Впервые о политическом исихазме в отечественной литературе заговорил историк из Пушкинского дома Гелиан Прохоров в своей вышедшей в 1966 году статье «Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке». Им же написано и предисловие к вышедшей уже в 2009 году книге молодого оренбургского историка Владимира Петрунина – своего рода «передача эстафеты» в исследовании, признание преемственности и качественности нового исследования.

Речь в книге идет о политическом, этническом и культурном измерениях феномена, оформившегося в XIV веке в монастырях Византии как практика «умной молитвы», как поиск «нетварных энергий», которыми Бог проявляет себя в нашем мире. Эта идея уже в то время противостояла западной – о том, что Бог отстранился от сотворенного им мира и люди нуждаются для общения с ним в посреднике – «понтифике» (что значит на латыни «мост»). Этот древний римский статус к началу XIV века приобрели римские папы, в 1302 году официально объявившие в булле Unam Sanctam, что «всякое человеческое существо подчинено Римскому Первосвященнику». Папе с XIII века подчинялись на Западе короли «национальных государств». Таким же вассалом в виде «королевства греков» предлагали стать и Византии. В этом вопросе нарождавшийся секулярный гуманизм и национализм объединялись с претензиями католицизма на мировое господство.

На Запад идейно ориентировались тогда в Византии многие из знати, в том числе ряд императоров из династии Палеологов. Идеи западного рационалистического мышления в противоположность мистическому исихазму поддерживали многие в рядах Православной Церкви, наиболее ярким их лидером был Варлаам Калабрийский.

Политическая победа Иоанна Кантакузина над Алексеем Апокавком (1347) была бы невозможна без идейной победы Георгия Паламы над Варлаамом Калабрийским (1341), исихазма над политическим католицизмом и секулярным гуманизмом. Эта победа на столетие отсрочила принятие Византией унии и обеспечила ей в последнее столетие перед гибелью невиданный расцвет культуры…

Петрунин в своей книге подробно рассматривает как этническо-культурное измерение исихазма, так и собственно богословские его особенности. Среди первых – это наднациональная византийская идеология, делавшая православных славян, греков, армян и представителей других народов единой общностью «ромеев». Эта идея отрицала идею Византии как «греческого царства», ориентированного на античные образцы (в противоположность идеям Возрождения в Западной Европе).

На пересечении этих измерений исихазма лежит идея превосходства Церкви над государством, православия над империей. Именно так, даже удалившись в монастырь, остался главой Византии Иоанн Кантакузин, именно так большее, чем князья, значение на Руси приобрел Сергий Радонежский. Эта идея при наличии выбора между верой и государством делала выбор в пользу первой – так и Сергий Радонежский считал, что можно платить дань Орде, пока та требует от Руси лишь денег (защищая за это ее от Литвы). На Куликовскую битву он дал благословение, узнав, что новый хан Мамай идет «изгубить храмы на Руси». Так и греки в 1452–1453 годы предпочли унии с Римом подчинение османам, которые не требовали от них отказа от православия.

В этой связи автор цитирует Константина Леонтьева: «В Византии все больше убеждались, что мусульманский мир – это отнюдь не ад, что не все в нем так беспросветно, существуют здесь и религиозная свобода, и толерантность по отношению к христианам, и истинная образованность, не исключавшая признания авторитета Евангелия и общности представлений о Боге – Отце Небесном, а в некоторых отношениях – и превосходства христианства».

В конце книги автор ищет аналогичные идеи превосходства независимости Церкви и отстаивания ею нравственных идей от государства в современной России. Роль Церкви и православия в современных условиях он видит (продолжая идущую от византийских исихастов традицию) и в культурно-этническом смысле отстаивания свой самобытности от Запада, и в приоритете духовных ценностей над мирскими и государственными.

В целом книга производит хорошее впечатление, автор при подготовке к ней изучил огромное количество современной литературы (список библиографии занимает 23 страницы), многие из которых он цитирует по ходу изложения. Радует и бережный подход к истории. Хочется пожелать автору новых успехов – в последнее время он уже смог заявить о себе на XIV Международных научных Кирилло-Мефодиевских (Минск, 2008) и XVII Международных Рождественских образовательных чтениях (Москва, 2009).

Владислав Мальцев

Теги: