Украинское православие раскалывается по национальному признаку

События вокруг присоединения Крыма к России могут иметь серьезные последствия для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП), оказавшейся меж двух огней: церковного начальства в Москве и проукраински настроенных верующих. На оперативно созванном 19 марта с.г. заседании Священного Синода РПЦ, судя по выложенным на сайте Московского Патриархата фотографиям, отсутствовал Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский), ранее обращавшийся к Патриарху Кириллу с просьбой «возвысить голос о сохранении целостности территории Украинского государства» и получивший на это весьма обтекаемый ответ. Правда, и сам Патриарх 18 марта отсутствовал на церемонии подписания договора о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

Высказывания иерархов УПЦ МП рангом пониже, выплеснувшиеся в публичное пространство, поражают своей резкостью и бескомпромиссностью. 19 марта митрополит Черкасский Софроний (Дмитрук) назвал в видеообращении Владимира Путина «бандитом, пославшим сюда, на наших земляков, войска», добавив там же и про главу РПЦ: «Они вместе предали православных людей в Украине». Митрополит Софроний хорошо известен как сторонник автокефалии УПЦ МП, в пользу которой он публично выступал еще в 2011 году.

В тот же день пресс-служба Симферопольской и Крымской митрополии выступила с обвинением одного из местных священников православного Киевского Патриархата «в призывах к военнослужащим о применении оружия и братоубийству». Однако это можно отнести и к более раннему заявлению митрополита Белоцерковского «промосковской» УПЦ МП Августина (Маркевича): «Как «военный» митрополит и за обязанностью, и по убеждению однозначно благословляю наше войско на защиту Родины… Ни за что не стал бы благословлять украинских военнослужащих сдавать оружие». 29 марта, cогласно сообщению на сайте пресс-службы УПЦ МП, «по благословению митрополита Онуфрия состоялась совместная акция Киевской, Бориспольской и Херсонской епархий по духовной поддержке пограничных войск Украины». В поездке, сопровождавшейся  совершением на блок-постах на границе с Крымом молебнов Георгию Победоносцу, приняли участие архиепископ Херсонский Иоанн (Сиопко), секретари Киевской и Бориспольской епархий протоиереи Виктор Иващук и Константин Пилипчук.

Закономерным следствием охлаждения к Москве в поддержавших майдан регионах Украины стало непоминовение Патриарха Московского и всея Руси на литургии в храмах УПЦ МП. О том, что к нему поступают вопросы от священнослужителей с мест по поводу допустимости не поминать Патриарха, упомянул 1 марта в эфире HromadskeTV председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. «А я ответил – вы знаете, это уже не принципиально», – добавил священнослужитель. С тех пор, судя по всему, «движение непоминающих» набрало размах. Как сообщалось 22 марта в репортаже украинского телеканала «1+1», «раньше Патриарха Кирилла не упоминали лишь в Западной Украине, однако с начала украинской революции волна недовольства в УПЦ МП дошла до Винницкой области, там тоже за него уже не молятся». Ранее в соцсетях появлялись утверждения, что Московского Патриарха прекратили поминать, например, в кафедральном соборе Херсона.

«Я не представляю, как теперь можно сохранить единство Церкви», – заявил «НГР» директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара. По его мнению, УПЦ МП «уполовинится» в ходе последующих событий, многие из ее архиереев со своими епархиями перейдут в национальную поместную Церковь, которая может быть создана на Всеправославном Соборе 2016 года или подготовительных совещаниях к нему в ближайшие год-два. В эту Церковь, говорит Окара, вольются и Украинская Автономная Православная Церковь, и Киевский Патриархат, и многие украинские греко-католики. Ведь одним из мотивов Брестской унии с Римом 1596 года стал страх украинских епископов перед заявлением Константинопольского Патриарха Иеремии II Траноса о том, что он готов навсегда остаться в Москве, и тем самым Киевская митрополия перешла бы в подчинение Московского царства.

Украинский публицист Дмитрий Скворцов связывает единство УПЦ МП с тем, какая из сторон в ее верхах в итоге окажется победителем – сторонники или противники автокефалии и соответственно сторонники или противники России. «Не секрет, что на автокефализацию УПЦ (то есть на отделение ее от Московского Патриархата) работает «команда митрополита Владимира» (как она сама себя называет), – сообщил «НГР» Скворцов. – Это секретариат Киевской митрополии, главы некоторых синодальных отделов, немалая (хотя и не влиятельная) часть епископата УПЦ и – главное оружие – весь информационный аппарат УПЦ (всевозможные СМИ, «говорящие головы», пресс-служба Предстоятеля УПЦ). Эта команда – идеологические оппоненты нынешнего реального руководства УПЦ МП, местоблюстителя Киевской кафедры митрополита Онуфрия и влиятельнейших членов Синода». Напомним, митрополит Онуфрий в 1992 году был одним из наиболее заметных борцов с митрополитом Филаретом (Денисенко), пытавшимся оторвать УПЦ МП от Москвы. «Нейтрализовать автокефалистов вполне им по силам», – оценивает Скворцов ресурс митрополита Онуфрия и пророссийских архиереев, прежде всего митрополитов Одесского Агафангела (Саввина) и Вышгородского Павла (Лебедя). Однако важной остается позиция в этом вопросе украинских властей, СМИ и формирований майдана. «С 1 марта они прекратили ломать Церковь через колено, угрожать захватами храмов и монастырей только потому, что боятся дать Путину лишний козырь в этой взрывоопасной ситуации», – считает украинский публицист. Все зависит от дальнейшего развития политической ситуации в Украине.

Отдельный вопрос – судьба трех крымских епархий УПЦ МП, оказавшихся 18 марта с.г. на территории России. Синод РПЦ принял по этому поводу следующую резолюцию: «Подчеркнуть, что Крым был и остается неотъемлемой частью нашей единой и многонациональной Церкви». Более точно определить их статус РПЦ еще предстоит. Как считает Андрей Окара, мнение членов Синода еще будет откорректировано в Кремле, но оба варианта развития событий в итоге окажутся невыгодны РПЦ. «Если их (крымские епархии. – «НГР») перевести в состав РПЦ, – говорит политолог, – это будет означать, что Церковь благословила аннексию Крыма». Если крымские епархии останутся в составе УПЦ МП, то тут, по мнению Окары, возникает интересный прецедент. В действующем Уставе УПЦ МП выражена, хотя и неявно, установка, что ее епархии могут находиться лишь на территории Украины (гл. VII, п. 3). «Если же теперь Чистый переулок вместе с Кремлем считают Крым территорией России, это означает, что УПЦ МП может иметь приходы и епархии за пределами Украины, – считает Окара. – Очень многие православные приходы, из которых возможно образование епархий, в дальнем зарубежье, где много украинских иммигрантов, – в Италии, Испании, Португалии – сейчас смогут перейти в УПЦ МП. Это будет подрыв влияния РПЦ за пределами бывшего Советского Союза». Кроме того, в УПЦ МП могут начать уходить и «несогласные» российские священники со своей паствой, ранее искавшие прибежища в РПЦЗ, – такая возможность исчезла после ее объединения с РПЦ в 2007 году – или в разных «истинно-православных» Церквах. 

Последний вариант из-за спорной каноничности и малого числа храмов был совсем уж маргинальным, практически равнозначным уходу в катакомбы, и именно это обеспечивало монополию РПЦ среди православных верующих России. Сейчас же ситуация может радикально измениться, ведь церковный авторитет Киева вполне сопоставим с Москвой из-за более древней истории кафедры в Матери городов русских.

В крымском вопросе есть еще один аспект. Сгущаются тучи над митрополитом Симферопольским Лазарем (Швецом), несмотря на то, что он всегда, кажется, занимал пророссийскую позицию. «Я слушал некоторые выступления митрополита Лазаря на помпезных мероприятиях, посвященных русскому единству, – рассказал «НГР» Дмитрий Скворцов, – судя по его словам, более русского архипастыря не сыщешь». Тем не менее публицист недавно сообщил украинским СМИ, что паства «может обратиться к руководству УПЦ с убедительной просьбой убрать с Симферопольской кафедры митрополита Лазаря», а в случае отказа «проситься под непосредственный омофор Патриарха Московского», так как «пока Русская Церковь… в Тавриде будет оставаться не вполне русской, то и сам полуостров будет оставаться в некоторой степени украинским». Дело, пояснил далее Скворцов, в происхождении нынешнего симферопольского архиерея: «Известны случаи снятия русских священников с приходов. Их заменяли земляки Лазаря из Тернопольской области».

На такую кадровую политику митрополита Лазаря еще в июле 2007 года жаловался Патриарху Алексию II Союз русских православных верующих Крыма: «Русских священников отодвигают на второй план, а их места в соборах и церквах занимают священники с Западной Украины». «Как могут священники-украинцы отстаивать интересы Русской Православной Церкви в Крыму?» – говорилось в том обращении. О «русских людях, оказавшихся не по своей вине за пределами российского государства и брошенных демократами» два года назад говорил митрополит Одесский Агафангел (Саввин). Одним словом, к требованию своей национальной во всех смыслах этого слова Церкви вслед за украинцами перешли и проживавшие в этой стране русские православные верующие. «Русская весна», как принято называть прокатившиеся в ответ на евромайдан протесты на юго-востоке страны, пришла и в Украинскую Церковь. Кое-кто из духовенства и сам уже выходит на баррикады, например протоиерей Олег Трофимов, выступивший 5 марта на митинге в Северодонецке со словами: «Я русский человек, и здесь Святая Русь!» Далее, правда, как сообщила пресс-служба Северодонецкой епархии УПЦ МП, священник «был вызван в епархиальное управление, ему было сделано замечание». Вскоре Трофимов бежал с семьей в Россию, а пресс-служба епархии начала уверять, что он «не является и не являлся руководителем ни одного из епархиальных отделов». Хотя еще в прошлом году он упоминался на сайте Синодального отдела по делам молодежи УПЦ МП как глава одноименного епархиального отдела.

УПЦ МП, так же как и руководство РПЦ, оказалась в двусмысленном положении, когда надо одновременно и демонстрировать корпоративное единство, и выражать прямо противоположные патриотические чувства. Чувствуется, что и среди «князей Церкви» нет четкого понимания того, какой должна быть стратегия во время крушения национальных границ и нарастания конфронтации. Возможно, больше определенности будет тогда, когда обретет более стабильную конфигурацию политическая система Украины.

 

Ng.ru

Теги: