Отвечая на вопрос "Что же, в конце концов, происходит в этой стране?", владыка Иларион сказал:

"На Украине существует раскол. Он был создан как политический проект в 1992 году, когда митрополит Киевский Филарет, которого не избрали Патриархом Московским и всея Руси, затаив обиду на своих собратьев ― архиереев Русской Православной Церкви, избравших Патриархом другого человека, решил провозгласить «автокефальную церковь». Он это сделал без согласия Русской Православной Церкви, без согласия других Поместных Православных Церквей. За ним не пошел епископат Украинской Православной Церкви. За ним не пошла православная паства. Этот человек присоединился к уже существовавшему и базировавшемуся в Америке расколу, внутри которого он, в конце концов, был провозглашен лжепатриархом.

Русская Православная Церковь призывала его к покаянию. За учинение раскола этот человек был запрещен в служении. Затем он был лишен сана и монашества. И, в конце концов, был отлучен от Церкви. И вот этот анафематствованный господин называет себя патриархом. Он осуществляет множество действий, враждебных по отношению к Русской Православной Церкви.

Нынешняя украинская государственная власть в лице многих своих представителей провозглашает курс на создание «единой Поместной Церкви Украины». В их понимании это означает каноническую Украинскую Православную Церковь, объединяющую большинство православных верующих Украины, оторвать от Русской Православной Церкви, с которой она связана тысячелетними узами, и переподчинить этому лжепатриарху. Включить туда еще один существующий раскол. И в получившееся образование добавить греко-католиков".

Важно отметить, что такое изложение понимания украинской властью вопроса об автокефалии является слишком вольной интерпретацией митрополита Илариона. В действительности "нынешняя украинская государственная власть в лице многих своих представителей" не озвучивала планов объединить всех, даже греко-католиков, в единой поместной Церкви под управлением нынешнего главы Киевского Патриархата. Власть почти всегда говорит о необходимости преодоления церковного раскола совместными усилиями всех православных конфессий Украины, без конкретизации персоны будущего главы объединенной Церкви, но при посредничестве Константинопольского Патриарха, поскольку Московский Патриарх от такого диалога всегда уклоняется. Такая позиция нашла отражение как в обращении парламента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею в 2016 году, так и в позиции части верующих самой УПЦ (Московского Патриархата), включая иерархов.

Следует также уточнить, что "тысячелетними узами" Украинская Православная Церковь связана не столько с РПЦ, сколько с Константинопольским Патриархатом, в составе которого она находилась основную часть своей истории (около 700 лет), пока Русская Церковь с нарушением церковных правил не переподчинила ее себе.

Характерно, что в этом же интервью митрополит Иларион высказал огорчение попытками восстановить каноническую роль Константинопольского Патриархата в Украине. "Но когда на Фанаре появляются схизматические лжеархиереи, это нас не может не огорчать. Эти господа публикуют фотографии своих встреч с иерархами Константинопольского Патриархата, раскрывают содержание своих переговоров. Мы, конечно, не знаем, насколько достоверно они передают то, что говорилось во время встреч, но если верить словам этих людей, то их на Фанаре поддерживают и обещают им создать единую Поместную Церковь на Украине путем отрыва от Русской Православной Церкви", ― заявил владыка Иларион и добавил, что РПЦ строит с Константинопольским Патриархатом добрососедские отношения на основе признания "единственной канонической Церковью Украины" УПЦ в юрисдикции Московского Патриархата.

Фото Facebook

Теги: