На сайте Запорожской и Мелитопольской епархии УПЦ (МП) опубликован доклад архиепископа Луки (Коваленко), зачитанный 12 декабря 2014 г. на конференции «Андреевские чтения» в Запорожье. Доклад знакомит с результатами анонимного анкетирования епархиального духовенства по актуальным вопросам церковной и общественно-политической жизни, сообщает корреспондент портала "Религия в Украине".


Из доклада вытекает, что в целом духовенство Запорожской епархии – одной из русскоязычных областей, относящихся к южной Украине, – не настроено что-либо менять в своем укладе, плохо относится к любому изменению нынешнего канонического статуса УПЦ и устоявшегося богослужебного порядка, вполне лояльно к политической власти Украины и политической ориентации прихожан. Наиболее радикальные ответы оставались в меньшинстве, хотя большинство в этом меньшинстве стояло на позициях поддержки сепаратистов востока Украины, что удивило даже архиепископа.

Показательно также, что большинство священнослужителей Запорожской епархии остались самокритичными, оценив свои богословские знания как средние («Удовлетворительные») и пожелав их совершенствовать, в т.ч. через аттестацию епархиальной комиссией.

По каждому вопросу архиепископ Лука давал свои комментарии, которые в подробностях можно прочитать в докладе на сайте епархии.

Первая часть вопросов проведенного анкетирования касалась современного статуса УПЦ.

Так, на вопрос «Является ли, по Вашему мнению, существование Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата единственно возможной формой существования Православия в Украине?» получены такие ответы:

81,3 % «Да», 17,4 «Нет», 1,3 % не дали ответа.

Комментируя полученные результаты, владыка Лука сказал: «Что касается повышения этого статуса в сторону автокефалии, то этот вопрос может стать актуальным и находиться в практической плоскости лишь при условии  согласия на это абсолютного большинства епископата, священников и верующих этой Церкви. Но согласно результатам опроса можно с уверенностью сказать, что в нашем регионе совершенно обратные настроения».

На следующий вопрос «Считаете ли Вы целесообразным и актуально оправданным, в сложившихся исторических обстоятельствах, получение Украинской Православной Церковью канонического статуса самостоятельной (автокефальной) поместной Церкви?» священники дали такие ответы:

15,5 % «Да», 81, 3 % «Нет», 3,2 % не дали ответа.

На предложение «Выберите какой, с Вашей точки зрения, статус Украинской православной Церкви был бы самым приемлемым в Украине» духовенство откликнулось с такими ответами:

82,6 % «Нынешний статус», 3,2 % «В составе Киевского Патриархата, принятого Вселенским Православием», 1,3 % «В составе Константинопольского Патриархата», 8,4 % «Я не согласен ни с одним из предложенных вариантов».

По оценке архиепископа Луки, «присоединение к Константинопольскому патриархату или возвращение к статусу экзархата – неприемлемые направления, так как вызовет серьезные волнения среди народа Божьего».

«Необходимо ли вести диалог по преодолению сложившегося в Украине раскола с «Киевским патриархатом» и «Автокефальной церковью?»:


70,3 % «Да», 27,7 % «Нет», 1,9 % не дали ответа.

Результаты опроса по данному вопросу владыка Лука прокомментировал так : «Все помнят, как громко в УПЦ КП требовали диалога с нашей Церковью. Сегодня формат диалога для так называемого Киевского патриархата не актуален. Его глава уверен, что сейчас намного эффективнее будет использование техники рейдерских захватов и разбоя... Поэтому, разговоры о ведении диалога можно начинать лишь при условии прекращения нападок и оскорблений в адрес нашей Церкви».

«Считаете ли Вы возможным соединение УПЦ и т. н. «Киевского патриархата» на канонической основе?»:


56,8 % «Да», 41,3 % «Нет», 1,9 % не дали ответа.

«Национальные различия не противоречат кафоличности Церкви, – продолжал архиепископ Лука. – Человек не может не принадлежать к определенной национальности. Бог же одинаково любит все народы и не отдает кому-либо предпочтения по национальному признаку. Но, к сожалению, национализм, привносимый людьми в Церковь, оказывается сегодня одной из самых серьезных проблем. Это касается как Украины, так и России. Одни отождествляют Православие с «русскостью», другие - с «украинскостью», собственно,  вследствие  чего в Украине мы и видим раскол. Иные отождествляют Православие, скажем так, с «эллинистичностью». Такой подход - угроза кафоличности, а по сути - ее отрицание».

Также он сказал, что « разговоры о том, что нужно отменить катехизацию перед крещением и венчанием являются преступными, а священник, который её отказывается проводить – серьезнейшим нарушителем церковной дисциплины и разрушителем церковного основания.   Согласен с тем, что форма проведения бесед не совершенна, но никто не предлагал более совершенных форм и методов. В связи с этим, даю поручение епархиальному миссионерскому отделу провести с помощниками благочинных и настоятелей по миссионерской деятельности, а также всех заинтересованных священников, рабочую встречу для выработки соответствующих предложений.   На сегодняшний момент в епархии нет единой программы проведения этих бесед».

«Какой язык проповеди для Вас и Ваших прихожан был бы более приемлемый?»:


6,5 % «Украинской», 89,7 % «Русский», 3,9 % не дали ответа.

«Наш Блаженнейший  митрополит Онуфрий – из Черновицкой епархии, в которой есть богослужения на церковнославянском языке, румынском, украинском. Сам он служит на этих языках, для чего изучил и превосходно знает румынский язык.  Поэтому хочу напомнить, что никто не запрещает совершать богослужения и говорить проповеди на украинском языке, но для этого необходимо согласие прихода, а не указка сверху или давление невоцерковленной массы извне», – обратился архиерей к духовенству.

«Есть ли необходимость, в качестве экспериментальной практики, проводить богослужения на разговорном русском или украинском языке?»:


4,5 % «Да», 51 % «Нет», 26,5 % «Ничего не менять», 5,8 % не дали ответа.

Архиепископ заявил, что «существующие украинские переводы далеки от совершенства вследствие того, что большинство из них выполнено с церковнославянского языка, а не из языка оригинала, то есть греческого», а кроме того, «отсутствует разработанная украинская богословская терминология». Он поддержал инициативу «в текстах, где встречаются слова производные от “российский”,  заменять их на “руский”, что более точно соответствует истории».

Следует отметить, что в 2013 г. митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) призвал переводить богослужения на украинский язык. Сегодня более 25% парафий Волынской епархии УПЦ (МП) ведут богослужения на украинском или смешанных языках. Украиноязычные богослужения совершаются и в ряде других епархий УПЦ, в том числе в Киеве.

Многие вопросы касались общественно-политических событий, с которыми священники сталкиваются в приходской жизни.

«В связи со сложившимися политическими обстоятельствами, нужно ли прекратить в храмах во время богослужения поминовение «о властех» (Президенте и правительстве) и «воинстве» (людях ведущих боевые действия на стороне власти) страны?»:


20,6 % «Да», 79, 4 % «Нет».

«Власти на местах в  отношениях с представителями нашей Церкви переходят от бездумных обвинений к конфронтации. Часто из уст новоиспеченных «представителей народа» и «суперпатриотов» слышишь обвинения в непатриотичности и оторванности от народа, при полном равнодушии, вплоть до содействия, людей попавших во власть на гребне революционной волны, – сказал владыка Лука. – Действия нашей власти сегодня исходят из жёсткого циничного прагматизма и желания самоутверждения. Я надеюсь, что это «переходный период», и в будущем наша власть повзрослеет; но на данный момент она, на мой взгляд, не является в должной мере социально и нравственно ответственной».

В то же время он признался, что у него «вызывает удивление высказывания в анкетах типа: «На политизированные стройки, уборки - явка тем, кто хочет», «больше проповедовать идеи Новоросии»». По-видимому, здесь имеется в виду отношение к объявленному Запорожской епархией восстановлению госпиталя для украинских военнослужащих.

«Должен ли христианин быть покорным властям страны в сложившихся политических обстоятельствах?»:


5,8 % «Да, несомненно», 86,5 % «Да, до того момента, пока они не будут противоречить законам Евангельским и канонам Церкви», 2,6 % «Нет, ни в коем случае», 1,9 % «Нет, до тех пор, пока они не изменят свои действия в стране», 3,2 % не дали ответа.

По мнению владыки Луки, «идея помощи страждущему человеку, даже отличному от тебя по вероисповеданию, мировоззрению и политическим взглядам имеет евангельскую основу, а проповедь идей «Новоросии»  - исключительно политический проект с экономическим основанием, не имеет своего подтверждения в Евангелии. Господь помогал не только тем, кто следовал за ним, а всем прибегающим к нему. Мало того он проповедовал в оккупированном теократическом государстве  о чем, о свержении власти и тому подобное? Кто мы, нанятые на работу менеджеры или священнослужители – прошу вас, каждый для себя дайте ответ».

«Имеет ли значение доля спасения души и христианина его политическая ориентация»:


12,9 «Да», 81,9 % «Нет», 5,2 % не дали ответа.

«Какую позицию должна занять Украинская Православная Церковь в связи с возникшей в Украине политической ситуацией?»:


1,9 % «Поддерживать правящую власть и проводить агитацию за целостность и независимость страны, изобличать аморальность и недопустимость агрессии России на нашу Родину, призывать к патриотизму и единению перед лицом общего врага», 6,5 % «Поддерживать движение против тех, кто пришел к власти к стране, и изобличать лживость и лукавство средств массовой информации, призывать к борьбе против майдана и революционеров», 88,4 % «»Церковь не должна поддерживать ту или иную политическую позицию, а говорить о Христе, сострадании и милосердии к вынужденным переселенцам, пострадавшим в зоне АТО, обездоленным», 3,2 % не дали ответа.

Комментируя ответы на эти вопросы, архиерей сказал: «Если ты, живя на своей Родине, не любишь своих ближних в угоду какой-то там русском или украинском националистической идеи, то такой и будет суд: «Идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...» (Мф. 25,41-43)».

«Можно ли отпевать людей, которые принимали участие в боевых действиях в Луганской и Донецкой областях на стороне правительственных сил, при отсутствии препятствий со согласно Церковных Правил?»:


93,5 % «Да», 3,9 «Нет», 2,6 % не дали ответа.

«Можно ли отпевать людей, которые принимали участие в боевых действиях в Луганской и Донецкой областях на стороне ополченцев, при отсутствии препятствий со согласно Церковных Правил?»:


97,4 % «Да», 1,3 % «Нет», 1,3 % не дали ответа.

Архиепископ призвал к тому, чтобы «чтобы Церковь не втянулась в эту военную историю, чтобы она не стала стороной конфликта. Нужно, чтобы священник не потерял способности быть пастырем для любой из сторон конфликта и исполнял в первую очередь свои пастырские обязанности».

«Кого из прихожан Вы бы не допустили ко причастию Святых Христовых Таин?»:

9,7 % «Активных участников майдана в Киеве, местных майданов и автомайдана», 1,9 % «Бойцов, участвующих в боевых действиях на востоке на стороне правительственных сил, 2, 6 % «Ополченцев, поддерживающих сепаратизм и агрессию России на территории Украины», 82,6 % «Я не согласен ни с одним из предложенных вариантов ответа», 3,2 % не дали ответа.

«Кстати, – отметил архиерей, – недавно я прочитал интересную мысль о том, что низшая степень любви к врагам — это никому не желать погибели».

«Доверяете ли Вы епископату УПЦ?»:


85,2 % «Да», 9 % «Нет», 5,8 не дали ответа.

«В связи со сложившимися политическими обстоятельствами, нужно ли прекратить поминовение Патриарха Кирилла в храмах?»:


2,6 % «Да», 95,5 % «Нет», 1,9 % не дали ответа.

«Может ли священник вместе с общиной храма принимать решение о не поминовении Патриарха?»:


5,2 % «Да», 94,2 «Нет», 0,6 % не дали ответа.

«Какое Ваше отношение к прекращению поминовения Патриарха Кирилла в некоторых областях Украины?»:


3,2 % «Положительное», 86,5 «Отрицательное», 0,6 «Мне все равно», 8,4 «Это их право», 1,3 не дали ответа.

Владыка Лука привел церковные правила, которые, по его мнению, обязывают поминать Патриарха на приходах. При этом он отметил, что «в правилах нигде не говорится о политических условиях непоминания, кроме этого Патриарх не проповедует никакой ереси».

«Ваше отношение к социальному служению Церкви»:


5,2 % «Это только отвлекает от главного дела Церкви — молитвы и совершения таинств», 7,7 % «Социальное служение — главная функция Церкви», 77,4 % «Социальное служение – важнейшая вспомоществующая функция Церкви», 3,2 % «Социально служение – нарушение слов Христа о творении добрых дел в тайне», 1,3 % «Социальное служение – ненужная и бесполезная деятельность, не имеющая отношения к делу спасения», 5,2 % не дали ответа.

Управляющий архиерей сказал, что в социальном служении «нас ждет еще много работы»: «Простой пример – я прошу организовать добровольцев для проведения благотворительных акций, но почему-то кроме отца Тихона из всего семисоттысячного города никого не нашлось. Наши священники не могут принимать участие в таких акциях, так как у них «стало много бумажной работы», как написал один из вас в анкете. Но в чем она заключается – прикрепить  объявление в храме, не зная даже о чем оно, забыв даже объявить о событии прихожанам?  Почему среди неверующих людей больше добровольцев, чем среди наших прихожан? Кто должен задумываться об этом?»

«Ваше отношение к социальной, миссионерской и общественно-богослужебной работе епархии?»:


3,9 % «Я считаю всю эту работу ненужной и бессмысленной, и стараюсь ее игнорировать», 80 % «Я считаю эту работу нужной и важной, и сам принимаю в ней участие», 12,9 % «Я считаю эту работу нужной и важной, но предпочел бы, чтобы меня в ней не задействовали», 3,2 % не дали ответа.

«Ваше отношение к количеству проводимых епархией разного рода социальных, миссионерских о общественно-богослужебных мероприятий?»:


34,8 % «Эта работа важная и ее нужно проводить, по возможности, больше и чаще», 41,9 % «Работа, которую проводит епархия, вполне достаточная. Увеличивать или уменьшать ее не нужно», 19,4 % «Количество проводимых епархией мероприятий слишком велико. Оно мешает мешает и отвлекает от приходской работы на местах», 3,9 % не дали ответа.

«Какие направления в инициативах епархии было бы правильно считать самыми приоритетными?»:


6 % «Сооциальную работу (сдача крови, сбор материальных и финансовых средств на благотворительные проекты, помощь больным и нуждающимся и т.п.)», 9 % «Миссионерскую работу (теле- и радио- выступления, общественные лектории, работа духовенства в вузах, флешмобы и т. п.), 14,2 % «Богослужебную работу (проведение молебнов, крестных ходов, приглашение в епархию святынь и т.п.)», 71 % «Все направления важны», 7,1 % не дали ответа.

«Еще один пример: женсовет епархии приглашал жен священников прийти и поработать в онкогематологическом отделении  детской больницы, пришли жены  аж  четырех священников? А где остальные, ведь не все они работают? – вопрошал архиепископ. – Вообще равнодушное отношение священника к своему служению приводит к тому, что и дети становятся такими же. Например, дети некоторых священников даже не знают, как брать благословение у архиерея, они не ходят в храм, не причащаются».

«Если бы Ваш приход оказался на территории, где ведутся боевые действия, Вы бы»:


89 % «Предпочли остаться на своем приходе и, по возможности, продолжали служение», 4,5 % «Предпочли покинуть приход и укрыться в более безопасном месте», 6,5 % не дали ответа.

«Оцените работу Вашего благочинного: заботу о священниках, своевременную помощь, простоту и любовь в общении»:


29, 7 % «Отличная», 40 % «Хорошая», 19,4 % «Удовлетворительная», 9 % «Неудовлетворительная», 1,9 не дали ответа.

«Больше молитв и меньше просмотров в чужие карманы», – призвал архиерей духовенство, поддержав инициативы, прозвучавшие в анкетах: «Благочинный должен служить регулярно на приходах благочиния, а не только появляться на храмовых праздниках. При этом  если в благочинии престольный праздник, то хотелось бы, чтобы литургию совершали на престольном празднике все священники благочиния».

«Оцените атмосферу взаимоотношений священников друг с другом внутри благочиния»:


27,1 % «Отличная, доброжелательная атмосфера в духе любви, понимания и взаимопомощи», 49 % «Хорошая, в целом доброжелательная, но без особой теплоты в отношениях», 9 % «Удовлетворительная, внешне сдержанная, но внутри напряженная», 11 % «Неудовлетворительная, т. к. нет братской любви, много зависти и осуждения», 3,9 % не дали ответа.

Здесь владыка Лука посетовал: «Сегодняшняя ситуация показала, что на многих приходах совершенно отсутствует  среда общения, когда прихожане, особенно молодые люди, не могут общаться друг с другом и создавать свой круг общения. Мои иподиакона были свидетелями, как на одном из приходов после окончания службы еще не разошлись прихожане, но уже не могли найти священника».

«Собираетесь ли Вы вместе с прихожанами во внебогослужебное время для духовного общения?»:

71 % «Да», 21,9 % «Собираемся изредка», 4,5 % «Нет», 2,6 % не дали ответа.

«Имеют ли прихожане Вашего храма тесное общение друг с другом (ходят в гости, помогают друг другу, общаются семьями)?»:

62,6 % «Имеют», 25,8 % «Общаются, но редко», 1,3 % «Не имеют», 7,1 % «Я не знаю», 3,2 % не дали ответа.

«У нас, в ХХ веке, в силу того, что Церковь до 1943-го года была физически гонима, а потом она заняла геттообразное сервильное место в советской «структуре», и ей разрешали только совершать богослужения, - все проблемы ХХ века прошли мимо нас, – отметил архиепископ. – В Церкви вообще не осмысленно и пастырски не учтено кардинальное изменение культуры восприятия, совершенно отличающейся от церковной - кинематограф, телевидение, интернет… Культура стала стадной, а христианство осталось и всегда будет личностным. Поэтому меня удивляет, что на концертах наших детско-юношеского  симфонического оркестра и творческого коллектива «Jiva Online»  редко видишь не только священников, но и прихожан. Мы отвыкли от красивой музыки, от искусства, хорошего кино. А некоторые, считая себя «строгими блюстителями» вообще это осуждают.  Человек должен прикасаться к прекрасному».

«Процентное отношение количества клириков живущих на приходе, к количеству клириков, живущих в ином населенном пункте» (без включения приходов г. Запорожья и г. Мелитополь):


56 % «Живут на приходе», 44 % «Не живут на приходе».

«Оцените отношения прихожан друг к другу на Вашем приходе?»:

65,2 % «Настроены друг к другу доброжелательно и с любовью», 23,2 «Настроены друг к другу нейтрально, общаются доброжелательно, но поверхностно», 3,2 % «Настроены часто враждебно, много сплетен, зависти и осуждения», 3,9 % «Не могу оценить, т. к. не вникаю во взаимоотношения прихожан», 4,5 % не дали ответа.

«Оцените отношение прихода к Вам лично»:


76,8 % «Любят, ценят, уважают», 9 % «Отношение сдержанно безразличное», 0,6 % «Относятся недоброжелательно и враждебно», 13,5 % не дали ответа.

«Оцените свой уровень богословских знаний»:


1,3 % «Отличный», 34,2 % «Хороший», 46,5 % «Удовлетворительный», 14,2 % «Неудовлетворительный», 3,9 % не дали ответа.

«Ваше отношение к инициативе нашей епархии проводить повышение богословских знаний духовенства и аттестацию»:


8,4 % «В высшей степени позитивное», 70,3 % «Положительное», 14,2 % «Негативное», 3,2 % «Резко негативное», 3,9 % не дали ответа.

Владыка Лука напомнил, что в епархии разработана аттестация духовенства, которая и сейчас продолжается. «Хочу сразу оговорится, что данная система создана впервые у нас и не имеет аналогов в проверке знаний по богословским дисциплинам среди духовенства, поэтому объективно она может иметь недостатки. Членам аттестационной комиссии хочу их озвучить: вопросы в модулях не соответствуют лекциям, сократить период проведения  ее в 1-2 дня. О. Константин, напоминаю Вам о поставленной ранее задаче – подготовить курсы для церковнослужителей», – сказал архиерей.

Оцените сайт Запорожской епархии (информационность, насыщенность, полезность)»:


30,3 % «Отличный», 45,8 % «Хороший», 17,4 % «Удовлетворительный», 2,6 % «Неудовлетворительный», 3,9 % не дали ответа.

«Очень важно, живя внутренней духовной жизнью, не забывать и о внешних проявлениях своего христианства, потому что на компромиссах мы в Царствие Божье никогда не въедем», – подчеркнул архиерей необходимость информационной работы в епархии. Он же высказался о епархиальных изданиях: «Мы говорим, что скучно, прошу вас, предложите – свою статью, станьте ведущим рубрики, помогите в формировании редакционной политики, или хотя бы подскажите, какие темы хотели бы ваши прихожане обсудить.  За истекший год ни одного предложения или письма от духовенства не поступило».

«Пользуется ли газета «Летопись Православия» спросом и популярностью на Вашем приходе?»:


35,5 % «Да», 36,8 % «Покупают, но редко», 21,3 % «Нет», 6,5 % не дали ответа.

«Подписка на газету «Летопись Православия»»:


55 % Бердянская епархия, 35 % Запорожская епархия, 10 % Украина.

«Оцените работу секретариата епархии (своевременность информирования касающихся распоряжении Владыки, мероприятий, оргсобраний, отношение к духовенству)»:


30,3 % «Отличная», 44,5 % «Хорошая», 20 % «Удовлетворительная», 3,2 % «Неудовлетворительная», 1,9 % не дали ответа.

«Какие бы Вы высказали замечания по поводу работы секретариата епархии?»:

65,8 % «Работа секретариата епархии меня во всем устраивает», 8,4 % «Несвоевременность подачи информации», 4,5 % «Неорганизованность в работе», 6,5 % «Предвзятое отношение к духовенству», 6,5 % «Игнорирование нужд и запросов духовенства на местах», 8,4 % не дали ответа.

Архиепископ обратился к священникам: «На снижение уровня работы канцелярии  оказывает ваша недоработка, когда вы отправляете людей для разрешения вопроса типа «развенчания», при этом не объяснив даже людям, что такового термина в церковном понимании нет вообще, не говоря уже о простой беседе на данную тему. Напоминаю, что в случае появления таких просителей в епархии, священник, который его направил и не побеседовал, будет дежурить в епархиальном управлении.  Также напоминаю о том, что прежде чем направить родственника самоубийцы ко мне на его прошении вы должны указать был ли покойный прихожанином вашего храма, когда последний раз исповедовался и причащался. Зав.канцелярии прошу учесть пожелания которые были высказаны в ходе анкетирования: хотелось бы, чтобы Владыка поздравлял своими посланиями священников в дни их торжеств и приходы с престольными днями».

«Удовлетворяет ли епархиальный церковный склад запросы Вашего прихода?»:

18,7 % «да, в нем можно взять все, что необходимо», 32,9 % «Ассортимент удовлетворяет», 41,3 % «Ассортимент должен быть более разнообразный».

«Являются ли отчеты, подаваемые в епархию, объективными и отражают ли они реальную картину дел?»:

49,7 % «Да», 8,4 % «Нет», 28,4 % «Сомневаюсь, что все, что там написано, правда», 4,5 % «Уверен, что большинство отчетов ложные», 9 % не дали ответа.

Владыка Лука напомнил слова Священного Писания о том, что диавол «лжец и отец лжи» и добавил народную мудрость: «что написано пером не вырубишь топором». «Поэтому, наверное, некоторые предлагают отменить отчетность. А в одной из анкет было написано: «Прекратите обманывать Архиерея!»», – сказал архиерей.

Также архиерей отметил, что просматривая результаты анкетирования, всегда есть доля священников, которые не пожелали ответить на тот или иной вопрос.  «Что это трусость или равнодушие? По этому поводу хочу сказать, что никогда не говорите «мне все равно». Не надо стремиться афишировать свое равнодушие», – сказал архиепископ.

Напомним, что по результатам опроса в Черкасской епархии, находящейся в одной из украиноязычных областей центральной Украины, большинство священнослужителей высказались за автокефальную форму управления УПЦ.

Теги: