Представители УПЦ дали оценку действиям священника, возглавлявшего группу боевиковСитуацию с задержанием клирика Луганской епархии УПЦ (МП) священника Владимира Марецкого, настоятеля местного храма, который в составе вооруженной группы людей врывался на избирательные участки, пытаясь сорвать голосование за Президента Украины, прокомментировали сотрудники аппарата Киевской митрополии УПЦ (МП) -- проректор Киевской духовной академии и семинарии Владимир Бурега, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко и секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич, сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Православіє в Україні.

«Как видно из сообщений СМИ, клирик Луганской епархии священник Владимир Марецкий входил в состав вооруженной группы людей, которые врывались на избирательные участки, пытаясь сорвать голосование, – пишет на своей странице в Фейсбук Владимир Бурега. - В результате эти люди были задержаны, при задержании оказывали вооруженное сопротивление. Сам свящ. В. Марецкий прямо признал, что был вооружен и активно участвовал в погромах на избирательных участках.

27 апостольское правило прямо запрещает священнику подымать руку на кого бы то ни было. Всякий священник, дерзнувший ударить «верного или неверного» подлежит извержению из сана. «Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».

9 правило Двукратного собора подтверждает эту же норму и добавляет, что извержению из сана подлежит не только тот священник, который избил кого-то «собственноручно», но и тот, который повелел кому-то другому совершить «истязание до жестокости и до смерти».

Есть также несколько известных правил, которые касаются священников, совершивших убийство.

5 правило Григория Нисского говорит о том, что совершивший даже невольное убийство не может быть рукоположен в священство. Зонара в толковании на это правило добавляет, что священник, совершивший даже невольное убийство, подлежит извержению из сана.

55 правило Василия Великого гласит, что священник, убивший кого-то в целях самообороны, также подлежит извержению из сана.

Вывод ясен: для священников в восточно-христианской традиции является абсолютно недопустимым ношение оружия и применение силы.

В этом отношении восточно-христианские представления о клириках существенно отличались от западных. Например, когда в конце XI века у стен Константинополя появились первые отряды крестоносцев, среди которых были в том числе и вооруженные священники, это сильно удивило греков. Об этом сохранилось свидетельство в «Алексиаде» Анны Комнины. Приведу это любопытное свидетельство (да простят меня братья-католики): «Представление о священнослужителях у нас совсем иное, чем у латинян. Мы руководствуемся канонами, законами и евангельской догмой: не прикасайся, не кричи, не дотрагивайся, ибо ты священнослужитель (ср. Кол 2, 21). Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает Телу и Крови Господней, взирая на убийство, и сам становится мужем крови, как в псалме Давида (Пс 25, 9). Таковы эти варвары, одинаково преданные и Богу и войне» (Алексиада. Кн. Х, гл. 8).

Справедливости ради напомню, что в истории всякое бывало. Например, епископы в Черногории были одновременно и князьями и потому принимали участие в военных действиях с оружием в руках. Но в целом для Восточной Церкви это не характерно.

Понятно, что с точки зрения канонов абсолютно недопустимо участие священника в вооруженной группировке, совершающей противоправные действия.

Полагаю, что у правящего архиерея Луганской епархии есть достаточные основания для того, чтобы, как минимум, запретить о. В. Марецкого в священнослужении до выяснения всех обстоятельств дела. Если же подтвердится, что этот клирик участвовал в боевых действиях и, не дай Бог, убивал людей (или намеревался это делать, или поощрял других к этому), то он однозначно должен быть извержен из сана».

Прокомментировал ситуацию на своей странице в Фейсбук и пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ протоиерей Георгий Коваленко: «Все новости пестрят сообщениями о "попе-террористе "из Луганщины, который в камуфляже и с оружием пытался срывать выборы на одном из участков. Епархия подтвердила его принадлежность к клиру. Можем лишь сказать, что когда священник совершает правонарушение или преступление, он отвечает как гражданин. Если это церковное нарушение, его судьбу решает местный архиерей или церковный суд. К сожалению, камуфляж и оружие - это не подрясник и крест».

На своей странице в Фейсбук 26 мая секретарь Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич написал, что говорил по телефону с архиепископом Луганским и Алчевским Митрофаном по поводу о. Владимира Марецкого.

«Владыка возмущен его действиями. - Отмечает протоиерей Николай в своем сообщении, - по словам владыки, священник должен стоять перед престолом Божьим и возносить молитвы, а не бегать в камуфляже и с оружием в руках
... А вообще, ситуация там (в Луганской области) очень сложная. Настроения население (не боевиков, а населения!), мягко говоря, совсем не такие, как в Киеве. Но с ними надо говорить, говорить, и еще раз говорить - только так можно решить эту проблему. Ведь это тоже Украина! Поэтому не нужно спешить обвинять Церковь. Общество в Украине такое, и эти общественные противоречия отражаются и в Церкви, которая прилагает максимум усилий, чтобы сохранить мир и как-то восстановить тот нарушенный баланс. Поэтому не спешите судить Церковь. Легче всего сделать раскол, отколоть часть и над ней господствовать, а вот удержать всех, таких разных, в одной Церкви - не просто... »

Напомним, что 27 мая священник Владимир Марецкий был временно отстранен от служения.

Теги: