Армянский храм св. Николая (XV-XVI вв.) в городе Каменец-Подольский, который планировалось восстановить и передать армянской общине этого старинного города, присвоен Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП), сообщает ИА REGNUM.
Обещание восстановить армянский храм дал 6 июля 2005 года в торжественной обстановке и в присутствии посла Армении в Украине Армена Хачатряна мэр города Каменец-Подольский Александр Мазурчак. В этот день в Каменец-Подольском проводились Дни армянской культуры.
Однако по прошествии четырех лет храм не только не восстановлен, но и уцелевшая после советского периода колокольня храма передана в юрисдикцию УПЦ КП.
К сведению:
По преданию, армянский храм во имя святителя Николая Мирликийского построен в 1398 году на деньги богатого армянина Синона Котлубея
... Возможно, также начиная со времен княжьего Киева, началось переселение на Русь армян.
Древний этот народ, прилежный и к чтению, и к каменному зодчеству, и к самой широкой торговле, теснимый могучими врагами, искал убежища у братьев, христиан восточного обряда. Собственно, армяне и развернули в Каменце строительство домов и храмов из известняка.
Начиная с тринадцатого века, стал складываться армянский квартал. Возникла национальная община, одна из трех крупнейших в городе; когда, при содействии литовских князей, Каменец получил Магдебургское право, армяне избрали себе войта, создали собственный суд; духовным владыкой стал григорианский епископ.
По сей день в городе есть десятки армянских семей, весомо их участие в торговой жизни. В древней ратуше открыл очаровательное, в старинном духе, кафе Артур Гаспарян, заместитель главы армянской общины Хмельницкой области...
Первые века отмеченного хрониками существования Каменца ознаменованы тяжбой Литвы и Польши за столь удобный форпост на военных и купеческих путях. Уже старшие Кориатовичи, Юрий и Александр, ведя непростую политику отстаивания своей самостоятельности, заручились поддержкой Польши против литовского великого князя.
С помощью мужественных и предприимчивых братьев королевский Краков обрел сильные позиции на Подолье и в части Молдавии. Александр принял католическую веру. Обретала многолюдность и силу польская община, строила костелы, доселе украшающие Старый город...
Литва не пожелала терять жемчужину в своей короне. Три десятилетия длилась борьба за Каменец и за все Подолье между королем Ягайло и великим князем Витовтом, семь раз город переходил из рук в руки, - пока не одолела Речь Посполитая и не стал речной остров королевской крепостью...
Все это время жила на острове и в его окрестностях, пахала и ремесленничала, молилась в православных церквах община подлинных основателей города, русинов. Магдебургское право дало и им возможность избрать войта, творить свой суд. Земля, занятая русинами, порой сокращалась под натиском воинственных поляков, зажиточных армян, - но никогда город не взрывался внутренними распрями...
Вторая половина века семнадцатого пришла в грозовых тучах. Подолье стало театром войны между Польшей и султанской Турцией. Каменец разом обрел двойное значение: как твердыня католицизма и польского влияния на Востоке, как ключ к воротам Запада - для ислама и Высокой Порты...
Воевали за город жестоко. Полторы тысячи польских солдат и пятьсот горожан защищали замок от турецко-казацкой армии, в полсотни раз более многочисленной; стены пали, султан на коне торжественно въехал в покоренный Каменец. Здесь, на угловом бастионе, стяжал себе славу и принял смерть герой романов Сенкевича и исторических фильмов-боевиков Гофмана, «маленький, но опасный фехтовальщик», Юрий-Михал Володыевский, стольник перемышльский. Мало кто вне Каменца знает, что был он даже и не поляком, а русином-подолянином, из рода православных Костюков.
Теги:
MichaelWeP написал: