"Украинская Церковь объединится и тоже будет признана"

5 06 2010 |
Патриарх Киевский Филарет, обращение

– В первую очередь я хочу высказать нашу радость в связи с улучшением отношений между Константинопольским Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью. Почему мы должны радоваться? Потому, что неприятно, когда в Православии происходят разные споры, особенно по поводу первенства. Когда мы теперь наблюдаем, что эти отношения улучшаются, то мы, как православные, хоть нас и не признают как автокефальную Церковь, радуемся, что в Православии налаживаются хорошие отношения.

Что касается переговоров между Московским Патриархом и Вселенским Патриархом, то мы не знаем, о чем они говорили, потому что в средствах массовой информации о содержании и итогах состоявшихся между ними переговоров не сообщают. Мы можем только догадываться, о чем шли эти переговоры.

А то, что говорят журналисты, что сказал Вселенский Патриарх митрополиту Владимиру, что он желал бы, чтобы при его жизни состоялось объединение украинского православия – это благие пожелания. Такие благие пожелания мы слышали и относительно нас, когда Патриарх Варфоломей был в Киеве в 2008 году во время празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Тогда такие же теплые слова он говорил и относительно тогдашнего Президента Виктора Ющенко, и относительно Украины, и относительно будущей Поместной Православной Церкви. Все это мы слышали.

Я рассматриваю все выступления Патриарха Варфоломея – и в Киеве в 2008 году, и в Москве в 2010 году – как речи гостя. А гость, когда приезжает, то всегда говорит приятные вещи. Он приятно говорил украинцам, теперь приятно говорит россиянам. Когда встречается с митрополитом Владимиром – приятно говорит и ему.

А если углубиться, то сущность взглядов Патриарха в этих словах не раскрыта. Ибо то, о чем говорили Патриарх Варфоломей и Патриарх Кирилл, мы не знаем. Но мы можем догадываться. Речь могла идти, в первую очередь, о будущем Великом Православном Соборе, ибо это мечта Патриарха Варфоломея. Документы для этого Собора были подготовлены еще лет двадцать тому назад, но поскольку не были решены главные вопросы – Собор так и не собрался.

Ради чего созывается этот Великий Собор? Для решения многих вопросов, один из которых является очень болезненным – как образуется автокефальная и автономная Церковь. И еще один вопрос – диптихи, то есть место каждой Церкви среди других Православных Церквей.

Кто занимает первое место в этом списке? Кажется, что это вопрос достаточно простой. Вселенский Константинопольский Патриарх, который является первым, он и должен быть первым. Если бы это было так просто, тогда бы этот вопрос не выносился на Собор. А выносится потому, что Москва мечтает о первом месте в этом диптихе. То есть Вселенский Патриарх должен подвинуться, а на это место должен стать Московский Патриарх. Почему он хочет стать? Он хочет стать потому, что Москва думает, что она является «третьим Римом», что она наибольшая Церковь среди Православных Церквей, и поэтому влияние этой Церкви на Православие самое большое. А раз самое большое – то и место должно быть первое. Вот такая логика.

"Украинская Церковь объединится и тоже будет признана"

Я прочитал в СМИ, что когда российские журналисты говорят о Вселенском Патриархе, то всегда добавляют, что хотя Патриарх Варфоломей первый среди равных, но Московский Патриархат больший по своему влиянию на мировое Православие. И что титул «Вселенский» – это только дань истории и прошлому. То есть видите – выдвигается первенство Московского Патриарха.

Эти вопросы обсуждались на готовящих Великий Собор Всеправославных совещаниях. Но тогда не договорились о способе образования автокефальных и автономных Церквей и о диптихах, потому что была различная позиция у Константинопольской Церкви и Московской. Теперь этот самый главный вопрос был предварительно согласован в прошлом году на предсоборной комиссии в Шамбези. Было обусловлено, что автокефалия образуется по согласию Матери-Церкви и провозглашается Вселенским Патриархом по согласию всех Поместных Церквей.

И в этом заложена сущность, ибо когда автокефальная Церковь образуется по согласию Матери-Церкви, то это значит, что Украинская Церковь никогда не сможет стать признанной автокефальной Церковью, потому что не получит на это согласие от Русской Церкви, которая считает себя Церковью-Матерью. Хотя в действительности Русская Церковь относительно Украинской является дочерью, а не матерью, ведь Русская Церковь отделилась в 1448 году от Киевской Церкви, а не наоборот. Поэтому такая договоренность устраивает Московский Патриархат.

Но она устраивает и Константинопольский Патриархат. Почему? Потому, что когда идет речь об автокефалии, то Московский Патриарх думает об Украине, а Вселенский думает об Американской Церкви. Американская Церковь уже не один раз затрагивала вопрос об образовании Автокефальной Американской Церкви из епархий всех находящихся там Церквей. И если Американская Церковь отделится от Константинопольского Патриархата, тогда он потеряет большую часть своей паствы и поддержки. Потому что в Турции приходов не много, северная Греция фактически находится в составе Элладской Церкви. А одна европейская диаспора влияние Константинополя поддержать не сможет. Поэтому для Константинопольского Патриархата важно, чтобы Американская Церковь оставалась в его составе.

Сформулировав тезис, что автокефальная Церковь образуется только по согласию Церкви-Матери, они нашли понимание. Это удовлетворяет две стороны. Но это не отвечает ни историческим обстоятельствам возникновения автокефальных Церквей, которые почти все сами провозглашали свою автокефалию, ни современным потребностям, ибо такой механизм не столько определяет, как образовывать автокефальную Церковь, сколько делает получение автокефалии невозможным.

Поэтому Украинская Церковь такую договоренность не поддерживает. Я знаю, что и среди других Церквей нет достаточной поддержки, а поэтому решение в Шамбези было только предварительным и нуждается в последующем обсуждении. И хотя такое постановление об автокефалии могут принять, но оно зависнет в воздухе, потому что будет мертворожденным.

Думаю, что во время переговоров поднимали вопрос об автокефалии как один из главных. Достигли ли результата – не знаем, но будем видеть из того, как быстро будет продвигаться подготовка к Всеправославному Собору. Но как бы то ни было, мы твердо стоим на позиции Поместной Украинской Церкви и имеем все основания для этого. И верим, что Полнота Православной Церкви по вдохновению Духа Святого в конечном итоге сделает не по человеческим рассуждениям и выгоде, а по правде Божьей.

Что касается пожелания митрополиту Владимиру, чтобы он при жизни увидел преодоление схизмы – то дай Бог, чтобы при его жизни образовалась единая Поместная Православная Церковь в Украине. Мы за это и тоже этого желаем. Но единая не в составе Московского Патриархата, а как Поместная, то есть автокефальная Украинская Церковь.

Когда же нас призывают «к покаянию» перед Московским Патриархатом, то каяться перед ним мы ни в чем не будем. Потому что образование автокефальной Церкви – это не грех. В чем каждый человек грешен, в том числе и иерархи, – он кается в своих собственных грехах. А здесь наша Церковь не согрешила, ибо когда государства не было – мы были в составе Московского Патриархата. Когда же получили государство, то имеем и основание для независимой Церкви. И это не я один так считаю – так постановил Собор Украинской Церкви в ноябре 1991 г. Там были и те, которые в настоящий момент в Московском Патриархате, ведь они тоже за это голосовали и под этим подписались. Подобным образом получили автокефалию другие Церкви, в том числе и сама Русская. А то, что они называют нас схизматиками, раскольниками, неблагодатными, то эта лексика применялась и относительно Болгарской Церкви, и относительно Сербской Церкви, и относительно Грузинской Церкви. А когда пришло время, то забыли о своей негативной лексике и признали все эти Церкви и автокефальными, и даже Патриархатами.

Поэтому мы твердо убеждены, что придет время, когда Украинская Церковь объединится и тоже будет признана всей Православной Церковью и будет признанным Патриархатом. Это и будет то прекращение схизмы, о котором говорит Патриарх Варфоломей, не путем подчинения одних другим, а путем братского примирения.

 

 

Пресс-центр УПЦ КП

Теги:
2707







Матеріали по темі







Для того, щоб коментувати матеріали Religion.in.ua, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . Religion.in.ua використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту



Коментарі розміщюються користувачами сайту. Думка редакції не обов'язково збігається з думками користувачів.
5 червня 2010 14:55

хотя Патриарх Варфоломей первый среди равных, но Московский Патриархат больший по своему влиянию на мировое Православие.
Тогда автокефалия Украины - базис для сохранения статус кво Фанара!
когда идет речь об автокефалии, то Московский Патриарх думает об Украине, а Вселенский думает об Американской Церкви.
...
Поэтому для Константинопольского Патриархата важно, чтобы Американская Церковь оставалась в его составе.

Ну-у-у...ИМХО, во-первых, если учитывать таки этническую основу формирования большинства ветвей православия в Америке, то так просто отъединение от Константинополя и объединения в одно целое вряд ли произойдет.
Во-вторых, думается, "отсечение" от РПЦ ее части в виде УПЦ - вполне симметрично автокефалии АПЦ. РПЦ теряет огромную свою часть - как по людям, так и экономически, что сводит ее влияние на мировое православие совсем до иных рамок.
Тем более что роль Фанара - все-таки уникальна, как ни крути, и было бы губительно наполнять понятие "вселенский патриарх" смыслом количественности. Ибо это автоматически приведет к субординатизму - рано или поздно.
Хотя, видимо, патриарх Филарет тут знает, что говорит.
автокефальная Церковь образуется только по согласию Церкви-Матери
Остается только четко прописать, кто есть Церковь-Матерь...


Відвідувачі, що знаходяться в групі Гости , не можуть залишати коментарі в даній новині.
Останні коментарі
Опитування
настоятель парафії
парафіяльна рада разом із настоятелем та парафіянами
меценати, за кошти яких зведено храм
державні структури, що займаються реєстрацією парафій
усе, що вирішується на користь моєї конфесії, завжди правильно!
інший варіант