Religion.in.ua > Публікації > Я – первый священник с восточной Украины, благословивший украинский блок-пост

Я – первый священник с восточной Украины, благословивший украинский блок-пост


15 07 2014
Я – первый священник с восточной Украины, благословивший украинский блок-постЯ давно ждал от наших иерархов не «общих фраз» «о мире во всем мире», а конкретных воззваний. Нейтралитет можно было хранить еще 3-4 месяца тому назад, а сейчас на Донбассе и Луганщине «борцы с Америкой», получающие оклад в валюте этой самой Америки, уже показали свое истинное лицо...
12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла, я благословил солдат на блокпосту «Бондаровка» Луганской области в Марковском районе. О своем шаге я не собирался оповещать общественность. Даже наоборот. Ведь официально епархии наши до сего дня держались нейтралитета, и я тут действовал как бы «от себя лично». Но в вечернем выпуске новостей по радио я услышал обращение местоблюстителя Киевского Митрополичьего престола УПЦ митрополита Онуфрия, в котором он открыто и четко призывает сепаратистов сложить оружие. Получилось, что мы с митрополитом Онуфрием действовали синхронно. И это очень радует, когда есть такое единство на духовном уровне между простым сельским священником и местоблюстителем первосвятительской кафедры. Я давно ждал от наших иерархов не «общих фраз» «о мире во всем мире», а конкретных воззваний. Нейтралитет можно было хранить еще 3-4 месяца тому назад, а сейчас на Донбассе и Луганщине «борцы с Америкой», получающие оклад в валюте этой самой Америки (можно ли себе вообразить, чтобы антифашист в сер. ХХ в. получал оклад в немецких марках, или боец гитлерюгенда – в рублях СССР?), уже показали свое истинное лицо.

А поскольку ко мне будет адресовано множество вопросов, я позволю себе здесь предложить читателю текст моей проповеди, сказанной на блок-посту после молебна. А затем отвечу на ряд вопросов.

* * *

Дорогие братья! Сейчас многострадальная Украина переживает тяжелое время. Вы – воины, а в духовном смысле слова каждый христианин – воин, потому что обязан бороться с грехом, с ненавистью, со злом в самом себе и в окружающем его мире. Экономические и политические нестроения потрясают устои общества, но сами эти нестроения есть результат греха, алчности, зависти, нежелания слушать ближнего своего. Все эти – и многие другие грехи – есть в сердце каждого из нас, а значит, каждый из нас своей глупостью или своей гордыней разрушает мир вокруг себя. И время, когда Бог судил вам стать с оружием в руках на границе отечества, есть время, когда каждый из нас должен всмотреться в глубь своей души, ведь вы фактически смотрите в лицо смерти. А перед лицом страданий должно быть отброшено все лживое, все второстепенное.

Мы молимся о мире, и желаем, чтобы вам просто не пришлось стрелять. Но мы понимаем, что не всегда наши желания совпадают с действительностью. Однако во власти каждого из нас сохранить свое сердце от злобы. В свое время святитель Феофан Затворник указал на отличие христианского воина от язычника. Язычник, убивая, может ненавидеть врага и этой ненавистью воодушевляться. Христианин, защищая свои святыни и свое отечество, не должен ненавидеть своего врага. Ненависть, по словам святых отцов и учителей Церкви, разъедает и губит, прежде всего, самого того, кто ненавидит. Сохраните свои душевные силы и свое душевное равновесие, чтобы дать крепкий, обдуманный, целенаправленный отпор бандитам, разгулявшимся на Востоке.

Я знаю, что многие из вас зададут мне вопрос: почему Церковь молчит до сих пор и не призывает благословение на армию в борьбе с врагом, а призывает постоянно к взаимному примирению? – Потому что до сих пор еще у многих создается иллюзия, будто на Востоке Украины еще до сих пор идет внутреннее противостояние, пусть и «подогреваемое» извне, но все же «внутреннее» дело страны. Но с каждым днем становится все яснее и яснее, что определенные силовые структуры не только пытаются вооружить внутреннюю оппозицию Востока, но еще и засылают сюда целые эскадроны смерти, для которых – если быть честными – одинаково чужими являются как западные украинцы, так и русскоязычные жители Востока.

Именно поэтому в данной ситуации я считаю необходимым поддержать предложение, внесенное Киевским Патриархатом, о законодательном закреплении капелланского служения. Сейчас уже идет речь не о гражданской войне, а о внешнем агрессоре, который злоупотребляет внутренними конфликтами. И я приглашаю вас в наш храм – приходите, принимайте участие в богослужении вместе с простым народом. Мы и вы – один народ не только одной страны, но еще и один народ в религиозном плане, ведь и вы – христиане, или, по крайней мере, люди крещеные в Православной Церкви, а значит, должны от формального ношения крестика перейти на уровень более сознательной религиозной жизни, обязательным фундаментом которой является церковность, богослужение, совместная молитва и Литургия.

Однако я считаю своим долгом сказать вам об особенностях нашего народа. Вы, как люди, несущие служение среди этого народа, обязаны это знать. Это никак не политическая пропаганда или инструктаж, а просто необходима для вас информация. Как вы, приехав сюда, можете справедливо с недоверием относиться к людям, которым задурили мозги злосчастным «референдумом», так и народ здесь тоже – будучи жертвой дезинформации – с опаской смотрит в вашу сторону. Вам просто необходимо учитывать, что ряд уважаемых в Центре и на Западе страны реалий, здесь, мягко говоря, не воспринимается. Но это не значит, что мирное население настроено враждебно к своей стране и к вам – лично. Мы – по принципу демократического устройства державы – имеем право сопротивляться решениям власти исключительно мирными средствами. И я не во всем согласен с властью, но для борьбы с неверными решениями у меня есть слово, у меня есть духовная власть и духовный авторитет. Я говорю это вам, солдатам, приехавшим из Центральной Украины, для того, что вы тоже понимали правильно нас, жителей востока: Вы от наших граждан можете услышать много резкого в адрес майдана (а в частной беседе – и от меня), и в адрес власти. Но это нисколько не означает, что мы стоим на общих позициях с самозванцами и интервентами. И то, что я говорю здесь вам, я много раз говорил своим согражданам: пока вы ведете себя мирно и не даете «притулок» (в переводе с украинского «прибежище» – ред.) вооруженным бандам, под вашими крышами будет мир, а как только вы поддадитесь на искушение поддержать ЛНР («Луганскую народную республику» - ред.), вы принесете огонь в свои дома.

Сегодня, придя к вам, я сделал очень решительный шаг, и, в какой-то мере, даже бросил вызов существующему положению «невмешательства». И я не знаю, какой это вызовет резонанс. Но я сделал этот шаг искренне, и вижу в ваших лицах серьезность, желание сохранить мир в этом регионе, за что вам и благодарен, и на это и призываю на вас Божье благословение. И в знак благословения я передаю вам, на ваш блок-пост, икону Благовещения Пресвятой Богородице и Святой Крест. А также вручаю вам нашу церковную прессу и, самое главное, «Молитовник» на украинском языке. Я вижу на ваших лицах улыбку радости, и вместе с вами рад, что радость коснулась ваших сердец. Выделите у себя в части какой-то уголок, где будет лежать молитвенник и будут стоять иконы, и где вы сможете помолиться. Бог мира и любви да пребудет с вами.

* * *

Теперь расскажу о своих впечатлениях от мероприятия, инициатива коего принадлежала исключительно мне. Во-первых, эти люди оказались вполне дружественно настроены. Оказалось, что даже у этих солдат в России есть свои родственники, и они тоже день и ночь просят Бога, чтобы им не пришлось стрелять в россиян. Во-вторых, эти солдаты не имеют негативного отношения не только к местным жителям или к россиянам (гражданам России), но они даже не испытывают вражды к самому государству Российскому и считают военную компанию против Востока «или безумием, или результатом того, что Кремль сильно дезинформировали о положении дел в Украине». Они оберегают границы своего государства, и мне хотелось бы спросить своих российских друзей, одобряющих сепаратные процессы на Востоке: Почему защитники отечества в России – герои, а такие же защитники границ Украины – враги?

Сегодня многие мои собратья-священники задают мне вопрос: кого мы должны благословлять, ведь так получилось, что по разные стороны баррикад могут оказаться два брата? Почему мы должны отдать предпочтение выбору «западенцев», не посчитавшихся с нашим мнением? Мы в тропаре христианского воинства испрашиваем благословение крестной силой одолеть врага: «Спаси, Господи, народ Твой, и благослови наследие Твое, победы над врагами воинству нашему даруй и храня Твоим Крестом Твоё государство». Но эта песнь пелась, во-первых, когда воевали христиане против иноверцев, а во-вторых, «Твое государство» (в слав. тексте «жительство», в греч. «политевма») подразумевает государство не светское, а церковное, признающее Господа Своим главой. Как быть в современных условиях секулярного государства нам, христианам?

Нам, во-первых, следует обратиться к Евангелию, а во-вторых, к примеру первых христиан.

1. В Евангелии мы все помним фразу про «кесарево-кесарю», но не вникаем в контекст этой фразы, а он весьма важен для нас. «Иисус …сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22:18-21). Одним из образующих государство начал является валюта. Вот почему Иисус спросил – чье изображение и подпись на валюте, которой вы пользуетесь? Этому вопросу не уделили должного внимания. А между тем мы все пользуемся валютой Украины, живем по документам, принятым в Украине. И я не понимаю, чем эти государственные символы хуже государственных символов языческого Рима, к которым не гнушался прибегать даже великий апостол Павел? Говоря, что мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14), Небесного, он не гнушался своим римским – языческим на тот момент – гражданством! Римским, а не Иерусалимским! И мы граждане того государства, в котором Бог нам судил жить.

2. Первые христиане были, несомненно, куда более ревностными исполнителями своего религиозного долга. Но их пламенная религиозность не помешала им при этом быть солдатами Римской армии. Множество святых мучеников – Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, и множество других – были офицерами в армии далеко не христианского государства. Даже более того! Почти все императоры Рима были так или иначе узурпаторами, а также имели серьезные проблемы в сфере этики. Но воины-христиане не вдавались в эти подробности «личной биографии» их императора. Они воевали не за Траяна и не за Нерона. А значит, и сегодня солдаты имеют право и даже долг защищать то государство, валютой которого они пользуются и гражданами которого являются. Вы оберегаете не Порошенко и не Верховную Раду, а народ от анархических бандитских сил.

* * *

Теперь ряд основных вопросов, которые либо были мне заданы уже, либо могут быть заданы.

1. Фашизм в Украине: это миф или реальность? Этот вопрос мне задают очень часто россияне. Действительно, в Интернете можно найти немало документальной хроники, свидетельствующей о фашистском настроении тех, или иных активистов «украинской идеи». Не все материалы являются пропагандой. К сожалению, можно предъявить к Турчинову (допорошенковский период) ряд претензий. Правительство и Рада не приняли резких мер против некоторых «не по разуму активных» строителей национального государства, и, тем самым, создали вокруг темы «националисты и фашисты» напряженную атмосферу. Осознанно или же неосознанно они дали почву для прозябания этого мифа – я не берусь утверждать. Большинство из тех моих знакомых в Луганске и области, которые примкнули к сепаратистам, сделали это только из-за отсутствия со стороны власти строгих мер против отдельных рецидивов крайнего национализма. И это необходимо учитывать сегодняшней власти при оценке действий народного ополчения (о наемниках тут речи быть не может, потому что наемники – стервятники, им, как правило, все равно, за кого и против кого они воюют). Умелые пиарщики из отдельных случаев раздули пожар. А между тем, все эти нездоровые идеи как раз развиваются и растут исключительно на почве уделенного им внимания, а раскручиваются по принципу давления на пружину: чем сильнее давление, тем резче отдача. Так что борьба с «фашизмом», превышающая масштабы этого явления, как раз является почвой, на которой этот самый фашизм может вырасти. Фашизм или не фашизм, а уж определенные этнические противостояния – точно.

Но при этом я прошу не забывать, что и в самой России по сей день существует ряд фашистских организаций. С ними особо уже никто не борется. А ведь еще в конце 1990-х в Москве невозможно было пройти спокойно «лицу кавказской национальности» (и при этом «избранные кавказцы» «все держали под собой»). Я недавно напомнил это одному армянину, который пытался убедить в 1996-м году одного московского нацика: «Я – христианин, у меня вон и крестик», на что услышал в ответ: «Уматывай, ты все равно чернож…й». Сегодня он все это забыл и пытался меня убедить, что у нас, в Украине, царит фашизм (сам он при этом живет на крайнем Севере в российской глубинке, ну, конечно – издалека всем всегда видней).

Мне задали вопрос мои друзья, мол, а почему Украина, если она такая дружественная относительно России, и нет «наверху» никакого фашизма, не арестовала и не судила Сашко Билого, который воевал против России в Чечне? – Вот и я задаю этот же вопрос: почему за без малого 4 года правления Януковича последний даже «не почесался», чтобы арестовать этого преступника? Ведь Янукович был другом Кремля! Видимо, эта тема не волновала тогда ни Кремль, ни Банковую. Что ж тогда пенять на фашизм, если его не хотели видеть в самое благоприятное в Украине для пророссийской политики время?

И последнее! Если украинские войска – это «фашистские оккупанты, которые вырежут все русскоязычное население и устроят геноцид», то почему у нас, в сельскохозяйственных районах Луганщины (Троицком, Марковском, Новопсковском, Сватовском, Беловодском, Белокуракинском и др.), где в основном население идентифицирует себя как «русское», и где стоят войска уже 4 месяца, до сих пор со стороны этих самых войск – в т.ч. и от пресловутой Национальной гвардии – не последовало никакой агрессии? Да они уже нас могли тут давно вырезать и в асфальт закатать, и сказать, что так и было!

2. «Они против русского языка». Рада Турчинова начала с совершенно ненужной и бесполезной возни вокруг языка. Заметим, что сопротивление «отмене действовавшего закона о языках» началось не на Востоке, а на Западе – причем, не только на Западе Украины, а на самом крайнем Западе – в Европе. Отовсюду звучали голоса, пытавшиеся отрезвить едва получивших власть депутатов: Не трогайте второстепенные темы – сконцентрируйтесь на важном.

Однако стоил ли этот закон такой возни на Востоке? Действительно ли отмена этого закона была каким-то «антирусским» жестом? Давайте вспомним, что закон, о котором идет речь, был принят всего-навсего в …2012 году и просуществовал полтора года. Даже если туричиновская Рада опрометчиво решила его отменить – что с того? Украина вполне мирно существовала 20 лет без этого закона! Разве кто-то может сказать, что русскоязычное население на Донбассе или в Луганске с 1992 по 2012 год было притесняемо или угнетаемо? Я приехал в Украину в 2008 году и, честно говоря, не ощутил разницу между эпохой «до» принятия закона и «после». Почему за эти годы не возникало ни гражданской войны, ни сепаратных движений на языковой почве?

И тут мы снова видим, что вопрос о языке стал «идеологическим оружием». К сожалению, пришедшая в результате майдана власть не пожелала принять во внимание такую возможность и этой опрометчивостью давала возможность на Востоке – в результате кривотолков – использовать язык в качестве оружия.

3. Майдан: «А Вы, батюшка, изначально были гневным обличителем майдана, и что же, ныне Вы изменили свои взгляды»? – Нет, на майдан я не изменил своих взглядов. Но майдан еще не вся Украина (как и Корчинский да Ярош – далеко не олицетворяют национальную культуру). И именно потому что я негативно отношусь к любой революции, я – что логично и последовательно – осуждаю и так называемый «восточный майдан шахтеров-референдистов», переросший в локальный вооруженный конфликт.

4. «Украинская армия стреляет по мирному населению». В отличие от подавляющего большинства граждан Украины, у меня есть одно преимущество: я наблюдал обе чеченские войны (1995-1996 и 1999-2001) практически «из окна». В «первую компанию» я видел армию, которая не умела воевать. Для хорошо вооруженных бандитов она была легкой мишенью, а потому многие солдаты старались опередить опасность беспорядочной и неграмотной стрельбой. Что из этого получалось, думаю итак ясно: грамотные противники предвидели удар армии и уходили от него, а снаряды падали на голову мирного населения. Но ведь это не были целенаправленные удары по мирному населению! И когда мне говорят о случаях попадания украинских снарядов в мирные кварталы, я говорю, «подождите, а кто сказал, что это злой умысел? Пусть сепаратисты прекратят ставить свои огневые точки в жилых массивах и вообще выйдут из города, и вы увидите, что никто не станет бомбить мирный город». За исключением нескольких случаев (о которых говорено в ответе на первый вопрос) мы имеем дело с непрофессионализмом. Или разве во время Второй мировой войны «своя своих не накрывала», в смысле, своя артиллерия никогда не поражала мирных жителей?

Также я считаю необходимым засвидетельствовать, что с приходом к власти Порошенко ситуация в секторе АТО (Антитеррористическоая операция — ред.) резко изменилась в лучшую сторону. Появилось больше профессионализма и осмотрительности. Больше заботы о мирных гражданах. Прекратились те – увы, бывшие реально – случаи оскорбления военнослужащими мирного населения (что было результатом неверной ориентации самих военнослужащих, которые мне лично признавались, что «многие в Киеве нам говорили, будто на Востоке сепаратисты буквально все – даже старики и дети»). Президент смог найти управу даже на батальон «Днепр», который – так же, увы, увы, – проявлял себя в «допорошенковский период» далеко не с лучшей стороны. Такие случаи, конечно, увеличивали недоверие народа Востока к власти, но ныне действующий президент Украины делает многое, чтобы это доверие вернуть.

5. Как быть с «Русским Миром» да «Святой Русью»? Агитаторы «Русского Мира» сегодня сделали из этого политического (!) понятия некую «сакральную» парадигму. Но в том-то и лживость ее, что власть и государство, которые прибегают к этой псевдосакральной парадигме, остаются светскими, секулярными, нецерковными. Нецерковная же «сакральность» или некая «природная святость» есть чистой воды язычество! Тогда чем пропагандисты этой идеи (Дугин-Кауров-Фролов) лучше пропагандистов неоязыческих идей в Украине? О какой, к примеру, «Святой Руси» может идти речь в государстве, которое легализовало аборты и ежедневно сотнями и тысячами «легально» убивает своих маленьких и беззащитных граждан? В сущности сегодня под лозунгом «Русского Мира» пытаются восстановить советское социокультурное пространство. В этом желании нет ничего преступного, если оно осуществляется на принципах добровольного соглашения тех, или иных стран участвовать в этой реставрации СССР, ну, или квази-СССР. В эту политическую аферу (я имею ввиду «святорусие») попали, к сожалению, многие искренне верующие люди и даже некоторые священники. И «руссомиры», и «святорусы» живут в какой-то параллельной реальности. Первые забыли, что СССР давно пал, а вторые забыли, что Святая Русь была опытом христианской теократии. «Святое» государство невозможно построить руками светской власти. Да, можно вести сравнения ЕС, Америки и России, но не так, что одна у нас вдруг оказалась носительницей «святости» (это, видимо, особый вид святости – убивать детей во чреве, и особый успех «миссионерства» заключается в тотальной исламизации России). Мы должны трезво смотреть на вещи: в религиозном плане Россия, Америка, Европа и Украина стоят на одном уровне – это все ряд светских, безрелигиозных государств. Кого-то секуляризация разложила глубже, кого-то – только по верхам, но ни в одном из указанных государств религиозность не положена в основу государства.

6. «Насколько искренни Ваши убеждения и не продиктованы ли они какой-то боязнью репрессий со стороны украинских войск»? – А здесь все просто: у нас, в Марковском районе Луганской области, уже 4 месяца стоит армия Украины и Нацгвардия, и, как я уже выше говорил, ни одного сепаратиста с оружием у нас нет. При этом я все время открыто в своих блогах в сети, а также в общении с населением и даже с военными, указывал на возмущавшие меня конкретные действия тех или иных лиц во власти и на случаи злоупотребления военной силой в зоне АТО. Казалось бы! Именно тогда-то я и должен был бы бояться этих самых репрессий, а межу тем, я все это время высказывался самым резким образом против майдана. Сейчас же, когда Россия в 3 км. от границы вглубь своей территории зарыла установку «Град», направив ее в сторону Украины (а я живу в 2 км. от границы вглубь Украины, т.е. в 5 км. от этой самой установки, а значит, в зоне обстрела); когда сами местные военнослужащие говорят, что есть большая вероятность эскалации конфликта на тех территориях, которые до сих пор наслаждались миром, т.к. террористы уже пытаются прорвать границу в соседних районах; когда даже «духовные отцы сепаратизма» [1] говорят, что «мы скоро будем в Киеве и у нас достаточно средств, чтобы свергнуть эту хунту», – и в этой ситуации я начинаю более активно противостоять сепаратистам и благословляю воинов на службу. Таким образом, отвечу вопросом: Как вы думаете, кого мне больше сейчас – в этих условиях и при этом моем поведении – следует бояться? Украинцев (которые сами здесь боятся вторжения сюда вооруженных бандитов) или этих самых ЛНРовцев? Но я никогда в своей жизни не поступался принципом чести и искренности. И сейчас я искренне вижу, что некоторые российские политики и агитаторы (львиная же доля вины за политические ошибки лежит на «аппарате по госидеологии») засасывают в водоворот войны всю Украину. Я считал и считаю, что у Востока страны есть свои объективные претензии к Киеву, но эти претензии не должны звучать под «музыку» минометов. Их должно обсуждать после прекращения кровопролития. И при условии отказа от попыток посягнуть на территориальную целостность государства.

7. Означает ли это, что мы должны забыть обо всех тех – с точки зрения многих – преступных действиях власти на «первых порах» ее существования (с конца января 2014), которые, возможно, и привели к существующему кризису? – Нет, не должны. Но эти претензии должны быть оформлены официально и юридически грамотно. В этом отношении очень четко и ясно высказался в эфире «Громадского Радио» (12 июля в 22:00) нардеп Николай Левченко. После завершения АТО «история конфликта» должна быть исследована всесторонне, объективно, в формате, доступном для участия простого народа с представительством «третейских наблюдателей». Я лично помню, как в марте-апреле с.г. в Верховной Раде «оппозиции» не давали открыть рта и не принимали в расчет ряд вполне справедливых претензий и предложений. Горячие головы с обеих сторон должны быть готовы к ответу за свои ошибки – будь эти ошибки результатом аффекта, будь они порождением глупости, будь они плодом злого умысла.

8. «Украину все равно растащат – не Россия, так Европа с Америкой. Украина обречена стать донором для других стран. Так лучше же пусть это послужит на пользу России, чем Америке». Такую мысль мне высказал один сторонник сепаратистов. Что на это сказать? Приведу лишь такую параллель: «Мистер Джон все равно умрет – он обречен умереть не сегодня, так завтра. Так лучше я его убью сегодня, чем мой сосед его убьет завтра». Логика одинаковая, что в одном, что в другом случае. И мораль одна и та же.

* * *

Всемогущий и Вечный Боже, древнейший всякого в веществе бытия и основания вещей рукотворных, в которых Ты благоволил быть воплощением вечной Твоей Славы! Ты во плоти явлением Слова Твоего Церковь Твою основавший и даровавший Ей Духа Твоего, благодать Священства и чреды служений. Молим Тебя, не забудь наследия Твоего, которое Ты освятил Святым Духом Твоим в Самом Единородном Твоем и Возлюбленном Сыне, в Котором Ты и нас возлюбил прежде основания мира, и в Котором призвал нас в Вечное Твое Царство, началом откровения которого на земле есть Церковь Твоя. Воззри на разделенный и расколотый Твой народ в землях Украины, и сжалься над делом Искупления Христа Твоего. Судьбы Церкви Твоей Святой возьми во всемогущую длань Твою, и призови мужа, которого Ты избрал, пасти паству Христа Твоего в Украине. Не допусти человеческим страстям, амбициям и горделивым желаниям взять верх, и не попусти придти волку, а не пастырю. Укажи мужа, которого Ты избрал, быть первоиерархом Церкви Твоей по сердцу Твоему. И дай ему силу и мощь преодолеть раскол и объединить Церковь в Украине. Да не будем мы впредь поношением и посмешищем среди язычников и атеистов. Да не злословится из-за человеческих страстей Церковь Твоя – дело и Таинство Искупления Твоего на земле. Но да воссияет Её свет и да соберутся все народы к Слову и Таинству Твоему и под пастырскую длань Сына Твоего. Возжги в сердцах наших любовь через живое познание Сына Твоего, и путеводи нас к Истине Твоей, всякий же путь ереси и раскола ниспровергни, а идущих сими путями к единомыслию в Истине призови. Просвети всех граждан богохранимой Украины Откровением Евангелия Твоего и благодатью Твоею дай им ощутить жажду Слова Божьего и возродиться в вере, да все мы едиными устами и единым сердцем – и словом, и житием, и в личной, и в семейной, и в социальной, и в научной сфере прославим Тебя, Всемогущего Отца и Единородного Твоего Сына, нашего же Господа и Спасителя Иисуса Христа, и Всесвятаго Твоего Духа Истины и Любви ныне, и на всякий час, и в бесконечную вечность веков, аминь.

---------------------------------------------------------------

[1] Я признаю, что мои слова о протоиерее Александре Авдюгине как о "духовнике сепаратистов" некорректны, т.к. я не могу точно знать, является ли он их духовником, или нет. Личные разговоры по телефону я так же впредь передавать не стану. Очевидным остается один факт: о.Александр очень грубо оборвал меня в своем ЖЖ и заблокировал после того, как я одному его другу в ЖЖ указал, что референдум с треском провалился в тех районах, в которых нет шахтеров и природных ресурсов (копия этих комментариев), искренне каюсь пред о. Александром,что послужил причиной его беспокойств и переживаний. Бог свидетель - сам переживаю.

Об авторе

Архимандрит Феогност (Пушков), кандидат богословия, священник Луганской епархии УПЦ






Повернутися назад