В 1888 году на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси был торжественно открыт памятник самому известному украинскому гетману. Идея о сооружении монумента Хмельницкому в Киеве или Переяславе возникла еще в 1859 году в альманахе "Украинец" профессора Михаила Максимовича. После получения разрешения от царского правительства в 1860 году был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем — профессором университета, главой Киевской археографической комиссии.

Создание проекта было поручено культовому скульптору того времени Михаилу Микешину, автору монументов "Тысячелетие России" и царице Екатерине II. По замыслу создателя, скульптурная группа должна была содержать конную статую гетмана, возвышающуюся на гранитной скале. Под копытами его лошади должен был находиться распростертый труп иезуита, покрытый изорванным польским знаменем; за конем — падающая со скалы фигура польского пана, еще ниже — труп еврея-арендатора, вцепившегося закостеневшими руками в награбленную им церковную утварь. Гранитная скала должна была стоять на пирамидальном пьедестале, на трех сторонах которого размещались бы бронзовые барельефы, изображающие битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев. А на переднем плане, ниже Хмельницкого, должны были располагаться еще пять фигур — поющего кобзаря со слушателями.

С 1870 года начался сбор средств по всероссийской подписке. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой — в три раза меньше, чем требовалось по смете Микешина, — а также из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно антипольского и антисемитского элементов памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя, на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены с помощью консультаций Владимира Антоновича.


В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет стояла во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев создал более дешевый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камни для постамента подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно и вдобавок на сэкономленные деньги спроектировал еще изгородь с фонарями.

Торжественное открытие памятника состоялось в июле 1888 года на Софийской площади, потому что именно здесь киевляне торжественно встречали Богдана Хмельницкого 27 декабря 1648 года.

Как гласит легенда, когда монумент уже занял свое место, оказалось, что конь очень невежливо повернут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Поэтому постамент пришлось развернуть, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции. А вот на Москву, вопреки другой распространенной легенде, Богдан не указывал никогда. О московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: "Хотим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия". В первые годы советской власти они были заменены на "Богдан Хмельницкий. 1888". Эту надпись можно видеть и сейчас.


Ежегодно 23 июля православная церковь вспоминает преподобного Антония Печерского, основателя Киево-Печерской лавры. Его именем названы Ближние (Антониевы) пещеры лавры.

Преподобный Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. По некоторым данным, его мирское имя было Антипа. С самого раннего детства он был исполнен желания служить Богу. Горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, он посетил Палестину и на обратном пути принял пострижение на Афоне, где прожил в монастыре несколько лет. Как повествует его житие, игумен получил внушение от Бога отпустить Антония обратно в русскую землю, что он и сделал, сопроводив монаха следующим напутствием: "Иди обратно в русскую землю — пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской. Да будет с тобою благословение святой горы!"

Придя в 1028 году на Киевскую землю, Антоний выкопал себе пещеру в Берестовой горе на берегу Днепра и поселился в ней, постясь и читая молитвы. Вскоре возле него стали собираться ученики. Первыми были Никон и Феодосий. Когда собралось двенадцать человек, они под руководством Антония выкопали большую пещеру и устроили в ней церковь, трапезную и келии для монахов (эти сооружения в настоящее время сохранились в Дальних пещерах лавры). Вскоре Антоний, оставив игуменом Варлаама, удалился из обители в другую выкопанную им пещеру. Однако рядом с ним вновь стали селиться монахи. Так возникли Дальний и Ближний пещерные монастыри.

Еще при жизни Антония игуменом образованной им Киево-Печерской обители был поставлен преподобный Феодосий. Когда число монахов достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, во время строительства храма сама Богородица перенесла преподобных Антония и Феодосия в Константинополь и даровала им там золото на устройство церкви.

Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения: исцелял больных давая им есть зелень, которой питался сам; предсказал поражение русских войск в битве с половцами на реке Альте в 1066 году.

Из-за конфликта с великим князем Изяславом Ярославичем Антоний дважды покидал Киев, а в 1069 году бежал от княжеского гнева в Чернигов, где выкопал пещеру в Болдиных горах.

Последние годы жизни Антоний провел в уединении, устранившись от управления монастырем. Умер он 7 мая 1073 года. Мощи преподобного не обретены по сей день.

Теги: