Итак, «слив Новороссии», о котором испуганные сторонники российско-советской империи заговорили еще осенью прошлого года, с появлением «Минска-1», завершился. Кремль, снабжавший и питавший сепаратистов Донбасса, теперь прилагает усилия по их возвращению в Украину. Этот процесс совпадает с закономерным наступлением в российском обществе усталости от украинской темы, прощальным всплеском которой был минувшей весной сонно-риторический мем: «Ну че там у хохлов?» Тема себя исчерпала, и «слив Новороссии» не грозит «вялотекущей» популярности Путина, намертво застывшей возле отметки «86 процентов». Тем более экономическая ситуация в России как-то стабилизировалась, и обыватель вновь может вернуться к заботам о хлебе насущном. Так что у Украины есть шанс вздохнуть спокойно: к отработанному пропагандистскому сырью в Москве не возвращаются, как минимум, несколько лет.

Кремль нередко балансировал во время всей этой «новоросской весны» на грани большой войны и большой крови, которая бросала вызов самим основам национального и государственного бытия. Над психикой россиян был поставлен грандиозный эксперимент, и он принес немало жертв. В том числе - физических: на Донбасс пошли добровольцами, а иногда и были «откомандированы» тысячи граждан России. Сотни из них погибли. Тотальный цинизм «гибридной войны» стал очевиден летом прошлого года, особенно после августовского наступления, давшегося большой кровью. Москва отреклась от героев «священной войны», которых пропаганда звала на Донбасс под разными духовными лозунгами - в частности, под лозунгом защиты Святой Руси от антихристова Запада. Москва не признала ни одного погибшего на Донбассе героем России, более того - задним числом уволила из вооруженных сил тех из погибших, кто оказался на востоке Украины по долгу службы. Священные войны так подло не ведутся - подло не по отношению к противнику, а по отношению к своему собственному солдату. Впрочем, подлость как основа «освободительной миссии» была заявлена еще в Крыму, где пресловутые «зеленые человечки» поснимали с себя все знаки отличия и пытались выдавать себя то ли за «ополчение Крыма», то ли за инопланетян. Ведь не просто так русскому солдату стало стыдно продемонстрировать, что он русский солдат!

Подлость обычно бывает мелкой, это ее характерная черта. Пока отдельные романтики-добровольцы проливали кровь и отдавали жизни за «Русский мир», за «Русь святую» и еще какие-то лозунги, сформулированные в московских пиар-лабораториях, первые лица Российской Федерации задорно троллили мировое общественное мнение. Непонятно, как теперь, после «закрытия проекта», трактовать все эти повествования о десантниках-«отпускниках», дружно отправившихся в степь донецкую и так же дружно заблудившихся в районе государственной границы с незаконным пересечением оной, о современных зенитно-ракетных комплексах, десятками «отобранных» ополченцами у украинской армии, на вооружении которой такие комплексы даже не состоят, о «военторгах»... С сарказмом или со слезами? Неловкость подобных попыток «самооправдания» со стороны российского лидера свидетельствует, скорее, не о попытках самооправдания, а о том самом троллинге, обесценивающем все происходящее. Война велась на российском телеэкране как бы понарошку, но смерти она приносила самые настоящие, не мультипликационные…

В отличие от Украины, которая чествует своих героев на этой войне, в России предпочитают отрицать их существование. Согласитесь, это не добавляет мотивации российским солдатам сражаться «за Русь Святую» в будущем. Господствующая в РФ Церковь, которая, как известно, «всегда была со своим народом», также осталась холодна к трагедии этой, статистически незначительной, части народа. Видимо, процитированную выше формулировку, которая часто звучит из уст Патриархов (и тут Кирилл мало чем отличается от Алексия II), следует относить только ко всему народу в целом, но никак не к отдельным его представителям или группам, особенно - обиженным. В конце концов, несмотря на все туманные намеки Кирилла, прямо РПЦ МП своих чад воевать на Донбассе не благословляла, так что и замечать погибших там не обязана - не ее епархия. «Герои Новороссии», как и сама «Новороссия», оказались «бесхозными» - как в государственном, так и в религиозном отношении. Ничего не скажешь: «апофеоз войны». И хорошая прививка против новых попыток «собирания русских земель». Конечно, всегда можно найти людей подневольных или нанять наемников (кстати, не исключено, что со временем в России начнутся суды против отдельных «добровольцев» по статье УК «Наемничество»), но людей героических, романтиков на новую войну уже на найдешь - трагикомический пример «Новороссии» будет стоять перед глазами.

В довольно дурацком положении оказались и немногочисленные идеологи «Новороссии», пытавшиеся от имени РПЦ МП придать этой территории статус «аванпоста Святой Руси». Они всегда бежали несколько впереди паровоза, даже в разгар пропагандистской истерии в России весной-летом прошлого года. Паровозом в данном случае выступал Патриарх Кирилл (Гундяев), который шел хоть и параллельным курсом, но в иной колее, чем Кремль. Идеологам приходилось отлавливать отдельные его «проговорки» и раздувать их до вселенских масштабов. Но достаточно напомнить, что Кирилл даже не согласился «аннексировать» епархии Крыма, оставив их в УПЦ МП, несмотря на настойчивость в этом вопросе Кремля. Видимо, ставка идеологами делалась на то, что Церковь в российской конструкции власти глубоко вторична, и все равно сделает все, что прикажет ей Кремль. А линия Кремля оказалась неожиданно гибкой, и догматически мыслящим идеологам, изъясняющимся на языке лозунгов, не удалось вовремя уловить всех ее изгибов. И вот, вместе с «Новороссией», они сдаются в архив.

Но и сама Московская патриархия, как бы осторожно она себя ни вела в 2014 году, осталась в серьезном проиграше от этой войны. Более того - похоже, она и есть главный проигравший. С одной стороны, несогласие по вопросу о крымских епархиях не укрепляет доверия между Чистым переулком и Кремлем, в отношениях Кирилла Гундяева и Владимира Путина все больше отчуждения. А ведь считалось, что именно их союз (?) «спасет Россию». С другой стороны, промосковская риторика навсегда вытеснена из украинского политического мейнстрима и стала уделом небольших групп, не претендующих на серьезное влияние в Киеве. Это касается и УПЦ МП, для которой разрыв с Москвой становится вопросом выживания на фоне значительного укрепления Киевского патриархата и его воссоединения с УАПЦ. Среди епископов УПЦ МП уже никто (включая Одесского и Донецкого митрополитов) не решается выступать в промосковском духе, как это было принято еще год назад. Если выясняется, что сам предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий, по всем признакам симпатизирующий Москве, благословляет своим священникам и даже епископам не поминать за богослужениями Патриарха Московского, то «каноническая автокефалия» Украинской Церкви не за горами.

В общем, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Или, как говорят некоторые ученые, объективный исторический процесс не остановить. И, главное, не надо больше крови - а «слив Новороссии» это и есть отказ от дальнейшего кровопролития.

Рortal-credo.ru

Теги: