Русский книжник и путешественник середины 17 века Арсений Суханов устроил в Румынии (Валахии) «Прение о вере» с греками и изложил им свою версию крещения князя Владимира:

«Сослан был от Нерона царя римского в заточение Климент папа Римский в Корсунь, еже ныне зовется Крым. Климент папа – ученик Петра апостола и поставлен бысть им в Риме. И великий князь Владимер крестился в Корсуни от тех християн, которыя от Климента крещенны; и мощи Климентовы ис Корсуни взял Владимер к себе в Киев и митрополита и весь освященныи чин. И мы как прияли веру и крещение от апостола Андрея, так и держим. А вы, греки, апостольского правила не храните: И посему знатно, что мы крещение от апостол прияли, а не от вас греков».

Вроде бы с той поры никто больше не отрицал роль греков в обращении и крещении князя Владимира.

Но 28 июля 2014 года в день св. Владимира наш Патриарх Кирилл неожиданно воскресил версию крещения князя Владимира без греков:

«князь Владимир, как и апостол Павел, воспринял евангельскую весть не от человеков, а через откровение Иисуса Христа…. Вспоминая память великого князя, который принял откровение Иисуса Христа».
https://www.patriarchia.ru/db/text/3697740.html

Это неожиданно, поскольку практически все источники отдают должное миссионерам-посредникам.

«Повесть временных лет» (точнее, «Корсунская ленегда») говорит об участии людей в обращении кн. Владимира так:

«По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: "Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего". Услышав это, Владимир сказал: "Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский". И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: "Теперь узнал я истинного Бога". Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата - за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут. Когда же Владимира крестили и научили его вере христианской, сказали ему так…".

Как видим, греческий епископ и оглашал и крестил киевского князя и наставлял его в новой вере. И чудо исцеления (в источниках два варианта: князь или ослеп или просто тяжело заболел) и слышание ангельско-евангельской вести и Откровения не одно и то же.

Двумя годами раньше событий в Крыму греческий философ проповедовал киевскому князю: «Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего…». Так что мне за христианских философов обидно…

Источники, современные князю Владимиру, уделяли достойное место и миссионерской ревности его жены – греческой царевны Анны (потом ее роль стал забываться) (см. Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. Спб., 2008, с.99).

«Пространное Житие» как и «Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха говорят, что поход на Корсунь был связан с жаждой обрести человека-наставника: «Сице да створю, приду в землю их и полоню град их и обрящу учителя».

Исландские саги говорили, что Олаф Трюгвасон девять лет служил в новгородской дружине киевского князя Владимира. Однажды во сне ему было откровение: "Небесный голос призвал его для познания истинного Бога отправиться в Византик". Он отправляется в Грецию, получает там знамение креста (prima signatio) от греческого епископа Павла, которого он просит отправиться с ним, дабы крестить язычников-русских. Епископ, "великий друг Божий," согласился, но просил Олава ехать вперед и уговорить правительство конунга Вальдамара разрешить ему насаждать в Гардарики христианство. Вальдамар сначала решительно воспротивился изменить вере отцов. Но жена Вальдамара вняла истине и переубедила его. Умирающая старуха-мать Вальдамара предсказала, что Олав окончательно обратит Вальдамара в христианство.

И все же наиболее ранние тексты «владимирова цикла» говорят очень близко к тому, что сказал патриарх Кирилл. Это иларионово «Слово о законе и благодати» и несторово «Чтение о Борисе и Глебе»

В последнем князь Владимир сравнивается с Плакидой-Евстафием. И как Плакиде явившийся Христос повелел креститься, «тако же и сему Владимеру явление Божие быти ему христианином сотвори». https://litopys.org.ua/buhos/bu22.htm

В «Слове» же сказано – «Как твое сердце отверзлось, как вошел в тебя страх Божий, как проникся ты любовью к Нему? Не видел апостола, который пришел (бы) в землю твою. Не видел, (как) беса изгоняют именем Иисуса Христа, как болящие выздоравливают, немые говорят, огонь в холод претворяется , мертвые встают - всего этого не видев, как же уверовал? Чудо дивное! Другие цари и властелины, видев, как все это совершается святыми мужами, не веровали, но, более того, на муки и страдания предавали их. Ты же, о блаженный, без всего этого притек ко Христу, только через благое размышление и остроумие уразумев, что Един есть Бог».

Почему же тексты середины 11 века молчат о греческих учителях Владимира?

Потому что это
а) время жесткого давления Киева на Кпль: "Военные приготовления Киева времен императора Михаила 4 должны быть в связь с установлением в Киеве в 1037году митрополии. Вопрос этот, очевидно был решен в Византии после недвусмысленных угроз Ярослава и Мстислава военными действиями против Империи. Может быть именно в этой связи нужно искать объяснения нашествию печенегов на Киев - обычном средстве византийской политики к удержанию северных варваров" (Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913, с. 107).
б) время военного византийско-русского конфликта 1043-1046 годов и
в) время церковного конфликта с греками, пиком которого стало в 1051 году поставление киевского митрополита из "русин" Собором русских епископов независимо от Константинополя.

«Слово» носит отчетливо антигреческий характер.
«Слово написано Иларионом в 1050 году, т.е. накануне его поставления киевским митрополитом. Во время создания этого произведения Иларион уже знал как о своем будущем назначении, так и о негативной реакции на него греческой стороны, что нашло свое непосредственное отражение в Слове» (Темчин С. Ю. О реакции Константинополя на поставление Киевского митрополита Илариона // Именослов. История языка, история культуры. Спб., 2010, с. 186.)

(Интересно, что в «Чтении» о князе Владимире как язычнике говорится «бе эллин верою» в значении «язычник»).

Иларион все же был отстранен от митрополичьего престола всего через четыре года. И «Повесть временных лет» уже писалась под явным греческим контролем.

На эти тонкости можно было бы не обратить внимания. Но в нашей византийской культуре именно в деталях, тонкостях, умолчаниях и в складках одежд зачастую прячется (точнее – через них является) нечто значимое.

Проведение прямой связи между национальной Церковью и апостолами в церковной истории есть обычный способ дистанцирования от метрополии, от имперско-церковного центра. Ну как подросток говорит матери: «Я сам!». Это обоснование отрыва и разрыва.
Вот поэтому и запнула меня эта особенность проповеди нашего Патриарха.

В то время как светская пресса бодренько говорит «нам санкции не страшны, мы сами насолим Америке!», не есть ли это игнорирование греков подготовка к возможным «церковным санкциям»?

Возможно, в патриархии знают о растущей решимости Константинополя вмешаться в украинский церковный вопрос. Обоснование этого вмешательства вполне ясно: Кпль в 17 веке передавал Московскому патриарху лишь временное местоблюстительство над своей киевской митрополией (при условии, что там будет по прежнему возноситься имя Кпльского патриарха).

Последствия такого вмешательства также вполне очевидны: наш разрыв с греческими церквами. Раскол. Естественно, каждая из сторон спора будет считать себя абсолютно-православной. И московской стороне опять пригодится опыт мимо-греческого осмысления своего православия. Мол, не вы нас крестили и учили.

Так что двукратный акцент патриарха Кирилла на отдельном русском откровении может означать решимость к конфликту и разрыву с греками и начало подготовки соответствующего «общественного мнения».


***
Кстати, св. князь Владимир сделал именно то, что и нынешний президент Владимир: вторгся в Крым, нарушив предыдущие договоры. В договоре князя Игоря с Византией от 944 года есть статья "О корсунской стране". Она запрещает руси под каким-либо предлогом воевать на территории Крыма.

Diak-kuraev.livejournal.com

Теги: