Болевые точки во взаимоотношениях государства и общин Свидетелей Иеговы в России мы обсудили с главным редактором журнала «Религия и право», профессором РГГУ Анатолием Пчелинцевым.

– В ходе недавнего совещания ОБСЕ в Вене по вопросам выполнения обязательств в области свободы религии и убеждений России поставили на вид притеснения Свидетелей Иеговы. Как вы считаете, эти упреки справедливы?

– Эта тема мне хорошо знакома. В свое время в рамках экспертного совета при Минюсте я участвовал в государственной религиоведческой экспертизе по Свидетелям Иеговы. Я посещал поселок Солнечный под Санкт-Петербургом, где находится центр этой организации в России, присутствовал на богослужениях в их молитвенных домах – «Залах Царств» в разных городах страны, изучал вероучение и практику данной организации.

Общины Свидетелей Иеговы существуют во всем мире. Но таких проблем, как в России, они, пожалуй, не испытывают нигде. Может быть, только еще в Китае. Это совершенно неестественно, потому что обвинить их в антиобщественной, а тем более антигосударственной деятельности нельзя. То, что они отказываются от переливания крови, – это их право. У нас в стране огромное количество людей отказывается от этой процедуры по этическим или медицинским соображениям, поскольку переливание крови часто бывает чревато последствиями. Кроме того, в соответствии со ст. 32 и ст. 33 Основ законодательства об охране здоровья граждан, переливание крови, как и любая иная операция, осуществляется только по добровольному согласию пациента. Это суверенное право любого пациента, независимо от его религиозных и иных убеждений. Другое дело, что остается проблема, когда родители, будучи законными представителями, принимают решение за детей. Но это уже проблема в большей степени этическая, чем правовая. Государство в лице должностных лиц и соответствующих органов (чего у нас на самом деле нет) должно убеждать данную религиозную организацию каким-то образом смягчить свои вероучительные доктрины в части переливания крови, хотя бы в отношении детей. Скажем, в ряде штатов США отдельные общины Свидетелей Иеговы значительно смягчили свои доктрины. А у нас: «Давайте запретим!» То, что их в Москве ликвидировали как юридическое лицо – вообще нонсенс. На сегодняшний день в России зарегистрировано около 400 общин. Причем это, как правило, достаточно большие общины глубоко верующих и преданных своей религиозной доктрине людей. Они что, после ликвидации разойдутся? Да ничего подобного! Государство загонит их в подполье, они будут существовать как религиозная группа без статуса юридического лица, и таким образом государство существенным образом ослабит всякий контроль над ними.

– В какой мере такие элементы иеговистского вероучения, как агрессивная эсхатология, уклонение от воинской службы, могут рассматриваться как экстремизм?

– В соответствии с вероучительной практикой последователи Свидетелей Иеговы не участвуют в политической деятельности. Опять же это право каждого гражданина, а не обязанность. Когда в стране реально не было альтернативной гражданской службы, но это право было гарантировано Конституцией РФ, они отказывались от призыва и по суду требовали альтернативной службы. Суды шли им навстречу. Сейчас, когда действует Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», часть молодых людей Свидетелей Иеговы ее проходят, а некоторые отказываются по убеждениям и их привлекают к юридической ответственности. Но это единицы на фоне общего количества уклонистов (около 20–30 тысяч за один призыв).

Иногда их обвиняют в навязчивости. В качестве примера можно привести дело, которое слушалось в Европейском суде по правам человека «Коккинакис против Греции». Власти Греции пытались обвинить Свидетелей в навязчивой манере миссионерской деятельности. Суд в своем решении сравнивал их с молочником, который рано утром обходит дома, звонит в двери и предлагает свой продукт. Также и проповедники имеют право приходить и говорить о своей вере. Другое дело, что любой гражданин сам решает, вступать ему в диалог с проповедником или закрыть перед ним дверь. Так решил Европейский суд по правам человека.

Эти и некоторые другие проявления можно квалифицировать как некий религиозный фундаментализм, но не экстремизм. Хотя ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» настолько расплывчато формулирует это понятие, что под него можно подвести все что угодно.

Если бы у нас был Госкомитет по делам религий, его сотрудники могли бы встретиться с лидером отечественных Свидетелей Иеговы Василием Калиным и обсудить претензии к этой организации со стороны государства. Но у нас такого госоргана, к сожалению, нет. Я не понимаю такую политику. С одной стороны, мы говорим о проявлениях религиозно мотивированного экстремизма и терроризма, а с другой – не существует ведомства, которое могло бы эти проявления предупреждать. Я не говорю про силовиков, у них другие методы работы. Государство должно научиться вести диалог с различными религиозными организациями, а не только с некоторыми из них, и при необходимости посылать сигналы в их адрес.

– Любой верующий убежден в исключительности своего вероучения, но Свидетели Иеговы проповедуют это с особой агрессивностью, запугивая людей концом света. Не вызывает ли такая проповедь повышения градуса напряженности в обществе?

– Вполне допускаю, что отдельные граждане кодируются в определенной степени этим нагнетаемым чувством тревожности и боязни. Это пограничный случай, грань, за которой уже может начинаться экстремизм. Задача государства и общества обозначить эту грань и своевременно реагировать на возможные опасности и угрозы.


Кто такие Свидетели Иеговы?

Организация Свидетели Иеговы возникла в 1870-х годах в США. Ее основатель Чарлз Рассел (1852–1916) вначале придерживался одного из течений кальвинизма, но в 1879 году отошел от него и создал кружок по изучению Библии. Основные положения вероучения Свидетелей Иеговы изложены в семитомном труде Рассела «Исследования Священного Писания».

Творцом и источником жизни согласно учению Рассела и его последователей является Бог Иегова. Все сущее Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух – это сила и власть Иеговы, участвовавшая в сотворении мира, которой Всевышний делится с Христом и ангелами.

Учение о скором пришествии Христа в иеговистской интерпретации превратилось в учение о близком конце света. Свидетели Иеговы предвещают скорый Армагеддон – священную войну Христа с сатаной, в результате которой все грешное человечество погибнет за исключением, разумеется, самих иеговистов. Иеговисты разделяют это событие на два этапа, утверждая, что первый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой мировой войны, а второй этап, когда Христос окончательно победит мир сатаны, скоро грядет. После этого Христос установит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, постигших истины Свидетелей Иеговы и воскрешенных после Армагеддона.

Религиозная организация Свидетелей Иеговы носит строго централизованный характер. Ее первичным звеном является собрание (община верующих), возглавляемое надзирателем (старейшиной). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-административным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, находящаяся в Бруклине (США).

Теги: