Имя Ллойда Джорджа Гиринга мало известно российским теологам. Между тем, на Западе, этот новозеландский теолог, в своё время, произвёл настоящий фурор, сравнимый разве что с "демифологизацией" Бультмана и "философией диалога" Мартина Бубера.

Ллойд Джордж Гиринг, не смотря на свой почтенный возраст, до сих пор радует читателя своими книгами, лекциями и выступлениями на конференциях. Жизненный путь и творчество этого теолога действительно достоины удивления и восхищения.
Ллойд Джордж Гиринг родился в Новой Зеландии в далёком 1918 году. Своё имя он, вероятно, получил в честь известного британского политика, бывшего в то время премьер-министром Империи. С детства Ллойд Гиринг воспитывался в строгом пуританском духе и вместе с родителями посещал богослужения  Пресвитерианской Церкви. В то время его привлекало не богословие, а математика. Он окончил Университет Отаго, старейшее учебное заведение Новой Зеландии, получил степень Доктора математики и должность профессора в том же университете.

Начиная с середины 50-х годов, в его жизни произошёл крутой переворот, он стал пастором в Пресвитерианской Церкви и окончил семинарию. Постепенно, Гиринг отошёл от преподавания математики и полностью перешёл  к служению. В 1967 году он напечатал небольшую статью в местной пресвитерианской газете, которая вызвала открытое возмущение(а у некоторых и скрытое восхищение) в пресвитерианских кругах. Пастора обвинили в ереси и призвали к церковному суду. В это же время вышла первая теологическая монография Гиринга под названием "Бог в новом мире" God in the New World (1968). Книга была посвящена проблемным вопросам христианской теологии. Автор утверждал, что останки Иисуса из Назарета до сих пор лежат где-то в Палестине, а христианские теологи не верно интерпретируют Воскресение Христа, как реанимацию мёрвого тела. Бога, по мнению пресвитерианского служителя, больше нельзя представлять как сверхъестественное небесное Существо, управляющее человечеством, это анахронизм, христианство нуждается в переосмыслении всех основополагающих догматов. На суде Гиринг очень активно выступал в защиту своей позиции, заседания проходили на протяжении пяти лет. В итоге, церковный суд пресвитерианской Церкви оправдал самого пастора-еретика, но его сочинения объявил "сомнительными" и "подлежащими пересмотру и анализу".

После этих событий Гиринг становится всемирно известным и признанным либеральным теологом, одна за другой выходят его монографии:

Such Is Life!: A Close Encounter With Ecclesiastes (2010)

Coming Back to Earth: From gods to God to Gaia (2009)

In Praise of the Secular (2007)

Is Christianity Going Anywhere? (2004)

Wrestling with God: The Story of My Life (2006)

The Greening of Christianity (2005)

Christianity without God (2002)

The World to Come: From Christian Past to Global Future (1999)

Tomorrow's God: How We Create our Worlds (1996)

In the World Today (1988)

The World of Relation: An Introduction to Martin Buber's I and Thou (1983)

Faith's New Age: A Perspective on Contemporary Religious Change (1980)

Resurrection - A Symbol of Hope (1971)

God in the New World (1968)


Гиринг подверг феномен религии и религиозности тщательному изучению и анализу. Он приходит к выводу, что религия является неизбежным и неистребимым спутником человека разумного на протяжении всей истории. Это означает, что со временем, религия будет менят свои формы. В книге "Христианство без Бога" Гиринг пишет:

"Люди проявляют себя религиозными всегда, когда серьёзно относятся к вопросам человеческого существования и  пытаются дать ответ на то, что является для них высшей ценностью. Подлинно не-религиозен тот человек, который считает своё существование бессмысленным и бесполезным, ибо в конечном счете, религиозный феномен возникает из человеческого опыта, из того как мы размышляем о фундаментальной природе человеческого существования.
За редкими исключениями, все люди, во все времена, пытались дать ответы на вопросы, которые ставит наша жизнь. Они пытались творить из неё что-то. Они смотрели на содержание жизни и её значение.Они жили надеждой на некую полноту. По этим причинам , в прошлом, человечество было полностью религиозным. И нет никаких оснований для предположения о том,что в будущем человечество расстанется с религией. И это несмотря на то, что всё большее число людей, недовольно религиозными формами прошлого, которые стали непригодными для новой эпохи".

Сегодня, Гиринг является подлинным кумиром для нового поколения либеральных теологов. За свои заслуги(а он не просто просиживает свою профессорскую должность в Университете королевы Виктории, но реально занимается благотворительностью и экологическими проектами), Гиринг был удостоен Ордена Британской Империи. Также, он до сих пор принимает активное участие в деятельности Семинара по Иисусу и религиоведческого общества Sea of Faith.
Для более подробного ознакомления с биографией и творчеством Гиринга советую посмотреть фильм "Последний еретик Запада"(The Last Western Heretic), который был снят к 90-летию великого теолога. Фильм можно посмотреть здесь( на английском языке).

Nikkonov.livejournal.com

Теги: