Миф

Что мы (православные кафолики, остающиеся вне общения с Римом) знаем о событии, которое празднуется 22 мая (9 мая по церковному календарю)? – В основном не знаем реально ничего, а то, что знаем – на самом деле представляет собою миф, весьма наскоро сконструированный российскими историками и богословами в конце XIX в. Вот как описывается это событие в русской Минее1:

«Девятого мая путешественники (из Мир Ликийских) благополучно достигли родного города (т.е. Бари)… Жители Бари …встретили святые мощи. Они были временно положены в храме Иоанна Предтечи (по другим сведениям – святителя Григория Великого)… Через некоторое время мощи были перенесены в Бенедиктинский монастырь, где покоились… пока в 1089 г. жители Бари не соорудили для них подземную крипту. Папа Римский Урбан II (1088-1099) собственноручно положил мощи в мраморный саркофаг… В те времена Апулия (область, в коей находится Бари) находилась в юрисдикции Константинопольских патриархов. Такое положение существовало до 1196 г., когда норманны завоевали греческие владения в Италии. Таким образом, гробница с мощами святителя Николая оказалась в руках у римокатоликов»2.

Осталось для полной радости заявить, что Бенедиктинский монастырь, куда в 1087 г. положили мощи, был «византийским монашеским орденом», а папа Урбан II (упаковывавший мощи в саркофаг) был «Экзархом Константинопольского Патриарха»… Неприятно читать такие «ошибки» в официальном православном издании. К тому же, норманны захватили Бари в 1071 году3. Так что в 1089-м Бари никак не могли входить «в ведение Константинопольского Патриархата».

Так как же оно было на самом деле?

История

1. От основания Бари до 1087 года

Расположенный в Южной Италии на берегу Адриатики город Барии [лат. Barium, ит. Bari] был основан в 317 г.до н.э. греческими колонистами. Во время византийской гегемонии на Юге Италии Бари стал столицей округа Апулия.

В сер. XI в. норманны вели успешные завоевательные действия на Юге Италии. Риму ничего не оставалось, как признать «новых хозяев». Роберт Гвискар (1015-1085) – предводитель норманнов, о котором часто и подробно упоминает Комнина в «Алексиаде» – крестился и превратился из разбойника в герцога: По сообщению Шаландона, «Папа Николай II в августе 1059 года провозгласил Гвискара герцогом Апулии, Калабрии и Сицилии»4. Т.е. еще до взятия Бари. Норманны завоевали Бари в 1071 году (а в 1081 Гвискар занял еще и Корфу). В это время Папой был Александр II († 1073), который тут же придал граду Барии статус митрополии. Фактически она стала столицей всего норманнского герцогства (т.е. не только Апулии, но и Калабрии с Сицилией). Преемник Александра – Папа Григорий VII Гильдебранд во время своего понтификата опирался на норманнов в своей борьбе с германским императором Генрихом IV (1050-1106). Мы даже рискнем высказать гипотезу, что именно этот талантливый и умный понтифик подсказал Гвискару организовать поход за мощами святителя Николая с целью упрочить авторитет норманнской династии.

9 мая 1087 г. корабль доставил из Мир Ликийских в Бари мощи великого угодника Божьего – святителя Николая. Апулийским герцогом (проживавшим в Бари) в это время был сын Роберта Гвискара – Роже(р) Борса, который и осуществил «поход за мощами». Но если с почитанием святителя у христиан греческой и латинской традиций не возникает разногласий, то касательно перенесения мощей долгое время греки выражали своё негодование. Ведь по-сути, имело место банальное воровство: Латиняне, прибывшие из Бари под видом купцов в Миры (на носу была оккупация турками, которые уже перекрыли входы и выходы к городу по суще, и остался открытым только морской путь), ночью подкупили охрану храма и вскрыли мраморный саркофаг, в котором хранились мощи святителя; унесли их на корабль и спешно отправились в обратный путь.

«9 мая 1087 года корабль, в час вечерни, пристал к пристани Бари. До 12-го мая мощи находились в Бенедиктинском монастыре, настоятелем которого был аббат Элий. В среду 12 мая они были перенесены в храм святого Евстратия»5.

2. Раскол в Римской Церкви

Тут важно сделать небольшое историческое уточнение: Римская Церковь в это время сама находилась в состоянии раскола. Законный Римский Папа Григорий VII Гильдебранд уже скончался (в изгнании, в Салерно, 25.05.1085, в ставке норманнов, на которых будет опираться и преемник Гильдебранда – Урбан II, 1088-1099). А в Риме, захваченном войсками императора Генриха IV, был поставлен «назначенный» императором Климент III («избран» Генрихом еще в 1081, т.е. при жизни Гильдебранда, а в Риме воссел в 1084, и оставался правящим Папой до 1093 года, когда Урбан II, с помощью норманнов, изгнал Климента из Рима).

Итак, в 1087 году, на момент встречи мощей в Бари, был только один Папа – антипапа Климент (Гильдебранд умер в 1085, а Урбана избрали в норманнских землях только в 1088). Климент в том же 1087 году издал буллу о преобразовании епископии града Бари в архиепископию-митрополию, и выдал паллиум барскому архиепископу Урсу-Иоанну. Так же благословил строительство базилики.

Но Бари находились, как мы помним, под норманнской гегемонией, а норманны были врагами Генриха IV и друзьями покойного Папы Гильдебранда. Пока другого Папы не было, они вынуждены были в церковных вопросах отдавать послушание Клименту. Но в 1088 году под покровительством норманнов собор сторонников Гильдебранда «в изгнании» возвел епископа Остии на Римский престол, взявшего себе имя Урбан II (хотя до 1093 Урбана признавали только на норманнских территориях, а подконтрольные императору земли признавали Климента). Видимо, с этого момента все епархии норманнов изгнали сторонников Климента или потребовали от них отречься от него.

3. Бари в 1089 (основание митрополии и униональный Собор)

К сентябрю 1089 года совершилось два события: Было закончено строительство крипты для мощей святителя Николая в центральной базилике Бари и умер архиепископ Урс-Иоанн (тот самый, который был ставленником Климента). Ввиду того, что Урбан II был «норманнским Папой», Бари, едва только получили известие об избрании приемника покойному Гильдебранду, признали Урбана и отложились от Климента. После смерти барийского епископа Урса «народ Бари и герцог Роже [Борса, сын] Гискар[а] выдвинули на престол епископа кандидатуру бенедиктинского аббата Элия (о коем уже упоминалось выше)»6.

Папа Урбан II сам лично прибыл в подконтрольные норманнам Бари 29 сентября 1089 года. 30 сентября была освящена базилика и посвящен во епископы Элий. 1 октября Папа и Элий возглавили перенесение мощей святителя из храма Евстратия в крипту базилики. 5 октября 1089 Урбан издал «буллу» архиепископу града Бари Элии, в которой утвердил право ношения барским архиепископом паллия на праздники Пасхи, Пятидесятницы, Рождества и на дни святителя Николая (6 декабря и 9 мая), а так же «очертил новые границы основанной митрополии Бари-Каноса, предоставив архиепископу града Бари юрисдикцию над всеми мужскими и женскими монастырями в митрополии – как латинскими, так и греческими»7.

После освящения базилики, рукоположения Архиепископа и перенесения мощей святителя, Папа под сводами базилики возглавил Собор епископов, «имевший целью восстановления единства с Греческой Церковью, но не увенчавшийся успехом»8. В сущности, это была первая официальная (задокументированная) «уния». Оставшиеся в покоренной норманнами Апулии греки обязаны были жить под омофором Рима и поминать на Евхаристии Папу как своего патриарха (о чем и свидетельствует вышеупомянутая булла). Греческой епархии (после завоевания норманнами) там не было, а потому греческие приходы и монастыри вошли в состав открывшейся в 1089 году латино-норманнской митрополии. Других приходов там не было. Греческое духовенство наравне с латинским участвовало во встрече мощей и в проведении богослужения (а так же в работе Собора). Но это, как мы должны четко понимать, были именно греки-«униаты», т.е. те, кто признали примат Папы и не признали совершившийся в 1054 г. акт греков против послов Папы. На Соборе в Бари принимал участие знаменитый западный богослов архиепископ Ансельм Кентерберийский († 1109).

4. Русь, Рим, Бари

Но в Риме по-прежнему сидел Климент. Это важно учитывать, так как на Русь частичку мощей свт. Николая с сообщением об установлении праздника отправил именно Климент, а не Урбан. Именно с этим антипапой, а не с Урбаном, были установлены официальные дипломатические отношения Русской Церковью: в 1089 в Киев, к митрополиту Иоанну II († 1089) прибыло посольство Климента. Но митрополит скончался перед прибытием послов. Между смертью Иоанна II и прибытием из Константинополя Иоанна III (осень 1089 – весна 1091) «наместником» или «местоблюстителем» митрополичьей кафедры был Переяславльский епископ Ефрем. Он то и встретил послов (анти)папы Климента, и отправил в Рим своим послом Феодосия Грека, который в 1091 году вернулся из Рима (т.е. от Климента, а не от Урбана) с мощами святых и, прежде всего, святителя Николая (а так же с сосудом источающегося от его мощей бальзама)9. К возвращению Феодосия Грека в Киев туда прибыл уже митрополит Иоанн III, который официально принял мощи, установил тут же празднование памяти перенесения мощей, а так же ввел составленную Ефремом Переяславльским и Григорием Печерским службу на этот праздник.

Такое положение дел (т.е. причину сношения Руси с антипапой, а не с законным Папой) легко объяснить: Русь вступала в отношения с тем епископом Рима, который пребывал в Риме. Входить в канонические и политические подробности не было ни желания, ни смысла. Более того! Именно Урбан мог в то время на Руси выглядеть как «схизматик», т.к. был избран после занятия Климентом Римского престола при жизни последнего (дело Гильдебранда, т.е. его незаконное свержение с престола и изгнание, а так же само незаконное избрание Климента при жизни предшественника могло остаться на Руси неизвестным).

5. Закат и реставрация митрополии Бари

К сожалению, после восстания в Апулии местных жителей (т.е. греков и коренных итальянцев) против норманнской знати в сер. XII века норманны разрушили Бари в 1156 году (что русские дореволюционный историки, не разобравшись, спутали с «завоеванием»). Однако базилику святителя Николая они тронуть не посмели, и она уцелела на фоне всеобщего упадка Апулии.

В 1247 г. после смерти архиепископа Бари Иоанна кафедра была вовсе упразднена…

6. Празднование «перенесения мощей» в Церквах Византийской Традиции

Греки восемь столетий упрямо сопротивлялись празднованию события, совершившегося 9 мая 1087 года, и лишь с середины XVIII века (когда Ватикан открыл православным доступ не только для паломничества, но и для служения на мощах святителя в базилике града Бари) стали появляться у греков службы на этот праздник. В частности, первую официальную греческую службу на этот праздник составил известный богослов и церковный писатель Никодим Святогорец.

Это был единственный праздник, который был связан с событиями в Римской Церкви после разрыва общения Рима с Константинополем (Киевская митрополия тогда входила в Константинопольский патриархат), но принят некоторыми Церквами Византийской Традиции (сначала – только Русской Митрополией, а на сей день уже и всеми Поместными Церквами). Несомненно, из этого не следует делать далеко идущих выводов. Не признавая власть Рима, славяне все же тогда и не считали латинский народ отпавшим от веры и спасения. Иначе разве пришла бы к ним такая святыня?

Сегодня святитель Николай по-прежнему почивает в Бари под алтарём специально на то устроенной базилики. Христиане византийского Православия имеют свою маленькую церквушку («придел») в самой базилике, а так же имеют право служить на самом гробе святителя Николая. Угодник Божий открывает нам путь к диалогу с христианами, находящимися в единстве с Римским Престолом. Этот путь – не в словопрении и обвинении друг друга, а в явлении духа и силы истинной Православной Веры. Святой Феофилакт, архиепископ Болгарский писал: «Мы веруем, что заблуждения латинян не столь многочисленны, и они не таковы, чтобы оправдывать разделения Церквей».

Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия, Луганская епархия УПЦ (МП)

1 Минея (греч. «месяц») – богослужебная книга византийского богослужебного обряда, в которой расположены службы на календарные (непереходящие) праздники. Каждая Поместная Церковь имеет свой календарь местных святых, а потому и содержимое миней разных Церквей (Греческой, Болгарской, Сербской, Русской) отличается. В данном случае мы берем текст Миней, изданный Издательским Советом Московского Патриархата. В конце каждой службы (написанной по-славянски) помещен наскоро составленный современными авторами (сотрудниками Издательского Отдела РПЦ МП) на русском языке своего рода «синаксарий», т.е. краткое повествование о празднике. Его текст к службе на «перенесение мощей» свят. Николая (9 мая) мы и приводим.

2 Минея Май, ч. 1. М. Издательство Московского Патриархата, 1987. С. 348.

3 см.: Бармин. Полемика и схизма. М. 2006. С. 220.

4 Комнина. Алексиада. Примеч. № 128.

5 Гаврилов. Святитель Николай. С. 22.

6 Гаврилов. Святитель Николай. С. 22. В квадратных скобках наши уточняющие редактуры текста.

7 Гаврилов. Святитель Николай. С. 22. Интересную деталь сообщает Любарский в своих комментариях к «Алексиаде»: «Гвискар …старался привлечь на свою сторону греческое население своего герцогства и поэтому оказывал покровительство византийскому монашеству. Рим старался латинизировать старые греческие монастыри, а Гвискар открыл на Сицилии новый греческий монастырь» (Комнина. Алексиада. Пер. с греч. Любарского – Примеч. № 137). Его поведение может быть объяснимо еще и помолвкой его дочери с наследником Византийского престола, принцем Константином Дукой.

8 Бари // КЭ – I – 462.

9 Видимо, в Рим частицы мощей и сосуд бальзама от святых мощей были переданы из Бари архиепископом Петром в промежуток между 1087 и 1088 (избранием «норманнского» Папы Урбана) в ответ на вышеуказанную буллу Барскому Архиепископу.

Фото Facebook

Теги: