Вселенский Патриарх в пасхальном послании назвал советский и гитлеровский тоталитаризмы «преступлениями равной величины и жестокости»Константинопольский Патриарх Варфоломей обратился к верующим с Пасхальным посланием, в котором ответил на вызовы современости призывом продолжать дело апостолов и принимать дар воскресшего Христа, сообщает "Религия в Украине".

Вселенский Патриарх в своем послании отметил, что истребление и подавление слабых сильнейшими доминирует в сегодняшней светской пирамиде власти. Он, в частности, напомнил ужасы ХХ века -- один "пришедший из Центральной Европы, принесший миллионы жертв и расовые преследования во время Второй мировой войны", и другой -- "посеянный так называемыми прогрессивными силами, совершившими во имя свободы преступления равной величины и жестокости в Восточной Европе". Оба тоталитаризма, по слову Патриарха Варфоломея, подтверждают, что "любая попытка обретения свободы без Бога обречена на трагедию".

Ставя в один ряд советский и фашистско-нацистский тоталитаризмы, глава Константинопольской Церкви тем самым фактически обнажил свои разногласия с Патриархом Московским Кириллом по поводу оценки исторического прошлого. Как известно, 28 июля 2009 года Патриарх Кирилл в интервью украинскому телеканалу "Интер" не стал равнять Гитлера со Сталиным, призвав делать между ними различия, что вызвало протесты в Украине и России.

Константинопольский Патриарх считает, что оба тоталитарных режима являются "господством силы тьмы", которому "Церковь отвечает благодатью и силой Воскресшего Христа".

Приводим текст послания полностью (перевод на русский язык):

+ Варфоломей,

милостью Божией

Архиепископ Константинополя – Нового Рима
и Вселенский Патриарх
всей полноте Церкви

благодать, мир и милость

от Христа воскресшего во славе

Христос Воскресе!

Приидите братия и чада о Господе, получите свет от неоскудевающего Света, Центра Святого Православия – Фанара, и прославим же все вместе, сообща "Христа, воскресшего из мертвых".


После распятия Господа ученики пребывали в мрачном эмоциональном состоянии. Их надежды о том, что в один прекрасный день Христос и они приобретут светскую власть, были развеяны. Они восприняли триумфальный вход Иисуса Христа во Иерусалим после воскрешения Лазаря и чудесного насыщения пяти тысяч человек, кроме женщин и детей, пятью хлебами и двумя рыбами, как прелюдию завоевания ими светской власти. Кроме того, мать двоих из них просила, чтобы сыновья ее воссели по обе стороны от Господа, когда Он придет к власти. Однако все это рассеивается, как детские фантазии, ужасной казнью Иисуса Христа.


Тем не менее, в первый день недели (в воскресенье) жены-мироносицы обнаружили гроб пустым и услышали от Ангела, что Иисус воскрес из мертвых. Вскоре они увидели Его в ином состоянии, которое не позволяло женам-мироносицам коснуться Его. Такое неожиданное развитие событий вызвало беспокойство у близких к Иисусу людей, и заставило их задаться вопросом – что же будет дальше. Ответ не был дан сразу, им было сказано с терпением и стойкостью ждать, пока они не получат силу свыше. Повинуясь указанию, они ожидали Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них и открыл им во всей полноте новую их миссию. Миссия эта не была призывом к освобождению одного народа от оков рабства другого. Скорее, это было указание к освобождению всего человечества от порабощения начальником зла и самим злом. Это была другая великая миссия, отличная от той, о которой они мечтали.


Непостижимое повеление, призывавшее к проповеди вести об избавлении человека от рабства смерти, было для них неожиданностью. Однако они взялись за дело с ревностью и проповедовали повсюду, сохранив и сохраняя поныне от смерти многих. Воскресший Иисус – первый среди умерших, Он тот, Кто предлагает всем дар воскресения и вечной жизни, жизни, которая не подвержена больше тлению, потому что человек в воскресшем состоянии, как ангел Божий на небесах, не имеющий более плотской телесности, но плоть духовную.


Мы уже испытываем предвкушение этого благословенного воскресшего состояния, когда носим нашу плотскую одежду таким образом, что не ощущаем вкуса смерти, то есть отдаления от Божьей любви, но чувствуем, что мы переходим от естественной смерти нашего плотского тела к высшей жизни духовного тела нашего, через познание в любви Личности Господа, через то знание, которое есть жизнь вечная.


Таким образом, мы не просто находимся в ожидании воскресения мертвых как события, которое состоится в отдаленном будущем, но мы вовлечены в него сейчас, и ликуем и восклицаем вместе с Иоанном Златоустом: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?". Мы воскрешены вместе с Иисусом Христом и переживаем конец времени, как сегодняшнюю реальность и современную действительность, как конец времени. Воскресение пронизывает всё наше существо и наполняет нас радостью, точно такой же радостью, которую ощущали ученики, когда говорили, что Господь воскрес.


Мы продолжаем дело апостолов, мы несем миру весть о воскресении, мы уверенно проповедуем, что смерть не должна иметь место в нашей жизни, ибо она не на пользу человечеству. Стремящиеся улучшить общественную жизнь, убивая собратьев – не оказывают услуги живым, они скорее служат распространению смерти и готовят себя ей на съедение.


В наше время неистово гремят барабаны смерти и тьмы. Некоторые люди верят, что уничтожение своих собратьев похвально и полезно, но они серьезно ошибаются. К сожалению, истребление и подавление слабых сильнейшими доминирует в сегодняшней светской пирамиде власти. Как часто мы бываем шокированы жестокостью и отсутствием сострадания, проявляемыми властителями, держащими в руках бразды правления, и верящими в то, что они на самом деле те, кто управляет миром.


Однако Христос Своею крестною смертью перевернул светскую властную пирамиду, водрузив поверх неё Свой Крест. Он воссел на её вершине, потому что Он пострадал более, нежели любой человек, нет в мире человека, который бы пострадал так, как Богочеловек Христос: "Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил 2:8 11).


Зачастую в истории человечества преобладают силы тьмы смерти: беззаконие превозмогает правосудие, ненависть и зависть – любовь, и мы видим, что человек предпочитает адскую ненависть свету Воскресения. Несмотря на кажущийся технический прогресс, несмотря на декларации прав человека и религиозной свободы, повсеместно ширится расовая и религиозная ненависть, которая вызывает опасную напряженность, усугубляющую господство царства смерти, ада и зла. К сожалению, люди не хотят допускать разнообразия в своих собратьях. Они не могут мириться с различиями в расовой принадлежности других людей, с различиями в их восприятии и верованиях, будь то политика, религия или социальная сфера.


История, однако, показала, что настоящий прогресс не может существовать без Бога, ни одно общество не может быть по-настоящему прогрессивным и счастливым без свободы. Но истинная свобода приобретается только нашим пребыванием рядом с Богом, и история ХХ века трагически подтверждает эту истину.


Человечество испытало ужас, пришедший из Центральной Европы, принесший миллионы жертв и расовые преследования во время Второй мировой войны. Вместе с тем был ужас, посеянный так называемыми прогрессивными силами, совершившими во имя свободы преступления равной величины и жестокости в Восточной Европе. Таким образом, тоталитаризм как плод человечества без Христа не признает разномыслия, и его естественным результатом становится разрушение и смерть. Все упомянутое подтверждает, что любая попытка обретения свободы без Бога обречена на трагедию.


Этому господству сил тьмы Церковь отвечает благодатью и силой Воскресшего Христа. Тот, Кто взял на Себя страдания и немощи каждого человека, предлагает также миру через Свое Воскресение уверенность в том, что смерть обречена.


Воскресение и жизнь, и свет Иисуса Христа "просвещающий всех" – это дар. Давайте же все получим этот дар, давайте все поблагодарим Подателя, Который Своею плотию просиял в мире, как в зеркале, и подарил свет воскресения миру. Давайте же получать свет от неоскудевающего Света Жизни, давайте принимать и прославлять дар воскресения, восклицая от всего сердца:


Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!


Радуйтеся людие и веселитеся!

Святая Пасха 2014

+ Варфоломей Константинопольский
ваш пламенный молитвенник пред Богом

Фото pravmir.ru

Теги: