медина — «город». Он же стал и последним прибежищем Мухаммада — именно в Медине находится его могила, поскольку в исламе существует традиция хоронить пророков там, где они умерли.


Изменился и характер ниспосылаемых сур священного Корана. Суры мекканского периода более краткие и отрывистые, в них больше говорится о собственно религиозных вопросах: об Аллахе, о Судном дне, о древних пророках и об их народах, в них гораздо больше содержалось призывов к покаянию и покорности Аллаху, чем в более поздних сурах. В мединский период в ниспосылаемых Мухаммаду откровениях гораздо больше информации, касающейся повседневных, бытовых вопросов мусульманского образа жизни, обрядности и права.


Укрепляя позиции ислама в Медине, Мухаммад вовсе не отказался от Мекки — ведь именно здесь находилась Кааба, эта «запретная мечеть», «дом» Аллаха. Значение Каабы, и, соответственно Мекки, еще больше возросло, когда Мухаммаду было ниспослано откровение при молитве (ас-салате) обращаться лицом именно в сторону Каабы: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, который ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Ведь те, кому даровано писание, знают, конечно, что это — истина от Господа их, — поистине, Аллах не небрежет тем, что они делают!» (Коран, 2:144)


До этого кыблой («то, что находится напротив» — именно так называется сторона, в направлении которой верующие во время намаза обращают свое лицо) мусульман было направление на Иерусалим, который с тех пор получил у мусульман почетный статус «города первой кыблы» (уля ль-киблатейн) и название «Священный дом» (аль-бейт аль-мунаддас).


Одним из первых дел, которое Мухаммад совершил по прибытию в Медину, было строительство мечети (масджида). Строила мечеть вся община, и сам пророк принимал активное участие в стройке, подавая тем пример остальным мусульманам. Несмотря на то, что его приглашали жить к себе богатейшие и знатнейшие представители мединских родов, Мухаммад поселился при мечети, где ему построили небольшой дом.


Именно в Медине вводится йаум ал-джум’а («день собрания»), или просто джум’а — пятничная молитва, когда все мусульмане собираются для совместной полуденной молитвы и слушания проповеди (хутбы): «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» (Коран, 62:9)


Мухаммад так говорил о значении этого дня: «Пятница — владыка над днями. Перед Богом это самый большой из дней. Перед Аллахом этот день больше байрама, больше праздника жертв. Пятница имеет пять особых качеств. Первое — в пятницу Аллах сотворил Адама. Второе — в пятницу Аллах ниспослал Адама на землю. Третье — в пятницу Аллах призвал Адама к себе. Четвертое — в пятницу наступает такой момент, когда Аллах непременно даст человеку то, что он у него попросит. Пятое — в пятницу будет Судный день».


Совместная молитва всех мусульман натолкнулась на одно препятствие — сложно было собрать всех в мечети в одно время (точных часов-то тогда не было!). Тогда Мухаммад и другие мусульмане начали думать, какой сигнал лучше использовать, чтобы он был хорошо слышим на расстоянии от мечети. Выдвигались разные предложения — зажигать огонь, трубить в рог, бить в гонг — но все они были отвергнуты. Решение было ниспослано во сне одному из мусульман — Абдаллаху ибн Зайду. В нем он встретил человека, одетого в зеленый плащ, который посоветовал ему призывать на пятничную молитву громким голосом и словами: «Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха! Спешите к молитве! Спешите к молитве! Спешите к блаженству! Спешите к блаженству! Аллах велик! Аллах велик! Нет божества, кроме Аллаха
Мухаммад предложил произнести азан (именно так стал называться призыв на молитву, от азина — «извещать», «объявлять»; синоним нида’ — «призыв») своему сподвижнику эфиопу Билялю, поскольку у него был очень сильный и красивый голос.


Кроме решения религиозных вопросов укрепляющейся общины, Мухаммад устранил межплеменные раздоры. Для этого в начале 624 года им был составлен договор, позднее получивший название «Конституции Медины». В этом договоре, который дошел до нас в подлиннике, впервые было определено положение Мухаммада в Медине и принципы, на основе которых впоследствии строились отношения между живущими в Медине мусульманами и иудеями. Взаимоотношения с ними и управление городом с учетом их интересов возможны были исключительно посредством трехстороннего договора, подписанного мухаджирами, ансарами (мусульманами Медины) и иудеями. Как это не удивительно в свете современных отношений между арабским миром и государством Израиль, но факт остается фактом: иудеи были конституционными партнерами в становлении первого исламского государства. Во многом благодаря этому договору произошло превращение «разношерстного» населения оазиса в единую общность — умму. В Медине ислам получил свое окончательное оформление — были установлены особый налог (закят), пост (саум), основные законоположения ислама, разрешенные и запретные дела и поступки.

Теги: