Интервью  блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) интернет-порталу «Религия в Украине» накануне 74-го Дня рождения предстоятеля УПЦ.

О предварительных итогах 2009 года

"Религия в Украине": Что было главным в уходящем году в жизни Вашей в личностном ключе и Вашей деятельности как предстоятеля Церкви?


Митрополит Владимир: Самое главное – что мы пережили этот год, еще один в нашей жизни. Вам, молодым, может быть, этого не понять, а для нас, пожилых людей, это важно.


Знаковым событием стало решение Кабинета Министров об установлении тарифов на оплату газа для церквей и монастырей на уровне населения, а не по расценкам, действующим для юридических лиц, предприятий и организаций (Кабинет Министров Украины на заседании 3 сентября 2009 принял решение, что природный газ для религиозных организаций на коммунально-бытовые нужды отпускается по ценам, которые действуют для нужд населения; постановление №989. – А.Д.). Мы благодарны правительству, что было принято такое решение.


Важнейшим событием прошлого года считаю визит патриарха Московского Кирилла Украину, посещение главой РПЦ многих городов, храмов и монастырей. Убежден, что истинно верующие люди, независимо от государственных границ, имеют как бы одну душу.  Конечно, Украина и Россия – это отдельные государства, но Церковь напоминает, что высшая цель существования украинского и русского народов едина –  двигаться в одном направлении, то есть к Богу.


Митрополит Владимир: "Нам нужно единство в Украине" Очень важно и то, что Церковь в Украине все больше возрастает, так же, как возрастает и уровень доверия народного Церкви. Это доверие – очень большая честь для нас, священнослужителей. И очень грустно, когда церковные люди не ценят оказанного доверия, не оправдывают возложенные на них ожидания.


Церковь растет… К примеру, за 2009 год в Киеве и Киевской области освящены сорок храмов, вчера (19 ноября. – А.Д.) освящали сорок первый.


Благодарение Богу, что в Церкви появляются все новые люди, которые хотят воцерковиться, быть участниками церковной жизни. Целенаправленная деятельность по воцерковлению у нас еще недостаточно развита, специальных катихизических школ тоже пока нет. Мы прикладываем усилия, чтобы улучшить эту ситуацию, и поэтому наше церковное служение должно быть прежде всего проповедью. Благодарение Богу, Церковь может свободно проповедовать.


Дай Бог, чтобы и следующий год был успешным и плодотворным.

О межцерковном диалоге и будущем православия

РвУ: Как Вы считаете, какова перспектива межцерковного диалога? Активизировался ли он после решения Священного Синода УПЦ о создании соответствующих рабочих органов (решение от 9 сентября 2009 г. – А.Д.)?


М.В.: Сложно сказать. Диалога как такового до сих пор нет, хотя многие ревнители православия считают, что имеет место чуть ли не измена Синода нашей Церкви православию. Пока что созданы только рабочие группы по подготовке диалога, которые еще не раз будут встречаться, будут совещаться, изучать вероятные пути развития, и будут докладывать Священному Синоду о возможности или невозможности диалога. Будет продолжаться обсуждение подготовки к диалогу, а это очень непросто, потому что есть разные мнения по этому поводу в Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой Церковью в составе Русской Православной Церкви. Нам нужно встречаться, потому что то, что происходит сейчас с православием в Украине – это грустно и нездорово. Такая ситуация влияет и на жизнь Церкви, и на политику государства. Нам нужно единство в Украине. Но самовольно потребовать автокефалии от Москвы сейчас – это неразумно, ибо невозможно. Нужно вести разговор и в самой УПЦ, и вне ее – прежде всего темой такого обсуждения должен стать вопрос о будущем православия в Украине.

О грядущих президентских выборах в Украине

РвУ: Какова должна быть, по Вашему мнению, позиция Церкви в связи с выборами?


М.В.: После распада СССР и становления независимого государства Церковь все активнее принимает участие в общественной жизни. Епископат РПЦ и УПЦ несколько раз имел суждение о том, как духовенство и архиереи могут и должны относиться к выборам. И было принято решение, что нужна свобода выбора. Верующие должны участвовать в выборах, как и все граждане. Но епископат не одобрил, чтобы сами епископы и клирики выдвигали свои кандидатуры на выборах в органы власти разных уровней.


Что касается украинских выборов, то они должны быть прозрачными и честными. Об этом я не устаю говорить и народу, и политикам.
Дай Бог, чтобы выборы и стали такими.


Мы видим, что в Украине сейчас разворачивается уже далеко не первая избирательная кампания, и столько потрачено уже средств и так много внимания уделяетсяо выборам… Надо уже наконец-то проголосовать, выбрать достойного и начинать серьезно обустраивать государство!


РвУ: Имеется ли прогресс в отношениях Церкви и государства? Нацеленность на взаимопонимание носит системный характер или есть только уступки перед выборами?


М.В.: Отношения, слава Богу, у Церкви и государства сейчас хорошие. Конечно, существует ряд проблем в отношениях как церковно-государственных, так и межцерковных. Но главное, что мы имеем свободу проповедовать Евангелие, обустраивать Церковь, воцерковлять людей. И это дает в Украине хорошие, значительные результаты.

О детских воспоминаниях и христианских праздниках

РвУ: Мы встречаемся с Вами накануне Вашего дня рождения. Для любого человека определяющим, стержневым является детство. Что было главным в Ваши детские годы?


М.В.: Главное в моих детских воспоминаниях – это праздники. Рождество, Пасха. Да и вообще, церковные праздники. Ведь именно в праздники влияние Церкви на всю жизнь села, на жизнь семейную, жизнь личную ощущалось особенно остро.
Наша семья была верующая, поэтому с раннего детства я ходил в церковь, позже начал прислуживать в алтаре. Хочу подчеркнуть, что наше село Маркивцы даже в эпоху гонений, восстания на Церковь сохраняло верность храму, отстаивало необходимость приходской жизни. Мне в школе учителя тоже запрещали ходить в церковь, но я все равно ходил. И вот церковные праздники, соучастие в них были формой протеста народа, демонстрацией преданности церкви. Даже приготовление праздничных блюд было проявлением верности церкви, церковным традициям.


Один случай, связанный с праздником Воскресения, очень ярко мне помнится:
Мне было шесть лет. В субботу, накануне Светлого Воскресения, которое в тот год совпало с 1 мая, мама привела меня в храм. Я стоял у алтаря. Настроение было торжественное, возвышенное. В четыре утра мы возвращались после заутрени домой - уставшие и сонные, но я торжественно нес подаренные крашанки в руках. Дома всей семьей сели за стол, разговелись, уснули. На следующий день я проснулся в доме один. Все уже были в храме. Меня пожалели, не стали будить. Слышу – стук в дверь, открываю: нищенка Иулиания за милостыней пришла. Пришлось отдать ей один из четырех куличей, что мама наказывала до Радоницы сохранить. Отдать отдал, но страх как боялся, что мама меня отругает. Однако мама, узнав об этом, сказала, что я правильно поступил, по-христиански.


Еще с детских лет, учась в школе, принимая участие в художественной самодеятельности (а не участвовать было невозможно по определению), я ощущал в себе  мощный импульс, внутренний посыл: жить благочестиво, жить в Церкви. И то, чего не хватало мне в приходской жизни в нашем сельском храме, дали мне Одесская семинария и Московская духовная академия. Там был источник знаний, только черпай полной мерой из него! Учись, не ленись. Тогда, в советские годы, духовные школы давали ясное и четкое осознание ответственности священнического служения. Для меня было очень важно, что прочувствованное в детстве, впитанное с молитвами родителей благочестие обогащалось  прививаемым богословием пониманием ответственности того, чему ты служишь, каким великим таинствам ты сопричастен.

Тогда служение священника предполагало еще большую ответственность, жертвенность, чем нынче, в условиях религиозной толерантности и свободы вероисповедания. Ведь мы несли служение не просто в секулярном обществе, а в обществе, где насаждался атеизм. И потому на священника, пастыря возложена была огромная ответственность – перед Богом, перед Церковью, перед людьми.

О пастырской миссии и социальном служении

РвУ: В чем сегодня нуждается Церковь, чтобы привлекать людей в храмы, в приходскую жизнь?


М.В.: Прежде всего, нам нужны хорошие священники, одаренные епископы. Священнослужители должны так организовывать свою деятельность, чтобы донести людям, вложить понимание, для чего им нужна Церковь. Священники должны быть очень убедительны и красноречивы, слово их должно быть действенным настолько, чтобы под влиянием этих факторов люди уже не мыслили себя и свою жизнь вне Церкви.


Поэтому мы сегодня все больше внимания уделяем подготовке священства, тех его представителей, которые могли бы быть проповедниками, преподавать в воскресных и субботних школах. Мы переформатируем и перестраиваем богословское образование так, чтобы будущие пастыри получали знания и необходимую квалификацию, чтобы они могли объяснить людям, для чего каждому из наснужна жизнь в Церкви, насколько важно для каждого верующего ощущать свою сопричастность Богу.
Сегодня крайне необходима катехизация всего народа. Поэтому нужны священники-катехизаторы, миряне-катехизаторы, чувствующие в себе призвание к такой миссии.


Крайне необходимы церковные социальные работники, активно и последовательно нужно развивать социальное служение Церкви. Мы должны быть готовы к тому и осознавать, что сегодня нужно благовествовать и словами, и ДЕЛАМИ.


РвУ: Спасибо за Ваши ответы. Ис полла эти, дэспота!

Вопросы задавала Алла Дмитрук

Теги: Митрополит Владимир, единство в Украине, рост доверия Церкви