Преподобный Феодосий Печерский - один из первых игуменов Киево-Печерского монастыря, один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века, "отец русского монашества", православный святой. Память его отмечается Русской православной церковью 16 мая (3 мая по старому стилю).

Свидетельством о жизни Феодосия Печерского является его Житие, написанное в конце XI - начале XII вв. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Кроме того, сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в "Киево-Печерском патерике".

Согласно житию, преп. Феодосий родился в г. Василькове близ Киева в богатой семье княжеского слуги. Детские годы провел под Курском, куда переехала его семья. Феодосий уже в детстве, избегая игр и забав, прославился подвигами во имя Бога - носил железные вериги, постоянно молился, ходил в рубище. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся по благословению преподобного Антония в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий.

С самого начала монашеского пути и до конца жизни Феодосий с рвением исполнял все монашеские послушания: много трудился наравне с другими, был очень скромен, питался хлебом с водою, никогда не спал лежа, только сидя.

В 1054 г. преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 г. избран игуменом Киево-Печерского монастыря. В годы его управления монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси. Число иноков возросло до ста человек, были устроены наземные кельи, началось строительство главного храма монастыря - церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. По указанию игумена из Константинополя был привезен так называемый Студийский устав, учреждавший общежительскую форму организации монастыря. Этот устав разошелся по всей Руси по другим монастырям. Многие насельники Киево-Печерской обители позднее стали епископами в других русских городах.

Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитии отечественной религиозно-философской мысли. Он считается создателем так называемой "печерской идеологии". Печерские старцы, и, прежде всего cам Феодосий, внесли в древнерусскую духовную жизнь новую для нее идею аскезы, т. е. отречения от всего земного, мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования.

По мнению печерских иноков, Святое Крещение очищает человека от скверны, но не спасает, ибо в мирской жизни каждого человека поджидает сатана, соблазняет его и искушает. Главный же источник дьявольского искушения - человеческое тело, изначально греховное. Поэтому путь к спасению лежит, во-первых, через подавление человеком в себе присущего ему плотского начала, а во-вторых, в результате неустанной и искренней молитвы.

Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил кельи братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию (добровольное исполнение по назначению духовника тех или иных дел благочестия: продолжительная молитва, пост, паломничество и т.д.). Таким образом, преподобный учил братию молиться и не быть праздными.

Святой Феодосии строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил кельи и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.

Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах.

Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом.

Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.

Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру и там находился в безмолвии.

Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании.

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий мирно скончался на восходе солнца во время молитвы к Богу.

Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 г. святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны.

На Церковном Соборе 1108 г., при митрополите Киевском Никифоре (1104-1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого 16 мая (3 мая по старому стилю) и день перенесения его честных мощей 27 августа (14 августа по старому стилю).

До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях, особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси.

Теги: