Режиссёр Ирина Мороз: «Важны большие ценности»

11 12 2015 |
Беседовал Денис Кондюк

На II международном христианском кинофестивале «Свет», который прошёл в Киеве 6-8 декабря, режиссёр из Днепропетровска Ирина Мороз стала призёром в категории короткометражных документальных фильмов. Её работам «Вопреки: На два фронта» и «Вопреки: Капеллан» аплодировал весь зал.

 

Во время кинофестиваля Ирина дала интервью порталу "Религия в Украине".

Ирина, как получилось, что Вы начали снимать такие документальные фильмы? С чего началось ваше творчество?


— Долгое время я работала в формате журналистских расследований. Но в какой-то момент сложилась ситуация — и меня пригласили на тренинг документалистов из Германии. Был проект "Развитие национального диалога", где объединяли телеканалы с Востока и Запада, и мы должны были снять один фильм. Так получилось, что три фильма были на мою тему, но достался для съемок мне один. Это фильм «Стена» (Ирина Мороз автор сценария — ред.), и он был показан на Одесском международном кинофестивале и получил специальный диплом жюри как короткометражный документальный фильм. Это фильм о стенах между Россией и Украиной, и стенах в головах. Что мешает нам нормально находить общий язык, это не языковой барьер, а какие-то надуманные преграды. Наши герои говорят о том, что их нужно рушить. Есть уличные художники, которые рисуют на стенах патриотические рисунки. Они своим творчеством доносят людям мысль, что нужно рушить барьеры, которые есть между ними. Как-то так получилось, что была такая проба пера. А потом, один герой цепляет другого, один знаком с другим. Потом смотришь и узнаёшь, что есть одна интересная история. Как бусы нанизываются на ниточку, вот уже появилось пять фильмов. Шестой сейчас в работе, и это фильм о переселенцах. Мы снимаем и показываем на региональном канале.

 

Насколько я понял, Ваше творчество связано с событиями последних двух лет, в частности с войной.


— Просто сейчас, во-первых, это востребовано, во-вторых — очень интересные герои. Но я стараюсь в своих фильмах не столько показывать войну, сколько человеческие судьбы.

За последний год, даже полтора года, Днепропетровск очень сильно изменился. Я живу, по факту, в прифронтовом городе. Днепропетровск сейчас и Днепропетровск полтора года назад — это абсолютно разные города и это разные люди. Наш город всегда был инертным, его поднять на какое-то восстание, какой-то митинг было невозможно. Каждый жил в своей скорлупе и мало кого интересовали проблемы другого человека. События на Майдане, они всколыхнули наш город. И когда произошли события на востоке страны, люди объединились, стали друг другу сочувствовать, стали переживать, стали друг друга поддерживать. А в такой ситуации нельзя быть в стороне, тем более журналистам. Одно дело, когда ты освещаешь события в сюжетах. Ведь ты не можешь передать человеческие эмоции, ты не можешь показать судьбу человека, его переживания, показываешь "по верхам" в основном.

 

Мне интересно показать: почему люди так думают, на что надеются, как они сами видят решение этой ситуации, как они находят общий язык между собой. Потому что то, что говорят политики, или люди "наверху", это не совсем то, что думают простые люди.

 

Мне понравилось, что Ваши фильмы не навязывают определённое мнение, но, тем не менее, доносят определённое послание. Для Вас лично, какие темы наиболее интересны? Какие будут актуальны после этих трагических событий?


— Пока тематика моих фильмов связана с происходящими в Украине событиями. Но я хочу отходить от тематики войны. Потому что очень часто я слышу в свой адрес: "Ты снимаешь о войне". Да, темы моих фильмов о войне, но они и о людях. Те же переселенцы. Да, тема связана с войной, но, с другой стороны, эта тема иллюстрирует, как люди умеют всё начать с чистого листа. Это не сопли, слёзы, причитания, ожидания "мне все должны", а наоборот. Вот, есть герой — журналист, она имела школу детского телевидения, и она приехала сюда, она купила дом, у неё третий ребёнок скоро будет. И она своим примером показывает, что можно начать всё с чистого листа, и не нужно бояться этого. У каждого есть свой путь, у каждого — своя судьба. У нас люди как привыкли? Заработал на квартиру, копишь на машину. А всё это бренно. Какая-то ситуация произошла — и всё, у тебя уже ничего нет. Важны большие ценности. Важно переосмысление ценностей. Мы понимаем, что немножко другие вещи нужно ценить. Нужно ценить каждый прожитый день.

 

Недавно общалась с людьми в рамках фильма о волонтёрах "Чёрного тюльпана". Очень сложный фильм, очень сложная тема. Но об этом нужно говорить, показывать. Волонтёры мне сказали: "Тот кто видел смерть, как никто другой ценит жизнь". Жизнь это, наверное, самый главный дар.

 

Планирую тему о многострадальном днепропетровском метро. Такая вот сугубо бытовая, социальная тема. Оно у нас прямое, и никак не "разрастётся". Причём каждый политик считает обязательным пиариться на теме метро, но потом после выборов успешно об этом забывать.

 

Название этого фестиваля "Свет", и одна из его целей донесение христианских ценностей, или просто ценности любви к людям. Как правильно это доносить, и чего не стоит делать режиссёрам?


— Во-первых, это должно быть ненавязчиво. Когда я делала фильм о капеллане, я старалась максимально уйти от церковных канонов. Потому что, может быть, меня кто-то забросает камнями, но я верю в Бога в душе. Я не верю в Бога в камне, в иконах и так далее. У каждого Бог, Он свой, и каждый видит Его по-своему, Бог — это добро. Почему мне близок этот капеллан? Честно, мне всегда очень тяжело общаться со священниками, сложно ездить на съемки с ними. Ты не знаешь, как подойти, как с ним заговорить. А вдруг не так посмотрела? А вдруг не туда свечку поставила? А с этим человеком очень просто. В Днепропетровске его знают практически все. И я столкнулась с тем, что какое событие не происходило бы в Днепропетровске, оно в той или иной мере связано с отцом Дмитрием. То он мемориал делал. И нигде на этом не пиарится. То детей вывезли с Красногоровки Донецкой области в Днепропетровск.

Вот, наверное, так нужно. Наверное, так нужно приносить добро, просто своими поступками, не ожидая какой-то отдачи, благодарности. Это должно быть не показное. Тогда оно, наверное, как "вода камень точит", что-то изменит.

 

Каковы будут пожелания "собратьям по цеху"?


— Мне бы хотелось, чтобы было больше возможностей для молодых режиссёров показывать и проявлять себя. Потому что попасть на маститые фестивали очень сложно, и во многих фестивалях участие платное. Поэтому такие фестивали, как "Свет" — это возможность показать творчество людям. Самим режиссёрам посмотреть на реакцию людей, ведь это очень дорогого стоит. Например, когда я была на Одесском кинофестивале, то увидела, как на самом деле люди реагируют на фильм Стена. С первых кадров люди поняли, что именно мы хотели показать. Это очень дорого.

 

Важно пробовать, стараться быть ненавязчивым и никогда не идти вразрез со своей идеей, со своими ценностями. Потому что когда ты переступаешь через себя, это сразу видно в творчестве. И важно не делать то, что у тебя точно не получается. Если что-то не нравится тебе, то лучше этого не делай.

 

Сама я аматор в режиссуре. Я журналист, а не режиссёр, и делаю своё дело на ощупь, интуитивно. Так, как я это вижу. Если людям это нравится, это хорошо.

 

Фото 34.ua, кinofest-svet.com.ua

Теги:
900







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант